Конспект урока. Песня как жанр. 5 класс.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок-исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._pesni._5.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе «Песня как жанр»  учителя русского языка и литературы ГБОУ школа № 483 Выборгского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГБОУ ШКОЛА 483 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИВАНОВОЙ ЕЛЕНЫ СЕРГЕЕВНЫ

Тема: Песня как жанр

Тип урока: урок-исследование

Цели:

  • Образовательные
  • Закрепить понятия « народная песня», «классификация народных песен»
  • Выявить жанровые особенности народных песен на примере масленичных песен
  • Приобщение школьников к эстетическим ценностям УНТ и литературы
  • Сравнительный анализ текста народных песен и произведений русской классической литературы для овладения эстетической читательской деятельностью как способом переживания и понимания ценностного смысла подлинно художественных произведений
  • Воспитательная
  • Воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений; воспитание  бережного отношения к слову, толерантности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, практический метод, приёмы познавательной активности через аналитическую работу

Методическое оснащение — интерактивный метод обучения,  метод анализа-синтеза, репродуктивный метод, метод проблемного обучения, техническое оснащение

Методическое обеспечение урока — раздаточный материал

Технология- технология обратной связи

Возрастная категория учащихся -   5 класс

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

– Прежде, чем начать разговор о народной песне, скажите, пожалуйста, что такое народная песня?  

(Народная песня – это музыкальное произведение, автор которого неизвестен.
Как правило, автор песни – сам народ. Народные песни передаются из поколения  в поколение, отражают историю народа, его обычаи и традиции, его представления об окружающем мире)

       – А какую роль играла песня в жизни русского человека? (Вся жизнь русского     человека сопровождалась песнями: во время уборки урожая,  крестьянских посиделок, семейных праздников.)

– А как же создавалась народная песня? По словам Белинского, это происходило так: «Всякое отдельное народное произведение было обязано своим началом одному лицу, которое, с горя или с радости, вдруг запело его; но во-первых, это лицо само не знало, что оно – поэт, и смотрело на свое дело, как на безделье; а во-вторых, песня, переходя из уст в уста, претерпевала много изменений…»

Песня – самый демократический жанр фольклора по общедоступности исполнения: в доме, на улице, во время работы и отдыха, в любое время, в любом настроении. В этом причина популярности народной лирики.

На данном уроке рассмотрим жанровые особенности на примере календарно-обрядовых песен (о лирических и свадебных песнях говорилось на предыдущих уроках.)

  1. Повторение.
  • Презентация

- Какие типы народных песен вам известны?

(Исторические, календарно-обрядовые, семейные обрядовые, лирические песни)

  • Проверочная работа (Цель: проверить знания учащихся и их умение определять  композиционные приемы в фольклорных и художественных текстах).

Определить композиционные особенности следующих текстов:

Ф.И. Тютчев. «Еще земли печален вид...»

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...

Душа, душа, спала и ты...
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает, и целует,
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

<1836>

Ответ: _________________________________________

 2.

Из сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»:  «Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его.»

Ответ: _____________________________________________________________

3.

Из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина»:

Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Ответ:______________________________________________________

  1. Физминутка.

Исполнение песни «Как у нас было на Дону» с элементами народной хореографии.

Практическая работа. Анализ текста.

Цель: познакомить с понятиями: композиционный прием – антитеза, персонифицированный образ. Метафора в песне.

Февраль, март и апрель – время связанное с встречей весны. Первая встреча праздновалась 15 (2) февраля – в Сретенье Господне; вторая – 22 (9) марта – закликание весны; Третья встреча – 7 апреля (25 марта) – в праздник Благовещения.

В честь победы сил света и тепла над силами холода праздновалась Масленица (одна неделя) – перед Великим постом.

В масленичных песнях отражаются атрибуты народного праздника: обязательны блины, символизировавшие солнце. К Масленице обращались как к живому существу, называя разными характеризующими именами:

Масленица-кривошейка!

Встречаем тебя хорошенько!

С блинами, с каравайцами,

С вареничками!

Масленица – блиноеда,

Масленица-жироеда,

Масленица-обируха,

Масленица-обмануха!

До поста довела,

Всю еду взяла,

Дала редьки хвост

На Великий пост!

Мы его поели-

Брюха заболели…

-Народная песня очень  выразительна, она отличается большими художественными достоинствами. Обратимся к песне «Солнышко-вёдрышко», выполним анализ текста и сравним со стихотворением  Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».

Песня «Солнышко-вёдрышко» - масленичная песня. Песни-заклички строятся на различных повторах.  Используется параллелизм.  (Указать повторы и синтаксический параллелизм.)

Солнышко-вёдрышко,

Выгляни, красное,

Из-за гор-горы!

Выгляни, солнышко,

До вешней поры!

Видело ль ты вёдрышко,

Красную весну?

Встретило ли, красное, ты свою сестру?

Видело ли, солнышко,

Старю ягу,

Бабу ли ягу-

Ведьму-зиму?

Как она, лютая,

От весны ушла,

От красной бегла,

В мешке стужу несла,

Холод на землю трясла.

Сама отступилась,

Под гору покатилась.

В этой песне солнце, весна и зима представлены как живые существа (персонифицированы). Их символические образы противопоставлены. См. табличку «Особенности образного строя народной песни»:

Особенности образного строя народной лирической песни

Символы радости, счастья, любви

Символы горя, несчастья, тоски, зла

1.  Солнце, звезды, месяц, ясное небо

2.  Цветущий сад, зеленеющие деревья, распускающиеся цветы, сплетающиеся растения; хмель, калина, виноград

3.  Радостно поющие птицы

4.  Чистая, прозрачная вода

5.  Белый, яркий цвет (голубой, золотой)

6.  Весна, лето, утро, день

7.  Чистое поле, берег реки (моря)

  1. Тьма, тучи, дождь, снег, сильный ветер, закат солнца, падение звезды, угасание свечи
  2. 2. Сохнущий сад, щумящие деревья, клонящиеся к земле, теряющие листья; ива, осина, полынь, ковыль
  3. Улетающие или жалобно поющие птица, кукующая кукушка, воющие звери
  4. Мутная, бушующая вода, роса, разлив реки, зыбучие болота
  5. Чёрный, блеклый цвет
  6. Осень, зима, вечер, ночь
  7. Крутые горы, темный лес
  8. Жемчуг (=слёзы)

Обратим внимание на смысловые части песни. Их – две: в первой части говорится о солнышке, о весне (свет, радость), во второй – о зиме (баба-яга, зло, тьма).  Следовательно, микротемы также противопоставлены. Такой композиционный прием называется АНТИТЕЗА (противопоставление).

Снежная туча изображена метафорически. В каких строчках говорится о снежной туче? (Указать метафору = туче.)

- Сравните композиционно-образную систему в стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» ( стихотворение построено  на антитезе,  персонифицированы образы Весны- «прекрасное дитя» и Зимы-«ведьмы злой» как символы  Добра, Света, Радости  и Зла)

Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

 И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,

 Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

<1830-е годы, не позднее мая 1836>


Делая вывод, отметим  влияние песенных жанровых особенностей на поэтические произведения русских классиков.

  1. Практическая работа. Приемы выразительности песни-заклички «Ты пчёлычка ярая»,

Цель: познакомить с понятиями: рефрен, куплет, метафора.

Ты пчёлычка ярая,

Ты вылети с заморя,

Ой ляле-ляле,

Ты вылети с заморя,

Ты вылети с заморя,

Ты вынеси ключики!

Ты вынеси ключики,

Ключики золотые,

Ой ляле-ляле,

Ключики золотые!

Замкни зимоньку,

Отомкни летечко,

Ой ляле-ляле,

Отомкни летечко!

Отомкни летечко,

Лето тёплое,

Ой ляле-ляле,

Лето тёплое!

Лето тёплое,

Зима студёная!

Ой ляле-ляле,

Зима студена.

-Как строится эта песня (двустрочный куплет, соединенный припевом-рефреном)?

-Какие повторы организуют эту песню (повторы в куплетах позволяют песне переливаться, анафоры, аллитерации на мягкие сонорные звуки  придают песне  звучность, выразительность, певучесть)?

-Какие образы представляют смену времени года?

(Зима-лето – «отмыкание»-«замыкание».)

-Что же подразумевается под волшебными золотыми ключиками?

(Метафорическое изображение солнечных лучей.)

-А как связана с этим образом «пчелычка ярая»?

 (Яркая, солнечная)

-О чем просит песня-закличка?

(«Пчелычка»  должна  принести  солнечные  лучи, солнечное тепло.)

  1. Итоги урока.

Подводя итоги наших исследований, приходим к выводу: поэтика народных песен отражает гармонию, в которой находились человек и природа, а также древнейшие мифологические представления славян о мире. Это происходит в образной форме. Чтобы понять жарновые особенности народных песен, необходимо постичь характер образного строя, языка фольклора. Следует отметить, что традиции УНТ нашли отражение в произведениях русских поэтов и писателей.

Но и мастера слова посвящают свои произведения народу, и народ воспринимает их как фольклорные (народные).

  1. Домашнее задание.
  • Письменный ответ на вопрос: Как повлияли произведения УНТ на художественную литературу?
  • Проиллюстрировать народную песню «Солнышко-вёдрышко».

Библиография использованных методических материалов:

  1. Забылин М. Русский народ : Его обычаи, предания, обряды.- М.: Изд-во Эксмо, 2003.
  2. Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материал для учителя. 5 класс.- М.: Московский Лицей, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока музыки в 7 классе по теме "Память жанров"

Урок – путешествие для 7 классов проводится в меди о – классе в серии уроков посвященных музыкальным жанрам. Обучающая цель данного урока – познакомить учащихся с музыкальным творчеством П. И. Чайков...

Конспект урока литературы в 11 классе (Урок-концерт, посвященный жанру авторской песни )

Тема урока: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» Цель урока:  познакомить с жанром авторской песни, изучить историю жанра,  определить место авторской песни  в развити...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С. Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."

Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С. Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."

Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С.Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."

Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...

конспект урока по изо: "Жанры изобразительного искусства"6 класс

.Цель: развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности...