Методическая разработка. Сопоставительный анализ образов героев: "Верейский и Троекуров" (по роману А. С. Пушкина "Дубровский")
методическая разработка по литературе (6 класс)
Методическая разработка. Сопоставительный анализ образов героев: "Верейский и Троекуров" (по роману А. С. Пушкина "Дубровский") посвящена сложной и актуальной для учащихся и педагогов в средней школе теме - сопоставительному анализу образов героев на уроке литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vereyskiytroekurov24.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Сопоставительный анализ образов героев
«Верейский и Троекуров»
(по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
Седова Светлана Алексеевна, методист
ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга
Тема: «Роль Верейского и Троекурова в судьбе Маши» | |||||
Задачи:
| |||||
Образовательные технологии: технология критического мышления, технология исследовательской деятельности. | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные: – выразительно читать текст;
пу «рассуждение»;
ности; - формировать умение осмыслять функции тропов в тексте, - формировать умение осмыслять взаимодействие героев . | Метапредметные: Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
– участвовать в диалоге сторон, уметь моде- лировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и коорди нировать ее с позициями партнеров;
низации собственной деятельности; – оформлять свои мысли в устной и письмен ной форме с учетом речевой ситуации. | Личностные:
| |||
Межпредметные связи: русский язык (алгоритм связного ответа-рассуждения, толкование понятий, правописание слов); история (восстановление культурного и бытового контекста). | |||||
Ресурсы урока: текст произведения: роман А. С. Пушкина «Дубровский», презентация учителя, которая включает сравнительные задания, план ответа на вопрос и домашнее задание; рабочие тетради учащихся, карточки с заданиями. | |||||
Предыдущий урок: «Любовь Маши и Дубровского» (чтение по ролям фрагментов 12, 15,18 глав, анализ характеров героев, движения конфликта). | |||||
Ход урока | |||||
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | ||||
Актуализация необходимых знаний 3 мин. | |||||
Контроль Д/З: Кто, по- вашему, более виновен в несчастье Маши Троекуровой: ее отец Кирила Петрович Троекуров или князь Верейский? |
| ||||
Постановка и формулирование проблемы. Целеполагание 3 мин. | |||||
Обобщает сказанное.
Итак, запишем тему урока: «Роль Верейского и Троекурова в судьбе Маши Троекуровой». Обратите внимание, что ваши формулировки темы предполагают сравнение героев. Определите цель урока. Цель наша - сопоставление героев, которое позволит нам понять, какова их роль в судьбе Маши Троекуровой. Какие эпизоды необходимо рассмотреть?
Мы сравним поведение героев в предложенных вами эпизодах и сделаем выводы о том, какие качества проявляет каждый из них. Но помимо этого мы должны понять и чем отличаются характеры этих героев, и каково отношение к ним автора.
|
| ||||
Организация познавательной деятельности 15-17 мин. | |||||
Составим в тетради сравнительную таблицу из двух граф: Верейский и Троекуров. На основании наших размышлений выделим направления сопоставления и проведем анализ по группам. Выдает группам задания. Убеждается, что ученики понимают свою задачу. Помогает в работе. Следит за регламентом (выступление группы 3-5 мин). Изображает на доске таблицу (приложение 2). Группа 1
У учителя на доске и у учащихся в тетради должна получиться таблица, состоящая из обозначенных тем, цитат и выводов (приложение 2). Группа 2
У учителя на доске и у учащихся в тетради должна получиться таблица, состоящая из обозначенных тем, цитат и выводов (приложение 2). Группа 3 3.Организует беседу, записывает результаты работы каждой группы на доске, формирует умение осмыслять функции деталей в тексте, умение обнаруживать развитие конфликта в произведении, умение характеризовать героя, помогает учащимся обнаруживать авторскую оценку, грамотно формулировать высказывание. У учителя на доске и у учащихся в тетради должна получиться таблица, состоящая из обозначенных тем, цитат и выводов (приложение 2). |
Группа 1. Задание на карточке:
Сделайте вывод о том, почему эти герои сближаются. Распределите роли: один из вас говорит, какие черты характера проявляет герой, двое подтверждают это деталями из текста, поступками героя, его словами третий делает общий вывод по вопросу, четвертый разъясняет авторскую позицию(3-5 мин.). Ученики отвечают устно (приложение 1) и письменно заполняют таблицу (приложение 2). Группа 2. Задание на карточке:
Сделайте вывод о том, почему Троекуров, несмотря на смущение, решает выдать дочь замуж за князя. Распределите роли: один из вас говорит, какие черты характера проявляет герой, двое подтверждают это деталями из текста, поступками героя, его словами третий делает общий вывод по вопросу, четвертый разъясняет авторскую позицию(3-5 мин.). Ученики отвечают устно (приложение 1) и письменно заполняют таблицу (приложение 2). Группа 3. Задание на карточке:
Сделайте вывод о том, кому легче переступить через чувства Маши. Распределите роли: один из вас говорит, какие черты характера проявляет герой, двое подтверждают это деталями из текста, поступками героя, его словами третий делает общий вывод по вопросу, четвертый разъясняет авторскую позицию(3-5 мин.). Ученики отвечают устно (приложение 1) и письменно заполняют таблицу (приложение 2). | ||||
Подведение итогов 15 мин. | |||||
Подведем итоги. Обобщите свои размышления и напишите письменный ответ на вопрос: «Какова роль Верейского (или Троекурова) в судьбе Марьи Кирилловны?» Выберете того героя, которого вы считаете более виновным в несчастье Маши. В работе используйте записи урока. План.
Во время письменной работы учащихся выставляет оценки за устные ответы.
| Примеры сочинений.
| ||||
Рефлексия 7 мин. | |||||
Организует, направляет и стимулирует рефлексию. Подведем итоги. Поднимите руки те, кто изменил свое отношение к героям в ходе урока. Кто писал о Верейском? Кто о Троекурове? Прочитайте свои работы. Учитель, выслушав учащихся, аргументированно выставляет оценки(в том числе и за устные ответы). Итак, многие из вас увидели, что жестокость и равнодушие Верейского губительнее, чем властолюбие и грубость Троекурова. Мы приблизились с вами к пониманию авторской позиции. Однако, чтобы дать героям окончательную оценку, необходимо обдумать судьбу главного героя – Владимира Дубровского. Д/з. |
Учащиеся высказываются, говоря о том, как изменилось их отношение к Троекурову и Верейскому. Читают:
Сдают тетради с сочинением – миниатюрой на проверку. | ||||
Диагностика достижения планируемых результатов: устные ответы учащихся на вопросы, письменный ответ на вопрос; участие в рефлексии. | |||||
Домашнее задание: 1. Кто, Троекуров или Верейский, больше виноват в том, что жизнь Дубровского разбита? 2. Дубровский предстает в разных ролях: гвардейский офицер, сын бедного дворянина, учитель Дефорж, разбойник – почему герою не удается победить обстоятельства ни в одной из этих ролей? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к методической разработке урока литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».
Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе....
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
Наполеон и Кутузов: сопоставительный анализ образов
Урок по литературе в 10 классе с углубленным (профильным) изучением литературы (5 ч. в неделю) по произведению Л.Н. Толстого "Война и мир". Произведение у современных школьников идет очень тяжело, так...
методические разработки к уроку внеклассного чтения в 8 классе по роману Коэльо "Алхимик"
Разработка поможет учителю выйти на ключевые вопросы, встающие перед читателем романа, помогут интересно и содержательно провести урок...
Сопоставительный анализ образов богатырей в былинах и российской мультипликации начала XXI века
Важно показать и отрицательное влияние новых «богатырских» мультфильмов на детские души. В этом видится практическое значение работы и ее актуальность....
Методическая разработка урока литературы по теме: "А счастье было…"(по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Итак, роман “Евгений Онегин” о русской жизни. Что есть Россия? В романе две России. Россия - Онегина, Россия - Татьяны. Что понял наш герой? Куда пойдет? От его выбора зависит будущее Росс...