Адаптированная программа по чтению.5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)

Черемных Светлана Минаманехровна

Адаптированная программа по чтению 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_po_chteniyu.5_klass.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

                    АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

                                             8 ВИДА

                                   Чтение

                                                    Пояснительная записка

       Рабочая программа по предмету Чтение составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации»,  Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:  5-9 классы, 1 сборник/под редакцией И.М Бгажноковой  (раздел «Чтение», авторы: А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова, С.Ю.Ильина, Э.В.Якубовская – М: «Просвещение», 2010г. (4-ое издание, исправленное и дополненное).

 Актуальность программы

       Адаптированная программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Она направлена на развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий  достичь уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.

      Содержание обучения программы имеет практическую направленность, т.к.  школа должна подготовить своих учеников  к включению в жизнь, в трудовую деятельность.

      В программе принцип коррекционной направленности является ведущим. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений, на коррекцию личности в целом.

      Обучение учащихся с интеллектуальными нарушениями носит воспитывающий характер. При отборе адаптированного программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в   целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

       На уроках чтения в 5 классе продолжается формирование  техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.

       Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями трудно воспринимают биографические данные писателей, биографию писателей они часто соотносят  с биографией героев  произведений. В исторических произведениях обучающиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

         На уроках чтения  уделяется большое внимание развитию речи и мышлению.  Ученики  учатся отвечать на поставленные вопросы,  передавать содержание прочитанного,  пересказывать основные события,  называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику,  оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Цели и задачи:

  • овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения
  • произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
  • научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
  • быть социально адаптированными в плане общего развития.

Основные направления коррекционной работы: коррекция познавательной деятельности учащихся; коррекция и развитие наглядно-образного мышления; развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приёмы запоминания и припоминания; коррекция внимания; развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.    

Место предмета в учебном плане

    В учебном плане предмет «Чтение» относится к общеобразовательной области «Язык  и  речь». Рабочая программа по предмету «Чтение» в соответствии с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида рассчитана на 34 учебные недели:

Содержание предмета

Устное народное творчество 11 часов

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки.

Сказки 11 часов

«Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери», А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,  Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Картины родной природы.

Лето 8 часов

Г.Скребицкий «Июнь», И.Суриков «Ярко светит лето», А.Платонов «Июльская гроза», АПрокофьев «Берёзка», Ю.Гордиенко «Вот и клонится лето к закату».

Осень 11 часов

По Г.Скребицкому «Сентябрь», по И.Соколову – Микитову «Золотая осень», К.Бальмонт «Осень», по Г.Скребицкому «Добро пожаловать», по В.Астафьеву «Осенние грусти», И.Бунин «Первый снег»

О друзьях-товарищах 14 часов

Ю.Яковлев «Колючка», Ю.Яковлев «Рыцарь Вася»,Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», В.Медведев «Фосфорический мальчик», Л.Воронкова «Дорогой подарок», Я.Аким «Твой друг»

Басни И.А.Крылова 4 часа

«Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет»

Спешите делать добро 13 часов

Н.Хмелик «Будущий олимпиец»  О.Бондарчук «Слепой домик» В.Осеева «Бабка» А.Платонов «Сухой хлеб» В.Распутин «Люся» В.Брюсов «Труд» Р.Рождественский «Огромное небо»

Картины родной природы

Зима 10 часов

Ф.Тютчев «Зима», Г.Скребицкий «Декабрь», К.Бальмонт «Кзиме», Г.Скребицкий «Всяк по-своему», С.Есенин «Поёт зима-аукает…», А.С.Пушкин «Зимняя дорога»

Весна 18 часов

Г.Скребицкий «Март», А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы», А.Толстой «Весенние ручьи», А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…»,  А.Блок «Ворона», Е.Серова «Подснежник», И.Соколов-Микитов «Весна»,  И.Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном,,,», С.Есенин «Черёмуха»,  Я.Аким «Весна, весною, о весне»

О животных 15 часов

Н.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»,  А.Толстой «Желтухин», К.Паустовский «Кот Ворюга»,  Б.Житков «Про обезьянку», Э.Асадов «Дачники», Ф.Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны», С.Михалков «Будь Человеком»

Из прошлого нашего народа 9 часов

По О.Тихомирову «На поле Куликовом», По С.Алексееву «Рассказы о войне 1812 года», Н.Некрасов. Отрывки из поэмы «Мороз Красный Нос»,  А.Куприн «Белый пудель», по Л.Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!», Ю.Коринец «У могилы неизвестного солдата»

Из произведений зарубежных писателей  9 часов

В.Гюго «Гаврош»,  М.Твен «Приключения Тома Сойера», С.Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»., Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Формы организации учебного предмета

       Образовательный процесс организован в форме классно-урочной системы.

Виды и формы контроля

       Динамика развития учащихся осуществляется в ходе стартового текущего, промежуточного и итогового контроля в следующих формах: самостоятельные работы, тестирование, проверка техники чтения.  Промежуточная и итоговая аттестации проводятся в форме оценивания по четвертям.  Контрольные работы проходят в виде проверки техники чтения в конце каждой четверти. Тексты контрольно-измерительных материалов подбираются  в соответствии с психофизическими особенностями каждого учащегося.                                                                                                                       Основные требования к знаниям и умениям                                                                            1  уровень: читать вслух правильно, целым словом; про себя доступные по содержанию тексты и  отвечать на вопросы; давать оценку поступкам действующих лиц; пересказывать текст по плану; знать наизусть не менее 8-10 стихотворений (объём не менее 10 строк).                                                                 2 уровень: правильно читать вслух доступные тексты целым словом и по слогам; отвечать на вопросы по содержанию; пересказывать близко к тексту отдельные части произведения; выражать своё отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме; учить стихотворения наизусть (объём текста и количество стихотворений с учётом  особенностей учеников).

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Кор-ка

Устное народное творчество.

1

Считалки. Заклички-поговорки. Потешки

1

1.09

2

Пословицы и поговорки. Загадки

1

2.09

3

Никита Кожемяка. Русская сказка

1

6.09

4

Как наказали медведя. Тафаларская сказка

Золотые руки. Башкирская сказка

1

7.09

5

Золотые руки. Башкирская сказка

1

8.09

6

Морозко. Русская сказка

1

9.09

7

Два мороза. Русская сказка.

1

13.09

8

Три дочери. Татарская сказка

1

14.09

9-12

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (Отрывки) А. Пушкин

4

15.09

16.09

20.09

21.09

13-17

Серая шейка. По Д. Мамину -Сибиряку

5

22.09

23.09

27.09

28.09

29.09

18

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

1

30.09

19

Вн.чтение  Русские народные сказки.

1

4.10

20

Картины русской природы

Июнь. Г. Скребицкий

1

5.10

21

«Ярко солнце светит...» И. Платонов

1

6.10

22-25

Июльская гроза. А. Платонов

4

7.10

11.10

12.10

13.10

26

Березка. А. Прокофьев

1

14.10

27

«Вот и клонится лето к закату...» Ю Гордиенко

1

18.10

28

Сентябрь. По Г. Скребицкому

1

19.10

29-30

Золотая осень. По И. Соколову-Микитову

2

20.10

21.10

31

Осень. К. Бальмонт

1

25.10

32

Добро пожаловать. По Г.Скребицкому.

1

26.10

33

Осенние грусти... По В. Астафьеву

1

27.10

34

Первый снег. И. Бунин

1

28.10

35

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы»

1

8.11

36

Внеклассное чтение. Г.А.Скребицкий «Лесной голосок», «Догадливая синичка», «Воришка», «Заботливая мамаша»

1

9.11

37-38

О друзьях товарищах

Колючка. Ю. Яковлев

2

10.11

11.11

39-40

Рыцарь Вася. Ю. Яковлев

2

15.11

16.11

41-42

Витя Малеев в школе и дома. Н. Носов

2

17.11

18.11

43-44

«Фосфорический» мальчик. В. Медведев

2

22.11

23.11

45-47

Дорогой подарок. Л. Воронкова

3

24.11

25.11

29.11

48

Твой друг. Я.Аким.

1

30.11

49

Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах».

1

1.12

50

Внеклассное чтение. А.М.Волков «Волшебник изумрудного города».

1

2.12

51

Басни И.А.Крылов

Ворона и лисица.

1

6.12

52

И.Крылов. Щука и кот.

1

7.12

53

И.Крылов. Квартет.

1

8.12

54-55

Спешите делать добро

Будущий олимпиец. Н. Хмелик

2

9.12

13.12

56

Слепой домик. О. Бондарчук

1

14.12

57-60

Бабка. В. Осеева

4

15.12

16.12

20.12

21.12

61-62

Сухой хлеб. А. Платонов

2

22.12

23.12

63

Люся. В Распутин

1

10.01

64

Труд. В Брюсов

1

11.01

65

Огромное небо. Р. Рождественский

1

12.01

66

Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»

1

13.01

67

Внеклассное чтение. В.А.Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».

1

17.01

68

Картины родной природы.

Зима. Ф. Тютчев

1

18.01

69

Декабрь. Г. Скребицкий.

1

19.01

70

К зиме. К. Бальмонт

1

20.01

71-72

Всяк по-своему. Г.Скребицкий.

2

24.01

25.01

73

«Поет зима аукает...» С. Есинин

1

26.01

74

Береза. С.Есенин.

1

27.01

75

Зимняя дорога. А.Пушкин

1

31.01

76

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы».

1

1.02

77

Внеклассное чтение. М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».

1

2.02

78

Март. Г. Скребицкий

1

3.02

79

Вот уж снег последний в поле тает. А.Толстой.

1

7.02

80

От первых проталин до первой грозы. Г. Скребицкий

1

8.02

81

Весна-красна. Г. Скребицкий

1

9.02

82

Грачи прилетели. Г. Скребицкий

1

10.02

83

Заветный кораблик. Г. Скребицкий

1

14.02

84

В весеннем лесу. Г. Скребицкий

1

15.02

85

Весенние ручьи. А. Толстой

1

16.02

86

«Гонимы вешними лучами...» А. Пушкин

1

17.02

87

Ворона. А. Блок

1

21.02

88

Подснежник. Е Серова.

1

22.02

89

Весна.И.Соколов-Микитов.

1

28.02

90

Крупный дождь в лесу зеленом.И.Бунин.

1

1.03

91

Черёмуха. С. Есенин

1

2.03

92

Весна, весною, о весне. Я. Аким.

1

3.03

93

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы»

1

7.03

94

Внеклассное чтение Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине».

1

9.03

95-96

О животных

Тёма и жучка. Н.Гарин-Михайловский

2

10.03

14.03

97-99

Желтухин. А. Толстой

3

15.03

16.03

17.03

100

Кот Ворюга. К. Паустовский

1

21.03

101-103

Про обезьянку. Б. Житков

3

22.03

23.03

24.03

104-105

Дачники Э. Асадов

2

4.04

5.04

106

Из рассказов Олёны Даниловны. Ф. Абрамов

1

6.04

107

Будь человеком. С. Михалков

1

7.04

108

Обобщающий урок по теме «О животных».

1

11.04

109

Внеклассное чтение. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Про комара комаровича, длинный нос», «Сказочка про козявочку», «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

12.04

110

Из прошлого нашего мира

На поле Куликовом. По О. Тихомирову Москва собирает войско.

1

13.04

111

На поле Куликовом. По О. Тихомирову

Куликовская битва.

1

14.04

112

На поле Куликовом. По О. Тихомирову

Слава героям.

1

18.04

113

Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву

Бородино.

1

19.04

114

Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву

Ключи.

1

20.04

115

Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву

Конец похода.

1

21.04

116

«...И снится ей жаркое лето...» Н. Некрасов

1

25.04

117-120

Белый пудель. А. Куприн

4

26.04

27.04

28.04

2.05

121-122

Снега, поднимитесь метелью! По Л. Жарикову

2

3.05

4.05

123

У Могилы Неизвестного Солдата. Ю. Коринец

1

5.05

124

Обобщающий урок по теме « Из прошлого нашего мира»

1

10.05

125

Внеклассное чтение. Рассказы о героях войны.

1

11.05

126-127

Из произведений зарубежных писателей

Гаврош. В. Гюго

2

12.05

16.05

128-129

Приключения Тома Сойера М. Твен

2

17.05

18.05

130-131

Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями С. Лагерлёф

2

19.05

23.05

132

Русалочка. Х. Андерсен

1

24.05

133

Внеклассное чтение С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями».

1

25.05

134-136

Повторение

3

26.05

30.05

31.05

Литература

1.З.Ф. Малышева «Чтение 5 кл».Москва, «Просвещение». 2019 г.

2. А.К.Аксёнова  «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе», Москва,  Владос, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа для 12 класса профессиональной подготовки

Пояснительная записка, тематическое планирование, УМК...

Адаптированные программы по чтению и развитию речи в коррекционной школе 8 вида

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи 7 класс и 8 класс...

Адаптированная программа по чтению. 3 класс.

Цели курса: ·        формирование практически значимых знаний и умений;·        развитие логического мышления учащихся средствами ...

Рабочая адаптированная программа по чтению для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цели и задачи Обучение чтению направлено на достижение следующей цели: формирование навыка  сознательного,  правильного,  беглого и выразительного чтения.Основными задачами обучения чте...

Практическая работа "Движение воздуха из теплой комнаты в холодную, из холодной – в теплую (циркуляция)" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе

Практическая работа "Движение воздуха из теплой комнаты в холодную, из холодной – в теплую (циркуляция)" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе (программа ориентирована...

Практическая работа "Определение чистоты воды ближайшего водоема" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе

Практическая работа "Определение чистоты воды ближайшего водоема" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе (программа ориентирована на учебник А.И. Никишова "Биология. Неж...

Адаптированная программа по чтению.6 класс

Адаптированная программа по чтению по новым ФГОС.6 класс...