Урок по повести М.А.Булгакова "Жестокий опыт или рождение новой жизни"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Сухова Елена Николаевна

Сценарий урока будет полезен учителю литературы на уроке в 9 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_bulgakovu_moy.docx34.83 КБ
Office presentation icon prezent_k_uroku_bulg.ppt2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование «Жестокий опыт или рождение новой жизни?» по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Природа не терпит неточностей

и не прощает ошибок.

Ралф Эмерсон

1.Приветствие  (слайд 2)

-как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? На какие размышления навёл Вас первый слайд?

- Итак, действительно, мы сегодня будем говорить о том, как в литературных произведениях отражается не только время, события, мода, но и развитие научной мысли, научных поисков, опытов, пусть  подчас даже утопических.

Существует множество примеров, когда автор художественного произведения предсказывал грядущие события. Это могли быть глобальные происшествия или рядовые эпизоды, часто литераторы предсказывали собственную судьбу. 

 В произведениях  Жюля Верна предсказание таких  изобретений как акваланг, подводная лодка, радиолокация, в произведениях  Герберта Уэллса,  Рея Брэдбери мы можем найти  предсказания  множества современных изобретений, такие как мобильный телефон, трансплантация органов, телевизор, 3D-изображения, "умный дом", роботы.                              

 А что же с нашей русской литературой?  Литература у нас выполняла всегда больше функций, чем это положено искусству. Если, по Канту, единственная функция искусства – эстетическая, то в России литература и учила, и воспитывала, и была частью политики, и религии, и проповедовала моральные постулаты. Понятно, что она с ревнивым интересом следила за наукой.  Тем более что с каждым годом и веком в сферу интересов науки попадало все больше объектов, и ее предмет неуклонно расширялся.

В 1916 году в «Теории словесности» утверждается, что фантастического романа в России еще не было. А в 1934 г., К.Федин на Первом съезде писателей сожалел, будто этот роман у нас уже умер и закопан в могилу. В 1938 г. 

Как известно, история развития человечества – это история социальных переворотов и великих открытий. Поистине, безграничны пределы разума человеческого в попытках постичь тайны мироздания, преобразовать саму Природу. Но прав ли человек в своей претензии на роль Творца? Мы знаем, что попытки изменить природу, человека, общество зачастую носят трагический, необратимый характер, потому что любое великое открытие, лишенное нравственности, несет людям гибель.

На протяжении многих лет учёные разных стран занимались изучением функций человеческого мозга и пытались разгадать тайну биологической природы человека.

В 20-е годы XX века особый интерес вызывала проблема омоложения и даже физического бессмертия. Причём, интересовала она не только медиков и биологов, но и руководителей молодого государства – Советской республики. Был даже создан специальный институт, занимавшийся проблемами омоложения, приглашались иностранные профессора. Именно на эту пору приходится расцвет науки евгеники, занимавшейся «выведением» особой породы людей.

Вплоть до начала XX века многие верили, что наш внешний облик определяет гипофиз.

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, как раз тогда, когда произошел научный прорыв в исследовании функции гипофиза. Было установлено, что в гипофизе формируется гормон роста, он отвечает за развитие и обменные процессы организма. Впоследствии ученые доказали, что гипофиз вырабатывает ряд гормонов, регулирующих функцию эндокринных желез.

Самым главным эндокринным органом является гипофиз - небольшого размера железа, прячущаяся в основании головного мозга в углублении черепа с романтичным названием «турецкое седло».

Гипофиз можно назвать центром управления внутренним миром человека: от него зависят гармония, приспособление на высшем уровне, контроль действий.

III Активизация опорных знаний.

Сегодня мы начнем работу над повестью М. А. Булгакова «Собачье сердце», основу которой составляет великий эксперимент гениального ученого (слайд 2, на доске таблички со словарными словами). Действие в повести происходит в послереволюционное время   (слайды 3-7).

Вывод: итак, что необходимо, чтобы стать «новым человеком» в послереволюционный период? (Примерные ответы студентов – «не нужно много трудиться, достаточно того, что ты пролетарий, значит имеешь право «быть хозяином жизни»).

М. А. Булгакову пришлось жить и творить в эпоху, когда необходимо было делать свой выбор. Писать так, «как нужно» и печатать свои произведения или с болью в сердце писать в стол, зная, что книга не будет опубликована. Советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести: «Собачье сердце» - шедевр булгаковской сатиры. Сатира Булгакова - умная и зрячая». Что значит  ЧЕСТНАЯ.

Традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя продолжил М. Булгаков. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения.  

Слайд №6.

А какова композиция повести?

( Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Почему Булгаков именно так выстраивает произведение?

(Он считает, что обмануть природу невозможно. Всё возвращается на круги своя.)

Персонажи повести (8 слайд + раздаточный материал на партах)

Шарик — бездомный пёс, которого профессор Преображенский подобрал на московской улице.

Полиграф Полиграфович Шариков — человек, в которого превращается пёс после проделанной профессором Преображенским операции.

Филипп Филиппович Преображенский — блестящий хирург, «величина мирового значения», проживавший в 1920-е годы в Москве.

Иван Арнольдович Борменталь — молодой доктор, ассистент профессора Преображенского.

Зинаида Прокофьевна Бунина — молодая девушка, «социал-прислужница» профессора Преображенского.

Дарья Петровна Иванова — кухарка профессора Преображенского.

Фёдор — швейцар дома, где проживает профессор Преображенский.

Клим Григорьевич Чугункин — погибший в драке вор-рецидивист, алкоголик и хулиган, чей гипофиз и семенные железы использовались для пересадки Шарику.

Швондер — председатель домкома (домового комитета).

Вяземская, Пеструхин и Жаровкин — сослуживцы Швондера, члены домкома.

Васнецова — машинистка подотдела очистки МКХ.

4. Аналитическая беседа.

а) Приём «погружения в текст».

Повесть открывается  картинами Москвы середины 20-х годов. Чьими глазами мы видим жизнь? 

Индивидуальное сообщение

(Москва времён нэпа: с шикарными ресторанами и «столовой нормального     питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства»,  где варят щи «из вонючей солонины». В этой Москве живут «пролетарии», «товарищи» и «господа». Москва, которую революция вывернула наизнанку, где чистопородные пролетарии с чувством превосходства над теми, у кого родословная  «подкачала», и чрезвычайно низким уровнем культуры, «уплотняли» московские дома, где жили буржуи- интеллигенты. То, что эта неприглядная картина дана глазами собаки, делает её еще более ужасающей:

голод, воровство, нищета, болезни, жестокость, унижения. И когда появляется «загадочный господин» и манит собаку куском колбасы, умный пес оценивает и себя и весь «мир голодных», сводя все к обобщению: «Рабская наша душа, подлая доля!» Вирусом  «раба» заряжены все: и Шарик, и машинисточка, и повар, и швейцар, и пациенты профессора, и даже члены  «жилтоварищества».

О старой Москве Шариков вспоминает с теплотой, желает Царствия Небесного барскому повару графов Толстых, за его доброту и щедрость. Тогда голодать не приходилось.)

Какой литературный приём использовал автор?

(антитеза, в основе которой лежит противопоставление)

Зачем он использует антитезу?

(Чтобы показать своё отношение  к изменениям в стране с приходом Советской власти.)

Слайд №7.

Случайно ли, на ваш взгляд, имя, выбранное для собаки,- Шарик?

(Шарик-пес-дворняга, милый, добродушный, наблюдательный, Собака, живущая в ужасных условиях, способна сострадать людям, оказавшимся в таком же, как она, положении. Она разбирается в людях, даже умеет «читать» задом наперед).

Зачем Шарик был нужен профессору Преображенскому?

Какой медицинской деятельностью занимался доктор Преображенский?

(делал операции по омоложению, гл.4,5)

В этот раз операция, проведённая Филиппом Филипповичем, имела совершенно неожиданный оборот. Давайте посмотрим, как происходило очеловечивание Шарика.  

Начертите таблицу.

Опыт

Новая жизнь

  1. Цель операции - омоложение

б) просмотр видеофильма

 Это отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко считается самой удачной версией книги.

Опыт

Новая жизнь

  1. Цель операции - омоложение
  1. Очеловечивание Шарика
  1. Характеристика образа главного героя.

 а) Работа с блок-схемой.

 Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

(Клим Чугункин)

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, )

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет,  холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

   Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).

Слайд №8.

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.

(Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. гл.6,

Помимо этого, онопостоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин…(с.194, 195)

Посмотрите, как оно ведёт себя за столом.

б) Отрывок видео (поведение за столом)-есть

Ответьте на вопрос: А как это «по-настоящему», по мнению Шарикова?

( Это грубо, нагло, невоспитанно, беспардонно. Шариков уверен, что он всё знает о жизни: знает, как вести себя за столом, знает, где можно интересно провести время.)

в) Инсценирование.

 Побудем в роли актёров! (Шариков, Борменталь, Филипп Филиппович)

(

Б: Ну-с, что же мы с вами  предпримем  сегодня  вечером?  

Ш: (моргая глазами)   В цирк пойдем, лучше всего.

  Ф.Ф.: Каждый  день   в   цирк -это довольно скучно, по-моему. Я  бы  на  вашем

месте хоть раз в театр сходил.

Ш:В театр я не  пойду.  Разговаривают,  разговаривают... Контрреволюция одна.

Б: Вы  бы  почитали  что-нибудь…

Ф.Ф.:  Надо будет Робинзона Крузо вам почитать...

  Ш: Уж и так читаю, читаю... Эту... Как ее...  Переписку Энгельса с этим... Как его -

дьявола - с Каутским. Не согласен я.

   

  Ф.Ф. С кем? С Энгельсом или с Каутским?

  Ш.: С обоими. Конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет. Взять все, да и поделить...

  Б.: Вы   и   способ   знаете?  

  Ш.: Да какой  тут  способ,  дело не  хитрое. А то что же: один в семи  комнатах  заселился, штанов у него сорок  пар,  а  другой шляется, в сорных ящиках питание ищет.

  Ф.Ф.: Насчет семи комнат - это вы, конечно, на меня намекаете? Вы стоите на самой низшей ступени развития, вы  еще  только  формирующееся, слабое в умственном  отношении   существо,   все   ваши  поступки  чисто звериные,  и  вы  в  присутствии двух людей  с  университетским образованием   позволяете  себе   подавать  какие-то  советы  космического масштаба и космической же глупости о том,  как  все поделить... А в то  же

время вы наглотались зубного порошку... Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой?

Учитель: а действительно, кто снабдил Шарикова этой книгой, да и не только книгой?

(Швондер – председатель домкома. Слайд №9.

Он учит Шарикова по программе: кто был ничем, тот станет всем.)

Чем опасна позиция «Взять всё и поделить»?

Революционный процесс осмысляется писателем в сатирической перспективе: ничего не производя «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми  трудом других.  Булгаков с опаской относится к такой политике. И свои переживания по этому поводу Булгаков вкладывает в уста главного героя повести – профессора Преображенского.

6. Определение авторской позиции. Аналитическое чтение.

Прочтите приведённые отрывки.

1."С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом: ни одного - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня прием. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор? На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?"

2. «- Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет - не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И - боже вас сохрани - не читайте до обеда советских газет.
- Гм... Да ведь других нет.
- Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвел 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать "Правду", - теряли в весе».

   3. «  -Что такое эта ваша разруха?  Старуха  с  клюкой?  Ведьма,  которая выбила все

стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете  под  этим  словом?  Это  вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну  у себя в квартире петь  хором, у меня  настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться  мимо унитаза и то  же самое  будут  делать Зина и  Дарья  Петровна, в  уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не  в  клозетах,  а  в головах. Значит, когда эти  баритоны  кричат "бей разруху!" – Я смеюсь! Это означает, что каждый  из них  должен лупить себя по затылку! И  вот, когда он вылупит из себя всякие  галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, -  разруха исчезнет сама собой. Ничто не изменится  к  лучшему  в нашем доме, да  и  во  всяком другом доме, до  тех  пор, пока  не  усмирят этих певцов!  Лишь только  они  прекратят  свои  концерты,  положение  само  собой изменится к лучшему».

Кому из героев принадлежат данные высказывания?

(Это слова профессора Преображенского.)

Слайд №10.

Определите авторскую позицию.

(Она совпадает с позицией Преображенского.Кажется, что его устами говорит сам автор.)

Случайно ли М.Булгаков выбрал для своего главного героя  фамилию Преображенский?

(изменять, преображать, улучшить человеческую породу).

Гоголевская традиция – говорящие имена- продолжена.

Речь Профессора Преображенского яркая,  афористичная.  Вот некоторые его реплики.
«На человека и на животное можно действовать только внушением". Или еще: "На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено".

Почему же Булгаков заканчивает свою повесть словами: «В квартире в этот вечер была полнейшая и ужаснейшая тишина». Почему  тишина была «ужаснейшая»?

(Доктор и профессор решаются на преступление: они хотят убить Шарикова. И они исполняют задуманное.Безусловно, живое существо не убито буквально, в нём убит уже мёртвый Клим Чугункин в результате очередной операции. Профессор Преображенский находит выход, и ужаснейшая тишина преступления превращается в идиллическое тепло комнаты, в которой лежит пес Шарик. Профессор исправил свою ошибку — естество вновь восстановлено. Следовательно, это опять опыт профессора.)

Опыт

Новая жизнь

  1. Цель операции - омоложение

Очеловечивание Шарика

  1. Существо живо, но это уже не человек

Выходит, профессор противоречит сам себе? 

(Нет. Профессор попытался пойти против природы, когда задумал опыт по омоложению,  но она всё расставила на свои места.)

И Филипп Филиппович это понимает. Он приходит к такому выводу:

(гл.8, с.232, около 3 стр до конца главы)

«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать  спиноз,  когда  любая  баба может его родить  когда  угодно.  Ведь  родила  же   в  Холмогорах  мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество  само заботится об этом и  в  эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из  массы  всякой  мрази,  создает десятками выдающихся гениев, украшающих  земной  шар».

Опыт

Новая жизнь

  1. Цель операции - омоложение

Очеловечивание Шарика

  1. Существо живо, но это уже не человек

  1. Высказывание профессора

Обратимся к теме  нашего урока:

Так кто  же такой Шариков: жестокий опыт или рождение новой жизни?

Но кроме профессора пытается провести жестокий опыт и Швондер. Он оказывает идеологическое влияние на Шарикова. Профессор это замечает:  « Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он  всячески  старается натравить его на меня,

не  соображая,  что  если  кто-нибудь в свою  очередь  натравит Шарикова на самого  Швондера, то от него останутся только рожки да ножки. У него самое паршивое сердце из всех, которые существуют в природе!»

Какое воздействие страшнее: физическое или идеологическое?

     (К сожалению, любое насилии оправдать нельзя. Придётся поставить знак равенства… Наследственность и воспитание Швондеров рождают агрессивного, злого Шарикова, который несёт угрозу не только профессору Преображенскому, но и самому Швондеру). 

Слайд №11.

Автор считает, что строительство социализма – это тоже эксперимент. Новое общество создаётся путём идеологического насилия, к чему автор относится отрицательно. По сути это тот же самый опыт, который не может привести ни к чему хорошему.

Слайд №12.

Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987году?

(Гениальная сатира на современность– вот основная причина трудного пути к читателям. Швондеры и им подобные остались ни с чем. Наверное, то, что интеллигенту удалось обмануть власть, оставить ее ни с чем, тоже очень не нравилось цензуре всех советских времен. В обществе, где социализм культивировался около 70 лет, такое произведение не могли опубликовать.)

7. Итог урока.

Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений. Оказывается, уметь говорить – это еще не  значит быть человеком. Сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор – вот к чему призывает автор.

Слайд №13.

Человеческое сердце – это символ того, что  «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это  слова А. П.Чехова, и я с ними полностью согласна!

Викторина


  1. Назовите имя донора для Шарика? (Клим Чугункин)
  2. Каков его социальный статус? (игра в трактире на балалайке, алкоголик)
  3. Каким направлением в медицине занимается профессор Преображенский? (омоложение организма)
  4. Назовите имя и отчество профессора Преображенского. (Филипп Филиппович)
  5. Кто является ассистентом профессора? (доктор Борметаль)
  6. Какие органы пересадил профессор Преображенский собаке? (гипофиз и семенные железы)
  7. Назовите постоянных обитателей квартиры профессора Преображенского.  (профессор, Зинаида Петровна, Дарья)
  8. Какой пост занимал Швондер? (домком)
  9. Назовите имя Шарикова, выбранное им для себя. (Полиграф Полиграфович)
  10. Сколько комнат занимал профессор Преображенский? (7)
  11. Какое было первое слово, произнесённое Шариковым-человеком? (абырвалг)
  12. Какую должность получил Шариков? (заведующий подотделом очистки города Москвы от бродячих животных)
  13. Где, по мнению профессора Преображенского, происходит разруха? (в головах)

Что произошло с Шариковым в конце повести? (превратили в собаку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Жестокий опыт или рождение новой жизни?» По повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Слайд 3

Цель: -выяснить , может ли научный эксперимент стать основой сюжета художественного произведения; к каким последствиям может привести такой эксперимент (на примере повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»)

Слайд 4

Эпиграф Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок. Ралф Эмерсон

Слайд 5

Михаил Афанасьевич Булгаков Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году. Опубликована в 1987 году В 1988 году на экраны страны выходит фильм «Собачье сердце» режиссёра В.Бортко

Слайд 6

Евге́ника (от др.-греч. εὐγενής — «породистый») — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Гипо́физ — мозговой придаток в форме округлого образования, расположенного на нижней поверхности головного мозга в костном кармане, называемом турецким седлом, вырабатывает гормоны, влияющие на рост

Слайд 7

Пролетариа́т (нем. Proletariat от лат. proletarius — неимущие) — социальный класс , не обладающий правом собственности на средства производства, наёмные рабочие , для которых основным источником средств для существования является работа по найму (продажа собственной рабочей силы). .

Слайд 8

Буржуази́я — в марксизме — социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существующий за счёт доходов от этой собственности

Слайд 9

Lumpen — «лохмотья», Lump — «неряшливый», лю́мпены , люмпен -пролетариа́т, нем. Lumpenproletariat) — термин, введённый Карлом Марксом для обозначения групп населения, изгнанных или исключённых из гражданского общества — экономически деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие асоциальные личности).

Слайд 10

«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры. Сатира Булгакова- умная и зрячая. В. Сахаров

Слайд 11

Сатира - вид комического . Предметом сатиры служат человеческие пороки . Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни. Виды сатиры Ирония (смешное скрывается под маской серьёзного) Юмор (серьёзное скрывается под маской смешного) Сарказм (едкая, язвительная насмешка)

Слайд 12

Н.В. Гоголь (мрачно-весёлая фантастика, композиция) М.Е. Салтыков-Щедрин (сатира, злободневное звучание) М.А. Булгаков «московская» повесть «Собачье сердце»

Слайд 13

«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры. Сатира Булгакова - умная и зрячая». В.Сахаров

Слайд 14

Персонажи повести: Шарик — бездомный пёс, которого профессор Преображенский подобрал на московской улице. Полиграф Полиграфович Шариков — человек, в которого превращается пёс после проделанной профессором Преображенским операции. Филипп Филиппович Преображенский — блестящий хирург, «величина мирового значения», проживавший в 1920-е годы в Москве.

Слайд 15

Персонажи повести: Иван Арнольдович Борменталь — молодой доктор, ассистент профессора Преображенского. Зинаида Прокофьевна Бунина — молодая девушка, «социал-прислужница» профессора Преображенского. Дарья Петровна Иванова — кухарка профессора Преображенского. Фёдор — швейцар дома, где проживает профессор Преображенский.

Слайд 16

Персонажи повести: Клим Григорьевич Чугункин — погибший в драке вор-рецидивист, алкоголик и хулиган, чей гипофиз и семенные железы использовались для пересадки Шарику. Швондер — председатель домкома (домового комитета). Вяземская, Пеструхин и Жаровкин — сослуживцы Швондера, члены домкома. Васнецова — машинистка подотдела очистки МКХ.

Слайд 17

Общественно-политическая ситуация в России 20-годов рестораны буржуи-интеллигенты кусок колбасы столовые «нормального» питания Чистопородные пролетарии с низким уровнем культуры голод, воровство, нищета, болезни, жестокость, унижения антитеза

Слайд 18

Пес-дворняга Шарик- добродушный, наблюдательный Клим Чугункин- пьяница, пролетарий Отвратительный человек Полиграф Полиграфович Шариков гипофиз тело Д О Н О Р Ы

Слайд 19

ШВОНДЕР Актёр - Роман Карцев

Слайд 20

Профессор Преображенский Актёр- Евгений Евстегнеев

Слайд 21

Насилие над личностью ФИЗИЧЕСКОЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ Поразмышляем...

Слайд 22

Викториа Назовите имя донора для Шарика? Каков его социальный статус? Каким направлением в медицине занимается профессор Преображенский? Назовите имя и отчество профессора Преображенского. Кто является ассистентом профессора?

Слайд 23

Какие органы пересадил профессор Преображенский собаке? Назовите постоянных обитателей квартиры профессора Преображенского. Какой пост занимал Швондер?

Слайд 24

Назовите имя Шарикова, выбранное им для себя. Сколько комнат занимал профессор Преображенский? Какое было первое слово, произнесённое Шариковым-человеком? Какую должность получил Шариков? Где, по мнению профессора Преображенского, происходит разруха? (в головах)

Слайд 25

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А. Чехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Конспект урока по литературев 9 классе.Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Урок с использованием презентации....

Рождение новой европейской науки - методическая разработка урока на основе ИКТ-презентации

Презентация к уроку истории в 7 классе по теме "Рождение новой европейской науки"...

План-конспект урока "Рождение новой европейской науки" по Всеобщей истории.

К план-конспекту прилагается презентация Power Point....

Проект урока «Рождение новой европейской науки» 7 класс

Проект урока «Рождение новой европейской науки» 7 класс...

Мои открытые уроки Опыт внедрении ФГОС нового поколения на уроках географии.

 В современном динамично быстро меняющемся мире и информационном пространстве  ученику необходимы не столько знания, сколько умение их добывать и умение самостоятельно добытые знания ...