"Образ преп.Сергия Радонежского в творчестве Б.К.Зайцева и М.В.Нестерова"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Урок по родной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nravstvennosti.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Немеркнущая звезда преп.Сергия Радонежского

 (по повести Б.К.Зайцева и картине М.В.Нестерова)

(урок по родной литературе в рамках темы:

 «Золотое кольцо… Произведение по выбору учителя и учащихся»)

Урок проводится после знакомства учащихся с отрывками из произведения Б.Зайцева “Преподобный Сергий Радонежский”, выполнения работы по вариантам.

Цель урока: раскрыть светлый образ преп.Сергия Радонежского, отраженный в литературе и изобразительном искусстве.

Задачи урока:

1) Познакомить с литературными произведениями, в которых отражен образ С.Радонежского;

2) Познакомить с произведениями изобразительного искусства, воспевающими С.Радонежского;

3) Учить сравнивать, обобщать, делать выводы;

4) Воспитывать трудолюбие, скромность, нравственную чистоту на примере жизни С.Радонежского.

5) Учить описывать картину.

Оформление: презентация, иллюстрации (рисунки учащихся) к произведению, запись гимна.

                                        Ход урока

  1. Вступление

Путешествуя по Золотому кольцу России, мы не можем не остановиться на произведениях писателей, посвященных нашему родному городу. Вспомним 1 куплет гимна Сергиева Посада

Звучит 1 куплет гимна.

Как вы думаете, почему мы начали урок с прослушивания гимна? (в 1 куплете говорится об основателе города – преп.Сергии Радонежском, именно личности этого святого и будет посвящен наш урок). Запишем тему…

Слово учителя

На всем обширном пространстве русской земли нет простого человека, который не знал бы Сергия Радонежского. Более 600 лет приходят люди поклониться преподобному Сергию. Приходят со своими думами, мольбами, упованиями. Что уносят они с собой во все концы Русской земли? Какой подвиг совершил этот святой? Чтобы понять это, надобно припомнить время, когда в народе жил страх и ужасы татарского нашествия. Это бедствие принесло не только материальное, но и духовное разорение, повергая народ в мертвое оцепенение. Примером своей жизни, высотой своего духа Сергий Радонежский поднял дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее.

В. Распутин сказал о нём: «Печальник земли русской и собиратель её духа». А историк Николай Лосский писал: «Будем всматриваться в такие образы, как лик св. Сергия, и будем носить их в своём сердце, и если мы, хотя и в малой степени, уподобимся им, нам суждено будет исцелить все раны и начать новую светлую страницу русской истории».

“Желаю лучше учиться, нежели учить”, - говорил С.Радонежский ученикам. Но он учил, учил своим поведением, всем образом жизни, “учил собой”, как писал Борис Зайцев. Именно к повести этого писателя мы обратимся сегодня на уроке.

  1. Биографическая справка. Б.К.Зайцев (рассказ ученика)

В современном литературоведении и в сознание читателя прочно вошло понятие «возвращенная литература». С середины 1980-х гг. к нам начали возвращаться ранее неизвестные произведения русских классиков XIX и XX вв., в том числе писателей Русского Зарубежья первой волны: И. А. Бунина, И. С. Шмелева, А. М. Ремизова, В. В. Набокова. Среди них достойное место занимает и Борис Константинович Зайцев.

Б.Зайцев прожил длинную жизнь – 91 год, Что самое удивительное, что даже на закате своих дней он работал. Писал, сожалея о том, что его книги не увидят на Родине, ведь большую часть своей жизни Зайцев провел в эмиграции, покинув Россию после революции.

В 1922 году Б. К. Зайцев с семьей, как и многие другие представители русской интеллигенции выезжают за границу. «Да, я не думал, что это навсегда, - говорил Борис Константинович в интервью Рене Гера. – А дочь моя, десятилетняя Наташа, когда поезд переходил границу, задумчиво бросила на русскую почву цветочек – прощальный. «Папа, мы никогда не вернемся в Россию». А мы с женой думали – временное отсутствие» . Этот эпизод отразится в автобиографической тетралогии  «Путешествие Глеба» («Заря» (1934), «Тишина» (1939), «Юность» (1944), «Древо жизни» (1952)).

Из писателей-изгнанников Борис Зайцев внес едва ли не самый значительный вклад в русскую литературу 20 века. «Я начал писать рано, но зрелости художественной достиг поздно. Все, что написано более или менее зрелого, написано в эмиграции. И ни одному слову моему не было дано дойти до Родины. В этом вижу суровый жребий, промыслом мне назначенный», - говорил писатель.

Возвращение творчества Б.Зайцева на Родину началось в середине 80-х гг 20 века. Зайцеву принадлежат автобиографическая тетралогия - "Путешествие Глеба", биографии «Чехов», «Жуковский»,  несколько пьес; перевод на русский язык "Ада" Данте. 

Эмигрантский период творчества Б. Зайцева – это попытка осознания, объяснения того, что произошло с Россией, ее Креста, причин того, почему «дом» русских людей – Россия – стал для них чужим домом; это попытка принять свою вынужденную эмиграцию и жизнь вдали от Родины и воссоздать образ Святой Руси.

  1. Образ преп.Сергия в повести Б.Зайцева

Особое место занимает в творчестве Б.Зайцева книга «Преподобный Сергий Радонежский», написанная в Париже в 1924 г.

Преподобный Сергий Радонежский для писателя — неотъемлемая часть России, как и Жуковский, как и Тургенев, Чехов, которым он посвятит свои книги. И в книгах этих надо всем торжествует мысль о Родине, о России. В своем дневнике Зайцев как-то записал: «... Если возможно счастие, видения рая на земле: грядет оно лишь из России».

Обратимся к повести Б. Зайцева, чтобы определить жизненный путь преп.Сергия и основную мысль автора, раскрывающего в своем произведении образ великого святого.

Реализация предварительного ДЗ (по группам). Учащиеся составляют опорный конспект, слушая ответы друг друга.

1 группа  «Аналитики»:

Расскажите о детстве и юности Варфоломея.

Как вы думаете, почему  Варфоломею  «наука не давалась»?

(То, что  Пр. Сергий  научился читать таким чудесным образом, было предзнаменованием его дальнейшей судьбы.).

Почему только после смерти родителей Варфоломей уходит в монастырь? («Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает »)

Какие испытания, искушения приходилось  претерпевать преп. Сергию и его брату Стефану? Почему же Стефан покидает брата?

Как Сергий стал игуменом?  Какие качества игумена показывает нам Б.Зайцев в своей повести? (трудолюбие, скромность, нестяжание)

Какие чудеса совершал Сергий? (милосердие, помощь ближним, святость).

Каким рисует его Борис Зайцев? (доброта, любовь к Богу и ближним, кротость, отзывчивость, нестяжание)

3  группа «Историки»:

 Свидетелем, каких исторических событий был Сергий?

Нарушил ли Сергий христианскую заповедь, благословляя русских князей на кровь?

3 группа «Психологи»:

В чем заключается суть пустынножительства? Какие душевные качества формируют облик Сергия? Как вы понимаете слова «созерцатель» и «деятель» в цитате «так из уединенного пустынника, молитвенника, созерцателя вырастал в Сергии деятель?» (предварительная работа со словарями, в том числе словарем Даля).

Пустынножительство - жизнь, удаленная от грешного мира, его суеты и соблазнов, аскетическая и смиренная, посвященная Богу, молитвам, спасению души.

СОЗЕРЦАТЬ что, внимательно или продолжительно рассматривать, наблюдать, смотреть со смыслом, вникая, углубляясь в предмет, изучая его, любуясь им (вникать во что мысленно, разумом, духом. Созерцая природу, созерцаем и величие Создателя).  (В.Даль)

ДЕ́ЯТЕЛЬ - Лицо, проявившее себя в какой-л. области общественной деятельности (С. Ожегов)

Вопросы учащимся:

Какие духовные качества в Сергии вы считаете наиболее важными? (доброта, любовь к ближним, кротость, отзывчивость. Он меняется, растет, совершает подвиги, трудится во имя других)

В чем заключается духовный рост Сергия? (Жизнь Сергия дает нам образ постепенного, ясного движения. Это непрерывное, недраматическое восхождение. Святость растет в нем органично. Личность святого находится в постоянном развитии, совершенствовании).

Какие из духовных черт вы считаете общечеловеческими, необходимыми для наших современников? (трудолюбие, доброта, скромность, любовь к ближним)

Каково еще историческое значение жизни преп.Сергия в радонежских лесах?  («Сергий пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем. До преподобного на Маковице был лес, вблизи — источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь — Троице-Сергиева лавра, одна из четырех лавр нашей родины»).

Сергий Радонежский – высоконравственный святой. Он учит добру, любви к ближним, дружбе, взаимопониманию. Необходимо, чтобы  человек прислушался к себе, своему внутреннему душевному миру, чтобы он учился жизнь праведной жизнью.

Чему учит преп.Сергий? Найдите ответ в повести Б.Зайцева ( «В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, предательств, подлости неземной облик Сергия утоляет и поддерживает. Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим — немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере»).

Подвиг Сергия мог стать идеалом для читателя, ведущим к духовному возрождению русского народа.

  1. Образ преп.Сергия в живописи.

Святость Сергия Радонежского была признана сразу же после его кончины. И очень скоро было создано не только житие, но появились и живописные образы этого удивительного святого.

Художники, посвятившие свои творения преподобному Сергию Радонежскому, старались сохранить достоверные черты жизни святого.

Многие живописцы обращались к образу святого: Михаил Нестеров, Николай Рерих, Виктор Васнецов, Сергей Ефошкин.

М. В. Нестеров цикл картин посвящает жизни и трудам Сергия Радонежского («Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского», «Труды преподобного Сергия Радонежского», «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским», «Великий постриг»).

«Я писал жизнь хорошего русского человека 14 века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе и её красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Эту прекрасную жизнь я и пытался передать», - вспоминал Нестеров.

Нестеров жил в Сергиевом посаде при Троице-Сергиевом монастыре и писал картину «Видение отроку Варфоломею». «Нашёл подходящий дуб для первого плана, написал первый план, и однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота. Там, где-то розоватые осенние дали, поднимается дымок, ближе - капустные малахитовые огороды, справа - золотистая роща. И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь, проникся каким-то особым чувством «подлинности», историчности его...»- рассказывал впоследствии Нестеров.

А сейчас мы внимательно рассмотрим картину «Видение отроку Варфоломею». Несомненно, вы с ней знакомы.

Беседа по картине.

1).Какой момент жития отображён на картине? (Нестеров изобразил момент, когда отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания его молитвы.)

2).Удивлён ли Варфоломей появлением старца? (Нет. Варфоломей как будто ждал его и теперь погружён в созерцание.)

3).Как художнику удалось передать трогательную беззащитность отрока? (Хрупкая фигурка мальчика среди далеко простирающейся местности - словно берёзка на ветру, худенькие руки с плотно сжатыми пальцами сложены в молитве.)

4). Всмотритесь внимательнее в глаза Варфоломея. Что поражает в них? (В голубых глазах светится душевная чистота, спокойствие и какое-то тихое ожидание, но они поражают недетской силой убеждённости.)

5).Как изобразил художник старца-монаха? Видим ли мы его лицо? (Мы не видим его лица, почти целиком закрытого капюшоном. Наверное, художнику важно было показать не выражение лица, а общий облик старца. Он стоит, слегка наклонив голову. Вокруг головы круг, как солнечное сияние. С особой тщательностью художник изобразил руки с тонкими пальцами, держащие дароносицу. Образ монаха не конкретен, как бы нереален: он – видение отроку.)

6). Как вы думаете, почему художник так тщательно подбирал пейзаж, составляющий общий фон картины? ( Пейзаж в картине тесно связан с человеком, с настроением мальчика. Тишина осенней природы как бы сливается с настроением Варфоломея.

7). Что вы видите на заднем плане картины? (Нивы сжаты, рябина, тронутая утренним холодом, покраснела, золотые листья берёзки облетают, тёмные островерхие ели чётко выделяются среди пожелтевшего леса; видны мягкие очертания холмов и перелесков).

8).Какая, по-вашему, стоит за этим пейзажем человеческая жизнь - полная суеты или спокойствия? ( Мы видим дома деревни, красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо- голубыми главками. Красота и гармония пейзажа являются воплощением спокойствия и чистоты).

9).Много ли ярких красок в картине? Своею скромностью красок на что она похожа? (На икону).

10). О чём заставляет задуматься пейзаж? (Пейзаж наводит нас на раздумья о России, о её будущем).

Вывод: утверждая своей картиной реальность чуда, показывая душевную чистоту мальчика, художник связывает своё стремление к возвышенной жизни с представлениями о будущем России.

Чтение текста К. Паустовского.

         «Все знают картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами - белоголовый, худенький, в онучах - кажется олицетворением стародавней России - ее сокровенной тихой красоты, ее неярких небес, нежаркого солнца, сияния ее неоглядных далей, ее пажитей и тихих лесов, ее легенд и сказок. Картина эта -  как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России… Здесь выражена прекрасная сущность русского характера».

1). Чувствуется ли, что картина Нестерова произвела на писателя впечатление?

2). А в чём это проявляется? (В любви автора к родной земле).

3). Какими художественно- изобразительными средствами языка пользуется писатель для описания картины и своих чувств ? (Эпитеты, сравнения, метафоры).

Вывод: Картина Нестерова как нельзя лучше передает начало пути будущего святого. Скромность, внутренняя тишина, душевная чистота – неполный перечень тех качеств Сергия, которые хотел передать своим полотном художник.  

И повесть Б.Зайцева, и картина Нестерова позволяют нам вслед за автором повести воскликнуть:  «Да, велика Россия», «Верим, что теперешняя Россия выздоровеет. В любви к ней почерпнем силы».Сергий Радонежский – один из тех, на которых держится истинная Россия, его образ – символ неуничтожимых духовных ценностей, это русский национальный характер, идеал несения в миру креста деятельного и созерцательного, идеал подвижничества.

Д/з: описание картины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Художественное воплощение образов Ф.М. Достоевского в творчестве И. Глазунова"

В презентации представлены иллюстрации И. Глазунова к романам Ф.М. Достоевского...

Методическая разработка единого классного часа, посвященного преп. Сергию Радонежскому

" СЛОВО О СЕРГИИ РАДОНЕЖСКОМ"Для духовного возрастания подростающего поколения нужен достойный пример, как образ Сергия Радонежского.ЦЕЛЬ: способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся....

«Образ Яги в устном народном творчестве»

В исследовательской работе представлены разные характеры образа Бабы Яги, проведены параллели между Бабой Ягой и жрицей, проводящей подростков через обряд посвящения во взрослую жизнь; выделен г...

Проект «Образ птицы в устном народном творчестве: колыбельных, сказках, частушках, прибаутках, песнях»

Востребованность и актуальность  проекта «Образ птицы в устном народном творчестве: колыбельных, сказках, частушках, прибаутках, песнях» продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жиз...

Здоровый образ жизни - это активное состояние творчества, развития талантов

Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья - социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества....

Образ няни в жизни и творчестве А.С.Пушкина

Работа позволяет рассмотреть  влияние няни на формирование  А.Пушкина как поэта и человека....

Тест по древнерусской литературе на тему "Житие преп.Сергия Радонежского"

Тест по древнерусской литературе предназначен для учащихся 5-6 классов; включает как теоретические вопросы, так и вопросы по "Житию преп.Сергия Радонежского"...