Урок-диспут по "Разделу имущества" А. Алексина
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Зырянова Алёна Владимировна

Разработка урока с презентацией и видеофайлом к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-диспут  по повести А.Г. Алексина «Раздел имущества»

 (урок внеклассного чтения в 9-11 классах)

Аннотация:  Формирование речевой компетенции состоит в способности и готовности осуществлять межличностное общение, вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника. Урок-диспут в технологии проблемного обучения  способствует формированию умения давать интерпретацию произведения на основе личностного восприятия и осмысления, а также развитию умения логично излагать свои мысли и аргументировано доказывать свою точку зрения, развитию коммуникативных навыков учащихся, а именно: умения спокойно выслушивать доводы оппонента и умения достойно опровергать их. 

Предмет:  литература

Класс: 11 (9-10-11, возможен диспут между разновозрастными классами)

Технология:  Технология коммуникативного обучения

Тема: Мы сами или  поступки окружающих, их слова, их характеры определяют нашу жизнь, судьбу, наши характеры? (по повести А.Г. Алексина «Раздел имущества»)

Цели:

Обучающие:  продолжить работу над умением анализировать эпическое произведение.

Воспитательные: осознание того, насколько важно быть благодарным тем людям, которые многое для нас сделали, прежде всего,  нашим близким, и как важно, когда эти люди стареют, сами нуждаются в помощи, общении, не закрывать для них свои сердца. Воспитывать толерантность по отношению к членам своей семьи, к окружающим людям с ограниченными возможностями.
Развивающие: развитие речи, умения логически мыслить.

Задачи:
УУД:

Личностные: Формирование умения давать нравственную оценку поступкам, определять по поступкам черты характера.  

Коммуникативные: Продолжить отрабатывать умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.  Формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умения работать в группе.  Практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого,  уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Регулятивные:  Проводить рефлексию на основе самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки. Приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Познавательные: Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией. Практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. Работать с текстом, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в нем информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме  и в наглядно-символической форме (в виде схем, рисунков, кластеров, интеллект-карт);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.

Предполагаемые результаты:

Личностные:

Формирование готовности к самоанализу и саморазвитию с учётом устойчивых познавательных интересов; совершенствование нравственных качеств личности; развитие умения вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные: 

Развитие умения осознанно выбирать эффективные способы решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Развитие контекстного чтения: умения проводить параллель между различными произведениями, видеть «вечные» темы и сюжеты.

Предметные: 

Осознание значимости чтения и изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, создавать развёрнутые высказывания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная (схема семьи), групповая.

Ключевые понятия темы урока: нравственные законы, благодарность, гордость и гордыня, сюжет, сюжетная линия, характер, поступок, речь, деталь, главные и второстепенные персонажи.

Методы, доминирующие на уроке:

  • по источнику материала: словесные;
  • по характеру обучения: эвристические, проблемные (ТРКМЧП);
  • методы практического контроля и самоконтроля;
  • методы стимулирования интереса к учению (учебная    дискуссия).

Оборудование:

 - компьютер, проектор, учебная доска, тексты повести

 - презентация к уроку (приложение 1 https://disk.yandex.ru/i/e-8ssbuMq-ynXQ )

- оценочные листы работы на уроке (приложение 2)

-  памятки (правила ведения диспута (приложение 3)

-   речевые клише (приложение 4)

- распечатанные цитаты из повести на доску (приложение 5),

- отрывок из фильма по повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» (приложение 6 https://disk.yandex.ru/i/qkU8Q1hQSehWaA  )

- листы для оценки выступающих экспертами-наблюдателями (приложение 7).

Оформление (на доске): Рисунки-схемы, кластеры или интеллект-карты по повести (проверка домашнего задания), цитаты из повести.

Оформление кабинета: парты расставлен буквой П: группы-оппоненты садятся напротив друг друга, перед ними – «экспертная комиссия»: учителя, родители или учащиеся старших классов.

Подготовительная работа к диспуту:

1) прочтение текста произведения;

2) составление группами учащихся или каждым индивидуально кластера, схемы  или интеллект-карты по повести;

3) работа с организационной группой по определению вопросов диспута, правил его ведения, составлению оценочных рубрик для оценки работы учащихся во время диспута.

Технологическая карта урока-диспута:

Этап урока и его цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап:

Организация класса.

Формулировка темы и целей урока.

Приветствие. Определение ролей:

1 группа – «Роль бабушки», 2 группа  – «Роль мамы», 3 группа – «Роль папы»

Показ отрывка фильма, постановка наводящих вопросов, помощь в формулировке темы и целей диспута.

- Мы посмотрели отрывок из фильма по повести  Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».  Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке?

- Как вы думаете, кто прав, кто виноват в этом конфликте? Можно ли сказать, что в конфликте всегда виноваты обе стороны? Как конфликты взрослых сказываются на детях?

-Можно ли обойтись в жизни без конфликтов, или это способ развития отношений?

- Что символизирует, на ваш взгляд,  треск рвущейся материи?

- Как вы думаете, какова тема  нашего диспута? (варианты детей)

 - Мы сами или  поступки окружающих, их слова, их характеры определяют нашу жизнь, судьбу, наши характеры?  В какой мере окружающие влияют на нас и нашу жизнь?

- Дома вы прочитали  повесть А. Алексина «Раздел имущества». На примере этой книги мы попробуем ответить на этот вопрос. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы на него ответить?

(Слайд 1). Знакомство с памятками на столах.

Просмотр отрывка из фильма по произведению Санаева «Похороните меня за плинтусом» (слайд 2), где мама и бабушка «разрывают» ребёнка.

Формулировка темы и целей диспута.  

 - Об отношениях семейных, об отношениях взрослых, об их конфликтах и о том, как от этих конфликтов может пострадать ребёнок, о том, как нужно и как не нужно решать конфликты и всегда ли это получается.

- Виноваты чаще всего обе стороны, т.к. как-то оказались в этой ситуации, где-то совершили ошибки и не смогли исправить, не смогли всё учесть, не нашли подход к другому человеку…

-К сожалению, без конфликтов нельзя прожить жизнь, и нужно научиться их решать.

- Рвутся связи в семье, связи между поколениями (бабушка – прошлое, мама – настоящее, ребёнок – будущее), можно «разорвать» ребёнка, его душу в подобных конфликтах.

-КАК РЕШАТЬ СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ? КАК СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ ВЛИЯЮТ НА ДЕТЕЙ, ИХ ЖИЗНЬ, ИХ СУДЬБУ, ИХ ХАРАКТЕР?

(Слайд 3).

 

- Определить героев, их характеры и поступки, разобраться в сюжете и деталях.

2 этап

Актуализация знаний, проверка д/з.

 - Расскажите коротко сюжет повести.

- Девочка получила «родовую травму», по мнению врачей, ей грозил «детский кретинизм». Бабушка, отказавшись от личного счастья, выходила девочку, помогла ей преодолеть последствия травмы. Совершила человеческий подвиг. Девочка взамен отдала ей сердце, назвав самым близким человеком. Девочка выросла, бабушка стала не нужна ее родителям. Приревновав дочь к свекрови, мать Веры, опираясь на поддержку мужа, решает от нее избавиться.

3 этап.

Словарная работа.

   - «Хочу, чтоб всё было по закону, по справедливости». (Слайд 4). -Чьи это слова? Кто ещё говорит о справедливости в повести?

- Что такое справедливость? (Слайд 5).

Всегда ли Вера сама справедлива? (Слайд 6).

- Какие бывают законы?

(Слайд 7)

 

- Законы морали - это те законы, которыми регулируются отношения между людьми в жизни. Как их ещё называют?

-  Как вы считаете, какие законы должны быть основополагающими в отношениях между близкими людьми?  Верно, нравственные. Иначе это не отношения между людьми, а, скорее, их разрыв.

  - Случайно ли, что большую часть повести, по замыслу автора, девочка находится в суде и именно там вспоминает свою жизнь, но уходит, не поговорив с судьёй? (Слайд 8).

- Осуждает ли Вера своих родителей?

- Вериной мамы и «словно выдавленного из тюбика» человека в суде.

Мама и сама Вера.

 - Варианты детей.

- Нет. Она тоже субъективна и понимает это.

 - Законы морали (нравственные) и юридические (записанные в кодексе).  

- Нравственными, человеческими.

- Нравственные, т.к. закон не всегда справедлив.

  - Мы сами судим себя и других, не дожидаясь главного, «высшего суда».  А ещё Библия говорит: «Не судите, да не судимы будете».

 (Слайд 9)

- Да. Поэтому и пришла в суд.

4 этап.

Организационный момент. Переход к диспуту (индивидуальная работа)

- Ребятам индивидуально было предложено нарисовать схему-кластер или интеллект-карту этой семьи. Как вы думаете, чья схема удачнее? Почему?  

 - Почему в центре можно нарисовать девочку? (Слайд 10).

 Всегда ли она объективна?

 - Можно ли поместить в центр маму?  Почему?

 -Куда бы поместила себя она сама?

 

- Можно ли нарисовать линейную схему (бабушка – родители – Вера)? Почему?

 -  «Повезло» ли Вере с семьёй?

- Благополучная ли это семья? Счастливая ли эта семья? Внешне и на самом деле?  (Слайд 11).

- Что объединяет её членов? (Слайд 12).

- Как вы думаете, почему автор делает свою героиню больным ребёнком? Почему именно «РОДОВАЯ» травма? (Слайд 13).

-Что было бы с её семьей, если бы этой «родовой» травмы не было? (приём «дерево предсказаний»)

(Слайд 14).

Выступление ребят из разных групп.

 - Вера – главная героиня, именно её глазами мы видим людей и события.

Нет, ей бывает тяжело увидеть себя со стороны.

 - Да, она влияет на судьбы всех людей, её окружающих.

 -  Над всеми, т.к. она чувствует себя царицей, не зря автор пишет о её золотой косе, как корона, лежащей подковой на голове, она подавляет и подчиняет себе окружающих.

 - Нет связи поколений, родители не ценят бабушку, поэтому нет будущего.

- Нет, иначе не пришлось бы идти в суд

- Внешне очень благополучная семья: обеспечены, делают всё для ребёнка, обращаются к лучшим врачам, любят её, жертвуют многим ради неё.

- А внутренне нет гармонии: их объединяет только болезнь ребёнка.

Вывод: важнее не  внешнее благополучие и достаток, а гармония отношений, счастье всех его членов.

 - «Родовая» травма не случайна. У её родителей теряется связь с «родом», не зря героиня упоминает «родовые устои», «родовые поместья», которые исчезают.

«Родовая» травма – попытка природы соединить распадающиеся семейные связи.

-Возможно, мама изменяла бы папе (случай с коллегой по работе, которому мешала Вера), папа развёлся бы с мамой (не зря девочка задала вопрос, почему они не развелись).

Диспут. (Слайд 15).

Направляет ответы детей, если нужно, наводящими вопросами:

1 группа (роль бабушки):

Какая роковая ошибка медсестры повлияла на её жизнь?

Благодаря кому девочка стала «не хуже других»?

Чем бабушка пожертвовала ради здоровья внучки?

Как вы думаете, какими чертами характера обладает бабушка? 

«Из всех профессоров, брошенных на моё спасение, главным оказалась бывшая медсестра». (Слайд 18).

Как это отражено во внешности героини?

Только Веру выходила бабушка?

- В этом  проявилась бабушкина любовь к людям.

А ещё она ради сына сверхурочно работала, чтобы был не хуже других.

Лучшие люди  способны на самопожертвование, они себя полностью отдают другим людям.

- Одна ли она такая в повести?  (Слайд 19)

Она даёт хороший пример, но есть ли это в Вере?

- Чем её отношение к Вере отличается от отношения окружающих? (Слайды 20-21).

 Группа 2 (роль матери)

- Есть ли жертвы со стороны матери и отца?

Разве они её не любят?

 - Как мама влияет на воспитание и жизнь дочери? (Слайд 22)

- О чём говорит такая деталь во внешности мамы: коса вокруг головы в виде короны? (Слайд 23),

 - В чём Вера выросла похожей на маму? (Слайд 24)

 - Лицемерит ли мама?

(Слайд 25)

 - С чем связано такое изменение?

 - Почему мама перестала считаться с бабушкой и Верой?

 - Дочь, изначально любившая всех безусловно, и верящая, что можно любить всех, разочаровывается,   учится разбираться в людях и перестаёт уважать родителей, мама сама отталкивает её от себя.

Группа 3 (роль отца)

 - Как папа влиял на дочь?

Пожертвовал ли чем-то? (Слайд 28)

 - Есть ли между родителями Веры любовь? (Слайд 29)

 - Благодарен ли папа своей маме за то, что она для него сделала? (Слайд 30) Может ли он защитить их? (Слайд 31)

 - Ради любимых людей можно идти на жертвы. Их нужно защищать, поддерживать  и беречь

 - Получилось ли у Веры защитить бабушку? В чём она похожа на отца?

Вопросы всем группам:

 - Как влияет на внучку вторая бабушка, мамина мама?

 - Можно ли так, дистанционно,  давая советы  и ценные указания, вычитанные откуда-то, воспитать, вырастить  и вылечить ребёнка?

Здесь автором ставится важный вопрос. Что важнее: дать жизнь, родить или воспитать. Какая мать важнее? Подумайте.

 

Задает наводящие вопросы.

 - Почему так часто звучит слово «Слушать»? (Слайд 36).

- Что хорошего Вера взяла от бабушки?

- Какие поступки Веры повлияли на её судьбу и судьбу окружающих? (Слайд 37).

 

- Почему она пошла в суд? Почему не к бабушке?  Больше не доверяет? Хочет сама решить конфликт?

- Сколько лет девочке?

Будет ли её возраст оправданием для её просчетов? Или болезнь? Или влияние окружающих? Или просто все мы люди и можем быть неправы и несправедливы?

 - Почему она называет себя вещью, имуществом? (Слайд 38).

Выступление групп:

1 группа: В какой мере характер и судьба девочки сложились под влиянием окружающих. (Слайд 16)

-  Больше нашу судьбу и характер определяют характеры  и действия окружающих. Ошибка медсестры, в результате которой произошло кровоизлияние «ограниченного характера», из-за чего ребенок тоже «с ограниченными возможностями».

- Бабушка Ася. (Слайд 17)

- Не вышла замуж, отказалась от личного счастья, от любимой работы.

 Требовательность – заставляла девочку учиться. Заставляла быстро ходить за газетой, очками, потом прыгать через скакалку. «Бабушка заставляла меня, как альпинистку, не интересоваться холмами, а стремиться к вершинам…» Упорство – выходила девочку, добилась своего. Трудолюбие – никогда не отдыхала, не поехала в дом отдыха. Не захотела судиться с сыном, не хотела мешать – уехала.  Мудрая, терпеливая, добрая, способная на самопожертвование, скромная, благородная. Никогда не выдавала девочку, та ей доверяла все секреты.

  - Седые волосы, морщинистые натруженные руки, спасительные глаза.

 - Раненых во время войны выхаживала.

Дети зачитывают отрывок, рассказывающий, что бабушка вытаскивала самых безнадёжных раненых «с того света».

 

- Нет, на неё похожа старшая сестра, баба Маня, которая заботилась о сестре после смерти родителей,  не вышла замуж из-за неё, заменив сестре мать, работала всю жизнь, на пенсии продолжала грибы-ягоды собирать и всё отсылала семье сестры.

- Работают с текстами и цитатами на слайдах.

- Нет. Всё отдано на откуп профессорам и бабушке. Мама не ушла с работы – там она «крепкий специалист», там она свои амбиции реализует. А дома – дочь «кретинка», хотя её успехами родители гордятся, даже ставят выше своих заслуг. Но при ней «говорят, как при глухонемой», как при дурочке». Мама ей говорила: «Выше головы не прыгнешь», не верила в неё. 

С ней мама попытается поговорить «как с родной дочерью», но этот разговор так у неё и не получится. Она умеет только манипулировать. Дочь ей не доверяет, боится, что мама прочитает без разрешения сочинение, и не зря. 

- Она приглашает профессоров, устраивает им застолья, советуется с ними. Потакает капризам больной дочери, не требуя с неё ничего. 

 - Её мнение в семье – «бесспорно». У отца есть право только соглашаться с ней. Подчёркивается властность, деспотичность, стремление принимать решение, не считаясь с окружающими. Чёткость речи, сравнение речи с чёткими алгебраическими формулами, подчёркивается бездушность, чёрствость, схематизм личности.

Отсутствие душевной гибкости, мягкости. Она специалист по охране окружающей среды, но

не замечает красот природы, подчёркивается её равнодушие, не любит стихов, музыки. Её любимое слово бесспорно.

Но не допускает она споров именно с собой.

Равнодушие, прямолинейность, неумение считаться с окружающими людьми, деспотизм, в жизни таких людей часто сравнивают с танками, говоря, что, подобно танку, они подминают под себя других людей.

- От мамы – умение «переводить стрелки»  в разговоре, манипулировать людьми, пользуясь болезнью. Желание быть «королевой»: вокруг больного ребёнка крутилась вся жизнь в семье. Нежелание или неумение понимать чувства другого человека: в  «материнских чувствах» мамы видит только гордыню, обиду, злость,  зависть, соперничество с бабушкой.  

Манипулирует при помощи болезни родителями, добиваясь от них нужной реакции, её отношения с Федькой Следом похожи на отношение мамы к папе: «   Если люди, не привыкшие унижаться, должны это делать, их становиться жаль. И все-таки я любила, когда Федька След, гроза дома, суетился возле меня: пусть все видят, какая я теперь полноценная!»

- Да. Сначала разрешает называть бабушку мамой, потом начинает ревновать и  устраивать истерики, плакать, говорить о своих материнских чувствах. Говорила о подвиге бабушки, когда та оставила любимую работу ради внучки, сама от работы не отказалась, сначала говорила, что о заслугах бабушки не забудет – потом не хотела вспоминать, даже о болезни дочери постаралась забыть – не принимала ребёнка таким, какой он есть.

- Ей было выгодно –  она уступала. Профессора ей сказали, что «ребёнок практически здоров». А со здоровым ребёнком и уж тем более со свекровью, выходившей её дочь, она считаться не будет: «хватит». Это профессора ещё могут понадобиться, а бабушка – уже нет…  Уже в письме в деревню мама предлагает бабушке не возвращаться.  А потом только ищет повод избавиться от неё. И находит – сочинение дочери.  

 - Она показывает своё истинное лицо, отсутствие благодарности, расчетливость, стремление выглядеть красиво в некрасивой ситуации («сохранить хорошую мину при плохой игре»). Она ревнует к настоящим чувствам бабушки и внучки. Но сама по-настоящему любить не умеет. «Борьба для нее была свойственней, чем любовь».

-  Вспомним её слова по поводу влюблённости Федьки Следа: «– Всегда стремись к этому! Одностороннее движение даже на улице безопаснее, – поощрила меня мама. – Пусть лучше они … – Она взглянула на папу. – Пусть лучше они вкладывают эмоции и выкладывают свои нервные клетки!» Здесь проявился эгоизм этой женщины.  

Ругая дочь за невинный поцелуй в щёку, она винит в этом бабушку, которая рассказала о том, что  помнит такой же невинный поцелуй и через много лет, но забывает о своих встречах с коллегой в отсутствие папы.

  - Не верил в неё, был «никаким»,  не защитил дочь от жены, не защитил мать, сам перестал быть личностью. Боится сказать лишнее слово при жене. Стал «рабом» сам, добровольно. Потерял любимое дело и талант из-за жены. Она  уничтожила его как личность. Он потерял себя из-за её властного характера, подчинения требованиям. У него нет своего мнения, он только подчиняется и только соглашается с женой. Это она хотела благополучия и денег сейчас и сразу, и поэтому он отказался от любимого дела.

 - Не уверен в любви к жене: многоточие, повтор, будто себя пытается убедить.

 - Ничем не жертвует ради матери и дочери, но всем – жене.

 

(Слайд 32)

 

 - Нет. Этим она похожа на папу. (Слайды 33-34). 

От отца – нежелание конфликтовать открыто, иногда затаится и промолчать. - Поддаётся манипуляциям матери. «Но мама опять зарыдала. И я притаилась, затихла».

- Никак, по телефону. (Слайд 35)

 - Нет.

Чтобы воспитать человека, надо тратить душевные силы. Это великий труд. Но мама теперь делает всё, чтобы принизить заслуги бабушки в этом труде. Автор пишет: «О подвиге бабушки уже не вспоминали». Намекает, что в роддом, где получена травма, её отвезла бабушка. Возникает мысль, что в борьбе за существование средств не выбирают. Мама перестала быть сама собой…или стала сама собой.

2 группа: Как сама девочка повлияла на свою судьбу, свой характер, в чём похожа на своих родителей, хотя за это же и осуждает их.

-Члены семьи не прислушиваются друг к другу, даже бабушка «Чтобы не слышать всего этого, ушла на кухню мыть посуду и готовить чай».

- Она благодарна бабушке, даже назвала её мамой, считала главным человеком в жизни.  Так же, как бабушка благодарна сестре.

Её коробит лицемерие, конформизм, она готова защищать любимого человека. Вера трудолюбива, много работает, старается, как требует бабушка: «… я могла бы возненавидеть ее. Но бабушка сумела убедить меня, как, наверное, убеждала не раз тяжелобольных, что там, за труднодоступными хребтами, долина спасения».

Она стремится сохранить семью (случай с маминым поклонником, с папиными разговорами о разводе).  Наблюдает за окружающими, старается анализировать и делать выводы. Умеет отличать действительно важные вещи от наносного, «ничего страшного» у бабушки и у неё совпадают, но для её отца «ничего страшного» - это и предательство матери…

- Не прислушивается к просьбам бабушки называть её бабушкой.

Она не может понять, что в том, какой выросла мама, вина её матери, тоже любящей «руководить» и «быть в центре внимания», и не принимает всерьез угрозы мамы о заявлении в суд: предпочитает забыть о том, что неудобно, страшно, «прячет голову в песок».

Забывает тетрадь с сочинением  на столе. Чувствует, что назревает конфликт,  но надеется, что всё само собой образуется, и тут уже не пытается изобразить ухудшение здоровья, сама пытается забыть о своей болезни. «Я поняла, что бабушка больше уже не нужна была маме. Ведь консилиум решил, что практически я здорова.

   «Практически…» Почему-то именно это слово, возникнув в памяти, настойчиво повторялось, не уходило». Она чувствует, что болезнь может вернуться, но ей нравится чувствовать себя нормальной, взрослой.

«Я могла бы выйти в коридор и объяснить, что прежде, чем отвоевывать меня, маминой маме надо было бы отвоевать мое здоровье, мою жизнь, как это сделала бабушка. И что совершить это по телефону вряд ли бы удалось. Но мама опять зарыдала. И я притаилась, затихла»

 - Любит и маму, и бабушку, но вынуждена САМА  принять взрослое решение.

Ей около 18 лет. Она перешла в 10 класс, но год лишний проучилась.  Она становится взрослой, ходит на свидания, решает свою жизнь.

 Мы все совершаем ошибки, потому что не боги, а люди, и наши ошибки в том числе, определяют нашу судьбу и иногда нашу жизнь. И взрослый человек за свою судьбу, за своё здоровье во многом должен отвечать сам.

И то, что без бабушки «у неё земля уходит из-под ног», говорит о том, что она не готова без внешней  опоры пока жить, её психика не готова к таким конфликтам и потрясениям, она научилась бороться с болезнью, но не с близкими людьми.

- С её чувствами мама не считается, ею распоряжаются, как вещью, и в детстве относились часто так же. 

Выступления всех групп: доказательства неверности противоположной точки зрения

К какому выводу вы пришли?  (Слайд 39).

Можно ли сказать, что даже в детстве многое зависит от нас самих?

- Почему, на ваш взгляд, автор называет свою героиню Верой?

Нет веры в будущее там, где нет связи поколений,  нет благодарности и уважения к прошлому.

- В конечном итоге окружающие, близкие люди  делают нас такими, какими мы являемся. Но у всех есть плюсы и минусы, и надо решать, что брать от окружающих, а с чем бороться. Надо разобраться в себе и в других. И иногда выбирать, с кем общаться, ведь недаром говорят «С кем поведёшься, от того и наберёшься».

-  Бабушка верит в девочку, что она всё сможет: научится говорить, запомнит стихотворение, возьмёт любые вершины,  верит, что всё будет хорошо, и в диагнозе девочки «ничего страшного». После того, как ей говорят о том, что она отправляется снова в деревню, она говорит; «Как же я без Верочки?» - т.е. как без ВЕРЫ?)

А в конце, когда «земля уходит у девочки из-под ног»? ( Теряем веру в будущее, когда отказываемся от прошлого).

Подведение итогов членами экспертной комиссии

Работа с деталями (Слайд  40).

2 минуты

Рефлексия.

Самооценка

-Попробуйте ответить на вопрос: что изменилось во мне сегодня? (Слайд 41) Читаем отрывок из стихотворения Евтушенко.

Поставьте себе оценку за урок.

1 минута

Домашнее задание

Можно назвать повесть злободневной? Можете ли привести примеры из жизни, схожие с тем, что в прочитанной книге?

Выяснить: представителям каких профессий интересна была книга с точки зрения специальности и почему.

Медикам.

Психологам.

Ученикам. Интересно ли было читать это произведение вам? Почему?

1 минута

Притча о Соломоне, приказавшем разрубить ребёнка. Настоящая мать отказалась от него, лишь бы сохранить ему жизнь.

Дополнительные вопросы к тексту:

Могла ли Вера любить и маму, и бабушку одинаково?

Как вы думаете, какие черты характера, какие поступки матери  оттолкнули Веру?

Что явилось причиной, а что – поводом «раздела имущества», заявления в суд?

(Причина – девочка окончательно выздоровела  (сцена банкета, на который приглашены только «нужные» люди, где признаются заслуги бабушки). Теперь бабушка больше не нужна.

 Повод – сочинение, в котором Вера называет бабушку самым главным человеком.

Случай с женщиной, принявшей бабушку за маму (мамой Асей звала её Вера). «А вы кем Верочке доводитесь?» - вопрос маме задала любопытная соседка. Как следствие этого, вечер для профессоров, где не раз звучит фраза, что Анисия Ивановна подарила Вере второе рождение. Мама в бешенстве: «Что ж ей, памятник поставить?» )

Думала ли она в этот момент о чувствах дочери и бабушки, об их боли от разлуки, их желаниях, мыслях?

Почему бабушка уехала, несмотря на то, что ей не хотелось оставлять внучку? (Нельзя соперничать за душу ребёнка).

Какова роль эпизодов, описывающих судебное разбирательство?  (Конфликт, произошедший в семье Веры, не является исключительным. Недаром лейтмотивом в повести проходит тема суда молодого человека со своей матерью. Там тоже дебелая женщина заставляет своего мужа предать свою старую мать.  «Судиться со своей матерью — самое лишнее на земле дело», — произносит бесстрастным голосом судья мужчине, «выдавленному из тюбика». Это предательство. Самое трудное в подобных ситуациях понять, что, нарушая любовь к ближнему, предаешь себя.

Нужно уметь быть благодарным).

Почему автор говорит о том, что болезнь вернулась, и теперь даже бабушкины слова «ничего страшного» не помогают, а только подчёркивают предательство сына по отношению к матери? (Предавая других, предаём самих себя. То, что родители сделали по отношению к бабушке и дочери – это действительно страшно. Бездушность к близким может обернуться трагедией. Осознание может прийти слишком поздно.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок -диспут

урок предполагает выполнение самостоятельной работы студентов...

Урок литературы в 9 классе "Две жизненные позиции" урок-диспут

Данный урок литературы по теме "Чацкий и Молчалин: две жизненные позиции" по комедии А. Грибоедова "Горе от ума" проводится как заключительный урок , задачей которого является  обобщить и с...

УРОК – ДИСПУТ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ УРОКОВ НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Урок - диспут олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности обсуждений.Диспут - это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принцип...

Талант человечности. (Урок-диспут по повести А. Алексина ”Безумная Евдокия ”)

Урок внеклассного чтения для обучающихся  7 класса.Цели урока:Предметная: знакомство учащихся с творчеством писателя  А.Алексина, его повестью «Безумная Евдокия», обсуждение на м...

Урок литературы в 10 классе "В чем счастье Наташи Ростовой" (урок-диспут)

Урок-диспут демонстрирует ососбенности коммуникативной компетенции педагога в рамках групповой работы учащихся. В ходе урока обучающиеся имеют возможность обсудить проблемный вопрос: "В чем счаст...

Урок - диспут, как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках математики

  Уроки – дискуссии учителей истории и литературы всегда вызывали во мне чувство «белой» зависти. Именно эти «уроки открытых мыслей» дают возможность уча...