ЕГЭ и ОГЭ по литературе, основное сочинение. Советы выпускнику.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9, 10, 11 класс)

Кириллина Светлана Гавриловна

Как написать сочинение в формате ЕГЭ по литературе (задание №12) на максимальный балл? В данном пособии вы найдёте план сочинения,  перечень  типичных ошибок, а также советы, как их избежать, и примерные клише ввода терминологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_sochinenie_12_i_teoria.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

План сочинения 12

 1.Вступление: Несколько предложений о писателе, о проблематике  произведения СООТВЕТСТВЕННО теме. Выражение своего мнения, формулировка тезисов.

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА ВЫПУСКНИКА №1:соответствие теме.

ВАЖНО обратить внимание на ключевые слова не только в теме сочинения, но и в самом задании (автор, временной период, проза или поэзия).

ПРИМЕРЫ:

  1. «Особенности пейзажной лирики Ф.И.Тютчева»- слово о писателе и «Особое место в его творчестве занимает пейзажная лирика»  
  2. «Тема нравственного выбора в прозе 19 века» - тема…является одной из ведущих в отечественной литературе (указать период) Писатели в своих произведениях пытаются осмыслить ситуацию..);= ТО ЖЕ пишем о теме любви, милосердия и т.д.
  3. «Художественная роль писем в романе…» - слово о писателе, место произведения в его творчетве. Особенная роль в нём принадлежит письмам (важная примета того времени, важная композиционная функция, передают психологическое состояние героев, влияют на развитие событий);
  4. «Роль (героя) в судьбе (героя)»- писатель, немного о произведении, героях, переходим к конкретному герою и указываем его роль или задаём проблемный вопрос.
  5. «В чём заключается нравственная сила человека на войне? (на примере одного-двух произведений второй половины 20 века : война как самое ужасное – много произведений-автор и произведение-герой- проблемный вопрос из темы;
  6. «Образ народа в….» : писатель-творчество-каким же предстаёт перед читателями образ народа? (или чёткий  ответ на этот вопрос) ;
  7. «В чём особенность звучания темы ….в творчестве…»: тема (…)в творчестве(…)занимает одно из ведущих мест и обретает в нём особое звучание;
  8. «Кто из героев (…) вам наиболее интересен и почему?» : Роман (…) был важным явлением в общественной жизни России того времени и не утратил актуальность в наши дни, так как поднимает различные проблемы, такие, как(…). Мне также нравится это произведение, т.к. (…). Далее выбираем одного из персонажей, который особенно интересен;
  9. «Женские образы в («Война и мир» , «Кому на Руси жить хорошо» или «Тихий Дон» чаще всего)»: Особенности произведения (возможно, жанровые- отличается эпичностью и масштабностью). Писатель представил жизнь русского народа в переломные моменты эпохи:(…). Персонажи обладают как обобщёнными, так и индивидуальными чертами. На примере их судеб писатель показывает жизнь русского (дворянства,народа, казачества) в это непростое время. Важное место в романе(поэме) занимают женские образы.
  10. «Тема детства в отечественной или зарубежной  прозе 19 века»: раскрывается во многих произведениях (…).Среди них я бы выделила произведение (…) Оно привлекло меня прежде всего (проблематика, герои…)- во втором и третьем абзацах можно по очереди разобрать проблемы.

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА ВЫПУСКНИКА №2: раскрытие темы.

Тема должна быть раскрыта глубоко и многосторонне

 

2.Основная часть - с одной стороны

 Во-первых (или с одной стороны),…….(утверждение, косвенное цитирование  + комментарий , краткий пересказ содержания ( конкретный пример)+ комментарий, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.)

Использование литературных понятий (см.комментарий ниже)

3.Основная часть - с другой стороны

Во-вторых (или с другой стороны),…….( утверждение, косвенное цитирование  с комментариями к ним, краткий пересказ содержания( конкретный пример, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.)

      Использование литературных понятий (см.комментарий ниже)

4.Концовка

 Итог всего вышесказанного, обобщение. Никаких больших рассуждений здесь не должно быть.

 

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА ВЫПУСКНИКА  №3:  теорию не только вводим, но и используем для анализа

КЛИШЕ ДЛЯ ВВОДА ТЕРМИНОЛОГИИ

  1. В начале работы, давая общую характеристику творчеству писателя или конкретному произведении, можно указать, к какому художественному методу относится творчество (произведение)  и как это связано ( или не связано)  с темой. Примеры:
  • «Несмотря на то, что творчество Ахматовой тесно связано с акмеизмом, а это направление отличается крайней аполитичностью и уходом от общественных проблем, в поэзии Анны Андреевны немаловажное место занимает тема личности и истории».
  • Данное произведение относится к древнерусской литературе, но  автор не только описывает политическую ситуацию конца XII века, но и рисует образы персонажей, даёт своим героям оценку, которая главным образом выражена в описаниях природы, "золотом" слове Святослава, а также в лирических отступлениях.
    Также отношение
    автора проявляется и в лирических отступлениях, например, в "Плаче Ярославны", благодаря которым….
  • Романтическое произведение - обратить внимание на особенности романтизма и его признаки в данном произведении: уделить внимание пейзажу и его роли, одиночеству и исключительности героя и обстоятельств ,отметить двоемирие (побег от реального к идеальному)
  • Реализм обычно  проявляется в характерах героев, в самом сюжете, в основах которого в большинстве случаев лежали реальные истории из жизни (например, наличие конкретных прототипов у героев Грибоедова, Толстого, указание на дружбу с героями у Пушкина («Онегин, добрый мой приятель…»). В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях.  Литературный герой реалистического произведения создается как обобщенный образ (тип) человеческой индивидуальности, наиболее характерной для определенной общественной среды, в нем воплощены характерные признаки лиц определенной категории ( понятие лишнего человека и маленького человека –это тоже признак реализма)
  • Если речь о Тютчеве и Фете, то обязательно сказать, что в середине 19 века , наряду со сторонниками гражданского направления (об этом будете говорить, разбирая Некрасова), сложилась школа поэтов «чистого искусства» , одним из крупнейших представителей которой был Тютчев (Фет). Не поднимая в своём творчестве актуальных гражданских вопросов, поэт акцентирует своё внимание на философской лирике, его лир.герой рассуждает о таких вечных ценностях, как любовь, доброта, покаяние. У Фета – тема взаимодействия человека и природы, философский характер пейзажной лирики(философские рассуждения переплетены с пейзажными зарисовками).

  1. Немаловажным в анализе многих произведений («Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мёртвые души», «Война и мир», «Кому на Руси жить хорошо», «Вишнёвый сад», «Реквием» и т.д.) является указание на их жанровые особенности.
  • Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое в «Евгении Онегине» равноправны, образ автора (лирическое начало) не менее важен, чем образы героев (эпическая линия). Образ автора появляется и в лирических отступлениях, и в повествовании. Он выступает и как рассказчик («Позвольте мне, читатель мой, / Заняться старшею сестрой»), и как персонаж романа (он знаком с самим героем), и как лирический герой (автор высказывает свои взгляды на литературу, искусство), и как поэт (он обсуждает с читателем план романа).
  • Роман Лермонтова «Герой нашего времени» по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно-философским –то же клише используем и для романа-эпопеи, и для комедии «Вишнёвый сад», и для эпической поэмы «Кому на Руси..»
  • Сам автор определил жанр своего произведения как поэму, подчеркивая таким образом равноправие эпического и лирического начал в «Мертвых душах». Эпическая и лирическая части отличаются по целям, которые автор ставит. Задача эпической части — показать «хотя с одного боку Русь», задача лирической части- …

  1. При характеристике особенностей композиции произведения часто требуется использовать термин антитеза (контраст), развитие действия, кульминация:
  • Один из любимых приемов Толстого для раскрытия характеров своих героев — это контраст. Так на приеме контраста идет описание первого бала Наташи Ростовой, когда ее живая, чистая красота сравнивается с мраморной красотой Элен и противопоставляется ей, как истинная — ложной. Как антагонисты выступают в романе образы Кутузова и Наполеона  и т.д.
  • Характеризуя героев, автор не случайно использует такой приём, как противопоставление. Это позволяет  охарактеризовать героев полнее, выявить авторское отношение к разным сторонам изображаемого, а также к самим персонажам.
  • Для Мцыри характерна противоречивость и раздвоенность, присущая многим героям Лермонтова.
  • Главным приемом, позволяющим отразить несоответствие идеального мира мечты той действительности, в которой оказался герой, является антитеза.
  • Автор противопоставляет себя Онегину и рад «всегда заметить разность между» ним и собой. Особенно хорошо эта антитеза прослеживается в отношениях к театру, природе, творчеству.
  • Катерина и Варвара живут по совершенно противоположным нравственным законам.
  • Конфликт отцов и детей является вечной и общечеловеческой проблемой, но в конкретно-исторических условиях он приобретает особые грани….. С этой точки зрения конфликт поколений приобретает совсем иную смысловую окраску. Тургенев показывает не только различия, но и определенное сходство между героями-антагонистами, обнаруживая разрушительные стороны и кирсановского консерватизма, и базаровского нигилизма. С завязкой любовной линии Базаров — Одинцова проблема отцов и детей переходит на нравственно-философский уровень. …. Теперь общественно-исторические позиции героев-антагонистов проверяются вечными ценностями: это любовь, дружба, семья, смерть.
  • По мере развития действия повести (романа)…
  • В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник», в кульминационной части, мы слышим риторический вопрос, адресованный величественному памятнику первого русского императора: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?»  Зачем? –ответ
  • Обращаем внимание на роль письма, дуэли в композиции произведения, особенно в произведениях Пушкина. В каждом случае дуэль играет в сюжете особую роль, связанную с идеей и проблематикой произведения. История дуэли Онегина с Ленским — центральный эпизод романа Пушкина «Евгений Онегин». В стройной «зеркальной» композиции сюжета этот эпизод является своеобразным «водоразделом». Смерть Ленского круто меняет судьбы всех основных героев. Это сюжетный центр романа, после которого опорные эпизоды первой части повторяются как бы в зеркальном отражении…..
  • Образ автора имеет значение в композиционном построении романа. Он служит для перехода от лирической части к эпической, и наоборот. Таким образом, «Евгений Онегин» — «свободный роман».

  1. Анализ проблематики произведения, образа героя (в том числе с учетом авторской позиции) требует знания понятий портрет, пейзаж, говорящая фамилия, ремарка.
  • Портрет – это не только описание  внешности героя , но и знакомство с его жизнью, это его чувства и поступки. Он способствует раскрытию внутреннего мира героя.
  • Портрет – это то, что делает возможным представить читателю героя как личность. Пушкин в своих произведениях наряду с живописным портретом создает психологические портреты, которые получили широкое распространение в литературе XIX века. 
  • Характеризуя (героя), автор использует такое средство психологического изображения героев , как речевая характеристика. Речь героя говорит о ….
  • В портрете своих героев Толстой подчеркивает одну повторяющуюся деталь: толщину Пьера, мраморность плеч Элен, лучистые глаза княжны Марьи, дрожание ляжки Наполеона, дряхлость Кутузова…
  • В изображении главных героев используются приёмы антитезы и психологического анализа. Герой раскрывается в своих мыслях.
  • Внутренние монологи позволяют автору обнаружить такие сокровенные мысли и настроения героев, передать которые при помощи прямой авторской характеристики было бы трудно без нарушения законов художественного реализма.
  •  Мы видим героя с разных сторон: глазами путешествующего офицера, Максима Максимыча и, наконец, глазами самого Печорина. Повествование идет от внешнего к внутреннему, от объективного к субъективному….Портрет героя указывает на его эгоизм, скрытность и равнодушие.
  • Пейзаж, природные образы служат средством раскрытия чувств персонажей
  • Пейзаж участвует в формировании образов персонажей
  • Пейзаж реализует структурную функцию, обозначая место и время, когда происходят события, о которых идет речь в произведении
  • Природные образы способствуют развитию сюжетной линии, влияя на мотивы, особенности поведения и поступки персонажей
  • Например, ремарка «…» подчеркивает замешательство (героя), которому ….
  • В этом эпизоде автор выводит целую плеяду комических лиц, наделяет гостей говорящими фамилиями(…)
  • Основным средством изображения русской жизни в поэме становится деталь. С ее помощью Гоголь показывает типичность губернского города, который «не уступал другим губернским городам», пейзаж, представляющий «виды известные». Такие приемы указывают на реалистический метод создания произведения. Кроме того, деталь выступает и как средство индивидуализации. Собакевич похож на «средней величины медведя», и фрак на нем «совершенно медвежьего цвета».

Детализация — это особый художественный прием, который необходим для создания максимально полного образа. Через деталь можно показать какую-либо комическую ситуацию, обозначить что-то типическое в героях или, напротив, подчеркнуть индивидуальные черты. Прием детализации используется, как правило, в эпических произведениях.

  1.  Выявление языковых особенностей текста предполагает использование таких понятий, как риторический вопрос, афоризм, инверсия, повтор, анафора, олицетворение;
  2.  Оперирование понятиями поэзия, стихотворение требует владения терминами рифма, размер, средства выразительности

ВАЖНО: Не забудьте пересчитать слова! Рекомендуемый объём сочинения-200-350 слов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.

Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся   к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана н...

Формирование профессиональных компетенций как основной фактор конкурентоспособности выпускников СПО

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку выпускников к значимой для общества профессиональной деятельности, в которой наиболее полно должны раскрываться их профессиональные компетен...

Основные особенности подготовки выпускников школы к выполнению заданий по речеведению.

На конкретном примере текста Шукшина В.М. "Родина" учащиеся не только повторяют, но и углубляют свои знания по особенностям жанра эссе, а также свои умения видеть структуру чужого текста, его логическ...

Выпускное сочинение Советы по написанию

Данная работа содержит материал для подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе. Материал полезен как для учителей- филологов, так и для учащихся 10-11 класса.Комментарии к пяти направлени...

Для 11-х классов. Как написать мини-сочинение. Советы

Одним из самых сложных заданий ЕГЭ по обществознанию считают задание №29 – сочинение или эссе.Чтобы выполнить его на максимальное количество баллов (6), необходимо: раскрыть смысл...