Исследовательский проект "Вооружение и обмундирование русской и французской армий в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
творческая работа учащихся по литературе (10 класс)

Сухова Елена Николаевна

Данная работа будет интересна на уроках литературы в 10 классе  при изучении романа Л.Н.Толстого "Война и мир" и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ignatov_.docx156.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТНЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 г. СЫЧЕВКИ

Исследовательский проект

«Вооружение и обмундирование русской и французской армий в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Выполнил: Игнатов Алексей Викторович,

обучающийся 10 класса

Руководитель : Сухова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Сычёвка

2022

Содержание

Введение  3

IИсторическая справка.

Вооружение армий России и Франции                                        5

IIИсторические факты в романе "Война и мир"

Вооружение и обмундирование русской армии            10

III«Непобедимая» французская армия15

Заключение                                                      20

Список используемой литературы                        24

Введение

          Отечественная война 1812 года - одно из уникальнейших и интереснейших событий в истории России, в истории войн и побед русского народа. Победа русского солдата в этой войне породила множество надежд, дала ощущение свободы, окрылённости, веру в мечту об отмене крепостного права. Простой русский солдат, «забритый в рекруты» не по своей воле на 25 лет, сумел победить лучшую армию Европы, армию самого Наполеона, на счету которого было множество завоеваний. Наполеона, который в начале 19 века сумел стать примером для подражания для многих русских офицеров. Армия Бонапарте была не только вооружена «до зубов», но и хорошо одета. Продумано было всё : и внешний облик французского солдата-победителя, с точки зрения моды, и качество одежды. Не учтены были, пожалуй, климатические условия страны, на которую амбициозный лидер покусился в 1812 году, и ментальность русского человека, горячо любящего свою родину.

         Солдаты русской армии имели, с точки зрения истории моды, обмундирование, похожее на французское. Но одежда и обувь офицеров, приобретавших себе всё это самостоятельно,  по качеству отличались от обычных солдатских мундиров и сапог. Да и вооружение нашей армии оставляло желать лучшего. Лучшие приобретённые образцы мушкетов и пистолетов принадлежали известным оружейным иностранным заводам-производителям и лишь незначительное количество оружия было произведено на отечественных оружейных фабриках.

Отечественная война 1812 года до сих пор не дает покоя историкам и литераторам, порождает множество легенд и слухов. Написано множество произведений (М,И.Цветаева «Генералам двенадцатого года», М.Ю.Лермонтов «Бородино» и т.д.) , сняты  кинофильмы («Гусарская баллада» режиссёра Э.Рязанова, «Война и мир» режиссёра С. Бондарчука). Но самым масштабным произведением, посвящённым теме Отечественной войны с Наполеоном, является  роман-эпопея  Л.Н.Толстого «Война и мир». 

У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. В романе описываются военные события 1805—1807 годов (Шенграбенское и Аустерлицкое сражения) , а также Отечественная война 1812 года, переломным моментом которой становится Бородинское сражение. Можно сказать, что война, как некая объективная реальность,  становится главной сюжетной линией романа. Известно, что Л.Н.Толстой много работал с историческими документами, несколько раз менял концепцию произведения, пытался сделать роман максимально достоверным с точки зрения исторических событий. При описании батальных сцен писатель   практически не обращал внимания на обмундирование солдат и вооружение русской армии. Что в результате привело нас к мысли о создании проекта, в котором бы мы показали Толстовские «неточности» в описании «экипировки» и вооружения русской армии.

Актуальность: 2022 год- год 210-летия Бородинского сражения. А проблема войны и мира в свете сегодняшних событий становится актуальной как никогда. Роман Л.Н.Толстого заставляет задуматься о вечных проблемах, погрузиться в исторические события и перейти к более глубокому и детальному анализу  батальных сцен, а так же внешнему виду простого русского солдата и его оружию.

Гипотеза: В своем произведении «Война и мир» Л.Н. Толстой достаточно поверхностно описал внешний вид солдат, в том числе и в сцене смотра войск Кутузовым, не  вдавался в подробности описания обмундирования и вооружения русского и французского солдат, скорее он стремился передать общую картину событий и выделял лишь мелкие детали.

Цель нашего  исследования: показать насколько достоверно в романе Л.Н Толстого описано обмундирование и вооружение русской и французской армий, а также согласуется ли оно с историческими фактами.

Задачи:

• Изучить литературу по истории военной моды и оружию, произведённому в в начале 19 века.

•Проанализировать полученную информацию по теме проекта

•Сопоставить внешний вид военного костюма и оружия 1812 года и сцены описания военного костюма и оружия в произведении Л.Н.Толстого «Война и мир»

•Обобщить изученный материал

•Подготовить сувенирный календарь, посвящённый 210-летию Бородинскому сражению с изображением оружия  русской армии и обмундирования разных родов войск армии России 1812 года.

Объект исследования: батальные сцены романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Предмет исследования: оружие и обмундирование русской и французской армий 1812 года

I Историческая справка. Вооружение армий России и Франции

Оружие, которое использует солдат на поле сражения, является краеугольным камнем всей военной науки. Именно укомплектованность тем или иным видом вооружения и ложится в основу тактического применения воинских подразделений. Самое глобальное стратегическое планирование в основе своей опирается именно на вопрос вооружения армии и максимально эффективного использования этого вооружения. В 1812 году вооружение России и Франции мало чем отличалось друг от друга.

Огнестрельное оружие
Основным вооружением пехотинца эпохи 1812 года было гладкоствольное ружье с ударно-кремневым замком.  (Рисунок1)

В начале XVIII века французский инженер Вобан сделал два ружейных усовершенствования: модернизировал ружейный замок и изобрел штыковую трубку, которая позволяла вести огонь с примкнутым штыком. Очень скоро такое ружье было принято на вооружение всеми европейскими армиями, и просуществовало без значительных изменений полтора столетия.

Во Франции в 1812 г. на вооружении состояло «ружье системы 1777 года, модифицированное в IX году». Эта модификация была связана с уменьшением калибра – с 18 мм до 17,5 мм. Объяснялось это тем, что в годы революции качество ружей сильно упало, появились неровности внутренних стенок ствола. Чтобы ружье не разорвало при выстреле, калибр был немного уменьшен. В России на вооружении состояло практически точная копия французского ружья – ружье образца 1808 года. Калибр российского ружья был 18 мм.

Общая характеристика пехотного ружья эпохи 1812 года:
Общая длина – 1,52 м
Длина ствола – 1,137 м
Вес – 4,646 кг
Калибр – 17,5-18 мм
Вес пули – 23-25,5 г

Максимальная дальность выстрела при угле возвышения в 43 градуса составляла примерно 1000 метров. Практическая же дальность стрельбы была гораздо меньше. Максимальная эффективность стрельбы достигалась на дистанции в 100 метров.


В наставлениях того времени говорилось, что при стрельбе с расстояния 100 метров следовало целиться неприятелю в колено, с 200 метров – в пояс, с 300 метров – в шляпу, с 400 метров – на фут выше головы, а с 600 метров – на 3 фута выше головы. При этом стрельба на дистанции более 300 метров велась только залпами. Считалось, что на таком расстоянии попасть в отдельную цель можно только случайно.

Если дальнобойность ружья зависела от технических характеристик оружия, то скорострельность зависела от умения солдата. В среднем солдат наполеоновской эпохи мог сделать до 3-х выстрелов в минуту.

Чтобы произвести выстрел, солдату необходимо было выполнить 12 приемов:

  1. «Заряжай» (Chargez vos armes) – по этой команде солдат прихватывал ружье левой рукой и упирал большой палец правой руки в огниво.
  2. «Открой полку» (Ouvrez le bassinet) – солдат открывал полку большим пальцем правой руки и открывал подсумок с патронами.
  3. «Вынь патрон» (Prenez la cartouche) – солдат вынимал патрон из подсумка и подносил его ко рту.
  4. «Скуси» (Dechirez la cartouche) – зубами скусывался конец бумажного патрона, чтобы можно было высыпать порох.
  5. «Сыпь порох на полку» (Amorcez) – порох насыпался на полку, солдат зажимал патрон большим пальцем, чтоб порох не высыпался в ходе дальнейших действий.
  6. «Закрой полку» (Fermez le bassinet) – солдат нажимал на огниво и закрывал пороховую полку.
  7. «Обороти ружье» (L’arme a gauche) – ружье опускалось прикладом на землю слева от солдата, ствол был наклонен вперед так, чтобы дуло оказалось на расстоянии подбородка.
  8. «Патрон в дуло» (Cartouche dans le canon) – солдат вытряхивал остатки пороха в дуло, а пуля с бумагой притапливались в канале ствола
  9. «Вынь шомпол» (Tirez la baguette) – солдат вынимал шомпол из паза в ложе ружья и переворачивал его расширенной частью вниз.
  10. «Прибей» (Bourrez) – солдат два раза пробивал шомполом патрон в стволе.
  11. «В ложу» (Remettez la baguette) – солдат разворачивал шомпол в первоначальное положение и вставлял его в паз в ложе ружья.
  12. «На плечо» (Portez vos armes) – солдат возвращал ружье в исходное положение – левой рукой поддерживал приклад снизу, а правая рука свободно свисала вдоль корпуса.

Ружье заряжено, можно было производить выстрел. Все вышеперечисленные команды отдавались офицером только на учениях. В реальном бою по команде «заряжай» солдат выполнял все этапы, причем один прием переходил в другой, благодаря чему достигалась слаженность действий всех солдат.

Для производства выстрела подавались команды:

  1. «Товсь» (Appretez vos armes) – солдат выносил ружье вертикально перед собой ложем вперед и большим пальцем взводил курок.
  2. «Кладсь» (Joue) – солдат упирал ружье в плечо и осуществлял прицеливание.
  3. «Пли» (Feu) – солдат нажимал спусковой крючок и производил выстрел.

Подобный процесс заряжания ружья был универсальным для любого огнестрельного оружия. Кроме пехотного ружья существовали также ружья драгунские и егерские. Они отличались лишь незначительными элементами отделки и длиной ствола.  (Рисунок 2)

Холодное оружие
Кроме огнестрельного пехотинцы также располагали оружием холодным. Основным холодным оружием как французской, так и российской пехоты был 
тесак длиной около 59 см.  (Рисунок 4)


Применялся он не только как оружие ближнего боя, но и как инструмент походного быта – к примеру, для заготовки веток для костра на биваке.

Офицеры русской и французской армии имели личное холодное оружие – шпаги или сабли. В русской пехоте не существовало строгой регламентации, какое именно оружие полагалось офицерам, а во французской армии шпаги полагались офицерам егерей и фузилеров, в то время как офицеры гренадер, карабинеров и вольтижеров носили сабли. В целом офицерское оружие мало отвечало уставным требованием. (Рисунок5)


Существовали также специальные образцы сабель для барабанщиков, полковых саперов и гвардейских моряков.

Война 1812 года доказала сокрушительную мощь артиллерии и стрелкового оружия. Холодное оружие - сабли, палаши, стали применяться все реже, становясь декоративным элементом военной формы. Согласно данным ведущего научного сотрудника Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника Дмитрия Целорунго, в Бородинском сражении больше двух третей ранений было пулевыми, 11,5% 22% вызваны применением артиллерийских снарядов, и только 5% связаны с применением холодного оружия. И это в сражении, где артиллерия по отзывам многих участников, сыграла большую роль, в среднем же в то время этот процент был еще вдвое ниже

Теперь солдат, идущих в штыки, встречал плотный огонь пехоты стало проще перестрелять, чем вступать с ними в противоборство.

Мы представляем вам типы вооружений, которыми воевали в 1812 году русские и французские войска.

Расклад вооруженных сил в войне 1812 года

Страны

Пехота
тыс.

Кавалерия,
тыс.

Артиллерия

Россия

360—380

60—70

35—40 тыс. солдат,
1600 пушек

Франция

450

100

35 тыс. солдат, 1370 пушек

Артиллерия

Артиллерийские орудия в то время были гладкоствольными и дульнозарядными. В русской сухопутной артиллерии было 3 рода орудий – пушки, единороги и мортиры. Предельная дальность стрельбы полевых пушек достигала 2800 м, у «единорогов» — 2500 м, однако эффективный огонь велся на дистанции примерно в 700-1200 метров ядрами и 300-500 метров картечью.

Согласно подсчетам французских инженерных офицеров, 12 фунтовое ядро пробивало с расстояния 500 метров два метра земляного бруствера или 40 см кирпичную стену.

Для масс пехоты и конницы (а именно сомкнутые построения были характерны для войск при начале боя) ядро было очень опасным снарядом, особенно если принимать в расчет его возможный рикошет.

Для обслуживания одного орудия было необходимо от 8 до 15 человек. После выстрела, орудие было необходимо откатить обратно на позицию и развернуть в нужном направлении. После чего ствол прочищался банником, смоченным в воде с уксусом, чтобы затушить тлеющие остатки предыдущего выстрела. Затем орудие наводилось на цель, вкладывали и загоняли снаряд в канал ствола. После чего в заряд втыкали быстрогорящую трубку, которую зажигали от всегда тлеющего фитиля.

Скорострельность пушки составляла от одного выстрела в минуту для ядер и гранат, до 3-5 выстрелов в две минуты для картечи.

На страницах романа «Война и мир» мы можем найти упоминание и о холодном оружии: тесаках, кинжалах, саблях,шпагах, об огнестрельном оружии (ружьях),и, разумеется,об артиллерии (пушках)

Исторические факты в романе "Война и мир"

Вооружение и обмундирование русской армии

Русская пехота во время Отечественной войны 1812 года делилась на линейную, легкую, морскую и гарнизонную. Основной боевой единицей являлся полк. Полк состоял из трех батальонов по четыре роты в каждом. корпус.

Линейная пехота была одета в темно-зеленые двубортные закрытые мундиры с фалдами и со стоячим воротником. В лейб-гвардейском  Литовском полку мундиры имели красные настежные лацканы. В остальных полках мундиры застегивались на шесть рядов пуговиц. Фалды обшивались красным приборным сукном. Воротники и обшлага мундиров в пехотных и гренадерских полках изготовлялись из красного приборного сукна.

Мундиры офицеров строились из более качественного сукна, имели более длинные фалды и позолоченные пуговицы. Вне строя офицеры и генералы носили двубортные закрытые сюртуки. Офицеры носили белые панталоны и сапоги. Летом в строю офицерам полагались полотняные панталоны, аналогичные тем, что носились нижними чинами. Те офицеры, которые в строю должны были быть верхом, носили кавалерийские рейтузы. При бальной форме - белые кюлоты с чулками и туфлями.

Рядовым гарнизонных полков, состоявшим на полевом положении, полагались: темно-зеленый мундир (воротник и обшлага желтые, отвороты фалд – краповые) с оловянными (белыми), панталоны зимние – белые, сапоги с крагами. Кивер не имел этишкета, герба и султана. Вместо герба на кивере имелись петлица из белой тесьмы и круглая оранжево-черная кокарда. На подсумке не было герба. Погоны у всех полков были красные, с белыми цифрам.

Сравнительная таблица

Цитата из произведения

Факт из исторического источника

Вывод

Том III, часть II, главаXXII.

«-- Ты что говоришь про ополченье? -- сказал он Борису.

-- Они, ваша светлость, готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи.

-- А!.. Чудесный, бесподобный народ! -- сказал Кутузов и, закрыв глаза,

покачал головой. -- Бесподобный народ! -- повторил он со вздохом.»

---

Кутузов восхищается русским народом, его готовностью, героизмом отсутствием страха перед смертью. Описывая ополчение в белых рубахах, он говорит о чем-то светлом, простом, он говорит о душе.

Том I, часть III, глава VII.

<<...между однообразными волнами солдат ... протискивался между солдатами офицер в плаще, с своею отличною от солдат физиономией...>>

<<...гвардейские офицеры носили золотое шитье...>>

Конкретного описания Толстой не дает. Из общего полка всегда выделяется офицер. Он одет по-другому, выглядит по-другому. Он резко выделяется на фоне солдат, «протискивается» между их рядами. Тут Толстой показывает отличие простого человека от «высшего общества» - офицера, резко обозначает этот контраст.

Том I, часть III, глава VIII.

<<...двигались тысячи ног и штыков с развевавшимися знаменами и по команде офицеров останавливались, заворачивались и строились в интервалах, обходя другие такие же массы пехоты в других мундирах; то мерным топотом и бряцанием звучала нарядная кавалерия в синих, красных, зеленых шитых мундирах с расшитыми музыкантами впереди, на вороных, рыжих, серых лошадях; то, растягиваясь с своим медным звуком..>>.

<<...Линейная пехота... была одета в темно-зеленые двубортные закрытые мундиры с фалдами и со стоячим воротником. В л-гв. Литовском полку мундиры имели красные настежные лацканы. Воротники и обшлага мундиров в пехотных и гренадерских полках изготовлялись из красного приборного сукна...>>

<<...Музыканты отличались обшитым белой с голубой полоской посередине тесьмой по швам и рукавам мундиром...>>

Автор описывает общую массу пехотного полка, но не углубляется в подробности (описание пуговиц, отличительных знаков, количество полосок на кивере и т.д.) , как ,в общем, не пишет большое количество фактов об оружии. Он лишь обозначает их наличие и чистоту.

Том I, часть I, глава VIII.

<<...Не только генералы в полной парадной форме, с перетянутыми донельзя толстыми и тонкими талиями и красневшими, подпертыми воротниками, шеями, в шарфах и всех орденах...>>

<<...мундиры офицеров и генералов строились из более качественного сукна, имели более длинные фалды и позолоченные пуговицы...>>

<<... генералы, являвшиеся шефами полков, или причисленные к гвардейским полкам, могли носить офицерскую форму своего полка, но с генеральскими отличиями...>>

Л.Н. Толстой описывает генералов в полной парадной форме и подтянутыми, но он не говорит о том какая это была форма, т.е. не дает полного точного описания. Но они отличаются от солдат. Этим автор еще раз подчеркивает различие между простым солдатом и генералом. Высшему классу важны все эти наряды, а солдатам – нет. Для первых, они всего лишь «пушечное мясо».

Том I, частьII, главаI.

Полк <<…>> представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. <<…>> на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, "шильце и мыльце" …>>

«..Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты...»

---

Автор не уделяет внимание форме, но акцентирует внимание на мелких деталях.

Том I, глава I, часть II.

«…Ваше превосходительство, это Долохов, разжалованный... -- сказал тихо капитан.

-- Что он в фельдмаршалы, что ли, разжалован или в солдаты? А солдат, так должен быть одет, как все, по форме.

Оборвав одного офицера за не вычищенный знак, другого за неправильность ряда, он подошел к 3-й роте.

. -- Зачем синяя шинель? Долой... Фельдфебель! Переодеть его... дря... …»

---

В этом эпизоде автор говорит о том, что люди больше внимания уделяют « вычищенным знакам» Нежели военным дейс

II«Непобедимая»  французская армия.

Кутузов представляется читателю таким, каким его видел Толстой и никак иначе. А вот Наполеон, наоборот, двоится: в начале третьего тома Бонапарт виден читателю коротеньким, с толстыми ногами и надушенного одеколоном, тогда как Пушкин и Лермонтов описывал полководца могучим, величественным и трагичным …

Толстой писал о полководце, как о бессильном человеке перед армией России, он «был подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

Наполеон был гениальным человеком. Он, в истории Европы, многое определил, да и в истории всего мира. А вот в войне с русским войском оказался бессильным. Французы оказались слабыми, против сильного русского духа.

И вот читатель, словно видит наяву, ту психологическую победу, которую Кутузов одержал в Филях на совете. Как эта победа была достигнута!? Авто явно даёт понять, что победе вовсе не способствовали план и командование, диспозиция и распоряжения, а множество поступков, совершённых простыми «мужиками» …

«Дубина народной войны поднялась со всей грозной и величественной силой, и … не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».

Несколько раз в течение не одной главы, автор описывает пленных французов. Это и босой, дрожащий от холода, барабанщик. Его пожалел Петька. Это и больные, обмороженные пленные, которые жалкой толпой плелись за русской армией. Это и Рамбаль, которые был невероятно счастлив и весел, когда военные дошли до Москвы и проникли в столицу.

Рамбаль - рыцарь, победитель, как полагал тогда он. Толстой описывал его так …«высокий, бравый и красивый мужчина … молодецким жестом...расправил густые усы и дотронулся рукой до шляпы».

Это француз общался с побеждёнными снисходительно, весело, добродушно …«почтение всей компании», «французы, добрые ребята...»

Или же, как Толстой писал о сюжете, когда Пьер спас Рамбалю жизнь:

«красивое лицо его приняло трагически - нежное выражение» и вот тогда-то он заявил, что Пьер - тоже француз!

«Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его … было, без сомнения, самым великим делом».

Не хотел Пьер делить ужин с Рамбалем, но тот был вежлив, добродушен … Не в силах было ему отказать! Весь вечер француз рассказывал самодовольно и весело истории о том, как он - победителем, входил в каждый город. Болтовня была пустой … И вот, спустя какое-то время о нём вновь проносится слух, один солдат рассказывает другому …

«То-то смеху … Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет».

Это были, денщик Рамбаля - Морель … «обвязанный по-бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубёнку»

и сам Рамбаль … «хотел сесть, но упал на землю», а когда его русские пожалели и подняли, понесли, он … «жалобно заговорил: О, молодцы! О, мои добрые, добрые друзья! Вот люди!.. - и, как ребёнок, головой склонился на плечо одному солдату».

В лице Рамбаля, умевшего молодцевато расправлять свои усы и снисходительно беседовать с побеждёнными, Толстой показывает жалкое положение французской армии. Ведь и Рамбаль, и денщик Морель - в плен не попали, потому как, поняв в каком положении они оказались, сами же из лесу, где прятались, и вышли к русским.

Русские, когда встретили французов, могли бы сразу их убить. Бесчеловечно … Вот только Толстой показывает читателю, что у солдат уже не осталось той жестокости и нет той лютой ненависти к французам … «чувство оскорбления и мести» уже давно заменилось в душе народа «презрением и жалостью».

Покормили двух французов, дали выпить водки. В избу унесли Рамбаля, а Морель пел песни русским, те, в свою очередь, хохотали до упаду, старые солдаты, поглядывая на денщика - улыбались.

« - Тоже люди, - сказал один из них, уворачиваясь в шинель, - и полынь на своём кореню растёт». Это было сказано Кутузовым, который всегда чувствовал в каждом солдате … душу, даже во французском. Достаточно читателю вспомнить его слова: «Мы себя не жалели, а теперь и их пожалеть можно...»

Свою мысль человечности, Толстой показал в этом сюжете, на примере двух французов и русских солдат. Враги изгнаны, но в душе солдат - есть чувство сожаления, а в нём-то и кроется высшая степень благородства! Которое воин должен проявлять став победителем!

Кутузова мы видим глазами Толстого и уже не можем видеть иначе.

Наполеон двоится в наших глазах: невозможно забыть коротенького человека с толстыми ногами, пахнущего одеколоном, - таким предстает Наполеон в начале третьего тома ʼʼВойны и мираʼʼ. Но невозможно забыть и другого Наполеона: пушкинского, лермонтовского - могучего, трагически величественного.

По теории Толстого, Наполеон был бессилен в русской войне: он ʼʼбыл подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правитʼʼ.

Толстой был необъективен в отношении Наполеона: данный гениальный человек многое определил в истории Европы и всего мира, и в войне с Россией он не был бессилен, а оказался слабее своего противника - ʼʼсильнейшего духомʼʼ, как сказал сам же Толстой.

И вот теперь та психологическая победа, которую еще на совете в Филях понимал и чувствовал Кутузов, стала  видна всем. Что же решило эту победу? Толстой считает: не распоряжения командования, не планы и диспозиции, но множество простых, естественных поступков отдельных людей: то, что ʼʼмужики Карп и Влас, и все бесчисленное множество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли егоʼʼ; то, что ʼʼпартизаны уничтожали Великую армию по частямʼʼ, что партизанских отрядов ʼʼразличных величин и характеров были сотни... Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французовʼʼ.

Толстой совершенно точно понял значение того чувства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ создало партизанскую войну, заставило людей поджигать свои дома. Выросшая из этого чувства, ʼʼдубина народной войны поднялась со всœей своей грозной и величественной силой, и... не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествиеʼʼ.

Несколько раз мельком Толстой показывает французских пленных: дрожащий от холода босой барабанщик, которого пожалел Петя; обмороженные, больные французы, жалкой толпой бредущие за русской армией; и, наконец, Рамбаль - тот самый офицер, который был так весел в первый день, когда французы вошли в Москву.

Тогда Рамбаль чувствовал себя великодушным победителœем, рыцарем. Вот как он входил в русский дом: ʼʼвысокий, бравый и красивый мужчина... молодецким жестом... расправил усы и дотронулся рукой до шляпыʼʼ. Он снисходительно и добродушно обращался с побежденными русскими: ʼʼпочтение всœей компанииʼʼ, ʼʼфранцузы добрые ребята...ʼʼ Когда Пьер спас ему жизнь, ʼʼкрасивое лицо его приняло трагически-нежное выражениеʼʼ, и он заявил, что Пьер - француз. ʼʼСовершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его... было, без сомнения, самым великим деломʼʼ. Пьер не хотел разделять с ним ужин, но Рамбаль был так искренне добродушен, что Пьер поневоле остался. Весь вечер он слушал самодовольную, веселую и пустую болтовню Рамбаля, привыкшего входить победителœем в чужие города. И вот через несколько месяцев мы снова встречаем Рамбаля - вернее, сначала слышим о нем:

ʼʼТо-то смеху... Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсœе, а другой такой куражный, бяда! Песни играетʼʼ.

Это рассказывает один солдат другому. Вместе с ними мы приближаемся к костру и видим две ʼʼстранно одетые фигурыʼʼ.

Денщик Рамбаля Морель, ʼʼобвязанный по-бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубенкуʼʼ. Сам Рамбаль ʼʼхотел сесть, но упал на землюʼʼ. Когда солдаты подняли его и понесли, Рамбаль ʼʼжалобно заговорил: О, молодцы! О, мои добрые, добрые друзья! Вот люди!.. - и, как ребенок, головой склонился на плечо одному солдатуʼʼ.

Именно в судьбе Рамбаля, умевшего так молодцевато расправлять усы и так снисходительно разговаривать с побежденными, Толстой показывает, в каком жалком положении оказалась великая французская армия. Ведь эти двое даже не попали в плен, - поняв безвыходность своего положения, они сами вышли из леса, где прятались.

Русские солдаты, встретившие французов, могли бы убить их - это было бы бесчеловечно, но понятно после жестокой войны, которую они выиграли. Но жестокости уже нет в душе народа, ʼʼчувство оскорбления и местиʼʼ уже заменилось в ней ʼʼпрезрением и жалостьюʼʼ.

Французов накормили, дали им водки, Рамбаля отнесли в избу... Молодые солдаты хохотали до упаду, слушая песни Мореля, а старые, улыбаясь, поглядывали на него.

ʼʼ- Тоже люди, - сказал один из них, уворачиваясь в шинœель, - и полынь на своем кореню растетʼʼ.

Это ʼʼтоже людиʼʼ было сказано Кутузовым, который всœегда чувствует одно с солдатами. Помните: ʼʼМы себя не жалели, а теперь и их пожалеть можно...ʼʼ

Для Толстого всегда главное, лучшее качество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он ценит в людях - человечность. Бесчеловечен Наполеон, одним взмахом руки посылающий на гибель сотни людей. Всегда человечен Кутузов, стремящийся и в жестокости войны сохранить жизнь людей.

Это же естественное - по мысли Толстого - чувство человечности живет теперь, когда враг изгнан, в душах простых солдат; в нем и заключено то высшее благородство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может проявить победитель.

Многие писатели используют реальные исторические события для сюжетов своих произведений. Одним из самых часто описываемых событий является война – гражданская, отечественная, мировая. Особое внимание заслуживает Отечественная война 1812 года: Бородинское сражение, сожжение Москвы, изгнание французского императора Наполеона. В русской литературе представлено подробное изображение войны в романе «Война и мир» Толстого  Писатель описывает конкретные военные сражения, разрешает читателю увидеть реальных исторических деятелей, дает собственную оценку произошедших событий.

Заключение

 Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - одно из самых знаменитых произведений русской литературы, действие которого тесно связано с историей России начала XIX века. Это было время наполеоновских войн, когда французская армия победоносно шествовала по Европе, продвигаясь к границам нашей Родины. Единственной силой, способной остановить это движение, оказался русский народ, поднявшийся на борьбу с захватчиками. Теме Отечественной войны 1812 года посвящена большая часть романа «Война и мир», на страницах которого автор рисует образы русских воинов, вставших на защиту Родины, их исключительный героизм, мужество, верность присяге.
    Но все эти замечательные качества проявляются лишь тогда, когда солдатам понятно, за что они сражаются. Поэтому потерпела неудачу военная кампания 1805-1807 годов. Это была война на чужой территории за чужие интересы. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу. Русские солдаты, находясь вдали от Родины, не осознавая целей кампании, не хотят понапрасну класть свои жизни. В результате, во время Аустерлицкого сражения русские войска в панике побежали назад.
    Если же битва оказывается неизбежной, русские солдаты готовы стоять насмерть. Так и произошло во время Шенграбенского сражения. Показав чудеса мужества, русские войска приняли на себя главный удар. Небольшой отряд под командованием Багратиона сдерживал натиск врага, «в восемь раз» превосходящего его численностью. Большую храбрость проявило и подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но и нанесло ответный удар, что спасло значительную часть армии.
    С большой симпатией относится автор к капитану Тушину. Его портрет ничем не примечателен: «маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог…в одних чулках». В его «фигурке» было что-то «совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Капитан живет с солдатами одной жизнью: ест и пьет с ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Но во время Шенграбенского сражения он преображается: вместе с горсткой солдат проявляет удивительное мужество и героизм, храбро исполняя свой воинский долг. Поражает его особое отношение к бою. Капитан называет орудия по именам, ласково говорит с ними, ему мерещится, что это он бросает ядра в неприятеля. Пример командира заставляет солдат весело сражаться и весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с позиции и трусливо прячущимся от ядер. Все они знают, что спасают отступающую армию, но не осознают собственного подвига. На примере таких скромных героев Толстой показал истинный патриотизм русских воинов, основанный на чувстве долга и верности присяге.
    Но особенно сильно патриотизм русских солдат проявился во время Отечественной войны 1812 года, когда враг вторгся на территорию России.
    По мнению Андрея Болконского, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. Это чувство – народный патриотизм, огромный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» Осознавая важность предстоящего боя, солдаты даже отказываются пить положенную им водку, потому что это «не такой день».
    Описывая сражение глазами Пьера Безухова, автор отмечает высокое чувство товарищества, сознание долга, физическую и моральную силу солдат и ополченцев. На Бородинском поле французская армия впервые столкнулась с противником, чей моральный дух оказался настолько высок. Толстой считает, что именно поэтому французы потерпели поражение.
    Автор показывает нам, что чем более грозной становится опасность, тем сильнее разгорается огонь патриотизма и тем сильнее становится сила народного сопротивления.
    Следствием этого явилась партизанская война, развернувшаяся на оккупированных французами территориях. Против захватчиков поднялся весь народ – солдаты, мужики, казаки и даже женщины. Ярким представителем партизанской войны в романе, человеком, воплотившим в себе главные настроения и чувства русского народа, является партизан отряда Денисова Тихон Щербатый. Это «самый нужный человек» в отряде. Он отважен, храбр, французы для него – враги, и он уничтожает их. Именно Тихон Щербатый соединяет в себе те черты народа, которые особенно проявились в грозную для Отечества пору: ненависть к захватчикам, неосознанный, но глубокий патриотизм, мужество и героизм в бою, стойкость и самоотверженность. Партизанская война в понимании Тихона Щербатого, Денисова, Долохова и других – это возмездие за разорение и гибель русских людей, это дубина, которая «со всей грозной и величественной силой…поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Это воплощение «чувства оскорбления и мести».
    Но отходчивое русское сердце не может долго держать в себе ненависть и ожесточение. Их быстро сменяет милосердие к бывшим захватчикам. Так, встретив в лесу голодных и замерзших капитана Рамбаля и его денщика Мореля, русские проявляют сострадание: «солдаты окружили французов, постелили больному шинель и обоим принесли каши и водки». При этом один из рядовых говорит: «Тоже люди… И полынь на своем кореню растет». Бывшие враги, несмотря на причиненное ими зло, в своем теперешнем жалком и беспомощном состоянии заслуживают снисхождения.
    Итак, воссоздавая картины прошлого, Толстой показал нам множество самых разных, порой незнакомых друг другу, русских солдат. Мы видим, что большинство из них объединяет ненависть к захватчикам, глубокий патриотизм, верность долгу и присяге, безмерная храбрость и стойкость. Но самое главное, каждый из них готов пожертвовать жизнью во имя спасения Родины. В этом заключается сила русского воина.
    Таким образом, Л.Н.Толстой своим романом «Война и мир» утверждает, что народ, имеющий таких защитников, невозможно поработить.

Описывая драматические страницы нашей отечественной истории, Л.Н. Толстой создал одну из самых светлых и книг мировой литературы. В романе «Война и мир» автор выделял и считал самой значимой «мысль народную». Наиболее ярко и многогранно, эта тема отражена в тех частях произведений, которые повествуют о войне. На фоне драматических событий автор романа ярко описывает условия жизни различных слоев тогдашнего общества, в том числе и армейскую среду.

В своем произведении автор не описывал события, форму и вооружение «фактически», скорее, он выделял лишь важные детали, помогающие читателю понять мысль, заложенную в произведении. Через эти мелкие детали, Толстой показал дух, героизм русского солдата.

Ярким примером этого может служить эпизод разговора Пьера и Бориса об ополчении. « --Ты что говоришь про ополченье? -- сказал он Борису. -- Они, ваша светлость, готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи. -- А!.. Чудесный, бесподобный народ» Генерал выражает свое восхищение в отношении русского народа. Он восторгается его готовность к смерти, поражается его духу и стойкости. Именно это и хочет донести до читателя автор. Через такую деталь, как белая рубашка Толстой говорит о душе солдата.

Кроме того, в эпизоде смотра войск под Браунау, также есть незначительные детали, с помощью которых автор доказывает свою мысль. «Полк <<…>> представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте»

«Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Больше чем у половины людей сапоги был разбиты..Благодаря, такой незначительной детали, как грязные сапоги, Толстой говорит о том, что солдату совсем не важно, как он пойдет в сражение, ему важнее победа, нежели одежда. Это отличает простого человека от высшего общества. Об этой проблеме и говорит Толстой.

Таким образом, с помощью мелких деталей, автору удалось донести до читателя свою мысль. Для простого русского человека (солдата) в баталии не важна красота мундиров, начищенные знаки отличия или читая обувь, важен дух, важны чувства, важна душа.

Список используемой литературы

1. «Война и мир», Л.Н.Толстой. Издательство «Просвещение», 2016 г.

2. К.С. Васильев, «Русская пехота во время Отечественной войны 1812 года и заграничного похода 1813-1814гг».

3.Отечественная война 1812 года (Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ ).

4. Образ русского воина в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (Режим доступа: http://www.litra.ru).

ПРИЛОЖЕНИЕ

http://1812.nsad.ru/pic/Zamok_250.jpg Рисунок 1

гладкоствольное ружье с ударно-кремневым замком.

http://1812.nsad.ru/pic/ruzsjo1808_500.jpgРисунок2

российское ружьё образца 1808 года

http://1812.nsad.ru/pic/250.gif  Рисунок3

1.Рядовой Внутренней стражи. 2. Унтер-офицер Внутренней стражи . 3. Рядовой Гарнизонного полка

http://1812.nsad.ru/pic/Tesak.jpgРисунок 4

Солдатский пехотный тесак образца 1807 года

http://1812.nsad.ru/pic/Oficerskaja%20shpaga.gifРисунок 5

Офицерская шпага образца 1798 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"

Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....

Научно-исследовательская работа по литературе. Образ Наполеона в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

В данной работе представлены  материалы исследования текста романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Путем анализа мнений главных героев о Наполеоне, анализа характеристик, которые дает этому историче...

Защита научно-исследовательской работы по литературе. Образ Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Данные материалы составлены для представления научно-исследовательской работы на конференции. Вниманию пользователей сайта представляю презентацию "Развенчанный герой", в которой показана эволюция обр...

РУССКАЯ КЛАССИКА И УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». История создания.

РУССКАЯ КЛАССИКА И УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ.Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». История создания....

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Литературно-музыкальная композиция «Открывая великий роман», по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Цели и задачи внеклассного мероприятия: - сформировать представление об отражении событий Отечественной войны1812г. На страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; - развивать коммуникативные навыки...