Творческая тетрадь «Пока в России Пушкин жив, метелям не задуть свечу»
проект по литературе (7 класс)

Максимова Любовь Федоровна

Проект о жизни и творчестве А.С.Пушкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока __________________________________________________

Имя урока « Детство Александра Сергеевича Пушкина»

________________________________________________________________ ________________________________

(подберите эпиграф)(5б)

 ____ мая (6 июня)  17__ года в  Москве в день праздника Вознесения в дворянской помещичьей семье ___________ Львовича и  _________ Осиповны (Ганнибал) Пушкиных  родился мальчик, названный Александром. (1б)

В честь внучки  императора Павла, родившейся в тот же день, во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г. Москва - самое сердце русской жизни, России. Родители, обрадованные появлением на свет сына, крестили его в  Богоявленской церкви в Елохове. 

Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, воспитывающая поэта и его сестру________ и брата __________,  была "ума светлого и по своему времени образованною". Мальчик,  заслушивающийся  ее рассказами о Пушкиных и Ганнибалах, нашедших отражение  на страницах русской истории, очень ее любил. (1б)

Крепостная няня __________________________ была настоящей (0.5б)представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства.

Благотворное влияние оказал на впечатлительного мальчика и крепостной Пушкиных, его дядька Никита Тимофеевич Козлов.

ЗАДАНИЕ. Найдите причастия (6)(3б), подчеркните как члены предложения(1б), разберите по составу(6б), объясните знаки препинания(6б). Составить предложения с причастиями  на  тему «Семья Пушкиных»

Бабушка воспитывала детей и занималась хозяйством. Пушкин любил сказки, которые рассказывала няня. Мать посещала балы и принимала гостей. ( по 2б за каждое предложение)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Кол-во баллов:_______      



Предварительный просмотр:

Тема урока _________________________________________________

Имя урока «Лицей» (1811-1817)

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал…

А.С.Пушкин

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

 Девиз Лицея: « Для пользы общей»

Автор проекта: М.М.Сперанский, государственный деятель 19 века, человек образованный и прогрессивный.Цель проекта: воспитать с помощью Лицея «новых людей», способных преобразовать страну.Программа: преподавать науки нравственные, политические и юридические, словесность и «изящные искусства», а так же физику, математику, грамматику, танцы – всему, что должно было сделать его воспитанников широко образованными и светскими людьми.

Шесть лет провел здесь Пушкин. Даже на каникулы лицеистов не отпускали домой. Здесь из курчавого мальчика вырос гениальный поэт. Отсюда он вынес свой светлый и ясный взгляд на мир и людей.    

Задание1.Объясните значение выделенных слов (1б за слово)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ2. Составьте словосочетания с причастиями, используя стихотворение  А.С.Пушкина « 19 октября»( Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле)(1б за словосочетание) _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.Выпишите выразительные средства из «19 октября»(1б за пример):

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Проведите работу  с орфограммами (1б за 1вид орфограмм): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ на выбор( от1до 10б):1.Мини-сочинение « Друзья, прекрасен наш союз»

2.Синквейн: Дружба, Лицей, Пушкин3.Придумай сам 

Кол-во баллов:_______



Предварительный просмотр:

Тема урока __________________________________________________

Имя урока « Петербург»(1917-1820)

________________________________

________________________________

 ________________________________

(подберите эпиграф)(5б)

Служба в Коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Александр Пушкин по выходе из лицея, не обременяла его. Полный творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни.

1820г. «Руслан и Людмила». Задание 1.Узнай, какие еще произведения он создал в этот период. (2б за каждое название) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ2. «Руслан и Людмила»

Тема(5б): _____________________________________ ______________________________________________

Идея(7б): ____________________________________

_____________________________________________

Назови героев произведения( 1б за каждого героя)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кратко перескажи содержание( от 1 до  10б)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Нарисуй свой рисунок к произведениям А.С.Пушкина.(от1до10б)

Кол-во баллов:_____



Предварительный просмотр:

Тема урока____________________________________

Имя урока « Южная ссылка»(1820-1824)

На крыльях вымысла носимый,

Ум улетал за край земной;

И между тем грозы незримой

Сбиралась туча надо мной!..

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

 Царь Александр I : «Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами»

Пушкину грозила «исправительная» ссылка в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Это означало бы полную изоляцию от общества, от литературы, суровые условия жизни, строгий надзор. Но поэт сам явился к столичному генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу и добровольно «выдал» тексты запрещенных стихотворений. Благодаря этому (а также заступничеству Карамзина) весной 1820 г. он отбыл в «мягкую», «воспитательную», ссылку на юг, под начало добросердечного генерала И. Н. Инзова.

Он тяжело переживает первое изгнание. В элегиях ”Погасло дневное светило... ”, ”Я пережил свои желанья” (1820) поэт говорит о своем одиночестве и душевных муках. В его лирике появляется тема узника, навеянная личной судьбой, судьбой друзей (”Узник”, ”Птичка”), в ней зазвучали мотивы разочарования и одиночества. Однако в эти же годы Пушкин пишет стихотворения, свидетельствующие о его приверженности прежним революционным идеалам (”Кинжал”, ”К Чаадаеву”, ”В. Л. Давыдову”). В южной ссылке Пушкиным написаны романтические поэмы ”Кавказский пленник”, ”Бахчисарайский фонтан”, для которых характерны необычные обстоятельства, экзотический пейзаж, противопоставление личности главного героя окружающему миру.

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: Напиши сочинение по стихотворению «Узник» (от1до10б)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Кол-во баллов:_____



Предварительный просмотр:

Тема урока ____________________________

Имя урока « В Михайловском»(1824-1826)

Поэзия, как ангел утешитель,

Спасла меня, и я воскрес душой…

В августе 1823 г. Пушкин получает назначение в Одессу. Но здесь у него вскоре возникает конфликт с новым начальством. Одновременно полиция перехватила письмо Пушкина, в котором он положительно отзывался об атеизме (безбожие считалось государственным преступлением). Эти обстоятельства привели к тому, что по приказу царя поэт был уволен со службы и отправлен в новую ссылку - в ”глухую деревню” Псковской губернии под надзор полиции и церкви - в село Михайловское.

Задание:Расскажите о жизни А.С.Пушкина в  Михайловском   (от 1 до 10б)  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Кол-во баллов:_____



Предварительный просмотр:

Тема урока____________________________________

Имя урока « После ссылки»(1826-1830)

Заполни самостоятельно.(0т1до20б)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кол-во баллов:_____



Предварительный просмотр:

Тема урока____________________________________

Имя урока « Болдинская осень»(1830)

Получает согласие на брак с Н.Н.Гончаровой. 31 августа 1830 года приехал в Болдино Нижегородской губернии, чтобы войти во владение имением. Здесь ему пришлось пробыть 3 месяца из-за эпидемии холеры.
Он трудился каждый день, не покладая рук. Но он не только писал стихи. Первое его болдинское стихотворение было “Бесы”.

 8 сентября он написал “Элегии”. 

С 3 по 9 сентября он написал “Гробовщика” - первое законченное Пушкиным произведение в прозе,

14-го – “Станционного смотрителя”, 

20-го, в девять часов вечера, - “Барышню-крестьянку”, 

25-го – девятую главу (позже она стала восьмой) “Евгения Онегина”; 

между 5 и 10 октября написан “Домик в Коломне”, 

между 12 и 14-м – “Выстрел”, 

20-го окончена “Метель”,

23-го – “Скупой рыцарь”, 

26-го “Моцарт и Сальери”, 

и в октябре же окончено “Путешествие Онегина”, 

1 ноября – последняя пометка на “Истории села Горюхина”, 

4-го окончен “Каменный гость”,

и в ноябре же написан “Пир во время чумы”.

 За эти же болдинские месяцы был создан поэтом ряд исключительно сильных лирических стихотворений
Поэт здесь, в Болдине, прощался со своим прошлым, которое перед ним возникало со щемящей его сердце отчётливостью: это были стихотворения
“Элегия”, “Прощание”, “Заклинание”, “Для берегов отчизны дальной…”, “Пью за здравие Мери…” и, наконец, поэма “Домик в Коломне”, совсем отличная по тону от этих стихотворений.
В
“Моей родословной” вспоминал он и своих далёких предков.
В эту осень Пушкин заканчивает и “Евгения Онегина”, спутника многих лет его жизни. Работал он над этим романом целых
7 лет 4 месяца 17 дней! Достаточно ещё раз представить себе мысленно всю эту гигантскую работу Пушкина в “болдинскую осень”. Такой напряжённой работы могло бы хватить на несколько лет, но великий поэт как бы раздвигает самое время и тем добывает необходимый ему воздух, простор и творческую свободу. Эта пушкинская “болдинская осень” – явление исключительное во всей мировой литературе! Таким был первый приезд поэта в Болдино в 1830 году. В 1834 г., в сентябре Пушкин снова заехал в Болдино, но прожил там всего три недели. На душе было тревожно, петербургские горькие мысли не оставляли, и написал он здесь только “Сказку о золотом петушке”, где власть без силы, мудрость без щедрости и красота без добра.

Задание: Составь родословную Пушкина (до 20б) или свою родословную (до10б)

Кол-во баллов:_____



Предварительный просмотр:

Дуэль с Дантесом состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Спустя два дня, 29 января (10 февраля)  не стало главного поэта России. Задание: Найди стихи других поэтов об А.С.Пушкине (5б)       Кол-во баллов:_____                      Ф.и.уч-ся____________________________________________



Предварительный просмотр:

Заполни кластер. Оформи рисунками.

(1б за каждый период)

Кол-во баллов:_____



Предварительный просмотр:

Составь свой кроссворд  « Жизнь и творчество А.С.Пушкина» (1бза каждый вопрос)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кол-во баллов:_____



Предварительный просмотр:

Лист контроля _______________________________________

№ листа

Титульный лист

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оформление

Грамотность

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание

Задание

Задание

Задание

Задание

Собственные

задания

Итого

За ошибку отнимается 2 балла

Побеждает набравший наибольшее количество баллов



Предварительный просмотр:

Интернет-источники:

  1. http://biografiya.org/eng/p/pushkin-aleksandr-sergeevich-pushkin-aleksandr-sergeyevich/index.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Пока в России Пушкин длится..."

Автор сценария приглашает вас на бал, где присутсвуют герои произведений А.С.Пушкина, читаются его стихи....

Литературный ринг "Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу..."

Литературный ринг предназначен для учащихся 9-11 классов...

Литературный вечер « Пока в России Пушкин жив, метелям не задуть свечу».

Материал содержит сценарий литературного вечера, презентацию к нему. По желанию можно разыграть на сцене или в классе....

"Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу..."

Сценарий внеклассного мероприятия о великом русском поэте А.С.Пушкине...

Театральная постановка по произведению А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в рамках XVI городского Пушкинского праздника "Пока в России Пушкин длится

С октября 2001 года в нашем городе проходит городской Пушкиснкий праздник. В рамках этого грандиозного и всеми любимого мероприятия проводятся различные конкурсы. Завершением праздника является Пушкин...

Творческая мастерская "Пока не стало поздно..."

Урок литературы по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ – ТВОРЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

АннотацияЗачастую на уроках русского языка учитель не уделяет должного внимания самостоятельной работе учащихся при усвоении теоретического материала. В инновационной методике работы грамотный учитель...