Ключевые факторы , влияющие на уровень сформированности функциональной (читательской) грамотности
учебно-методический материал по литературе

Воронина Наталья Геннадьевна

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon читательская грамотность277.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ключевые факторы, влияющие на уровень сформированности функциональной (читательской) грамотности».

    Термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя умение читать и писать, используемые в повседневной жизни. С тех пор понятие изменялось и дополнялось новыми компонентами.

     Педагог и член-корреспондент РАО (Российская академия образования) Наталья Виноградова в своей книге о функциональной грамотности школьников пишет: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

      Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:

 -читательская;        

 -языковая информационная;                      

 -литературная;  

 -коммуникативная;              

 -математическая;  

 -социальная;  

 -естественнонаучная

      Оценка функциональной грамотности современного школьника в полной мере зависит от оценки качества читательской грамотности. А что же такое читательская грамотность?

Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Современный этап развития российского образования предполагает создание концепции оценки читательской грамотности. Данная система опирается на «Концепцию оценки образовательных учреждений учащихся PISA 2018». При создании Концепции важны были следующие факторы: применение новых технологий, потребность читающих быстро адаптироваться в изменяющемся контексте, использовать несколько источников изучения материала одновременно. В Концепции актуализирована значимость оценивания не только предметных, но и метапредметных интеллектуальных умений.

Исследования PISA - тест на компетентность. Эта международная программа диагностируют грамотность школьников по всему миру. PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения.

В данном проекте путем мониторинга оценки образовательных достижений учащихся было выявлено, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в других станах мира по уровню сформированности читательских умений: найти и извлечь информацию из текста, интегрировать и интерпретировать ее, осмыслить и оценить сообщения текста. Россия в этом рейтинге занимает всего лишь 43 место.     

Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:

        Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.

        Интерпретация текста.

        Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Первая группа связана с общими умениями работать с текстом: понимание содержания текста и ориентация в нем.

Вторая группа умений направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.

Третья группа умений включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний.

Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать приёмы и способы их формирования.

Методы работы по формированию читательской грамотности связаны, прежде всего, с обучением школьников стратегиям чтения. Я представлю стратегии, позволяющие эффективно влиять на формирование читательской грамотности подростков на уроках русского языка и литературы.

Алфавит за круглым столом

На предложенной вам карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с темой взаимоотношения человека и природы, человека и животных.

Соревнуемся с писателями

Попробуйте спрогнозировать содержание произведения, просмотрев иллюстрации. Прочитать произведение и оценить, насколько ваш вариант соответствует авторскому тексту.

Ориентиры предвосхищения

Прочитайте предложения, содержащие суждения о произведении.

Отметьте те, с которыми вы согласны. Затем прочитайте произведение.

Отметьте те суждения, которые совпадают с позицией автора.

Изменилась ли ваша точка зрения после чтения произведения?

Чтение с остановками

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Экскурсия по произведению

Назовите части произведения и выделите в каждой ведущий эпизод.

Обсуждение плана произведения. Какой эпизод самый важный? Почему вы так считаете.

Какие эпизоды вы считаете нужным обсудить?

Составьте свой вариант «Экскурсии по произведению». Обратите наше внимание на моменты, значимые для вас лично.

Список тем произведения

Каждый учащийся выбирает одну из тем для обсуждения. Готовит её для обсуждения, учится защищать своё видение текста.

Следуйте за персонажем произведения

Дайте наиболее полную характеристику основному герою книги.

Нарисуйте схему пути его передвижения. Черты характера героев. Отметьте черты характера, которыми обладает герой книги.

Подтвердите своё мнение эпизодом из произведения.

Сопоставление

Сопоставительный анализ портретов и поступков героев.

Цитаты

Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из произведения.

Загадки

Проверка знания читателем текста произведения.

Доклад

Фактуальный информационный текст, не содержащий личностных оценок.

Рецензия. Субъективный анализ текста. Мнение о тексте. Присутствуют оценочные характеристики в каждом пункте.

При формировании читательской грамотности у старших школьников эффективно используются следующие методы:

1)Метод творческого чтения.

Цель и специфика этого метода заключается в активизации художественного восприятия, в формировании средствами искусства художественных переживаний, художественных склонностей и способностей школьников.

Чтение художественного текста качественно отличается от чтения научного или публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму; вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Этот метод не сводится лишь к буквально понимаемому слову «чтение»; он находит выражение в разных методических приемах учителя. Назовем некоторые методические приемы:

- выразительное (в идеале - художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельные сцены из пьес в исполнении актеров;

- обучение выразительному чтению учащихся;

- чтение учителем художественного текста с комментариями (комментированное чтение)

и его краткое слово, имеющее целью облегчить правильное и возможно более глубокое, эмоциональное восприятие произведения;

- беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;

- постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической), вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников;

- творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

2) Эвристический метод способствует усвоению школьниками методов анализа литературного произведения (в доступном им объеме), понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса. Этот метод развивает критическую мысль школьников, учит самостоятельному приобретению знаний.

3) Исследовательский метод.

Исследовательский метод близок к эвристическому по наименованию и по функциям. Отличие их заключается в следующем: при эвристическом (частично-поисковом) методе учитель ставит частные задачи и в значительной мере направляет поиск учащихся; при исследовательском методе школьники, уже овладевшие приемами работы, самостоятельно решают более сложные задачи, требующие умения применять имеющиеся знания к конкретному новому материалу и высказывать свои обоснованные, доказательные суждения.

Стратегии работы с учебными текстами.

1. Название стратегии и формы работы (при работе с учебными текстами, правилами)

Стоп-машина. Правило читается до понятия. Понятие объясняется, без обращения к тексту (минимальные части).

Точки опоры. Находятся и подчёркиваются только те слова, которые являются основой правила (3-4 слова)

Правило в рисунке (схеме). Правило записывается в виде схемы или рисунка в специальных тетрадях.

Восстанови текст по точкам опоры или по схеме. Рассуждение на лингвистическую тему по схеме.

Толстые и тонкие вопросы.

Составление тематического вопросника из вопросов, требующих односложного ответа (тонкие), и из вопросов, требующих развёрнутого ответа-объяснения (толстые вопросы)

Название стратегии и формы работы (при работе с заданиями к упражнениям)

Нужна помощь. Учащиеся после прочтения задания к упражнению задают вопрос по значению непонятного слова (если таковое имеется)

Толкователь. После прочтения своими словами рассказать о задании. «Растолковать» подробный план действий.

Спроси меня. Составление вопросов на понимание задания (для работы в парах).

В формировании читательской грамотности большую роль играют творческие работы учащихся: написание сочинений и изложений. Текст изложения во время работы подвергается детализации, составляется план, создаётся пересказ. Элемент сочинения заставляет глубоко осмыслить текст, проанализировать его, интерпретировать. Такая работа по формированию читательской грамотности проводится в старших классах. В среднем звене изложения различных объёмов являются эффективным инструментом по формированию читательской грамотности, так как все виды пересказов заставляют обратить внимание на содержание, строение, лингвистические особенности текста.

Поэтому, обучая школьников в соответствии с ФГОС, можем с полной уверенностью сказать, что без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке, начиная с занятий в начальной школе, обучающиеся будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сказкам А.С.Пушкина в контексте функциональной читательской грамотности

Данная презентация к сказкам Пушкина поможет учителю провести полноценный урок обобщающего повторния по ФГОС в 5 классе. Презентация содержит прекрасный иллюстрированный материал и интересные вопросы,...

Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся посредством использования компетентностно-ориентированных заданий и 3D пазлов при обучении английскому языку»

Ключевые слова: ФГОС НОО, Примерная основная образовательная программа начального общего образования, функциональная грамотность, читательская грамотность, компетентностно-ориентированные задания, 3D ...

Использование на уроках цифровых образовательных ресурсов с целью развития функциональной (читательской) грамотности у школьников

В современном мире, в XXI веке настало время высоких компьютерных технологий. Современный учащийся, ребёнок, живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре &mdash...

Цель урока: Формирование навыков чтения. Развитие функциональной читательской грамотности учащихся

Цель урока: Формирование навыков чтения. Развитие функциональной читательской грамотности учащихся...

Выступление по теме: Функциональная читательская грамотность на уроках английского языка

Выступление по теме: "Функциональная читательская грамотность на уроках английского языка" с примерами и презентацией....

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...