Вводный урок по произведению И.С.Тургенева "Муму" Урок - участник областного конкурса педагогических разработок
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок открытия новых знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.С. Тургенев."Муму". Образ Герасима .

Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Цели урока:

 

Ι. Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

 

ΙI. Развивающие: развивать речь обучающихся, умению анализировать тексты

 

ΙII. Воспитательные: воспитать уважительное отношению к человеку  

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

 

Метапредметные результаты:

 

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

 

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

 

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

 

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом,  

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн

Средства обучения: учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал.

 

Литература:

 

Рассказ И.С.Тургенева “Муму”.

 

Учебник “Литература 5 класс” в 2-х частях, издательство “Просвещение”, 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

 

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. Словарь личных имен. Просвещение, 2002

Ход урока

 

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания (Обсуждение заданий из рабочей тетради.

Обмен впечатлениями от рассказа)

  1. Актуализация знаний
  • Закончите известную пословицу:

Встречают по одежку,…(Провожают по уму)

  • Вы согласны с этой пословицей? (Конечно, да. )
  • А что еще важно для создания характеристики человека, на что мы еще обращаем внимание, когда знакомимся с людьми?

Перед вами карточки, подумайте, что еще нужно знать о человеке, чтобы составить представление о том, какими нравственными качествами он обладает?

Работа в парах. Приклеивают в тетрадь карточки, на которых отражено все самое главное, что важно знать о литературном герое, чтобы создать на него характеристику

Примеры карточек:

 

 

 

    Портрет

 

 

 

Отношение к окружающим людям, к своему делу 

  Внутренние     переживания

Черты характера

 

 

Окружающая обстановка

Авторская позиция по отношению к герою

На доске в центре табличка «Литературный герой», по одному от пары подходят к доске и наклеивают на  табличку, которые отражают характеристику литературного героя.

 

 

Окружающая обстановка

Авторская позиция по отношению к герою

 

Черты характера

 

 

 

- Ребята, у нас получился кластер, который поможет нам в дальнейшей работе с образом героя.

III Постановка целей урока

  • А кто главный герой рассказа «Муму» Тургенева? (Герасим)
  • Действительно, Герасим. Именно его образ мы сегодня будем характеризовать по данному кластеру.

III Коммуникативный этап.

  • У вас, ребята, много интересных имен в классе. А вы знаете, почему вас так назвали? (высказывания учеников о своем имени)

1)Работа со словарем

  • Оказывается И.С. Тургенев тоже не просто так дал своему главному герою такое имя.

Перед вами Словарь личных имен. Ваша задача поработать со словарем, найти и записать значение имени героя.(Запись в тетради: Герасим – «значительный»)

  • О каком человеке мы можем сказать, что он значительный? Примерный ответы учащихся:  

а) большой по величине

б) важный по значению

в) имеющий вес, влиятельный

Таким и был наш литературный герой Герасим из рассказа «Муму» Тургенева.

2)Работа в группах

  • Чтобы выявить особенности характера героя нам предстоит поработать в группах. (Класс делится на 5 групп методом свободного выбора. Каждая группа получает задания. После подготовки учащиеся каждой группы отвечают)
  1. группа: карточка «Отношение к окружающим, к людям, к своему делу»
  2. группа: карточка «Портрет»  
  3. группа: карточка «Авторская позиция по отношению к герою»
  4. группа: карточка «Черты характера»
  5. группа: «Окружающая обстановка»
  1. Выступление обучающихся с заданиями по карточкам.
  2. Самостоятельная работа.

- На доске написаны основные черты характера человека, как положительные, так и отрицательные. Выпишите в тетрадь те, которые наиболее ярко характеризуют образ Герасима, исходя из того, о чем мы сейчас с вами говорили.

 ЧЕСТНЫЙ

ВЕРНЫЙ СЛОВУ

ВЕЛИКОДУШНЫЙ

СПОСОБНЫЙ К СИЛЬНОМУ И ГЛУБОКОМУ ЧУВСТВУ СТРОГОСТЬ, СЕРЬЕЗНОСТЬ НРАВА

ЖЕСТОКОСТЬ

СВОЕНРАВИЕ

ВЫСОКОМЕРИЕ

ОЗЛОБЛЕНИЕ

5) Работа с новым литературным понятием.

  • А какие черты характера вы не выписали и почему? (ответы обучающихся)
  • Вы абсолютно правы, жестокость , своенравие и высокомерие относятся к совсем другой героине нашего произведения, образ которой нам дан на КОНТРАСТЕ – это образ Барыни.  

Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. (обучающиеся записывают в тетрадь понятие)

  1. Физкультминутка для сохранения зрения
  2. Выступление обучающегося с заранее подготовленным материалом об образе Барыни в произведении «Муму».

8)Беседа.  

  • На контрасте показан наш с вами герой. Но мы с вами не обратили внимание на одну деталь. Герасим глухонемой.  
  • Что автор хотел этим подчеркнуть? (Все люди, независимо от того здоровые они или больные заслуживают уважения! Они такие же люди, как и все, способны любить, страдать, сострадать, сопереживать. И мы должны с заботой и уважением к ним относиться)

9) Работа с иллюстрациями.

  • Посмотрите на иллюстрации в учебнике. Таким ли вы представляли нашего героя.
  • Создайте устно свой портрет Герасима. Что бы вы подчеркнули в первую очередь, какие бы краски использовали?

IV Посткоммуникативный этап

Цель: подвести итоги урока

- В завершении урока составим синквейн или напишем письмо Герасиму (на выбор). Работа в парах.

Герасим

Могучий, работящий

Служит, любит, работает

Имеет широкую деревенскую душу

Богатырь

V Домашнее задание

Работа с учебником по вопросам 5, 6 письменно

 

 

 

 

 

-  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация статьи для сборника по материалам областного конкурса: "Педагогическое проектирование как форма модернизации образовательного процесса", диплом Лауреата

Аннотация моей статьи из сборника « Педагогическое проектирование как форма модернизации образовательного процесса» (материалы конференции) от 24 сентября 2011 год, г. Новосибирск; Новосибирский ...

Муниципальный конкурс педагогических разработок «Содружество» сценарий общешкольного проекта «А может, не было войны…»

Социальный проект был приурочен к  годовщине Победы советского  народа в Великой Отечественной войне.  Рассчитан на детей 8 – 18 лет, учащихся с 1 по 11 класс МКОУ «Кал...

Диплом участника окружного конкурса педагогического мастерства "Учитель года Ямала-2018"

Диплом участника окружного конкурса педагогического мастерства "Учитель года Ямала-2018"...

Выписка из протокола № 28 от 19.04.2022 года Муниципального этапа Московского областного конкурса педагогических работников "Воспитать человека" (номинация "Воспитание КЛАССного коллектива")

Выписка из протокола № 28 от 19.04.2022 года Муниципального этапа Московского областного конкурса педагогических работников "Воспитать человека" (номинация "Воспитание КЛАССного коллект...

Благодарственное письмо за подготовку участника к конкурсу педагогического мастерства "Педагогический дебют - 2023 г."

Благодарственное письмо за подготовку участника к конкурсу педагогического мастерства "Педагогический дебют - 2023 г."...