Словесные и живописные портреты крестьянских детей
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Абрамова Варвара Николаевна

Тема урока: Словесные  и  живописные портреты крестьянских детей.

 

                            (по рассказу ИС Тургенева «Бежин  луг»)

 

 

Тип урока: освоение художественного текста.

Цели урока:

образовательные: - расширить представление учащихся о творчестве  И.С. Тургенева;

           - сформировать умение составлять характеристику героя;                                                       

                                  - повторить понятие «портрет»

                                 

развивающие:      - развивать навыки связной устной речи;

                                  -  развивать логическое мышление;

                                  - развивать умение работы с текстом; 

                                  - развивать умение выражать собственную позицию, умение вести диалог;

воспитательные:    - воспитывать интерес и любовь к художественному слову;

Оборудование : иллюстрации  к рассказу « Бежин луг», выставка книг писателя, карточки , «Толковый словарь» С.И. Ожегова и В.И. Даля, таблица

 

-ИКТ: презентация о писателе, портреты мальчиков

Виды учебной деятельностивыборочное, творческое чтение текста рассказа, создание текстов устных ответов на основе самостоятельной  работы, устное словесное рисование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_6_kl.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Телейская СОШ»      Чурапчинского улуса                 Республики Саха (Якутия)            

                        Конспект урока русской литературы в 6 классе

Тема урока: Словесные  и  живописные портреты крестьянских детей.

                            (по рассказу ИС Тургенева «Бежин  луг»)

                             Составила: Абрамова Варвара Николаевна

                                   –учитель русского языка и литературы

 

                                                                  2023г

                      Конспект урока русской литературы в 6 классе

Тема урока: Словесные  и  живописные портреты крестьянских детей.

                            (по рассказу ИС Тургенева «Бежин  луг»)

Тип урока: освоение художественного текста.

Цели урока:

образовательные: - расширить представление учащихся о творчестве  И.С. Тургенева;

           - сформировать умение составлять характеристику героя;                                                       

                                  - повторить понятие «портрет»

                                 

развивающие:      - развивать навыки связной устной речи;

                                  -  развивать логическое мышление;

                                  - развивать умение работы с текстом; 

                                    - развивать умение выражать собственную позицию, умение   вести диалог;

воспитательные:    - воспитывать интерес и любовь к художественному слову;

Оборудование : иллюстрации  к рассказу « Бежин луг», выставка книг писателя, карточки , «Толковый словарь» С.И. Ожегова и В.И. Даля, таблица

 

-ИКТ: презентация о писателе, портреты мальчиков

Виды учебной деятельностивыборочное, творческое чтение текста рассказа, создание текстов устных ответов на основе самостоятельной  работы, устное словесное рисование.

 

Ход урока:

-Орг.момент:

Слово учителя: Здравствуйте, дети!

 (Звучит музыка «Ночные звуки»)

– Ребята , закройте глаза и послушайте… Что вы представили? Что увидели?

-Ответ учащихся (летнюю ночь, костер, мальчиков )

Учитель :  о чем мы будем говорить на уроке ,как вы думаете?

 (учащиеся:   о рассказе «Бежин  луг»)

Учитель:Сегодня наш урок посвящён творчеству И.С. Тургенева. Мы поближе познакомимся с героями рассказа «Бежин луг», сопоставим  портреты мальчиков и их рассказы, будем учиться составлять характеристику героя

1этап: Фронтальный опрос «Чей портрет?»

-«14 лет, улыбка, хорошо одет ?» (Федя)

- «глаза ,рот большой, умен,12 лет?» (Павлуша)

 -«болезненное лицо,заботливый,12 лет?»(Илюша)

- «задумчивый , печальный, блестящие глаза.10 лет ?»(Костя)

- «кудрявая голова, веснушки,7 лет» (Ваня)

Вывод: всего 5 мальчиков. Они стерегут лошадей, почти все одногодки.

 

      2 этап:Давай  вспомним значение литературного понятия «портрет»?

-Портрет-это изображение внешности героя в произведении (его лица, фигуры, одежды).

      - По каким признакам можно характеризовать внешность человека?

     а) Составление плана описания внешности мальчиков

 План описания внешности:

1.Возраст мальчика.

2.Внешний  вид.

3. Выражение лица.

4. Одежда.

  б) Сопоставление портретов мальчиков.

- Что даёт нам описание внешности, о чём мы можем судить?

 (О том, какой достаток в семье мальчика. Об их характерах)

-Федя из богатой крестьянской семьи, автор отмечает в описании его портрета   богатую одежду, а одежда Павлуши состояла … из простой замашной рубахи да из заплатанных портов …, что говорило о его и его семье, как о бедной. Также бедным  показан мальчик Костя. 

Портрет Павлуши.

- Найди и прочитай описание Павлуши 

- Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).

- Почему на глаза обращает внимание писатель?

Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?

Портрет Илюши.

- Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он. («Тупая, болезненная заботливость…»)

- Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?

Вот  одна из составляющих мира детства крестьянских детей 19 века.

задание «Узнай героя»:

«У него был печальный и задумчивый взор. Лицо было невелико. Губы едва можно было различить». (Костя)

-  Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? (у него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать. Почему печальный взор?

- Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев?  (Ваня)

- В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что автор словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.

 И хотя он и  показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

-Что общего у этих детей?

- Мальчики  очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать.

 -Они деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они дети крепостных крестьян и для них не существует школ.

- В чём отличие этих мальчиков?

-  У них разные характеры.

-Что мы можем сказать о характерах мальчиков?

- Обратите внимание, что И.С. Тургенев особое внимание уделяет выражению  лиц мальчиков

…Павлуша глядел умно и прямо …

…лицо Илюши выражало какую-то тихую, болезненную заботливость…

…Костя возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным видом…

(На доске прикрепляются таблички с именами мальчиков,  под ними будут помещены  таблички «Черты характера.)

-Павлуша – смелый, уверенный, умный.

-Костя –  задумчивый, печальный, любопытный.

- Федя - гордый, любопытный.

-Илюша - смирный, спокойный, пугливый, заботливый.

- Ваня  - тихий.

( Презентация:под портретами появляются таблички с чертами характеров мальчиков)

3этап:Работа по группам «В мире фольклора»

Учитель :  о чем говорили мальчики?

( Ответы: страшные истории о домовой, встреча Гаврилы с русалкой, Ермил и барашек,покойный барин,гадание Ульяны, леший..)

Каждая группа вытягивает карточку и рассказывает   одну историю.

Вывод: мальчики суеверны,боятся страшных историй, но таинственное всегда притягивает.Их рассказ очень увлекательный и правдаподобный.

4 этап: «В мире природы»

Учитель: какова роль природы?

(Учащиеся находят отрывки из текста - пейзаж)

 «Был прекрасный июльский день..»

«Летняя ночь..»

«Безлунная ночь»

«Утро зачиналось»

Вывод: природа- настроение.

5 этап: «Живопись»

Учитель: давайте , посмотрим  репродукции известных художников.

Обратите внимание на портрет, на одежду ,(Картины «Свидание», «Тройка»)

В чем их сходство  с мальчиками  из рассказа «Бежин луг»?

6 этап: Творческая работа

Учитель: давайте сопоставим «Какие они дети 19 века и дети 21?»

Учащиеся: говорят свое мнение (устно)

Вывод : Не зря говорят «Дети –цветы жизни».Прошло  170 лет,но дети всегда остаются детьми.Они веселые, жизнерадостные, дружелюбные.

И я желаю ,чтобы у вас было счастливое детство и чистое  небо над головой!

- Домашнее задание.

Перечитайте дома фрагменты рассказа.Отметьте в тексте, как реагируют мальчики на изменения в природе и какие черты характера при этом у них проявляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.Некрасов "Крестьянские дети"

Урок литературы в 5 классе...

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети.

Цель:1. познакомить с идейно-тематической направленностью стихотворения;2. расширить и углубить сведения о творчестве поэта;3. помочь учащимся увидеть отношение автора к изобретаемым героям.Оборудован...

Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"

Презентация к уроку литературы  "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...

Конспект урока "Радости и печали в жизни крестьянских детей. Анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»"

1. Образовательные задачи урока: познакомить детей с необходимыми для работы фактами биографии И. С. Тургенева, историей создания и проблематикой книги «Записки охотника», рассказать об основных функц...

Некрасов "Крестьянские дети"

Система вопросов и заданий  по стихотворению...

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...