«Доброта … бывает заразительной» Внеклассное мероприятие, посвященное 100-летию Владимира Федоровича Тендрякова.
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Портная Светлана Михайловна

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное 100-летию В.Ф. Тендрякова. Рассматриваются уроки нравственности, которые дает писатель в своих произведениях " Ночь после выпуска" и "Расплата"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Доброта  …  бывает заразительной»

Внеклассное мероприятие, посвященное 100летию Владимира Федоровича Тендрякова.

Образовательные цели:

  1. Осветить основные этапы биографии писателя.

2.Осмыслить идейное содержание его произведений.

3.Анализировать текст,  выделять проблемы, аргументировать своё высказывание.

Развивающие цели:

1.Развивать речь, мышление, умение отстаивать свое мнение.

2.Совершенствовать умение анализировать, доказывать, формулировать выводы.

Воспитательные цели:

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и умение их оценивать честно и объективно.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

   Сегодня мы вспоминаем  выдающегося писателя XX  столетия Владимира Фёдоровича Тендрякова, чьё творчество   посвящено проблемам нравственного становления личности, человеческим возможностям. Его герои – простые  школьники, подростки, жители послевоенной деревни. Слова его, прозвучавшие десятилетия назад, вселяют надежду: «Доброта.. бывает заразительной»

Просмотр презентации (заочное путешествие по местам жизни Тендрякова) в сопровождении музыкальной композиции

Слайд 1

Вначале мы побываем на малой родине писателя, оказавшей огромное влияние на формирование и становление личности Владимира Федоровича. Вологодчина -это земля затейливых кружев, многочисленных храмов и монастырей, украшенных искусной резьбой. Это центр деревянного зодчества.

Деревня Макаровская Вологодской области – место, столь дорогое сердцу писателя. Здесь он родился 5 декабря 1923 года в семье мелкого сельского служащего. На месте дома, где он жил, установлен памятный знак. «Деревня Макаровская - место в глухом углу большой России…» «Высокий берег реки, белая церковь...». «Изба, похожая на другие избы, не больше и не меньше, не краше и не дряхлее - тесовая крыша, потемневшие от времени углы, подслеповатые оконца». «В красном углу, в соседстве с божницей, - обычные деревенские фотографии в общей рамке». «..обступали обдутые ветрами избы, за изгородями по шестам вился хмель, за крышами белела стенами церковь… Она водружена на самом высоком и горделивом месте, даже в старости и ветхости остается красива»(из очерка «День на родине»).

Слайд 2

  В пятнадцатилетнем возрасте будущий писатель переезжает вместе с семьей в пригород Кирова село Подосиновец, где Тендряков заканчивает среднюю школу. В школьные годы юноша мечтает о занятии живописью. Память об этом времени воплотилась в рассказах «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня».

Слайд 3

   С началом Великой Отечественной войны Владимир Федорович после обучения в командирской школе участвует в боях в звании младшего сержанта-радиста. Был участником Сталинградской битвы. Эти факты нашли отражение в произведениях «За бегущим днем», «Рассказы радиста», «Костры на снегу», «День седьмой» и др.

Слайд 4

После тяжелого ранения возвращается в село Подосиновец, где работает учителем физкультуры, затем секретарем райкома комсомола. Так копился огромный материал о жизни послевоенной деревни с ее тяготами, невзгодами и, несмотря ни на что, верой в лучшее.

Слайд 5

В 1945 году переезд в Москву. Тендряков становится студентом художественного факультета Всесоюзного института кинематографии (ВГИК), но спустя год переводится на обучения в литературный институт, носящий имя Максима Горького, обучаясь на семинаре Паустовского К.Г.

Слайд 6

   В период студенчества берет начало творческая биография писателя. Первые рассказы Тендрякова публикуются в московском издании «Огонек».

Первым полноценным произведением Тендрякова становится его повесть под названием «Не ко двору», после которой писатель публикует значительный роман «Тугой узел», вышедший  под названием «Саша вступает в жизнь».

Слайд 7

    В своих произведениях описывает правдивую жизнь советского человека без прикрас, показывает, что есть у него и отрицательные стороны, которые зачастую скрываются под маской честности. Этого цензура уже допустить не могла, и в 1960 году в публикуется статья, в которой его обвиняют в клевете на советского человека. Последовал запрет на печатание повестей, исключение из репертуаров театров спектаклей по произведениям Тендрякова.

Слайд 8

После смены правительства в Советском Союзе изменилось отношение к писателю. 1967 г. –  Награждён Орденом Трудового Красного Знамени

1973 г. – Награждён орденом «Знак Почёта».

Слайд 9

3 августа 1984 г. – скончался от сердечного приступа. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве

Уроки нравственности в произведениях В.Ф. Тендрякова

     Если пренебрегать законами нравственности, это неминуемо приведет к трагедии. Об этом хочет сказать своими произведениями Владимир Фёдорович. Книги Тендрякова зиждятся на вере в победу добра, на осознании ценности каждого человека, пусть даже он запутался в собственных противоречиях и в данный момент представляет угрозу для общества.

   Обратимся к произведению  «Ночь после выпуска». Герои повести –выпускники школы, которым придется сдать не только экзамены за курс обучения, но главное – выдержать нравственный экзамен. Сюжет повести основан на реальных событиях.  Автор услышал историю о ссоре студентов, которые наговорили друг другу массу нелицеприятных слов, пытаясь поговорить откровенно. Тендряков перенес сюжет в школьную жизнь. Итак, ребята прощаются с детством.  Шесть учеников из 10 А после выпускного вечера решили провести эту ночь вместе. 

Инсценировка эпизода «В парке на скамейке»

Генка: Это же так  хорошо! Тысячи дорог! На какую – нибудь все равно попадешь, промашки быть не может ни у тебя, Юлька, ни у меня, ни у Натки…Вот Игорю труднее – он одну дорогу выбрал. Тут и промахнуться можно.

Игорь: Старичок! Без риска нет успеха.

Юля: Даже если Игорь и промахнется, тогда у него будет, как и у нас, те же тысячи дорог без одной дороги. Счастливый! Только он что – то не хочет такого счастья, и я не хочу. Хочу тоже рисковать!

Сократ: Человек – забыли, фратеры, – создан для счастья, как птица для полета! Лети себе, куда несет (на гитаре играет, напевая).

Эх, по морям, по волнам! Нынче здесь, а завтра – там! Вот так – то!

Игорь: Птица и против ветра летает. А ты не птица, ты пушинка от одуванчика.

Генка: Пушинка – то с семечками. Куда не упадем – корни пустим. И вырастем!

Юля: На камни может семечко упасть!

Натка: Летать. Мыкаться. Лучше ждать.

Вера: Тебе, Наточка, долго ждать не придется. Ты, как светлый фонарик, издалека видна. К тебе счастье само прилетит.

Юля: Какие мы все разные!

Беседа

      Вдруг возник вопрос: а знают ли они друг друга «до донышка», как думали, проучившись вместе десять лет, деля каждое мгновение школьной жизни? Ребята решают откровенно высказать мнение о каждом из товарищей.

-Кто первым решается услышать  мнение о себе?

     Дело в том, что Генка Голиков уверен в себе, думая, что наделен только положительными качествами (зачинщик слабых и обиженных, всеобщий любимец) и уж ему-то бояться откровенных слов друзей не надо. Но оказалось, что, по мнению Веры, он черствый ( “Умри я – слезу не выронишь”), а Сократ выбрал в трудную минуту ночлег у Игоря, потому что «нечесаного, немытого», его трудно приставить в комнате, у Генки. “Ты светлячок: красиво горишь, а греть не греешь”, - говорит о нем Юля, полагая, что хорошими поступками Генка только красуется.  Да и Игорь припомнил, как Генка на комитете комсомола за спиной у Игоря высказался против того, чтобы картины друга отправили в Москву. Стерильным называет Генку Натка.

- Правы ли ребята, вот так откровенно бичующие Генку, вскрывая вдруг все его пороки?

    Ребята беспощадно «раздевали» Генку, чтобы узнать его «до донышка», позабыв о доброте и милосердии.

     Итак,  веселая игра, затеянная ребятами, переросла в ссору. Друзья стали врагами.

-Как такое могло произойти? Откуда в этих хороших, добрых ребятах  взялась жестокость, душевная недостаточность, способность ранить друг друга? Как объясняет это Юлька в 22 главе, «Каждый думает только о себе … и ни в грош не ставит достоинство другого».

     Ребята, ослепленные обидой, могли совершить непоправимое.   

Своим молчаливым согласием они чуть не стали пособниками Яшки Топора, который собрался убить Генку

Тендряков устраивает своим героям серьезную проверку на человечность, а путь к истине и добру протекает у писателя, как всегда, драматически, через нравственный кризис. 

-Можем ли мы сказать, что во взрослую жизнь вступают высоконравственные личности?

- Чему учит эта повесть?

    Она учит нас, как жить, какие решения принимать в экстремальных ситуациях, до чего может довести эгоизм; повесть учит быть нас добрыми, чуткими, разбираться в людях, различать добро и зло, правду и ложь, верность и предательство; автор заканчивает повесть словами Игоря: “Мы научимся жить…”

   Да, действительно, это слова надежды. Ночь после выпуска для героев не пройдет бесследно. Каждый из них пережил нравственное потрясение. И мы вместе с героями тоже задумаемся о сущности человеческой души, о самих себе, о друзьях и о коллективе, в котором учимся и живем.

   Ещё одно произведение, в котором очень остро затронута проблема нравственного выбора , - это повесть «Расплата» (1979).  И снова произведение о школе, о подростках, о роли преподавателя в становлении нравственности ученика. И в этой повести В. Тендряков устраивает своим героям проверку на человеческую подлинность.

 - Давайте вспомним сюжет повести.

Ученик  9 класса Коля Корякин убивает своего отца, устав от его постоянного пьянства и побоев, которым тот подвергает мать Коли. Защищая мать от ежедневных издевательств, Коля совершает непоправимое.   А потом мысли не дают ему покоя: «За первой мыслью явилась другая, столь же оглушительно простая и очевидная, - вместе с плохим отцом он, выходит, убил и хорошего!.. А она от него требовала – гордись собой! И вдруг всё перевернулось, всё потекло в обратную сторону - от ненавидь, от убий…» .

- Попытайтесь нарисовать словесный портрет мальчика.

 Это высокий  подросток. худенький,  с «вытянутой шеей, острым подбородком, бледной невнятной гримасой и сведенными пальцами на острых коленках», которому нет еще шестнадцати .

 Он страдает после случившегося, муки совести не дают покоя мальчику:

« Я себя не жалею, и вы – не надо! Никто не смейте! И на суде так скажу – не жалейте!»

    Автор заставляет всех героев повести отреагировать на совершенное убийство. Все они чувствуют свою причастность к случившемуся. «Всем нам расплата!»- признаёт учитель Аркадий Кириллович.

   Не только  Коля виноват в этой трагедии. Взрослые, которые окружали мальчика, не предотвратили беду, думая больше о своих проблемах. Никто из них вовремя не попытался заглянуть в душу взрослеющего ребенка. В первую очередь, думается, виноваты родители Коли Корякина. Отец Коли, который своей пьяной и жестокой жизнью ежедневно провоцировал сына на преступление. Виновата его мать, тихая, слабая женщина, которой не хватило силы воли, чтобы ради сына развестись с мужем и дать возможность мальчишке расти в нормальной домашней обстановке. Неужели она не понимала, что взрослеющий сын рано или поздно бросится на защиту матери? Причастны к этой трагедии и супруги Глуховы, которые все эти годы знали о несчастьях, происходящих в семье Корякиных. Знали об издевательствах над семьей со стороны Рафы Корякина и соседи , и учителя.

         Особо следует сказать о классном руководителе, Аркадии Кирилловиче Памятнове, прекрасном, высоконравственном человеке. Именно он учил детей добру и тому, что надо бороться со злом, быть решительным и бескомпромиссным. Да, он прав, со злом надо бороться. Но, к сожалению, А. Памятнов не говорил, что жизнь несовершенна, иногда надо идти на компромиссы, быть гибким в решении проблем. Учитель не сказал, что со злом нельзя бороться посредством зла. Учитель не предупреждал, что бывают очень сложные жизненные ситуации, которые невозможно решить, сразу выбрав правильный ответ.

    Уметь находить компромиссы, применять гибкость в решении проблем – это и называется жизненной мудростью. Благодаря этим навыкам, человек становится жизнестойким. Учитель Памятнов это понял и признал свою ошибку.

   Заключение

      Важно отметить, что на протяжении всей жизни авторская позиция писателя осталась неизменной: бескомпромиссное неприятие зла. Тендряков пытался  выявить  природу того зла, что стоит на пути человечества к благоденствию, ради устранения нависшей над родом людским опасности самоуничтожения. Иначе говоря, автор стремится постичь суть социально-нравственных проблем. Герои Тендрякова проходят драматический путь, к истине приходят через страдания, муки совести, преодоления различных преград, но всегда остается надежда, что «доброта … бывает  заразительна», и хочется поверить героям, когда они уверяют: “Мы научимся жить…”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное 220-летию С.Т.Аксакова

В октябре 2011 года был юбилей С.Т.Аксакова. В школе было проведено мероприятие, посвященное его юбилею....

внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Внеклассное мероприятие, посвященное 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова.Предварительно провести мероприятие по изучению биографии Ломоносова....

Внеклассное мероприятие, посвященное 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева

Внеклассное мероприятие,посвященное 175 – летия со дня рождения Д. И. Менделеева.2008-2009 учебный годЦель мероприятия:  Изучение жизни и деятельности великого русского химика Д.И.Мен...

Внеклассное мероприятие, посвященное 50-летию полета человека в космос.

Цель мероприятия:   рассказать учащимся о жизни и подвиге первого           космонавта Ю.А. Гагарина;  познакомить учащихся с жизнью и ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Кемеровской области

В данное внеклассное мероприятие входит презентация формата .ppt со слайдами, посвященными 70-летию Кузбасса, звуковыми фрагментами...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...

Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, на тему: «Летят голуби»

Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, на тему: «Летят голуби»...