Презентация к проекту по литературе
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Меркуленкова Елена Викторовна

Презентация к проекту по литературе на тему "Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов в поэтических текстах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к проекту588.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование антонимов для создания контраста, антитезы , оксюморонов в поэтических текстах Выполнила Столярова Елизавета 10 а класс

Слайд 2

Антонимы Оксюморон Антитеза Выразительные средства

Слайд 3

Антонимы. Антонимы — слова, принадлежащие одной части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное значение. Обычно антонимы характеризуют качества ( хороший - плохой ), отношения пространства и времени ( высокий - низкий, ранний - поздний ), количество ( единственный - многочисленный ).

Слайд 4

У одного слова может быть множество антонимов, которые синонимичны друг другу. Также противопоставлены могут быть только слова, принадлежащие к одной грамматической или стилистической категории . С лова разных частей речи не являются ими. Также их нет у местоимений, числительных и имён собственных.

Слайд 5

Примеры антонимов: Прилагательные: Высокий - низкий Громкий - тихий Далекий - близкий Существительные: Восход - закат Война - мир Добро - зло Глаголы: Бежать - стоять Брать - давать Молчать - говорить

Слайд 6

Оксюморон Оксю́морон — стилистическая фигура художественной речи, сочетающая противоположные по смыслу определения или понятия, в результате чего возникает новое смысловое качество. Оксюмороны очень часто встречаются в названиях книг, названиях фильмов, в рекламных слоганах, стихах. Подобные фигуры речи придают произведениям очарование и делают их неповторимыми.

Слайд 7

Примеры оксюморона Большая половина, страшно красивый, живой труп, грустная радость, красноречивое молчание, жидкие гвозди, сухая вода, печальный смех

Слайд 8

Антитеза Антитеза — это стилистический прием, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов, свойств или действий. Он нужен для усиления выразительности и более точной передачи мысли и чувств. Этот термин пришел в русский язык из Древней Греции, а само слово «antithesis» переводится как « противопоставление ».

Слайд 9

Примеры использования оксюморонов и антитезы в поэтических текстах. Стихотворение А. Блока “ Пусть светит месяц — ночь темна”. В данном отрывке противопоставляются “светит месяц” и “ночь темна”. Поэт использует такой литературный прием для того, чтобы усилить контраст между словами и придать яркость самому стихотворению.: Пусть светит месяц — ночь темна . Пусть жизнь приносит людям счастье, - В моей душе любви весна Не сменит бурного ненастья.

Слайд 10

В своем романе в стихах “Евгений Онегин” А. Пушкин применил прием антитезы с целью показать своих героев полными противоположностями, которые не могут ужиться друг с другом. Из-за использования антонимов, четко прослеживается контраст между героями: Ленский имел “пылкий и довольно странный дух”, Онегин же, наоборот, не любил шумные вечера, балы, любил оставаться на природе. Они сошлись: волна и камень , Стихи и проза , лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин)

Слайд 11

В стихотворении А. Пушкина “Город пышный, город бедный” в первой строке антитеза эпитетов к слову «город» («пышный» — «бедный») отражает представление поэта о Петербурге. Во второй строке противопоставляется духовное содержание жизни этого города («дух неволи») и внешний облик(«стройный вид»): Город пышный, город бедный , Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит - Всё же мне вас жаль немножко, Потому что здесь порой Ходит маленькая ножка, Вьется локон золотой.

Слайд 12

В стихотворении М. Цветаевой используется несколько строк, построенных на контрасте. Этот приём нужен для того, чтобы раскрыть идейное содержание произведения: нет равенства в человеческом обществе. В качестве антонимов выступают прилагательные, характеризующие положительные качества героя-«купца» и отрицательные черты его возлюбленной. Полюбил богатый — бедную , Полюбил ученый — глупую , Полюбил румяный — бледную , Полюбил хороший — вредную : Золотой — полушку медную .

Слайд 13

Иногда антитеза используется для того, чтобы изобразить эмоциональное отношение поэта к различным явлениям. Например, в своей поэме “Кому на Руси жить хорошо” в отрывке “Русь” пишет: Ты и убогая , Ты и обильная , Ты и могучая , Ты и бессильная , Матушка Русь!

Слайд 14

Сей труп живой , еще вчера стонавший слабо над могилой.(А. Пушкин) Люблю я пышное природы увяданье .(А.Пушкин) Жить, храня веселье горя , помня радость прошлых весен…(В. Брюсов) Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль (М. Лермонтов) Смотри, ей весело грустить , такой нарядно обнаженной (А. Ахматова) Кого позвать мне? С кем мне поделиться той грустной радостью , что я остался жив. (С. Есенин)

Слайд 15

В данных отрывках стихотворений известных поэтов представлены примеры использования оксюморонов. Они применяются для того, чтобы раскрыть новый смысл, казалось, противоположных понятий. Внимание читателя будет заостряться на таких необычных сочетаниях. Поэтому благодаря использованию таких слов-антонимов само стихотворение будет интересным и ярким.

Слайд 16

У Владимира Маяковского на этом приеме построены целые произведения, противопоставляя ценности царского режима и большевиков, правителей и рабочего класса. Наша сила - правда , ваша - лаврьи звоны . Ваша - дым кадильный , ваша - фабрик дым . Ваша мощь - червонец , ваша - стяг червонный . Мы возьмем, займем и победим.

Слайд 17

Тест: “Проверь себя” Какой стилистические прием использован в данных отрывках стихотворений? а) оксюморон б) антитеза 1) Мы любим всё — и жар холодных числ, И дар божественных видений 3) О как мучительно тобою счастлив я! 2) Город пышный , город бедный , Дух неволи, стройный вид 4) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. 5) Но перед ним туда навек закрыта дверь, Где радость теплится страданья .

Слайд 18

2. Выберите 1 верный ответ: Антонимы это- а) слова, принадлежащие одной части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное значение. б) это слова, разные по написанию, но имеющие схожее или тождественное значение. Страшно красивый, живой труп, грустная радость это примеры: а) антитезы б) оксюморона

Слайд 19

Ответы: 1)а 2. 1)а 2)а 2)б 3)б 4)а 5)б

Слайд 20

Источники: Литература Антоним // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2000 антоним. пар / Под ред. Л. А. Новикова. — 4-е изд. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. Николюкин А.Н. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев.

Слайд 21

Интернет-ресурсы [1] https://www.anews.com [2] https://russkiiyazyk.ru [3] https://irgp2.ru [4] https://pishi-stihi.ru [5] https://ktonanovenkogo.ru [6] https://ru.wikipedia.org [7] https://stihi.ru [8] http://writerstob.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-проект по литературе в 11 кл. "Серебряного века силуэт..."

Цели урока-презентации:  —Определить временные границы Серебряного века; —Рассмотреть основное содержание эпохи, именуемое Серебряным веком; —Ответить на вопрос: почему...

Презентация к проекту по литературе "Поэзия Серебряного века в современной музыке"

Данная презентация служит приложением к проекту по литературе "Поэзия Серебряного века в современной музыке" и может являться иллюстративным материалом для создания литературного вечера. На сайте muzo...

презентации проектов по литературе

уроки литературы в 5 классе...

Стартовая презентация к проекту по литературе "Судьба-случайность или предопределённость?"

Стартовая презентация проекта по литературе, в которой ставятся задачи работы, определяются задания для творческих групп....

Итоговая презентация к проекту по литературе "Судьба - случайность или предопределённость?"

Может быть использована при подготовке проектной работы в качестве примера....

Презентация к проекту по литературе "Почему важно оставить произведения А.И.Куприна в школьной программе"

quot;В душе померк бы день И тьма настала вновь, Когда бы из неё изгнали мы любовь. Лишь тот блаженства знал, Кто сердце страстью нежил, А кто не знал любви, Тот всё равно,что не жил." ( Мольер ...

Презентация прикладного проекта по литературе на тему:"Бор - тихой гавани причал".

Цель проекта: провести литературное исследование изображения родного города поэтами-земляками и создать сборник стихов о родном крае.      Новизна подхода состоит в компл...