Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2023/2024 учебный год
рабочая программа по литературе (7 класс)

Лабутина Ольга Михайловна

Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2023/2024 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass-literatura-labutina_o_m.doc320 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  

УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 61 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании

Директор ГБОУ   гимназии № 61

Педагогического совета

Протокол №________от ________

Т.А. Казеева

Приказ № ________от ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литература» для 7 класса основного общего образования

на 2023-2024 учебный год

СОГЛАСОВАНО:

        Председатель МО учителей

 Русского языка и литературы  

Ю.А. Сипинев

Составитель:

 

Ольга Михайловна Лабутина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»


Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.

Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учёта преемственности с учебным предметом "литературное чтение" на уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»


Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В 7 классе на изучение предмета отводится 102 часа (3 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Древнерусская литература.

Древнерусские повести (одна повесть по выбору). Например, «Поучение» Владимира Мономаха (в сокращении) и др.

Литература первой половины XIX века.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырёх). Например, «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И. И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», и др. «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Поэма «Полтава» (фрагмент).

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее четырёх). Например, «Узник», «Парус», «Тучи», «Желанье» («Отворите мне темницу…»), «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») и др. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».

Литература второй половины XIX века.

И. С. Тургенев. Рассказы из цикла «Записки охотника» (два по выбору). Например, «Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др. Стихотворения в прозе, например, «Русский язык», «Воробей» и др.

Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала».

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и др.

Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой и др. (не менее двух стихотворений по выбору).

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (две по выбору). Например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» и др.

Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему (не менее двух). Например, А. К. Толстого, Р. Сабатини, Ф. Купера.

Литература конца XIX – начала XX века.

А. П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например, «Тоска», «Злоумышленник» и др.

М. Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш» и др.

Сатирические произведения отечественных и зарубежных писателей (не менее двух). Например, М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, О. Генри, Я. Гашека.

Литература первой половины XX века.

А. С. Грин. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Алые паруса», «Зелёная лампа» и др.

Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на тему мечты и реальности (два-три по выбору). Например, стихотворения А. А. Блока, Н. С. Гумилёва, М. И. Цветаевой и др.

В. В. Маяковский. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» и др.

М.А. Шолохов. «Донские рассказы» (один по выбору). Например, «Родинка», «Чужая кровь» и др.

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Юшка», «Неизвестный цветок» и др.

Литература второй половины XX века.

В. М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудик», «Стенька Разин», «Критики» и др.

Стихотворения отечественных поэтов XX–XXI веков (не менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения М. И. Цветаевой, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной, Ю. Д. Левитанского и др.

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX – начала XXI века (не менее двух). Например, произведения Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, Ф. А. Искандера и др.

Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути (не менее двух произведений современных отечественных и зарубежных писателей). Например, Л. Л. Волкова. «Всем выйти из кадра», Т. В. Михеева. «Лёгкие горы», У. Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» и др.

Зарубежная литература.

М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы по выбору).

Зарубежная новеллистика (одно-два произведения по выбору). Например, П. Мериме. «Маттео Фальконе»; О. Генри. «Дары волхвов», «Последний лист».

А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:


Гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; 
  • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
  • представление о способах противодействия коррупции;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
  • активное участие в школьном самоуправлении;
  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).


Патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.


Духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.


Эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
  • осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; 
  • стремление к самовыражению в разных видах искусства.


Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; 
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); 
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; 
  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  • умение принимать себя и других, не осуждая;
  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
  • уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.


Трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; 
  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; 
  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; 
  • готовность адаптироваться в профессиональной среде; 
  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; 
  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.


Экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; 
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; 
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; 
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; 
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.


Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; 
  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; 
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; 
  • установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.


Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; 
  • изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
  • потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; 
  • в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; 
  • в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; 
  • умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; 
  • анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; 
  • оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; 
  • воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; 
  • оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; 
  • формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; 
  • быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.


Универсальные учебные познавательные действия:


1) Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
  • устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
  • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
  • формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).


2) Базовые исследовательские действия:

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
  • владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.


3) Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.


Универсальные учебные коммуникативные действия:


1) Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
  • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.


2) Совместная деятельность:

  • использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
  • в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); 
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
  • участниками взаимодействия на литературных занятиях;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.


Универсальные учебные регулятивные действия:


1) Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение.


2) Самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.


3) Эмоциональный интеллект:

  • развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
  • регулировать способ выражения своих эмоций.


4) Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
  • проявлять открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

3) проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать, что в литературных произведениях отражена художественная картина мира:

  • анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тему, главную мысль и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей; определять особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • понимать сущность и элементарные смысловые функции теоретико-литературных понятий и учиться самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, послание, поэма, песня); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; юмор, ирония, сатира; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа;
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
  • сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, особенности языка;
  • сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 9 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);

5) пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;

6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку прочитанному;

7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; под руководством учителя учиться исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, литературно-творческой работы на самостоятельно или под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему;

8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные художественные произведения древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;

9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы для самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и эстетических впечатлений;

10) планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской деятельности и публично представлять полученные результаты;

12) развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме; самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и подбирать проверенные источники в интернет-библиотеках для выполнения учебных задач, соблюдая правила информационной безопасности.

Тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Внеклассное чтение

Развитие речи

Сочинение

Контроль

Введение.

1

-

-

Устное народное творчество.

8

2

1

Устное сочинение по картине

Из древнерусской литературы.

6

-

1

Кл. сочинение

Контр. работа №1

Из русской литературы XVIII века

3

-

-

-

-

Из русской литературы XIX века.

54

4

6

4

Контр. работа №2, №3

Из русской литературы XX века.

25

3

2

3

Зарубежная литература.

6

-

-

-

0

Итоговый урок

2

Контр. работа №4

Итого

102

9

10

Поурочное планирование

№ урока

Кол-во

часов

Дата  по плану

Дата  факт

Тема урока

Вид урока. Основные виды деятельности

Теория литературы

Наглядный материал, ТСО, ИКТ

Домашнее задание

1

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Беседа.

Сообщения

2

1

Устное народное творчество.- 8 часов(2 вн. чт.+1р/р)

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

Беседа.

предания

Фонохрестоматия Раздел 1. 02(02)

читать былины

3

1

Былина.«Вольга и Микула». Нравственные идеалы русского народа .

Лекция. Эвристическая беседа. Составление плана. Анализ языковых средств

Былина, зачин, концовка, гипербола. Троекратный повтор, эпитет

ИКТ  «Былины. Их особенности»

Фонохрестоматия Раздел 1 03(03)

«Илья Муромец и Соловей разбойник» (прочитать)

4

1

Урок внеклассного чтения.-1

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца.

Урок внеклассного чтения. Эвристическая беседа.

Стр. 24-35 (прочитать)

5

1

Урок внеклассного чтения.-2

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.

Урок внеклассного чтения.

 стилизация былины «Добрыня в нашем городе»

6

1

Развитие речи-1

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»

7

1

Карело-финский эпос «Калевала»

эпос

пересказ

8

1

Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Мудрость народов.

9

1

Древнерусская литература -6 часов(1р/р). Владимир Мономах – государь и писатель. «Поучение» Владимира Мономаха.  Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг».

Рассказ учителя. Эвристическая беседа Работа над выразительным чтением..

Летопись, повесть, поучение

Выучить определение поучения прочитать стр. 54-63

10

1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»».

Комментированное чтение

ИКТ , Фонохрестоматия Раздел 2. 01(04)

Подготовиться к пересказу эпизодов

11

1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Составление плана рассказа. Обучение устному рассказу.

Аудиокассета  «Христианское воспитание детей» (фрагменты)

Рассказ о Февронии

12

1

 Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

Эвристическая беседа. Составление плана характеристики

Подготовиться к сочинению

13

1

Развитие речи-2

Классное сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе»

Подготовиться отвечать на контрольные вопросы стр. 63

14

1

Контрольная работа -1

по теме «Русский фольклор и древнерусская литература»

Урок контроля

Сообщения о Ломоносове и Державине

15

1

Произведения русских писателей 18 века.- 3часа

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».

Лекция. Практикум анализа стихотворения.

ИКТ

Отзыв на  стихотворение

16

1

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок)

Обучение устному рассказу и выразительному чтению.

ода

Фонохрестоматия Раздел 3 01(05)

Выучить отрывок из оды наизусть

17

1

Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством.  «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание».

Эвристическая беседа. Работа над выразительным чтением.

Фонохрестоматия Раздел 3 02(06)

 прочитать поэму Пушкина «Полтава»

18

1

Произведения русских писателей 19 века. – 55 часов(4 вн. чт. +6р/р)    

 А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории.

Лекция

Презентация

ИКТ

Выучить лекцию

19

1

«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы

Анализ изобразительных средств.

поэма

Выучить отрывок наизусть

20

1

Пётр 1 и Карл ХII.. Сравнительная характеристика.

Эвристическая беседа.

Составление плана. Подбор цитатного материала.

Сочинение «Пётр 1 и Карл 12 в поэме «Полтава»»

21

1

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине.

Рассказ учителя. Эвристическая беседа.

поэма

Фонохрестоматия Раздел 4. 01(07)

Выучить вступление к поэме

22

1

Образ автора в отрывке из поэмы. Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина.

Эвристическая беседа.

23

1

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник

Лекция. Беседа по иллюстрациям.

Песнь, баллада, летопись

Фонохрестоматия Раздел 4. 02(08)

Выучить отрывок из стихотворения

24

1

Смысл сопоставления Олега и волхва.

Эвристическая беседа.

ИКТ

Выучить стихотворение целиком

25

1

Развитие речи-4

 Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады. Своеобразие жанра.

Практикум. Работа над выразительным чтением.

Выучить определение и особенности баллады

26

1

А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.

Эвристическая беседа.

Стр. 96-97 (вопросы)

27

1

А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель»

Слово учителя. Эвристическая беседа. Беседа по иллюстрациям.

Фонохрестоматия Раздел 4.

03(09)

28

1

Образы Самсона Вырина и Дуни.

Диспут. Слово учителя. Рассказ по картине.

Подготовиться к сочинению по повести

29

1

Развитие речи-5

Сочинение по повести «Станционный смотритель»

Урок развития речи

А. Толстой «Князь Серебряный»

30-31

2

М. Ю. Лермонтов . Страницы жизни и творчества. «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

 Беседа по иллюстрациям. Обучение устному рассказу.

песня

ИКТ  Фонохрестоматия Раздел 4.

04(10)

Рассказ «Пир Ивана Грозного»

32

1

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Кулачный бой на Москве-реке.

Эвристическая беседа

Рассказ «Кулачный бой на Москва-реке»

33

1

Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова».. Образ гусляров и автора. Особенности сюжета и художественной формы поэмы

Практикум.

ответы на проблемные вопросы

«Князь Серебряный

34

1

Развитие речи-6

Подготовка сочинения по поэме «Песня про купца Калашникова…»

Домашнее сочинение

35

1

Внеклассное чтение-3

А. Толстой «Князь Серебряный»

Урок внеклассного чтения

36

1

М. Ю. Лермонтов.  «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Природа в поэзии и живописи.

Практикум анализа стихотворения.

Фонохрестоматия Раздел 4

07(13)

Выучить стихотворение

37

1

М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел».

Урок выразительного чтения.

Практикум анализ стихотворения.  Отработка выразительного чтения.

Фонохрестоматия Раздел 4

05(11), 06(12)

Анализ стихотворения Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать)

38

1

Н. В. Гоголь. Страницы жизни.

История создания повести «Тарас Бульба» Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба»

Эвристическая беседа

повесть

Рассказ «Жизнь на Сечи»

39

1

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Тарас Бульба и его сыновья.

Лекция.

ИКТ

Выучить лекцию

40

1

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Запорожская Сечь в повести.

Эвристическая беседа. Составление плана характеристики

Презента

ция

рассказ об Остапе и Андрии

41

1

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

Эвристическая беседа.

Биография Тараса

42

1

Трагедия Тараса Бульбы

Диспут

Ответы на проблемные вопросы

43

1

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

Слово учителя. Эвристическая беседа.

Миниатюра

44-45

2

Развитие речи-7-8

Сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя».

Урок развития речи.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения

46

1

Внеклассное чтение.-4

Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Урок внеклассного чтения

Подготовиться к тестированию

47

1

Контрольная работа-2

Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

Урок контроля

Стр. 214-223 (прочитать)

48

1

И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника».

Рассказ учителя.

рассказ

Презентация        ИКТ  

Выучить лекцию

49

1

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

Просмотр фрагмента фильма и обсуждение

Фонохрестоматия Раздел 4. 08(14)

Отзыв на видеосюжет

50

1

Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное своеобразие рассказа.

Практикум анализа эпизода.

презентация

прочитать рассказ «Хорь и Калиныч»; «Бежин луг»

51

1

Внеклассное чтение.-5

И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч»

Урок внеклассного чтения

52

1

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Эвристическая беседа

Стихотворения в прозе

Фонохрестоматия Раздел 4. 09(15), 10(16), 11(17)

Выучить стихотворение «Русский язык»

53

1

Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.

Рассказ учителя.

ИКТ Фонохрестоматия Раздел 4.

12(18)

Стр. 244-245 (вопросы)

54

1

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

Практикум анализа эпизода

Устный рассказ о героине с цитированием

55

1

Своеобразие поэзии Н. А. Некрасова. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Эвристическая беседа. Составление плана.

выучить наизусть отрывок

  стр. 261-274 (прочитать)

56

1

М. Е. Салтыков-Щедрин .

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

Урок-лекция.

Эвристическая беседа

сатира

ИКТ Фонохрестоматия Раздел 4.

13(19)

художественный пересказ эпизодов

57

1

Смысл противопоставления генералов и мужика.

Эвристическая беседа

Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

58

1

Внеклассное чтение-6

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Эвристическая беседа; пересказ эпизодов

гротеск

Подготовиться к контрольному тестированию

59

1

Контрольная работа-3

Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина

Урок контроля

Стр. 276-295 (прочитать)

60

1

Л. Н. Толстой и Ясная Поляна.

  «Детство» (главы).  История создания.

Автобиографический характер повести

Эвристическая беседа.

Презентация

ИКТ

Устный рассказ о героях

61

1

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.

Беседа, обучение устному рассказу.

Подготовиться к сочинению.

62

1

Л. Н. Толстого «Детство».

Отношения героя с окружающими людьми. Подготовка к написанию сочинения.

63

1

Развитие речи-9

Классное сочинение по повести «Детство».

Бунин «Цифры»

64

1

И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Эвристическая беседа

ИКТ

Бунин «Лапти»

65

1

И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа.

Эвристическая беседа

Стр. 297-304 (прочитать, вопросы)

66

1

А. П. Чехов Биография писателя .

«Хамелеон». Живая картина нравов.

Эвристическая беседа

Юмор, сатира

Презентация

Фонохрестоматия раздел 4. 14(20)

Горький «Детство» (прочитать)

Подготовить чтение по ролям «Хамелеон»

67

1

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

Практикум Инсценировка рассказов

68

1

А. П. Чехов «Злоумышленник»

Эвристическая беседа

Фонохрестоматия раздел 4 15(21)

69

1

«Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе

Урок-концерт.

Картины , пейзажи русских художников

Горький «Детство»

70

1

Произведения русских писателей 20 века.-26 чапов(3вн. чт.+2р/р)

М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

Лекция учителя. Художественный пересказ эпизодов.

Презентация

ИКТ

Подготовиться к рассказу «Дед Каширин»

71

1

Изображение «свинцовых мерзостей жизни»

Эвристическая беседа. Анализ эпизодов.

Фонохрестоматия раздел 401(22)

Подготовиться к художественному пересказу

72

1

Алеша и Цыганок

Эвристическая беседа. Анализ эпизодов.

73

1

Алеша и Хорошее Дело

Составление плана характеристики

74

1

Развитие речи-10

Сочинение-характеристика литературного героя.

75

1

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Урок внеклассного чтения.

ИКТ

Выучить отрывок

76

1

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Анализ художественной формы стихотворения.

Презентация

Фонохрестоматия раздел 4. 05(21)

Выучить отрывок из стихотворения

77

1

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

Эвристическая беседа.

Фонохрестоматия раздел 4.

03(24)

Отзыв на стихотворение

78

1

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

Эвристическая беседа

Платонов «Юшка» (прочитать)

79

1

А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.

Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы.

презентация Фонохрестоматия раздел 4. 04(25)

Платонов «В прекрасном и яростном мире»

80

1

Внеклассное чтение-7

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

Урок внеклассного чтения.

Подготовиться к сочинению

81

1

Развитие речи-11

Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Урок развития речи

82

1

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…»

Практикум

презентация Фонохрестоматия раздел 4.

05(26), 06(27)

Интервью с поэтом-участником ВОв

83

1

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Поэзия А. Т. Твардовского. Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

Проектная деятельность Практикум анализа лирического произведения

Фонохрестоматия раздел 4.

07(28), 08(29)

Выучить стихотворение о войне на выбор

Выучить стихотворение Твардовского

84

1

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова. Песни военных лет.

Урок-концерт

презентация Фонохрестоматия раздел 4.

01(30), 02(31), 03(32)

Абрамов «О чём плачут лошади»

85

1

Ф. Абрамов

 «О чём плачут лошади».

Эвристическая беседа

Ответы на проблемные вопросы

86

1

Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе.

Рассказ учителя. Беседа

Литератур

ная традиция

Выучить теоретический материал

87

1

Е. И. Носов 

«Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Эвристическая беседа

ИКТ

Носов «Живое пламя» (прочитать)

88

1

Е. И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Урок развития речи

Казаков «Тихое утро» (прочитать)

89

1

Ю. П. Казаков 

«Тихое утро» Герои рассказа и их поступки.

Ответы на проблемные вопросы

Выучить стихотворение на выбор

90

1

Внеклассное чтение-8

В. Железников «Чучело»

91

1

Д. С. Лихачев.

 «Земля родная»

92

1

Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе.

Урок-концерт

Фонохрестоматия 01(34), 02(35), 03(36). 04(37), 05(38)

Готовиться к уроку-композиции

93

1

М. Зощенко 

«Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Эвристическая беседа

Фонохрестоматия 01(33)

Подготовиться к уроку-композиции

94

1

Расул Гамзатов.

 Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Практикум. Слово учителя.

Презентация

ИКТ

Сообщения

95

1

Зарубежная литература. – 7 часов

 Р. Бернс «Честная бедность».

Эвристическая беседа. Слово учителя.

Фонохрестоматия раздел 6. 01(45)

Сочинение-миниатюра «Каким я себе представляю поэта»

96

1

Д. Г. Байрон.

Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Анализ поэтических интонаций.

Презентация

ИКТ

Сообщения; иллюстрации

97

1

Японские хокку. Особенности жанра.

Анализ хокку.

Хокку

Фонохрестоматия раздел 6.

02(46)

О. Генри «Дары волхвов» (прочитать)

98-99

2

О. Генри 

«Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.

Семинар

ИКТ

Р. Брэдбери «Каникулы» (прочитать)

100

1

Р. Брэдбери.

 Слово о писателе. «Каникулы».

Урок внеклассного чтения

Подготовиться к итоговому тестированию

101

1

Итоговое тестирование-4

Урок контроля

102

1

Подведение итогов. Рекомендации на лето.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2022.
  2. Коровина  В.Я.  «Читаем, думаем,  спорим...»: Дидактические    материалы  по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  3. Литература:    Фонохрестоматия:    Электронное    учебное    пособие    на    CD-ROM/    Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
  4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.
  5. Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - М.: Просвещение, 2004.
  6. Русский фольклор: Словарь - справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1999.
  7. Читательский дневник. Иду в 7 класс. - Саратов: Лицей, 2008.
  8. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.
  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.
  4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006.
  5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.
  6. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.
  7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
  8. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
  9. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф Н.И. Кравцова. - М.: Просвещение, 1971.
  10. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.
  11. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.
  12. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2003.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  1. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала - http://litera.edu.ru
  2. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки - http://www.bibliogid.ru
  3. Kidsbook: библиотека детской литературы - http://kidsbook.narod.ru
  4. Виртуальный музей литературных героев - http://www.likt590.ru/project/museum/
  5. Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия - http://www.foxdesign.ru/legend/
  6. Русская виртуальная библиотека- http://www.rvb.ru
  7. Слова: поэзия Серебряного века - http://slova.org.ru
  8. Стихия: классическая русская / советская поэзия - http://litera.ru/stihiya/
  9. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - http://www.feb-web.ru
  10. Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы - http://www.lrc-lib.ru
  11. Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru
  12. Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru
  13. Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
  14. Словарь смыслов русского языка – справочное онлайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru
  15. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru
  16. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
  17. Газета "Литература" и сайт для учителя "Я иду на урок литературы" http://lit.1september.ru/
  18. В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской http://skolakras.narod.ru/
  19. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru/
  20. Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru/
  21. http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=296
  22. http://mlis.ru/  Методико-литературный Интернет-Сервер "Урок литературы" создан как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Структура его разделов отражает внутреннюю логику филологии и методики преподавания литературы.
  23. http://lit.1september.ru/urok/ Это сайт для учителей, созданный на основе материалов, опубликованных в газете «Литература». Ресурс освещает вопросы, посвященные фольклору, древнерусской литературе, литературе XVIII века, первой половины XIX века, второй половине XIX века, литературе конца XIX – начала XX века, литературе советского и постсоветского периодов, литературе русского зарубежья, зарубежной литературе, а также теории литературы. Кроме того, подробно рассматривается подготовка к выпускным экзаменам.
  24. http://audiotheater.indeep.ru/ Ресурс предназначен для учащихся основной и старшей школы. Он содержит библиотеку аудиофайлов: аудиоспектакли, радиопостановки, говорящие книги, саундтреки и пр., а также историю создания и концепция «Аудио Театра», обсуждение тематических вопросов в форуме и новости проекта.
  25. http://www.netslova.ru/ Это литературный портал «Сетевая словесность». Материалы портала: публикации различных жанров, литературные эксперименты, теория и практика сетевой литературы. Информация о редакционной коллегии. Условия участия для авторов. Разделы: поэзия, рассказы, повести, романы и пр. Обзор специальных и авторских проектов. Обзор новых публикаций. Авторские книги отзывов. Форум. Поисковая система по сайту.
  26.  http://www.ayguo.com/ Ресурс содержит материалы по русской классической литературе: звуковые записи для свободного некоммерческого использования.
  27. http://www.gramma.ru/LIT/ Ресурс «Русская литература: программа школы» содержит критические очерки по произведениям программы, хрестоматию, термины литературоведения, сочинения и примеры сочинений, типичные ошибки, а также тесты и задания.
  28. http://www.slovesnik.narod.ru/ruslit.htm Ресурс «Словесник: русская литература» включает в себя литературные портреты поэтов ХХ века (Рубцов, Ходасевич, Бродский, Кибиров и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа по геометрии 7 класс на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по геометрии на 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа по ВИС 7 класс на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по ВИС на 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа по алгебре 9 класс на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по алгебре 9 класс на 2023-2024 учебный год....

Рабочая программа по геометрии 9 класс на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по алгебре 9 класс на 2023-2024 учебный год....

Рабочая программа по ВИС 10 класс на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по ВИС 10 класс на 2023-2024 учебный год....

Рабочая программа по литературе 10 класс на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2023-2024 учебный год...