"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. Особенности сюжета, фабулы, композиции
презентация к уроку по литературе (9 класс)

В презентации представлен теоретический материал, необходимый при работе с романом М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Понятия:

-роман

-психологический роман

-сюжет

-фабула

-композиция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroy_nashego_vremeni.pptx370.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе

Слайд 2

«Герой нашего времени» — первый в русской прозе социально-психологический роман (1837—1839 гг .). Роман был задуман автором в конце 1837 года . Основная работа проходила в 1838 году. повесть «Бэла» была напечатана в 1838 году с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа ». «Фаталист» и « Тамань » в конце 1839. был полностью завершён в 1839 году . «Один из героев начала века » - первое название романа. «Герой нашего времени » - в 1840 году отдельным изданием. 1814 – 1841 гг.

Слайд 3

Роман — это литературный жанр , чаще прозаический , зародившийся в Средние века у романских народов как рассказ на народном языке и ныне превратившийся в самый распространённый вид эпической литературы, изображающий жизнь персонажа с её волнующими страстями, борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу . Будучи развёрнутым повествованием о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни, отличается от повести объёмом, сложностью содержания и более широким захватом описываемых явлений.

Слайд 4

Роман — эпический жанр, предполагающий большой объём, в котором описывается жизнь людей в течение значительного промежутка времени. Характерные черты романа: философская, нравственная и социальная проблематика; многолинейность сюжета, охватывающая судьбы нескольких героев; эволюция героя в ходе развития событий произведения; свободная жанровая форма, предполагающая наличие поджанров : роман любовный, психологический, философский, приключенческий, социальный, детективный .

Слайд 5

Психологический роман — разновидность романа, в котором автор имеет целью изображение и исследование внутреннего мира человека и тончайших движений его души . Сюжет в психологическом романе подчинён общему замыслу и служит в первую очередь для раскрытия характеров героев, их душевных переживаний . Приёмы создания психологизма: саморефлексия (самоанализ) героя; оценка действий героя с позиций других персонажей; авторский анализ характера.

Слайд 6

« В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал ». А.И. Герцен

Слайд 7

Сюжет. Фабула. Композиция. Предисловие ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «Бэла» II . «Максим Максимыч » « Журнал Печорина » Предисловие I . «Тамань» ЧАСТЬ ВТОРАЯ (« Окончание журнала Печорина ») II . «Княжна Мери» III . «Фаталист » « Тамань» «Княжна Мери» «Бэла» (начало рассказа Максима Максимыча ) «Фаталист» «Бэла» (окончание рассказа Максима Максимыча ; повествовательное обрамление) «Максим Максимыч » Предисловие к «Журналу Печорина »

Слайд 8

Сюжет. Фабула. Композиция. СЮЖЕТ - это ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя по определённым правилам . (+по Ушакову, «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения ») ФАБУЛА - основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается . (+по Ушакову, «содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи ») КОМПОЗИЦИЯ - это организация, расположение и связь разнородных компонентов стихотворения - расстановка и соотнесенность событий, вставных рассказов, лирических отступлений, способов или ракурсов повествования . Элементы сюжета: Пролог Экспозиция Завязка Р азвитие действия Кульминация Развязка Постпозиция Эпилог

Слайд 9

Композиционные элементы Повествование Описание (пейзаж , портрет) Диалог Монолог Система образов. Вставные рассказы, рассказ в рассказе. Авторские или лирические отступления. Авторская характеристика. Сюжет Фабула

Слайд 10

Виды композиции Внешняя — разделение текста на абзацы, главы, пролог и эпилог, приложения, посвящения, эпиграфы, отступления и вставные фрагменты. Внутренняя композиция (повествование) — это содержание произведения. Обратная — начинается с финальной сцены. Кольцевая композиция , или композиция обрамления. Зеркальная композиция основана на симметрии некоторых образов или эпизодов. Тематическая композиция может быть последовательной — логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и финальный вывод. Может быть основанной на развитии главного образа (Афанасий Фет «Я пришёл к тебе с приветом…»). И может быть основанной на сопоставлении двух образов («Незнакомка» А, Блока) или противопоставлении двух образов (Швабрин — Гринёв в «Капитанской дочке»). Ассоциативная композиция . В ней автор использует приём умолчания, рассказ в рассказе, ретроспекцию . Пунктирная композиция

Слайд 11

Сюжет. Фабула. Композиция. Предисловие ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «Бэла» II . «Максим Максимыч » « Журнал Печорина » Предисловие I . «Тамань» ЧАСТЬ ВТОРАЯ (« Окончание журнала Печорина ») II . «Княжна Мери» III . «Фаталист » « Тамань» «Княжна Мери» «Бэла» (начало рассказа Максима Максимыча ) «Фаталист» «Бэла» (окончание рассказа Максима Максимыча ; повествовательное обрамление) «Максим Максимыч » Предисловие к «Журналу Печорина » Особенность композиции романа – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и своё заглавие. Но именно образ главного героя становится объединяющим: он связывает все эти части в единый роман.

Слайд 12

Литературно-критические отзывы о романе 1. С. Бурачек : Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение». 2. С. Шевырев : «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом». 3. В. Белинский : «Печорин… герой нашего времени». 4. А. Герцен : «Печорин – «младший брат Онегина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Презентация к уроку литературы по темк "Композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Вопрос о композиции литературного произведения сложен для восприятия учащихся. Презентация помогает систематизировать материал и подвести итог работе над анализом произведения....

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,

Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме : «Особенности композиции романа «Герой нашего времени».

laquo;Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – это первый прозаический социально-психологический и глубоко философский роман в русской литературе. Более полутора веков живёт он, обогащая ...