Презентация по литературе. И.А. Крылов. 5 класс
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Урок изучение нового материала. 5 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Андреевич крылов . Басни «Басни Крылова – это книга мудрости самого народа» Н.В. Гоголь.

Слайд 2

Басня - короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Многие сюжеты восходят к Эзопу. Яркое национальное своеобразие в баснях Ж. Лафонтена, И. А. Крылова.

Слайд 3

Основные черты жанра басни: Басня – это краткий рассказ, чаще стихотворный, но может быть и прозаическим. Басня состоит из двух частей: основное повествование и мораль. В основе басни - аллегория (иносказание). Сатирическое изображение. В басне редко говорится о людях, ее персонажи – животные, а порой и неодушевленные предметы. Имена главных героев басни (даже, если это предметы) пишутся с большой буквы. В басне часто используется диалог, просторечная лексика. Басня отличается лаконизмом и афористичностью языка. Басне присущ особенный басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь. Олицетворение.

Слайд 4

Аллегория - (греч . allegoria - иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.

Слайд 5

Иносказание и эзопов язык Иносказание - выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется как литературный прием (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора в "Капитанской дочке" А. С. Пушкина). См. также Аллегория, Эзопов язык, Ирония. Эзопов язык ЭЗОПОВСКИЙ, - ая , - ое и ЭЗОПОВ. -а, -о: эзоповский (эзопов) язык, эзоповская речь (книжн.) - речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла [по имени древнегреческого баснописца Эзопа].

Слайд 6

Эзоп Точной даты жизненного пути Эзопа не существует. Считается, что он был рожден около 620 года до н.э., а скончался в 564 году до н.э. Талантливый грек был известен не только своими баснями, но и знаменитыми изречениями. Так, один раз его знакомый Хилон спросил своего друга: «Чем занимается Зевс?» На это Эзоп ему дал следующий ответ: «Делает высокое низким, а низкое высоким». Он понимал мораль по-своему, говоря о том, что благодарность является признаком благородства души, а каждому человеку дано свое дело и каждому делу – свое время. Одним из самых важных его изречений была мысль, что умение трудиться является истинным сокровищем для каждого человека.

Слайд 7

Жан де лафонтен — ( 8 июля 1621, Шато-Тьерри — 13 апреля 1695, Париж) французский писатель, видный деятель «Великого века». Известен в первую очередь как автор басен, нескольких сборников сказок и повести «Любовь Психеи и Купидона». В жанре поэзии и драматургии создавал свои первые произведения Жан де Лафонтен. Басни появились в поздний период творчества. Первое произведение, которое удалось опубликовать, являло собой перевод древнеримского автора Теренция . Последующие творения были также созданы под влиянием античной драматургии.

Слайд 8

Иван Андреевич крылов Родился Иван 13 февраля 1769 года в Москве, в семье отставного офицера. Хорошего образования в детстве он не получил, лишь сам изучал литературу и математику, а также языке – французский и итальянский. Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников. Наряду с оригинальными эта часть творческого наследия Крылова составлена переработанными сюжетами басен Лафонтена. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Слайд 9

Басня «Волк на псарне» Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор — Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»- И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем. «Огня!- кричат,- огня!» Пришли с огнем. Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом. Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

Слайд 10

Но, видя то, что тут не перед стадом И что приходит, наконец, Ему расчесться за овец,- Пустился мой хитрец В переговоры И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад! А я, не только впредь не трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад И волчьей клятвой утверждаю, Что я…» — «Послушай-ка, сосед,- Тут ловчий перервал в ответ,- Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Слайд 11

Басня «Ворона и лисица» Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ___ Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь , Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша:

Слайд 12

«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перушки ! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица,- Ведь ты б у нас была царь-птица!» Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло,- И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Слайд 13

Эзоп «Ворон и лисица» Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать". Басня уместна против человека неразумного.

Слайд 14

Басня «Свинья под дубом» (1823 год) Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. "Ведь это дереву вредит, - Ей с Дубу Ворон говорит, - Коль корни обнажишь, оно засохнуть может". "Пусть сохнет, - говорит Свинья, - Ничуть меня то не тревожит, В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

Слайд 15

«Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, - Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут». Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Слайд 16

Мораль Мораль произведения заключена в том, что важно учиться и развиваться. Баснописец был уверен, что ругать науку и пользоваться ее плодами — неверно, как и использовать общие ресурсы только для собственной выгоды.

Слайд 17

Басня «листы и корни» ( 1811 год) В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что́ б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей.

Слайд 18

Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». — «Примолвить можно бы спасибо тут и нам», Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те», Им снизу отвечали: «Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится; А если корень иссушится, — Не станет дерева, ни вас».

Слайд 20

Мораль Смысл басни заключается в том, что людям, обладающим богатством и властью, нужно помнить, благодаря кому они имеют возможность так красиво жить. Важно ценить труд простых людей, не относиться к ним свысока. Правители и чиновники постоянно меняются, как листья на деревьях, а беспрерывный труд простых людей — основа жизни всего государства, и если власть не будет заботиться о народе, то вся страна может стать слабой и погибнуть.

Слайд 21

Басня «Квартет» Проказница Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки, — Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька , садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!»

Слайд 22

Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдет. «Постойте ж, я сыскал секрет! — Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем». Послушались Осла: уселись чинно в ряд; А все-таки Квартет нейдет на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье. «Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть : И ноты есть у нас, и инструменты есть, Скажи лишь, как нам сесть!» «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней , — Им отвечает Соловей, — А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».

Слайд 23

Мораль Мораль басни заключается в том, что нужно обладать талантом, чтобы создать что-то уникальное и стоящее. Крылов, кроме непрофессионализма, осуждает в этой басне глупость, излишнюю самоуверенность и невежество.

Слайд 24

Басня «Лебедь, Рак и щука» Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам; Да только воз и ныне там.

Слайд 25

Мораль Мораль басни проста: чтобы сделать что-то вместе, нужно уметь договариваться, выстроить общий план действий и забыть на время о собственных амбициях ради достижения желанного всеми результата.

Слайд 26

Чему учат басни крылова ? Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Слайд 27

Домашнее задание Творческое задание на стр. 47 (письменно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А. Крылов. Жанр басни. Презентация по литературе.

Презентация по литературе для 5 класса. И.А.Крылов. Жанр басни....

Презентация к уроку литературы "И.А.Крылов"

Презентация "И.А.Крылов" к уроку литературы  в коррекционной школе....

Игра-презентация по литературе "Своя игра" (5 класс)

Внеклассное мероприятие "Своя игра" для учащихся 5 класса по учебнику Б.А. Ланина можно провести во время декады русского языка и литературы....

Урок-презентация по литературе в 11-м классе по теме "Анна Ахматова — «событие невероятной силы»"

- Учащиеся должны знать основные этапы творческой биографии А.А.Ахматовой до 1917года; мотивы и настроения ранней лирики поэтессы;- Уметь выразительно читать и анализировать стихотворный текст, ...

Презентация Справочная литература для 6-7 классов

Презентация Справочная литература для 6-7 классов...

презентация 5 класс, литература "И.А.Крылов "Волк на псарне"

Презентация к уроку литературы в 5 классе при изучении басни И.Крылова "Волк на псарне"....