Статья "Скрайбинг"
статья по литературе (10 класс)

Статья о новом приеме на уроках литературы - скрайбинг. Скрайбинг - техника зарисовок данной информации, схематичное изображюение материапла урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skraybing.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Д.В. Шайкова

Г. Волоколамск Московской области

МЕТОД СКРАЙБИНГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Русская народная пословица

 

Рисование на уроках литературы – это обычное дело, но, как правило, для 5 – 6 классов. Произведения небольшого объема, темы простые, поэтому воссоздать иллюстрации несложно. Но чем старше ученики, тем произведения становятся объемнее, а проблем, затрагиваемых автором больше. Здесь ведущее место занимает устная речь. Но не все готовы разбирать роман Л.Н. Толстого «Война и мир», искать информацию в тексте, перечитывая главы, составлять устные портреты героев. Как же сделать процесс чтения интересным, наглядным, понятным?  Как активизировать ученика на уроке? В этом учителю поможет скрайбинг.

Скрайбинг ( от англ. «Scribe» - набрасывать эскизы) – техника иллюстрирования сложной информации запоминающимися образами прямо во время рассказа. Она была изобретена британским художником Эндрю Парком.

Современные ученики ориентированы на наглядность. Поэтому сегодня широко распространены презентации, видеоуроки и разнообразные интерактивные упражнения. К сожалению, они не способны полностью включить ребенка в учебный процесс, да и презентации становятся уже неактуальны. Поэтому в школах все чаще применяют метод скрайбинга.

Особенность этой техники заключается в том, что она задействует различные органы чувств: зрение, слух, воображение, а следовательно, память, ведь информация, представленная в образах, усваивается лучше.

Видов скрайбинга много, но вот основные, которые легко применять на уроках:

  1. Отрисовка. В процессе урока ученики рисуют основное содержание материала.
  2. Видеоролик. Использование созданного учителем видео по теме урока.
  3. 3D – скрайбинг. Создание образов с помощью 3D – ручки.
  4. Магнитный скрайбинг – готовые изображения крепятся на доску.

Работа с методом скрайбинга выстраивается по принципу: посмотреть – увидеть – вообразить - показать другим.

Смотреть – значит собрать сведения и данные сделать первоначальные выводы, наметить путь работы. Иными словами, посмотреть – это собирать и фильтровать информацию. Другая сторона обработки визуальной информации – увидеть. Из всего количества информации выделить главное. Увидеть – отобрать и сгруппировать. После отбора и классификации визуальных образов следует этап – вообразить то, чего нет. После того, как выявлены закономерности и извлечена из них польза, а также определено, как нужно ими управлять, следует донести своё представление до других людей. Для этого необходимо обобщить увиденное, отыскать наилучшую форму представления своих идей, точно отразить картину на бумаге, доске, флипчарте, показать своё видение проблемы, а затем ответить на вопросы своих одноклассников.

Таким образом, технология скрайбинга позволяет учащимся развивать навыки визуализации, учит работать со схемами, развивает мышление и  воображение, помогает развить коммуникативные навыки.

Литература

Анна Горбань. От рисунка к смыслу: что такое скрайбинг и зачем он нужен // Стиль URL: https://style.rbc.ru/life/5a9e909a9a79471113855853 

Петровский П. В., Любецкий Н. С., Кутузова М. А. Скрайбинг. Объяснить просто. - Москва: Эксмо-Пресс, 2016. 208 с.

Л.С. Небогина  https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2021/02/16/skraybing-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury