Технологическая карта открытого урока литературы в 7 классе по теме: «Повесть о Петре и Февронии, как гимн любви и верности»
методическая разработка по литературе (7 класс)

Андреева Галина Николаевна

Познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере образов святых значимость ценности любви как великой силы, возвышающей человека, помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока литературы  в 7 классе по теме:

 «Повесть о Петре и Февронии, как гимн любви и верности»

Автор УМК:  Литература 7 класс, под ред. В.Я.Коровиной

Тип урока: урок «открытия» новых знаний, 2  урок в теме

Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии, как гимн любви и верности»

Цели урока:

1) образовательная: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских», показать на примере образов святых значимость ценности любви как великой силы, возвышающей человека, помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

2) деятельностная: формировать навык прочтения подтекста произведения, умение цитировать; развивать  аналитические способности учащихся, логическое мышление, устную и письменную речь;

3) воспитательная: воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать; воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку, воспитывать эстетический вкус учащихся посредством живописи, скульптуры, музыки.

Планируемые результаты:

1. Личностные:  

1. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

2. Формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим.

2. Метапредметные:

-познавательные:

1.Поисковое чтение и структурирование текста.

2. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной.

3. Смысловое чтение с  установлением причинно-следственных связей.

4.Анализ, сравнение, синтез образов по выделенным признакам.

- регулятивные:

1.Целеполагание и планирование путей достижения целей.

2.Самостоятельный контроль своего времени.

3.Принятие решений в проблемной ситуации.

4.Развитие навыков самооценки и осуществление взаимоконтроля

- коммуникативные:

         1. Формулировать высказывание, мнение,  в рамках учебного диалога.

         2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

              3. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

              4. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств 

3. Предметные:

1. Навыки анализа текста.

2. Умение понимать и формулировать тему, идею.

3. Умение характеризовать образы героев произведения, владения терминологией

4. Подбор цитат.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

  • Живопись/иконопись
  • основы православной веры
  • музыка
  • скульптура
  • парная
  • фронтальная
  • индивидуальная
  • художественный текст
  • дидактический материал
  • мультимедийная презентация
  • аудио фрагменты

Название технологических этапов урока,  их содержание. Временной интервал

Ход урока

УУД

Деятельность учителя                          

Деятельность учащихся

1.Мотивирование (подготовка к учебной деятельности)

Цель: организовать направленное внимание на начало урока;

создание положительного настроя учащихся на урок.

Время: 1мин

-Здравствуйте, ребята! Наш урок хочу начать со стихотворения Вс.Рождественского.

Стареют книги… нет, не переплет,

Не тронутые плесенью страницы,

А то, что там, за буквами, живет

И никому уж больше не приснится.

Остановило время свой полет,

Иссохла старых сказок медуница,

И до конца никто уж не поймет.

Что озаряло предков наших лица.

Как водолазы в сумрак Атлантиды,-

Былых веков надежды и обиды

Не только стертый начисто пунктир:

Века в своей развернутой поэме

Из тьмы выходят к свету, к вечной теме.

Слушают, настраиваются на учебную деятельность.

Личностные УУД:

1. Положительное отношение к уроку.

2. Актуализация знаний

Цель: обобщить изученный материал, необходимый для                  « открытия нового знания»

Время: 1мин

- Мы вновь обращаемся к произведению древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Как вы думаете, какой вечной теме посвящена «Повесть…»?

- Повесть посвящена теме любви и верности. Особым качествам героев, благодаря которым их причислили к лику святых

Познавательные УУД:

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.

Коммуникативные УУД:

1.Умение выражать  свои мысли

2.Умение принимать мнение другого.

Предметные УУД:

1.Повторение тематики произведения

3. Постановка учебной задачи.

Формулирование темы и цели урока.

Цель:   обеспечить восприятие, осмысление новой темы; 

подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы урока и поставке познавательной цели.

Время: 2 мин

- Но есть еще одна  главная тема этого произведения. Давайте, попробуем определить ее, обратившись к словам Д.С.Лихачева и выделив ключевое слово в его высказывании:  «Нравственность едина во все века и для всех людей.   Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».
         
- Выделите ключевое слово этого высказывания, попробуйте дать его толкование.

- Обратимся к Словарю урока и познакомимся с толкованием понятия «нравственность»  в Толковом словаре Д.Н.Ушакова.

 Как вы понимаете смысл приведенного высказывания Д.С.Лихачева?

-На какой же вопрос мы с вами  будем искать ответ в повести  «Повести…»?

Итак, тема урока: «Повесть о Петре и Февронии, как гимн любви и верности»

Знакомятся и анализируют эпиграф урока, определяют ключевое слово урока.

-Нравственность  (учащиеся предлагают свое понимание слова «нравственность»)

 Учащиеся знакомятся с понятием «нравственность» и рассуждают о том, как они понимают смысл эпиграфа урока. (Нравственность  - это нормы поведения, принятые в обществе. Нормы поведения в обществе во все века едины, а подробно читая и изучая древние книги, мы можем открыть многое для себя.)

– Какими духовными ценностями \ качествами надо обладать, чтобы быть высоконравственным  человеком?

Познавательные УУД:

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.

Коммуникативные УУД:

1.Умение выражать  свои мысли

2.Умение понимать позицию другого.

Предметные УУД:

1.Определение проблематики произведения.

4. Изучение нового материала

Цель: изучить новый материал

Время: 8 мин

     - На прошлом уроке мы рассмотрели жанровое своеобразие «Повести…», а сегодня  обратимся к образу героев повести.

   И мы постараемся составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии, что поможет нам понять идейное содержание «Повести…» и ответить на наш главный вопрос: какими духовными ценностями надо обладать, чтобы быть высоконравственным  человеком?  

 Обратимся к Словарю урока, который содержит толкования основных понятий, духовных качеств, которыми  руководствуется высоконравственный человек.

      Прежде, чем вы приступите к работе, подумайте, на какой вопрос может помочь ответить наш Словарь урока.

   Задание: 1. Познакомьтесь с понятиями и  дайте свое определение, подобрав к ним синоним

2. Соотнесите (стрелками) понятия с их определениями. Обсудите результаты в парах.

Оцените качество своей работы  на данном этапе по пятибалльной шкале:

«5» - я нашел (нашла) весь теоретический материал самостоятельно, подготовил(-а) полный ответ;

«4» - я нашёл (нашла) необходимый материал самостоятельно, готов(-а) ответить при помощи наводящих вопросов ;

«3» - я старался (старалась), но нашёл (нашла) ответы не на все вопросы, могу попробовать ответить;

«2» - я нашел(нашла) материал частично, пока не готов(-а) ответить.

- Правильно ли понимаем смысл понятий?

- Узнать новые качества высоконравственного человека.

1.Учащиеся анализируют предложенные понятия.

РЕЛИГИО́ЗНОСТЬ – вера

БЛАГОЧЕСТИЕ -  честь

КРО́ТОСТЬ - скромность

МУДРОСТЬ — ум

ВЕРНОСТЬ  - преданность

СПРАВЕДЛИВОСТЬ — честность

2. Выполняют тестовое задание на соотнесение понятия и определения.

1.НРА́ВСТВЕННОСТЬ

А . Совокупность норм поведения, определяющих поведение человека в обществе. 

Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила.   (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

2.РЕЛИГИО́ЗНОСТЬ 

Б. Одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону. (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

3.БЛАГОЧЕСТИЕ

В Наличие веры в Бога. (Библия. Ветхий и Новый заветы) 

4.КРО́ТОСТЬ 

 Г Истинное почитание Бога, принятие Божиих истин и исполнение заповедей, богобоязнь.   (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

5.МУДРОСТЬ 

Д.Незлобие,  смирение, покорность.        (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

6.ВЕРНОСТЬ

Е Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. (Толковый словарь С.Ожегова)

7. СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Ж  Полная преданность, правдивость, твердость в слове (Толковый словарь В.И.Даля) 

ОТВЕТ: 1-А, 2- В, 3-Г, 4-Д, 5- Е, 6 – Ж, 7- Б

Учащиеся проверяют правильность  задания и оценивают  выполнение данного задания.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе имеющихся знаний.

2.Высказывать цели учебной деятельности

Познавательные УУД:

1.Представлять информацию в разных формах (тест).

Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2.Осваивать культуру общения, умение слушать другого.

Предметные УУД:

1. Знакомство с понятиями  нравственности.

2.Изучение значения понятий нравственности.

Регулятивные УУД:

1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

5.Постановка проекта выхода из затруднения.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи.

Время: 20 мин

Теперь, когда мы черты  характера высоконравственного человека, составим духовный образ героев.  

1. Вспомните, что такое образ.

2. Чем художественный образ отличается от духовного образа?

3. Петра – это образ кого?

4.Что значит духовный образ Петра?

И нам предстоит создать образ правителя и мужа, выделив черты характера героя

Задание:  Перед вами таблица из цитат и черт характера, анализируя цитаты, определите  поступки героев (эпизод) и запишите черты характера, которые соответствуют  данному поступку. Или к указанной черте характера подберите цитату из текста, опишите поступок, поведение героев. Так мы составим  духовные  портреты героев.

-Представьте, духовный образ Петра в «Повести..». Это образ идеального правителя и верного мужа.

Оцените качество своей работы  на данном этапе по пятибалльной шкале:

«5» - я выполнил (выполнила) задание самостоятельно, подготовил(-а) полный ответ;

«4» - я выполнил (выполнила) необходимый материал самостоятельно, готов(-а) ответить при помощи наводящих вопросов ;

«3» - я старался (старалась), но нашёл (нашла) ответы не на все вопросы, могу попробовать ответить;

«2» - я нашел(нашла) материал частично, пока не готов(-а) ответить.

Обратимся к образу Февронии. Что значит духовный образ Февронии?  

Обратимся к таблице и определим черты характера Февронии, подтверждая текстом.

-Представьте, духовный образ Февронии в «Повести..». Это образ идеальной правительницы и верной, любящей жены.

Оцените качество своей работы  на данном этапе по пятибалльной шкале:

«5» - я выполнил (выполнила) задание самостоятельно, подготовил(-а) полный ответ;

«4» - я выполнил (выполнила) необходимый материал самостоятельно, готов(-а) ответить при помощи наводящих вопросов ;

«3» - я старался (старалась), но нашёл (нашла) ответы не на все вопросы, могу попробовать ответить;

«2» - я нашел(нашла) материал частично, пока не готов(-а) ответить.

1. Учащиеся отмечают отличие худ.образа от духовного.

2.Учащиеся работают с таблицей, определяя черты характера Петра и приводя  цитаты, подтверждающие указанные черты. (работа в парах)

Монологический ответ учащегося, характеризующий духовный образ героя. (проверка д/з)

Учащиеся проверяют правильность  задания и оценивают  выполнение данного задания.

Образ правительницы, жены.

Учащиеся работают с таблицей, определяя черты характера Февронии и приводя  цитаты, подтверждающие указанные черты. (работа в парах)

Монологический ответ учащегося, характеризующий духовный образ героя. (проверка д\з)

Учащиеся проверяют правильность  задания и оценивают  выполнение данного задания.

Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2.Аргументирование своего мнения.

3.Умение слушать другого, примая его мнение.

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Уметь сравнивать, группировать, формирование логических действий.

Предметные УУД:

1.Развитие умений анализа текста

2.Совершенствование умения  подбирать цитаты для характеристики героев.

Регулятивные УУД:

1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

6.Первичное закрепление

Цель: закрепить полученные знания.

Время: 3 мин

Сейчас небольшой исторический экскурс:

      Ко дню памяти святых Петра и Февронии приурочен всероссийский праздник - День семьи, любви и верности, который в России отмечается 8 июля с 2008 года. Символом праздника стала ромашка - с таким предложением два года назад выступила глава оргкомитета праздника, супруга президента России Светлана Медведева. Эту награду получают семьи, прожившие не один год вместе, пережившие разные события, но несмотря ни на что сумевшие сохранить любовь и верность в своей семье.

        -У нас с вами у каждого  тоже есть   своя ромашка, на лепестки которой мы сейчас запишем все качества, которые вы отметили у Петра и Февронии.

Составление ромашки.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\daisy-wheel-bitmap-coloring.png

Познавательные УУД:

1. Анализировать, классифицировать, сравнивать

2.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД:

1Умение строить монологическое высказывание.

Предметные УУД:

1. Систематизация основных духовных ценностей составляющих образ высоконравственного человека.

7. Углубление знаний учащихся по теме, используя культурологические  сведения.

Цель: познакомить учащихся с особенностями изображения образов героев в иконописи и скульптуре.

Время: 7 мин

- Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица, но почему мы ведем речь о духовном портрете героев, и  мы не видим портретов внешности  героев повести?

Но  портреты внешности святых мы с вами можем увидеть через восприятие их образов иконописцами, которые писали иконы святых Петра и Февронии в определенном иконописном стиле.

Мы видим, что одной иконы, посвященной святым Петру и Февронии, нет одинаковых икон, но как бы не отличались иконы своим иконописным стилем, общим  всегда остаются следующие моменты:

-святые всегда вместе,

-лики их направлены друг к другу

-их социальный статус -  находит отражение в княжеских одеяниях,

- и обязательно присутствует божественный элемент, передающий благочестие Петра и Февронии  – образ церкви, ангелы, крест в руках святых, образ Иисуса Христа.,

А также обязателен символ святости  – нимб, условное обозначение сияния вокруг головы,

Образы святых запечатлены не только на иконах, но и переданы в камне.

В ряде российских городов с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии. Очень много людей совершают паломничество в Муром и другие города, чтобы поблагодарить святую супружескую пару за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.

Все памятники отличаются друг от друга, но, как и на иконах, Петр и Феврония всегда рядом, держатся за руки,  повернуты или чуть повернуты друг к другу, в княжеских одеждах и с обязательным элементом, указывающим  на их благочестие (наличие веры в бога)  

- церковный свиток с молитвой

- церковный крест

- или голубь –символ Святого Духа.

 Погребены были святые  супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным  в  1553 году, ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

-Не внешность, не красота  главное для автора, как не главное это для Петра и Февронии. Главное мудрость- ум, душеные качества, душевная красота героев.

Изображение  икон, просмотр презентации.

Прослушивание   церковных песнопений и песни гр. «Непоседы»

Учащиеся слушают, внимательно смотрят презентацию.

Памятники Петру и Февронии,  просмотр презентации.- песня гр. «Непоседы»

Учащиеся слушают, внимательно смотрят презентацию.

Коммуникативные УУД:

1. Способность воспринимать материал культурологического характера.

Познавательные УУД:

1.Формирование логических действий.

Предметные УУД:

1. Знакомство с  образами героев в иконописи и скульптуре.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:  обобщить изученное на уроке и сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности.

Время: 5 мин

- Обратимся к финалу повести и  подумаем, как выражена сила взаимной любви Петра и Февронии?

Завершая наш разговор,  обратимся снова  к эпиграфу нашего урока и к вопросу, на который мы искали ответ: 

- Какие нравственные идеалы представлены в «Повести»? 

Какими духовными ценностями надо обладать, чтобы быть высоконравственным  человеком?

 

 - Изменилось ли ваше понимание высказывания Д.С.Лихачева?

И последнее заключительное задание:

В центр ромашки впишите то качество, которое вы считаете наиболее ценным и важным, объясните почему.

Для меня главным качеством является………, потому что …..

На мой взгляд самое важное в человеке – это…., потому что…

Для себя я определил главным качеством…., т.к……

Наиболее значимыми  для меня стали ……… и …….,потому что….

Поставьте себе отметку за урок и выберите домашнее задание в зависимости от набранных на уроке баллов:

      Если Вы набрали 15 -13 баллов – отметка за урок «5» -

      Если Вы набрали 12- 10 баллов – отметка за урок «4» -

      Если Вы набрали 9- 7 баллов – отметка за урок «3» -

-Оба супруга, не мыслят возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить.

-Нам показан  образец супружеской жизни, идеал любви, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро– вот что главнее всего для автора.

Перечисляют ценности.

- Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей.

Подробно читая древние книги, мы можем открыть самого себя, осознать свои поступки   и приблизиться к образу святых.

Учащиеся пишут ответ.

Самооценка учащихся, по результатам работы на уроке.

Регулятивные УУД:

1. Соотнощение цели и результатов своей деятельности.

2.Определение степень успешности своей работы.

Познавательные УУД:

1. Выделение главного (свертывание информации до ключевых слов).

Личностные УУД:

Понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

8.Домащнее задание.

Время: 1мин

1.Нарисуйте образы Петра и Февронии, подберите речевые характеристики.

2.Почему же образы Пётра и Февронии, говоря современным языком, вновь оказались востребованными обществом? (письм.ответ)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Личностные УУД:

1.Умение слушать другого.

2.Самоорганизация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока английского языка по теме “Family. Getting on well with the family” в 5-м классе.

Цель урока -  создать условия для формирования лексических навыков по данной теме с выходом на устную монологическую речь в качестве домашнего задания.Обучающие:практика речевой деятельности (мон...

Технологическая карта открытого урока английского языка на тему "Моя семья" в 5 классе (УМК "Spotlight - 5")

Технологическая карта даёт подобное описание открытого урока английского языка в 5 классе на тему "Моя семья" (УМК "Spotlight-5"). В ней представлены этапы урока с подробным описанием деятельности уче...

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ "ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА" 5 КЛАСС ФГОС

Открытый урок по обществознанию "Загадка человека" 5 класс по ФГОС с использованием технологии критического мышления...