Урок-расследование по рассказу А.П.Чехова "Смерть чиновника"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Сухова Елена Николаевна

Сценарий урока пригодится учителям русского языка и литераткуры на уроке в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_kl_smert_chinovnika_moy.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок –расследование для обучающихся 7 класса  по рассказу А.П.Чехова «Смерть чиновника»

Тема урока: «Кто убил чиновника Червякова?»

Тип урока: урок-расследование

Цель урока – выяснить, кто виноват в смерти Червякова (по рассказу А.П. Чехова «Смерть чиновника»).

Задачи:

- продолжить знакомство учащихся с самобытным творчеством А.П. Чехова;

-развивать навыки выявления авторской позиции в литературном произведении;

-формировать коммуникативные навыки учащихся и умение аргументировано доказывать свою точку зрения;

-оценить степень актуальности творчества А.П.Чехова в современной жизни



Организационный момент.

Слово учителя.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы продолжаем работу по творчеству А.П.Чехова. Мы знаем, что Чехов писатель необычный, так как материал для своих рассказов он брал из жизни, наблюдая за различными ситуациями.

Как-то А. П. Чехов признавался в письме к брату: "Извини, что я написал так много. Но у меня не было времени написать коротко".

И ещё на память приходит притча, заимствованная из записной книжки французского писателя Альфонса Доде. Эту притчу любил Чехов: "Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру".

Так и Чехов, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.

Писатель считал: "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть". Из множества эпизодов Чехов выбирает такие, в которых раскрываются характеры действующих лиц. В юмористических рассказах такой характеристикой является поведение героя в нелепой ситуации. А ситуации предельно просты, например, заболели зубы, проиграл деньги, случайная встреча друзей детства или... чихнул в театре.

 Эпиграфом к  уроку возьмём слова А.П.Чехова:

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

А.П.Чехов

...Он всюду и всегда видел материал для наблюдений.

М. Горький

Сегодня мы проведем с вами  необычный урок, в конце которого постараемся ответить на вопрос, виноват ли кто-нибудь в смерти чиновника, и если виноват, то кто, а может быть не просто виноват, а кто-то его убил? Так же попытаемся создать  модель отрицательного и положительного человека. Итак, чтобы ответить на все эти вопросы, мне понадобятся помощники:….. Все остальные включают своё воображение. Вы знаете, что в литературе есть такой приём, как  рассказ в рассказе, а мы сегодня с вами постараемся применить новый приём театр в театре. Наш театр скорее будет напоминать радиотеатр. Приступим

Антон Чехов

СМЕРТЬ ЧИНОВНИКА

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства.  

(ПАУЗА.  Предлагаю нам с вами тоже сходить в этот театр, а пока прозвенел только первый звонок хочу коротко рассказать вам сюжет, чтобы вы понимали, что смотрел Червяков)

Сцены из «Корневильских колоколов»

Действие происходит в Нормандии в конце царствования Людовика XIV.( 1 сентября 1715 года около 8 часов утра Людовик XIV скончался в своём дворце в Версале, четырёх дней не дожив до 77-летия.)

В местечке Корневиль жизнь идёт своим чередом: мелкие происшествия, весёлые пересуды. Гаспар хочет расчётливо выдать замуж племянницу Жермен. Она же обещала соединить свою судьбу с Гренише, спасшим её недавно от беды, когда она чуть не утонула. Скрываясь от дяди, Жермен бежит на рынок Корневиля. Здесь можно наняться в служанки, обретя таким образом хозяина-защитника. В его роли выступает маркиз де Корневиль, который вернулся из чужих краёв в родной замок. О заброшенном замке ходят странные слухи: там поселилось привидение. Маркиз нанял, помимо Жермен, Серполетту и Гренише, также покинувших злого Гаспара. Со своими помощниками и новыми слугами он проникает в замок. Выясняется, что привидение — это сам Гаспар, отпугивающий местных жителей от замка (старик прячет здесь сундук с сокровищами).

Маркиз, всё более проникаясь сочувствием и нежностью к Жермен, узнает об её обещании, данном Гренише. Жермен же жалеет, что не ответила тогда Гренише по-нормандски: «ни да, ни нет». Молодой де Корневиль возмущён обманом: спас Жермен из беды вовсе не Гренише, а он сам. Наступает благополучная развязка. Жермен отвечает на чувства маркиза. Корневильцы приветствуют новую хозяйку замка. По её просьбе маркиз прощает Гаспара и Гренише и оставляет в замке весёлую Серполетту. На башне Корневильского замка ожили колокола, возвещая начало новой счастливой жизни[5].

 Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и.. апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.

«Я его обрызгал! — подумал Червяков.

 — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:

— Извините, ваше — ство, я вас обрызгал... я нечаянно...

— Ничего, ничего...

— Ради бога, извините. Я ведь... я не желал!

— Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:

— Я вас обрызгал, ваше — ство... Простите... Я ведь... не то чтобы...

— Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же! — сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.

«Забыл, а у самого ехидство в глазах, — подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала.

— И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал... что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..» Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.

— А все-таки ты сходи, извинись, — сказала она. — Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

— То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно... Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

На другой день Червяков надел новый вицмундир, постригся и пошел к Бризжалову объяснить... Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова

.— Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше — ство, — начал докладывать экзекутор, — я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв...

— Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю.

«Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню...»

Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:

— Ваше — ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше — ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.— Да вы просто смеетесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью.

«Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»

Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

— Я вчера приходил беспокоить ваше — ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с..., а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...

— Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

— Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.

— Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.

Выход на тему урока.

Итак, невозможно сделать анализ произведения без знаний теории литературы

Дома вы должны были записать определение литературных терминов, которые могут стать составляющими в теме урока.

ЮМОР – вид смеха, может быть дружеским, ласковым. Изображение героев в смешном виде. Это смех веселый, доброжелательный.

ИРОНИЯ – в переводе с греческого “насмешка”, “осмеяние”.

САТИРА – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

-Что сближает, а что различает эти понятия?

Как вы думаете: рассказ «Смерть чиновника» - юмористический или сатирический?

Словарь к рассказу Чехова (по Далю).

Вам встретились слова, которые использовал в рассказе писатель. Все ли они были вам понятны?

  1. Жанр «Смерти чиновника»

- К какому жанру относят произведение А.П.Чехова? (рассказ)

1)Дайте определение рассказа.

Рассказ – эпический жанр малого объёма, требующий не менее двух событий и ударной концовки. Для рассказа характерен режим экономии.
2)Докажите, что это рассказ.

В рассказе «Смерть чиновника» очень небольшой объём, три героя, минимум событий, экономное повествование, неожиданный финал.

Филологи утверждают, что чеховский рассказ – это сплав анекдота и притчи.

Анекдот (греч.) – короткий занимательный рассказ о неожиданном событии с непредсказуемой концовкой.
Притча – небольшой рассказ в назидательной форме, претендующий на общечеловеческое обобщение.

Вы согласны с мнением филологов? Докажите.

Работа с текстом

Давайте на примере рассказа "Смерть чиновника" рассмотрим, как работал автор над сюжетом.

- Что такое сюжет? (Ход событий в художественном тексте).

- Назовите сюжетные элементы - Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Просмотр фрагмента 1

1.Экспозиция. Иван Червяков в театре.


2.Завязка. Чиновник чихнул и обрызгал генерала.

- С каких слов начинается завязка? (но вдруг..)  

- " Что значит вдруг? (Неожиданно, внезапно).

- Как пишет по этому поводу Чехов? "В рассказах часто встречается это "но вдруг". Авторы правы: жизнь так полна неожиданностей!"

- Но почему Червякову тут же пришлось сконфузиться? Потому ли, что старичок вытирал лысину и бормотал что-то? Или другая была причина?

Просмотр фрагмента 2

3.Развитие действия. Червяков извиняется перед генералом.

- Когда он принёс первое извинение? (Первое извинение он принёс тут же в зале. И даже не одно).

- Как принял извинение генерал? (Спокойно принял).

- Но почему-то не успокаивается Червяков? Как он поступает? (Приносит в антракте повторное извинение).

Просмотр фрагмента 3

4.Кульминация. Генерал закричал и затопал ногами.
5.Развязка. Чиновник умер.

Версия 1

-Виноват ли генерал в смерти чиновника? (Нет.)

- Согласны ли вы с интерпретаций М.Рыбниковой:

Это рассказ о страхе. Генерал был крупный чиновник, а Червяков – мелкий чиновник. Такой был строй жизни, такая была система, что младшие до ужаса боялись старших. Он десять раз извинялся, тот на него накричал, Червяков испугался и умер.

- Вам жалко Червякова? (Нет). 
- Что привело чиновника к смерти?

( К смерти чиновника привели страх, холопство).

Давайте проследим по тексту, как возникает этот рабский страх?

-Почему Червяков не верит, что генерал его простил уже после первого извинения? Ведь у генерала совершенно нормальная реакция: принял извинения и обо всём забыл. Чиновника никто не унижает, не оскорбляет, не вынуждает пресмыкаться. Он не мыслит иного поведения, низкопоклонство для него - норма жизни

Какие несуществующие действия приписывает генералу не на шутку оробевший, запаниковавший, обеспокоившийся Червяков? 

(Мстительные намерения: "Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет. ... Теперь не подумает, так после подумает!"; "Говорить не хочет! - подумал Червяков, бледнея. - Сердится, значит... Нет, это нельзя оставить". ; "... Генерал, а не может понять... Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!")

Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия? (Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.)

  • "Ничего ... ничего ... "
  • "Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать".
  • "Ах, полноте. Я уже забыл, а вы всё о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой".
  • "Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? - обратился генерал к следующему просителю".
  • "Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой".
  • "Да вы просто смеётесь, милостисдарь! - сказал он, скрываясь за дверью".
  • "Пошёл вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал".
  • "Пошёл вон!! - повторил генерал, затопав ногами".

Работа в тетрадях:

Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и словосочетания, усиливающие гнев генерала:

Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.

Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала? 

(Приём градации - последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова. Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста).

- Смешно нам или грустно? В чём заключается комический характер конфликта?

(Чувства действующих лиц - страх у одного и гнев у другого - не имели в данном случае никаких посредственных серьёзных оснований. Страх чиновника был результатом недоразумения, самовнушения.


- А в эпоху 80-х годов 19 века могли страх чиновника и гнев генерала иметь основания? Конечно, ведь в эту эпоху царила атмосфера приниженности и страха. Чехов на примере комического столкновения маленького чиновника и генерала показывает особенности общественных отношений в старой России

-В каком произведении звучала эта тема? Кто автор? (Гоголь. «Шинель»)

- Как Гоголь относится к своему герою?

Художественная деталь. Говорящие фамилии.

В творчестве А. П. Чехова большое значение имеет художественная деталь - один из приёмов писателя, который помогает представить изображаемую картину, предмет, характер в его неповторимой индивидуальности. 

Обратите внимание на фамилии и имена главных действующих лиц рассказа. Как они называются в литературе? ( Говорящие имена)

Зачем писатели используют в своих произведениях говорящие имена? (Чтобы можно было сразу увидеть характер человека, его сущность)

Объясните значения говорящих имён в этом рассказе.

Посмотрите на значения имён.

Иван (др.евр.) – Бог даровал, милость Божия.
Дмитрий (др.греч.) – посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия.
Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль).
Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать (Даль).

- Почему такой выбор?

Иван. Бог даровал жизнь герою.

Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает.

Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается.

Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.

Какой вывод мы можем сделать?

Версия 2

- Почему же Червяков никак не может успокоиться? Докажите, что его унижения не от бедности. (Его поведение продиктовано не бедностью. Он может себе позволить пойти в театр, перед тем как идти к генералу он надевает новый вицмундир, посещает парикмахера. Червяков страдает не от унижения, а оттого, что не унижаться он не может. Высокий чин Бризжалова не помешал генералу остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, перестал быть личностью, его поведение основано на неукоснительном преклонении перед вышестоящими.)


О какой детали идёт речь? "На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить. 

В конце рассказа последняя фраза сообщает: "Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и: помер"

(вицмундир Червякова - деталь-символ чиновника). Каждое слово здесь насыщено смыслом, Каждая деталь подчёркивает потрясение несчастного чиновника ("машинально" - бессознательно, непроизвольно, как машина, государственная машина, "не снимая вицмундира"), и тут Чехов использует гиперболу: " ... лёг на диван и ... помер".

Создание положительной и отрицательной модели человека

Качества положительного человека:

я личность;

самоуважение;

смелость;

достоинство;

  • гордость;
  • доброта;
  • отзывчивость.


А теперь обратимся к рассказу А.П. Чехова “Смерть чиновника”. Представьте, что вы встретились с Червяковым, вам удалось пообщаться. Какие впечатления, чувства вызвал у вас этот человек?


Работа по модели человека с отрицательными чертами.

На доске у нас человечек, обладающий отрицательными чертами, над которыми смеялся в своём рассказе А.П.Чехов. Давайте подумаем, какие отрицательные черты преобладают в этом человеке:

жалкий

ничтожный

не чувствует себя человеком

 глупый

  • забыл о достоинстве
  • ему страшно
  • не уважает себя.


Дети записывают положительные и отрицательные качества

Рефлексия.

1. Беседа с классом:

  1. Над чем смеётся автор?
  2. Могут ли такие люди встретиться нам в сегодняшней жизни?
  3. В чём, по-вашему, заключается ирония, а в чём юмор в рассказе?
  4. Вернёмся к эпиграфу урока. Как он соотносится с нашим уроком?
  5. Над чем заставил вас задуматься урок?

Итоги урока, выставление оценок

Домашнее задание

Написать небольшое сочинение-рассуждение

«Почему рассказ Чехова называется «Смерть чиновника», а не «Смерть человека» или «Смерть Червякова»?

Или «Что делать, чтобы не остаться «маленьким человеком»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-расследование по информатике. Тема "Ветвление".

 Урок построен на деятельной основе с исполь­зованием приемов моделирования решения задачи в реальной жизни. Объект игры выбран с учетом интересов учащихся. Сюжет разработан таким об­разом, чтобы в не...

Тема урока: Урок-расследование в 6 классе по теме «Разносклоняемые существительные». «Детективное агентство «Черный кот».

 Данная статья представляет собой разработку урока русского языка в 6 классе. Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений. Авторы учебника: М.Т. Барано...

Урок-расследование: «Эпоха Ивана Грозного в оценках современников». 10 класс

Урок:по форме – урок-игра;по характеру деятельности – проблемно-диалогический с элементами образовательной системы «Школа 2100»;по ведущему методу – урок-размышление....

Урок - расследование по теме: «Хроматография»

Представлен сценарий урока-расследования. Урок демонстрирует межпредметные связи: химия – литература, биология, физика. В ходе урока применяются анимационные модели метода хроматографии, что делает ур...

Математическая логика. Урок-расследование

Презентация к открытому обобщающему уроку по теме "Математическая логика." Проверяются знания: нахождения общего и частного решения, упрощение по законам логики. К данному уроку есть конспект, маршрут...

Урок-расследование причин гибели Катерины ( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Урок-расследование причин гибели Катерины( по пьесе А.Н.Островского «Гроза»...

Методическая разработка урока-расследования по теме "Деепричастие"

Методическая разработка урока-расследования по теме «Деепричастие»Тема: «Деепричастие»Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цель урока – создание условий для формировани...