Одни только дети знают, что ищут...(По сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц").
план-конспект урока по литературе (8 класс)

 Селицкая Наталия Александровна

Введение учащихся в яркий, неординарный мир сказки французского писателя А. де Сент-Экзюпери; создание условий для осмысления философских и эстетических проблем, поднятых в сказке автором; формирование у обучающихся навыков командной работы; совершенствование коммуникативных навыков; овладение приёмами анализа художественного произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Одни только дети знают,что ищут..."

(По сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".)

Цели:

1.Обучающие: введение учащихся в яркий,неординарный мир сказки французского писателя А. де Сент-Экзюпери;создание условий для осмысления философских и эстетических проблем,поднятых в сказке автором;формирование у обучающихся навыков командной работы;совершенствование коммуникативных навыков; овладение приёмами анализа художественного произведения.

  1. Развивающие:        развитие читательского интереса учащихся,творческого воображения, чувства прекрасного.
  2. Воспитывающие:        формирование личности самостоятельной,духовно-нравственной. Форма проведения:дискуссия.

План урока.

  1. Вступительное        слово учителя.
  2. Введение        в тему.

" Только в детях Экзюпери видит самую ценную,ничем не замутнённую основу человеческого бытия.Ибо только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их "практической пользой".

  1. Формулирование        проблемных вопросов:

а)Какие        ценности являются ложными,а какие истинными?

б)Какова        цель человека в жизни? (Найти свою "звезду".) 4.Обсуждение в группах.

5.Заключительная часть урока.Творческая работа. 6.Рефлексия.

Ход урока.

1 .На прошлом уроке мы познакомились с необыкновенной и интересной личностью писателя А. де Сент-Экзюпери.А сегодня наша встреча будет посвящена книге удивительно трогательной,в которой гармонично сочетаются земля и небо,пустыня и жизнь,любовь и равнодушие.Я,конечно,говорю о сказке "Маленький принц".

2."Маленького принца" нельзя назвать обыкновенной сказкой.Она настолько выходит за рамки и каноны этого жанра,что поневоле задумываешься:что же это такое?В ней есть и фантастическое путешествие героя,и сказочные персонажи,и противоборство добра и зла.Но сам автор говорил: "Я совсем не хочу,чтобы мою книгу читали просто ради забавы".

- О чём эта сказка?f О добре и зле,о жизни и смерти,о человеческом бытии,об истинной любви, нравственной красоте, дружбе,одиночестве, взаимоотношении личности и толпы.)

-Как мы называем произведение,которое затрагивает такие серьёзные проблемы мироздания,заставляет читателя думать,анализировать? (Философское.)

-Феномен сказки "М.п." в том,что написанная для взрослых,она прочно вошла в круг чтения подростка.А сам автор только в детях видит самую ценную,ничем не замутнённую основу человеческого бытия.Ибо только дети умеют видеть вещи в их

истинном свете,не считаясь с их "практической пользой"!"Одни только дети знают, чего ищут",-говорит автор в сказке.Наша задача -узнать то ,что знает главный герой сказки- Маленький принц.

-Дети всегда живут рядом со взрослыми,но всегда ли они достигают с ними гармонии, взаимопонимания? (Нет.)

-А ведь ребёнку важно,чтобы его уважали,любили,чтобы он был понят!!!

-Вспомните,какой опыт из общения со взрослыми вынес рассказчик?(Утрата веру в себя.) с. 188

-Почему взрослые не увидели то,что нарисовал ребёнок?(Утратили воображение.Деформированы их представление об истине и красоте: "Когда говоришь взрослым: "Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби",-они никак не могут представить себе этот дом.Им надо сказать: "Я видел дом за 100 тысяч франков",-и тогда они восклицают:"Какая красота!) -С первых же страниц рассказчик печально заключает: "Я долго жил среди взрослых.Я видел их совсем близко.И от этого,признаться,не стал думать о них лучше". -Мне лично от таких слов становится не по себе.

Какой же он,этот мир взрослых,в котором так одиноко стало малышу?Чьими глазами показывает автор этот мир?^M.npumfa.)

-Давайте отправимся в путешествие вместе с Маленьким принцем.

  1. -Все        планеты,на которых оказывается герой,имеют общие черты.Какие? (l.Hem названия. 2. Очень маленькие. 3.Живёт один человек,и этот человек-взрослый.) -Случайно ли это?Какую цель преследовал автор? (Наверное,хотел обратить наше внимание на качества человека,живущего на той или иной планете,а точнее,на одно качество,преобладающее в каждом жителе.)

-Черта характера явно преувеличена и бросается в глаза.Как называется этот литературный приём? (Гипербола.)

  1. Проверка дом.задания.        План анализа эпизода к дом.зад.: -Итак,первая планета. 1 .Планета,её житель.

(Сообщение группы.) ВЛАСТОЛЮБИЕ        2. Чем он занимается?

-Каким был житель второй планеты?        3.Принцип,по которому живёт.

(Сообщение группы.) ТЩЕСЛАВИЕ        4.Доминирующее качество в

-Кто жил на третьей планете?        этом жителе.

( Сообщение группы.) ПЬЯНСТВО

-Четвёртое знакомство.

( Сообщение группы.) БЕЗДУХОВНОСТЬ

-Как проявляется это качество? ( Через отношение к богатству/бедности.)

На доске : ЛР Богатство

Бедность        /

-В 7 главе М.п. говорит о человеке,которого называет ГРИБОМ.Вы узнали его? (Это житель 4-ой планеты.)

-Почему такое определение даёт ему М.принц? (Никого не любил,никогда не мечтал. Он владеет звёздами.)

На доске: ЛР Гриб-1. Особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами. 2.Нарост на стволе дерева. -Он одинок.Ему кажется,что он владеет звёздами,а на самом деле не владеет ничем.Как баобаб,который засоряет Землю.

-А что происходит с людьми,когда они смотрят на звёзды? (Мечтают.) -Значит,согласно его психологии,человек-делец владеет мечтой?Страшно оказаться среди таких бездушных людей. -"5 планета была очень занятная".Почему?

( Сообщение группы.)

-Цель жизни:приносить пользу другим.Заставляет ценить каждое мгновение.

-На 6-ой планете "жил старик,который писал толстенные книги".Кем был этот старик?

( Сообщение группы.)

-Каким можно определить его отношение к делу?

На доске: ЛР Формальный        ФОРМАЛИЗМ на доске.

Невежественный -Что представляют эти качества в людях? (Ж пороки.) На доске: JIP Порок

-Но только географ предполагает,что есть другой мир.Ведь именно он советует М.п. посетить планету Земля.Как он характеризует её? ("У неё неплохая репутация...") На доске: JJP Репутация

-Почему о нашей планете говорит автор:"Земля-планета не простая"?

Читать (с. 225).

-Какой представлена Земля в этом описании?(Собрание человеческих пороков.) -Случайно ли М.принц попадает в пустыню?(Нет. Зная о человеке только плохое,он не готов к встрече с ним.)

-С кем сначала встречается герой?fC представителями природы.)

-И каждая такая встреча несёт ему что-то новое,но это уже не узнавание пороков,а

познание мудрости.Причём мудрые знания исходят не от людей.

-Что же поведали ему герои?

На доске: Змея: "Среди людей тоже может быть одиноко". Цветок:"Улюдей нет корней..." Лис: "Зорко одно лишь сердце".

"Ты в ответе за тех,кого приручил." -Объясните,как вы поняли мудрость живого мира.

-Последним на Земле Маленький принц встречает человека,и это не случайно.Ведь ту истину,которую он познал в Природе,герой поведает человеку. В погоне за ложными ценностями:властью,богатством,честолюбием-люди теряют связь с природой.И часто к старости находят лишь одиночество,т.к. у них не было "корней".

-Отличается ли этот взрослый от тех,кого М.принц видел раньше?(Да, он добрее,внимательнее и даже чем-то похож на М.принца.) -Значит,и взрослые бывают разные.Ведь у каждого есть право выбора!!! Проблема нравственного выбора в"Маленьком принце" созвучна с другим произведением,автор которого Сигизмунд Кржижановский,писатель,живший в одно время с Экзюпери,но в нашей стране. В страшные годы правления И.В.Сталина,в 1937году, он писал о выборе человека!! !Вот одна из его миниатюр: См. Приложение.

-Как из замечательных детей получаются такие люди,ЛЮДИ-ФУНКЦИИ?

(Человек сам выбирает,пойти по ложному пути, овладевая лишь материальными ценностями, или по пути духовному,прислушиваясь к своему cepdify.) -Так почему же в 1942 году,во время Второй мировой войны,в эпоху НЕЛЮБВИ, Антуан де Сент-Экзюпери создаёт "Маленького принца"?

Потому что именно ребёнок знает,что даже в пустыне скрываются "родники".

И эти мродниким-любовь. "А ведь вода бывает нужна и сердцу." И ввзрослый поражается такому простому,но гениальному открытию ребёнка. А М.пр. говорит: мЛюдн...уже...не понимают,чего ищут.Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону,то в другую...И всё напрасно..."

/

А автор восклицает:"И я понял,что он искал!"

-Что же ишут дети,о чём забывают взрослые? (Любовь.)

М.п. покидает Землю,оставляя человеку "звёзды,которые умеют смеяться". Чт.под музыку.

"В ту ночь я не заметил,как он ушёл..." С.247-248 (до конца главы.)

Чгп. стих. В.Маяковского "Послушайте!" ВЫВОД: Важно любому человеку знать, что где-то среди миллионов звёзд,есть та, которая "смеётся бубенцами" только для него.

5. Я хочу,чтобы итогом разговора о важности духовного:любви,мечтаний,доброты и человечности-стала звёздная россыпь нашего творчества.Напишите на обороте своей звезды то,о чём вы мечтаете. (Звучит песня "Маленький принц".) Вывесить работы.

Очень хочется верить,что когда вы вырастете,то на забудете заветов Антуана де Сент- Экзюпери.

Расставаясь с любимыми,вы будете помнить,что "зорко одно лишь сердце",что грозит одиночество тому,кто "не имеет корней",что в самые трудные минуты жизни сердцу нужна любовь.И ,взяв в руки "Маленького принца",вы почувствуете грусть и радость,тихую,звенящую бубенцами звёзд.

Ответь на вопросы.

  1. "Есть такое твёрдое правило:встал поутру,умылся,привёл себя в порядок-и сразу же приведи в порядок свою планету". Как ты сам приводишь в порядок свою планету?
  2. "...когда        станет очень грустно,хорошо поглядеть, как заходит солнце..." Что ты делаешь,когда тебе грустно?
  3. "...суди        сам себя.Это самое трудное.Себя судить труднее,чем других.Если ты сумеешь правильно судить себя,значит,ты поистине мудр".

За что ты судишь себя?

  1. "Среди        людей тоже бывает одиноко". Бывает тебе одиноко среди людей?Почему?
  2. "У        них (людей)нет корней-это очень неудобно".

Прав ли Цветок?Какие корни держат тебя на родной земле?

  1. "Зорко        одно лишь сердце,Самого главного глазами не увидишь". Что это - самое главное,которое нельзя увидеть глазами?

7.Чему научил вас Маленький принц?

Приложение 1.

Себя судить куда труднее, чем других.

Там хорошо,где нас нет.

Зорко одно лишь сердце.

Самое главное - то, чего не увидишь глазами.

Вода бывает нужна и сердцу.

У каждого человека свои звёзды.

Единственная настоящая роскошь на Земле - роскошь человеческого общения.

Власть прежде всего должна быть разумной.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверят внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.

Евгений Евтушенко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по сказке А.Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Презентация к уроку по сказке А.Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...

Открытое занятие "Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности". Драматизация сказки "Пых"

Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности. Драматизация сказки "Пых"...

Тема урока: «Зорко одно лишь сердце». «Диалог с двадцатым веком» (на основе «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва и сказки-повести «Маленький принц» А. де С.-Экзюпери).

Министерство образования  Российской ФедерацииМуниципальное казенное  образовательное учреждение  1 – Абрамовская средняя общеобразоватеьная школа Таловского района Воронежской области....

Развитие речи детей в процессе работы над сказкой

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ре...

Сценарий театрализованного представления для детей по мотивам русской народной сказки "Морозко"

Сценарий театрализованного представления для детей по мотивам русской народной сказки "Морозко"...