Методическая разработка. Сопоставительный анализ образов героев: "Верейский и Троекуров" (по роману А. С. Пушкина "Дубровский")
методическая разработка по литературе (6 класс)

Седова Светлана Алексеевна

Методическая разработка. Сопоставительный анализ образов героев: "Верейский и Троекуров" (по роману А. С. Пушкина "Дубровский") посвящена сложной и актуальной для учащихся и педагогов в средней школе теме - сопоставительному анализу образов героев на уроке литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vereyskiytroekurov24.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Сопоставительный анализ образов героев

«Верейский и Троекуров»

(по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Седова Светлана Алексеевна, методист

ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга

Тема: «Роль Верейского и Троекурова в судьбе Маши»

Задачи:

  • формировать умения связной монологической речи, устной и письменной; стимулировать потребность исследовать изучаемую проблему, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, культурный, жизненный опыт;
  • осуществлять операции сравнения, анализа, синтеза, интерпретации, оценки, установления аналогий и причинно-следственных связей, критически осмыслять проделанную работу;
  • формировать навыки рефлексии, интеграции и контроля собственных знаний.

Образовательные технологии: технология критического мышления, технология исследовательской деятельности.

Планируемые результаты

 Предметные:

   –     выразительно читать текст;

  • уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;            
  • строить связное высказывание по ти-

  пу «рассуждение»;

  • понимать способы выражения автор  ского замысла, давать характеристику героя;
  • формулировать проблемный вопрос;
  • оценивать результаты своей деятель-

ности;

- формировать умение осмыслять функции тропов в тексте,

- формировать умение осмыслять взаимодействие героев .

Метапредметные:

Регулятивные УУД: 

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • использовать речь для регуляции своих действий;
  • работать с различной информацией.

Коммуникативные УУД: 

  • проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач;
  • формировать навыки ролевого участия в исследовании;

–    участвовать в диалоге сторон, уметь моде-

      лировать монологическое высказывание,

      аргументировать свою позицию и коорди

      нировать ее с позициями партнеров;

  • задавать вопросы, необходимые для орга-

         низации собственной деятельности;

–    оформлять свои мысли в устной и письмен

         ной форме с учетом речевой ситуации.

Личностные:

  • совершенствовать навык аргументированного ответа на вопрос в режиме ограниченного времени;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё к ней отношение и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • формировать умение работать в паре, группе а также умение вести диалог в коллективе в соответствии с нормами воспитания.

Межпредметные связи: русский язык (алгоритм связного ответа-рассуждения, толкование понятий, правописание слов);  история (восстановление культурного и бытового контекста).

Ресурсы урока: текст произведения: роман А. С. Пушкина «Дубровский», презентация учителя, которая включает сравнительные задания, план ответа на вопрос и домашнее задание; рабочие тетради учащихся,  карточки с заданиями.

Предыдущий урок: «Любовь Маши и Дубровского» (чтение по ролям фрагментов 12, 15,18 глав, анализ характеров героев, движения конфликта).

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Актуализация необходимых знаний 3 мин.

   

Контроль Д/З:

Кто, по- вашему, более виновен в несчастье Маши Троекуровой: ее отец Кирила Петрович Троекуров или князь Верейский?

  • Виноват Троекуров – он запер свою дочь.
  • А Верейский хотел убить Дубровского.
  • Троекуров ускорил свадьбу, хотя Маша умоляла его не выдавать ее за князя. Он более виноват – он не любит свою дочь.
  • Маша умоляла  Верейского не жениться, а он показал письмо Троекурову, чтобы тот заставил ее.

Постановка и формулирование проблемы. Целеполагание 3  мин.

      Обобщает сказанное.

  1. Итак, мнения разделились, чтобы доказать справедливость вашей точки зрения мы должны сравнить характеры героев, объяснить причины их поступков, дать им оценку.
  2. Сформулируйте тему и цель урока.

  Итак, запишем тему урока: «Роль Верейского и Троекурова в судьбе Маши Троекуровой».

Обратите внимание, что ваши формулировки темы предполагают сравнение героев. Определите цель урока.

Цель наша - сопоставление героев, которое позволит нам понять, какова их роль в судьбе Маши Троекуровой.

Какие эпизоды необходимо рассмотреть?  

  1. Обобщает сказанное, расставляет акценты.

Мы сравним  поведение героев в предложенных вами эпизодах и сделаем выводы о том, какие качества проявляет каждый из них. Но помимо этого мы должны понять и чем отличаются характеры этих героев, и каково отношение к ним автора.

           

   

   

         

  1. Пытаются сформулировать тему и цель урока.
  • Кто виноват в том, что Маша несчастна: Верейский или Троекуров?
  • Кто погубил Машу?
  • Два барина: Верейский и Троекуров.

  1. Записывают в тетради тему урока.

  • Сравнение героев?
  • Определить, кто виновнее.

  1. Предлагают эпизоды: письмо, разговор Маши с отцом, ранение Дубровского, свадьба.

Организация познавательной деятельности 15-17  мин.

  1. Разделяет учащихся на группы.

Составим в тетради сравнительную таблицу из двух граф: Верейский и Троекуров.  На основании наших размышлений выделим  направления сопоставления и проведем анализ по группам.

Выдает группам задания.

Убеждается, что ученики понимают свою задачу.

Помогает в работе. Следит за регламентом (выступление группы 3-5 мин).

Изображает на доске таблицу (приложение 2).

Группа 1

  1. Организует беседу, записывает результаты работы каждой группы на доске, формирует умение осмыслять функции деталей в тексте, умение обнаруживать развитие конфликта в произведении, умение характеризовать героя, помогает учащимся обнаруживать авторскую оценку, грамотно формулировать высказывание.

У учителя на доске и у учащихся в тетради должна получиться таблица, состоящая из обозначенных тем, цитат и выводов (приложение 2).

Группа 2

  1. Организует беседу, записывает результаты работы каждой группы на доске, формирует умение осмыслять функции деталей в тексте, умение обнаруживать развитие конфликта в произведении, умение характеризовать героя, помогает учащимся обнаруживать авторскую оценку, грамотно формулировать высказывание.

У учителя на доске и у учащихся в тетради должна получиться таблица, состоящая из обозначенных тем, цитат и выводов (приложение 2).

Группа 3

3.Организует беседу, записывает результаты работы каждой группы на доске, формирует умение осмыслять функции деталей в тексте, умение обнаруживать развитие конфликта в произведении, умение характеризовать героя, помогает учащимся обнаруживать авторскую оценку, грамотно формулировать высказывание.

У учителя на доске и у учащихся в тетради должна получиться таблица, состоящая из обозначенных тем, цитат и выводов (приложение 2).

           

 

  1. Чертят таблицу (приложение 2).

  1. Получают задания и выполняют их.

Группа 1. Задание на карточке:

  1. Образ жизни Верейского (13 глава) и Троекурова (1 глава, 7 глава). Найдите в тексте и подчеркните детали, указывающие:
  • чин героя, материальное положение,
  • образование, развлечения,
  • устройство имения.

Сделайте вывод о том, почему эти герои сближаются.

Распределите роли: один из вас говорит, какие черты характера проявляет герой, двое подтверждают это деталями из текста, поступками героя, его словами третий делает общий вывод по вопросу, четвертый разъясняет авторскую позицию(3-5 мин.).

Ученики отвечают устно (приложение 1) и письменно заполняют таблицу (приложение 2).

Группа 2. Задание на карточке:

  1. Письмо (16 глава). Найдите в тексте и подчеркните детали, открывающие чувства и мотивы героев, какие черты характера они проявляют, как автор оценивает их.
  • реакция Верейского (получение письма, разговор с Троекуровым и Машей);
  • разговор Троекурова с дочерью.

Сделайте вывод о том, почему Троекуров, несмотря на смущение, решает выдать дочь замуж за князя.

Распределите роли: один из вас говорит, какие черты характера проявляет герой, двое подтверждают это деталями из текста, поступками героя, его словами третий делает общий вывод по вопросу, четвертый разъясняет авторскую позицию(3-5 мин.).

Ученики отвечают устно (приложение 1)  и письменно заполняют таблицу (приложение 2).

Группа 3. Задание на карточке:

  1. Свадьба (18 глава). Найдите в тексте и подчеркните детали, открывающие чувства и мотивы героев, какие черты характера они проявляют, как автор оценивает их.
  • Благословение Троекурова (чувства и поведение отца и дочери);
  • Верейский и Маша в церкви (чувства и поведение жениха и невесты);
  • Ранение Дубровского.

Сделайте вывод о том, кому легче переступить через чувства Маши.

Распределите роли: один из вас говорит, какие черты характера проявляет герой, двое подтверждают это деталями из текста, поступками героя, его словами третий делает общий вывод по вопросу, четвертый разъясняет авторскую позицию(3-5 мин.).

Ученики отвечают устно (приложение 1)  и письменно заполняют таблицу (приложение 2).

Подведение итогов 15 мин.

Подведем итоги.

Обобщите свои размышления и напишите письменный ответ на вопрос: «Какова роль Верейского (или Троекурова) в судьбе Марьи Кирилловны?» Выберете того героя, которого вы считаете более виновным в несчастье Маши. В работе используйте записи урока.

  План.

  1. Ответ на вопрос.
  2. Доказательства: поступки, слова героя, характер.
  3. Ваше отношение к герою.

Во время письменной работы учащихся выставляет оценки за устные ответы.

 

 

Примеры сочинений.

  1. «Мария Троекурова ненавидит Верейского, она не любит его. Верейский равнодушен к Маше, она нужна ему для коллекции, как красивая картина. Когда Мария написала письмо Верейскому, тот «нимало не был тронут откровенностью своей невесты», а только решил ускорить свадьбу. Он был настолько беспощадным, что хотел прикончить Дубровского, и подготовил два пистолета, ранил его смертельно, хотя ему никто не угрожал. Я считаю, что Верейский бессердечный, жестокий, целеустремленный и подлый человек и он виноват, в том, что Маша несчастна». Даниил Т.
  2. «Верейский погубил Машину жизнь. Верейский – князь, у него прекрасное образование, хорошие манеры. Он любит искусство, в его имении все как в театре. И всем этим он понравился Маше сначала. Но он целеустремленный и просчитывает все наперед, поэтому он передает письмо Маши отцу и этим ускоряет свадьбу. Верейский берет Машу в жены, чтобы украсить свой дом новой красивой вазой, самой лучшей. Он видит, что Маша «бледная» и несчастная во время свадьбы, но ему все равно. Я думаю, что Верейский – эгоист, он не достоин Маши». Егор Р.
  3.   «Верейский - эгоистичный, жестокий человек, и он виноват в несчастье Маши. Он отправился в гости к Троекурову. Кирила Петрович повел его на псарный двор, и Верейский уже пожалел, что приехал: он затыкал нос платком от вони. Но когда они вернулись, их встретила Марья Кирилловна. Он «был поражен ее красотой». Так как Верейский был образованным человеком, они с Машей нашли общий язык. Он хотел ей понравится, развлекал их с Троекуровым фейерверками и катаньем на лодке. Но когда он захотел на ней жениться, Маша сразу изменила мнение о нем. Он «нимало не был тронут»» письмом Маши и показал его отцу, чтобы ускорить свадьбу, а Маше врал, что «опечалился» и поцеловал ее руку. Верейский – целеустремленный, эгоистичный, бездушный человек, и из-за этого он мне не понравился».  Михаил М.

  1. «Троекуров лишил Машу счастливой жизни. Он грубый и вспыльчивый человек, мало образованный. Его развлечение  - издеваться над людьми или объедаться и выпивать. Из-за того, что он очень богат, он избалован всеми и делает, что хочет. И дочку свою он хочет выдать замуж за такого же богатого человека, как и он сам. Но Маша не любит князя и просила отца, чтобы он отменил свадьбу. Он любит Машу и «был тронут» ее слезами и просьбами. Но Троекуров запирает ее под арест. Он «взбешен». Потому что Маша противится его воле и угрожает ему защитником - Дубровским. Троекуров не может терпеть, когда ему не подчиняются. И это погубило его дочь, как и его дружбу с Андреем Гавриловичем Дубровским. Мне очень жалко Машу, что у нее такой отец». Ульяна П.

Рефлексия 7  мин.

      Организует, направляет и стимулирует рефлексию.

Подведем итоги.

Поднимите руки те, кто изменил свое отношение к героям в ходе урока.

Кто писал о Верейском? Кто о Троекурове?

Прочитайте свои работы.

Учитель, выслушав  учащихся, аргументированно выставляет оценки(в том числе и за устные ответы).

Итак, многие из вас увидели, что жестокость и равнодушие Верейского губительнее, чем властолюбие и грубость Троекурова. Мы приблизились с вами к пониманию авторской позиции. Однако, чтобы дать героям окончательную оценку, необходимо обдумать судьбу главного героя – Владимира Дубровского. Д/з.

   

 Учащиеся высказываются, говоря о том, как изменилось их отношение к Троекурову и Верейскому.

Читают:

  • о Верейском;
  • о Троекурове.

       

Сдают тетради с сочинением – миниатюрой на проверку.

Диагностика достижения планируемых результатов: устные ответы учащихся на вопросы, письменный ответ на вопрос; участие в рефлексии.

Домашнее задание: 1. Кто, Троекуров или Верейский, больше виноват в том, что жизнь Дубровского разбита?

2. Дубровский предстает в разных ролях: гвардейский офицер, сын бедного дворянина, учитель Дефорж, разбойник – почему герою не удается победить обстоятельства ни в одной из этих ролей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методической разработке урока литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе....

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Наполеон и Кутузов: сопоставительный анализ образов

Урок по литературе в 10 классе с углубленным (профильным) изучением литературы (5 ч. в неделю) по произведению Л.Н. Толстого "Война и мир". Произведение у современных школьников идет очень тяжело, так...

методические разработки к уроку внеклассного чтения в 8 классе по роману Коэльо "Алхимик"

Разработка поможет учителю выйти на ключевые вопросы, встающие перед читателем романа, помогут интересно и содержательно провести урок...

Сопоставительный анализ образов богатырей в былинах и российской мультипликации начала XXI века

Важно показать и отрицательное влияние новых «богатырских» мультфильмов на детские души. В  этом видится практическое значение работы и ее актуальность....

Методическая разработка урока литературы по теме: "А счастье было…"(по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Итак, роман “Евгений Онегин” о русской жизни. Что есть Россия? В романе две России. Россия - Онегина, Россия - Татьяны. Что понял наш герой? Куда пойдет? От его выбора зависит будущее Росс...