Философская лирика А. С. Пушкина
план-конспект урока по литературе

Антонова Валерия Александровна

Цель: углубить знания учеников о философской лирике А. С. Пушкина.

Задачи:

  • развивать навыки анализа текстов лирических произведений;
  • воспитывать любовь к русскому слову;
  • формировать мировоззрение учащихся;
  • развивать умение применять на практике знания по теории литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_filosofskaya_lirika_a._s._pushkina.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Философская лирика А. С. Пушкина

Цель: углубить знания учеников о философской лирике А. С. Пушкина.

Задачи:

  • развивать навыки анализа текстов лирических произведений;
  • воспитывать любовь к русскому слову;
  • формировать мировоззрение учащихся;
  • развивать умение применять на практике знания по теории литературы.

Ход урока

Оценка/ Заметки

I. Организационный момент

    – Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь! Скажите, кто сегодня отсутствует?  

II. Объяснение нового материала

     – Сегодня на уроке наше знакомство с творчеством А. С. Пушкина продолжается. На этом уроке мы с вами откроем для себя А. С. Пушкина – философа. Откройте ваши тетради, запишите число и тему урока: «Философская лирика А. С. Пушкина».

     Ребята, какую лирику мы можем назвать философской?

   – Отвечают несколько учеников: произведения, в которых отражается вечное течение жизни, неподвластное человеку, представление о мироустройстве, устройстве человеческого общества; это стихи, в которых запечатлены философские размышления о смысле жизни, о животрепещущих вопросах человеческого бытия.

    – Совершенно верно, ребята. Как вы считаете, когда человек обращается к философским произведениям?

    – Когда у человека появляется потребность осмыслить свою жизнь, понять ее назначение.

    – Правильно. Наверное, всю лирику А. С. Пушкина можно назвать философской, ведь поэт, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это и отразилось в его лирике, философские мотивы пронизывают всё его творчество.

    Философская лирика А. С. Пушкина – это отдельный мощнейший пласт творчества поэта, глубоко личностный, появившийся благодаря переживаниям и размышлениям поэта над собственной жизнью, о судьбах человечества, о соотношении личности и общества, смерти и бессмертия, о любви и искусстве – всё это ярко отразилось в его поэзии.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных...»

    Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», написанное 26 декабря 1829 года, наполнено философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни и вечности жизни природы. Давайте прочитаем его.

Анализ стихотворения

    – О чем размышляет лирический герой стихотворения?

    – Лирический герой размышляет о скоротечности времени и неизбежности смерти.

    – В каком художественном пространстве находится лирический герой?

    – Это «Улицы шумные», «многолюдный храм», некое необозначенное местонахождение «юношей безумных».

    – Почему юноши названы безумными?

    – Им чужда мудрость, они пока живут страстями, иллюзиями, не задумываясь о смысле жизни.

    – Что еще мы можем сказать о лирическом герое?

    – Его присутствие обозначено глаголами в каждой из строк, он находится среди людей.

    – Ощущает ли лирический герой единение с людьми, которые его окружают?

    – Нет. Он погружен в свой внутренний мир: «Я предаюсь моим мечтам».

    – Правильно.  Одиночество лирического героя среди множества людей вызвано тем, что он, в отличие от них, сосредоточенно размышляет о неизбежности смерти. Как связаны с душевным состоянием лирического героя образы дуба и младенца?

    –  Лирический герой соотносит с ними срок своего бытия и особенно остро осознает кратковременность не только человеческой жизни вообще, но и своей собственной. Дуб «переживет ... век забвенный», младенец, только начинающий жить, напоминает герою о том, что ему «время тлеть». И слово «прости», обращенное к нему, обозначает прощание, последний привет.

    – Дуб в мифологиях разных народов – это еще и символ мирового древа, воплощающего собой жизнь. Дуб «почтенный» вызывает уважение и преклонение, младенец – нежность и умиление, пожелание «цвести». И два эти образа, представляющие собой антитезу, в то же время являются воплощением вечного обновления жизни, вечной красоты природы и игры жизненных сил, по-разному сказывающихся в «младенце милом» и в могучем дереве.

    – Какой поворот лирической темы происходит в пятой строфе?

    – Неотвязная дума о неизбежности смерти, целиком захватившая человека («День каждый, каждую годину / Привык я думой провождать») порождает стремление разгадать тайну своей предстоящей кончины:

И где мне смерть пошлет судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

    – Правильно. Так в стихотворение входит тема судьбы. Может ли человек противостоять этой грозной силе?

    – Смерть неотвратима, но и бой, и странствие, и волны подразумевают деятельную позицию человека. Человек не в состоянии предугадать волю судьбы, но он волен в своих желаниях. Гибель в бою или в волнах – это смерть вдали от дома, смерть в одиночестве, насильственная смерть. Ей противостоит иное решение темы – последнее успокоение, кончина на родине, когда «соседняя долина» «примет охладелый прах».

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне все б хотелось почивать.

    –  Проследите, как развивается в стихотворении тема смерти.

    – Мысль о смерти нагнетается постепенно. От шума и многолюдности поэт приводит нас к мысли о вечности: «шумных», «многолюдный», «безумных» => «уединенный», «забвенный» => «охладелый», «бесчувственному», «гробового» => «равнодушная», «вечною». Жизненный путь человека лежит через безумство (юность), уединение (зрелость), забвение (старость) – к гробу.

    – Вызывает ли это стихотворение чувство подавленности и уныния?

    – Нет, потому что дума о неизбежности конца, которая является стержнем всего произведения, постоянно сопровождается картинами и образами, связанными с представлениями о жизни.

    – Последняя строфа соединяет образы «младой жизни» и «равнодушной природы», стихотворение обретает кольцевую композицию. И жизнь представляется бесконечной в движении по этому кольцу: от безумной, чуждой осмыслению законов бытия юности, через муки поисков смысла жизни – к смерти, к «гробовому входу», вокруг которого уже шумит новая молодость. Природа равнодушна к отдельному человеку, но она прекрасна, и Вечная жизнь – в этой смене поколений, истина — в мудром примирении с круговоротом жизни: а самая грустная из пушкинских элегий оставляет у читателя впечатление не подавленности и уныния, а мудрой и бесстрашной просветленности.

«Элегия»

    Следующее стихотворение, которое исследователи творчества А. С. Пушкина также относят к философской лирике, называется «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). Стихотворение было написано 8 сентября 1830 года, а опубликовано 1834 году. При публикации А. С. Пушкин дал этому стихотворению жанровый подзаголовок «Элегия». Давайте вспомним, что такое элегия?

    – Элегия – это лирический жанр, содержащий в стихотворной форме выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

   – Правильно. Давайте послушаем это стихотворение.

Анализ стихотворения

     – Какова основная тема стихотворения?

     – Итог прожитой жизни, драма жизненного пути.

     – Какова идея этого стихотворения?

     – Мнения учеников расходятся: 1)идея безрадостных предчувствий, душевной смуты, идея безысходности жизни, безнадежности; 2) идея просветления, идея принятия жизни такой, какая она есть.

    – Вы все правы, ребята. В данном стихотворении не одна идея. Понимаете ли вы, почему ваши мнения разошлись? Как автор смог органично соединить две противоположных идеи в одном произведении?

    – Пушкинская «Элегия» разделена на две части. В первой части лирический герой вспоминает свою юность, от которой осталось лишь «смутное похмелье», мы не видим в нем желания жить.

    – Правильно. Найдите в первой части стихотворения художественные средства, которые дают нам почувствовать трагизм, переживания лирического героя?

    – Эпитеты: «угасшее веселье», «путь уныл»; сравнения: как смутное похмелье»; «как вино – печаль минувших дней».

    – Да, действительно, начало стихотворения печально, трагично, безрадостно, но что изумляет нас при дальнейшем чтении?

   – Во второй части мы видим опровержение первой – лирический герой говорит о том, что хочет жить, что принимает жизнь, такой, какая она есть.

   – Обоснуйте ваши рассуждения текстом, докажите, что лирический герой надеется на новые радости жизни.

    – «…мне будут наслажденья / Меж горестей, забот и треволненья…», «…Порой опять гармонией упьюсь…», «…И может быть – на мой закат печальный / Блеснет любовь улыбкою прощальной…»).

    – Совершенно верно, ребята. Какова жизненная формула лирического героя?

   – «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать …».

   – Верно. А теперь, давайте снова обратим наше внимание на название. Оправдано ли оно? Элегия ли это, как вы считаете?

    – Нет, не оправдано.

    – Почему?

    – Мы не можем в полном смысле слова считать это стихотворение элегией, так как настроения горечи, уныния, печали, безрадостные предчувствия, показанные нам в этом стихотворении не оставляет ощущения безысходности, безнадежности, а напротив, дает надежду на просветленное принятие жизни, на понимание смысла жизни.

    – Правильно.

«Отцы пустынники и жёны непорочны...»

В позднем творчестве А. С. Пушкина важное место занимает цикл стихотворений 1836 года, в котором есть такие стихотворения, как «Отцы пустынники и жёны непорочны...», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти», «Памятник» и др. Стихи последних лет отражают серьёзное понимание поэтом религиозных, философских, нравственных  политических, социальных проблем. Особое место в этом цикле занимает стихотворение «Отцы пустынники и жёны непорочны...». Написано оно 22 июля 1836 года, в период творческой зрелости поэта, за полгода до его трагической гибели. При жизни А. С. Пушкина стихотворение не было напечатано. Произведение перелагает великопостную молитву Ефрема Сирина – святого, прошедшего тернистый путь познания Бога. Давайте послушаем молитву Ефрема Сирина, которую называют покаянной.

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия

И празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,

Терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения

И не осуждати брата моего,

Яко благословен еси во веки веков, аминь.

Работа с распечатками

    – Индивидуальное задание для учащихся: внимательно прочитайте толкование слов и обведите в кружок слова в зависимости от того, какую окраску несёт слово: положительную – обведите синей ручкой, отрицательную – обведите простым карандашом.

    – Теперь давайте проверим получившиеся результаты.

    – Ответы учеников:

  • Праздность – ничегонеделание, праздная, бесцельная жизнь.
  • Уныние – безнадёжная печаль, гнетущая скука.
  • Любоначалие – властолюбие, гордыня, стремление командовать и подчинять себе других.
  • Празднословие – пустые, праздные слова.
  • Целомудрие – строгая нравственность, душевная чистота.
  • Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.
  • Терпение – безропотное перенесение страданий, боли, неприятного.
  • Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности к кому или чему-нибудь.
  • Прегрешение – проступок, грех.
  • Осуждение – неодобрительное мнение о ком-то или о чём-то.

    – Молитву Е. Сирина называют покаянной. Нашли ли вы в тексте молитвы слова «покаянный», «каюсь», «раскаяться»?

    – Не кажется ли вам это странным? Как вы думаете, почему в тексте молитвы этих слов нет?

    – Дело в том, что покаяние – процесс тайный, не всегда заметный, но процесс для человека чрезвычайно важный.

    – Как вы понимаете смысл слова «покаяние»?

    – В толковом словаре Ожегова, Шведовой: добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке.

    – Как вы считаете, должен ли человек испытывать чувство покаяния?

    – Почему важно испытывать это чувство?

    – Чувство покаяния важно испытывать, так как оно вызывает желание избавиться от своих грехов, сделать свою душу чище.

    – Покаяние – добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке. Чувство покаяния вызывает желание избавиться от грехов, сделать свою душу чище. Человек, не испытывающий чувства раскаяния, не видит ничего плохого в себе и своих поступках, не испытывает желания изменить себя, самосовершенствоваться. Без чувства покаяния не может начаться путь духовного роста человека. Следовательно, покаяние можно считать началом духовного совершенствования человека.

    Теперь давайте перейдём к стихотворению А.С. Пушкина, которое считают поэтическим переложением молитвы. Весной 1836 года А. С. Пушкин достаточно часто бывал на службе в храме, где много раз во время великопостных богослужений слышал молитву Ефрема Сирина. Давайте послушаем это стихотворение.

 

Анализ стихотворения

    – Что вы можете сказать о композиции стихотворения?

    – Стихотворение условно делится на 2 части.

    – В какой части стихотворения вы видите собственно переложение молитвы?

     – Собственно переложение молитвы составляет 2 часть стихотворения.

    – Чем является 1 часть стихотворения?

    – 1 часть является своеобразным вступлением, которое подготавливает читателя к восприятию «молитвенного стиха».

    – Как вы поняли смысл 1 части стихотворения?

    – Лирический герой говорит о том, какое чувство в его душе вызывает молитва Е. Сирина.

    – Какое же это чувство?

    – Умиление.

    – Что такое умиление?

    – Умиление – это покаянное чувство. В контексте стихотворения «умиляет» значит «вызывает покаянное чувство», «возбуждает желание молиться».

    – Какое воздействие оказывает молитва на лирического героя?  

    – «Падшего крепит неведомою силой».

    – Объясните, как вы понимаете смысл этой строки?    

    – Результат молитвы с одной стороны усиливает в человеке чувство своей греховности, а с другой – укрепляет, т.е. позволяет осознать, что человек, соприкасаясь с Божественной силой, становится духовно сильнее.

Сравнительно-сопоставительный анализ 2 части стихотворения и молитвы Е. Сирина

    – Итак, в 1-й части стихотворения идёт речь о том, какое воздействие оказывает на человека молитва Ефрема Сирина. 2 часть стихотворения – поэтическое переложение молитвы. Давайте сравним собственно молитву и поэтическое переложение.

    Сколько строк во 2 части стихотворения и в молитве?

    – 7 строк в стихотворении и 8 – в молитве.

    – Пушкин убирает последнюю строку. В молитве эти слова произносит священник, а в стихотворении молитва идёт от лица лирического героя. Давайте сравним 1, 2, 3 строки стихотворения и молитвы.

    –  Первые три строки в стихотворении и молитве не очень отличаются друг от друга. И в молитве, и в стихотворении речь идёт о просьбе человека избавить его от 4 грехов: духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Пушкин лишь объединил уныние и праздность, назвав «дух праздности унылой».

    – Далее идёт значительное отступление от текста молитвы. Давайте сравним 4, 5, 6, 7 строки стихотворения и молитвы. О чём далее идут просьбы в молитве?

   –  О даровании целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Заключают молитву просьбы о даровании зрения своих грехов и неосуждения.

    – В каком порядке эти просьбы следуют у А. С. Пушкина?

    – Он меняет их местами.

    – Как вы думаете, можно ли эту перестановку считать существенной или А. С. Пушкин сделал так просто для создания поэтического текста?

    – В молитве за перечислением грехов  следует просьба. Человек просит даровать ему «Дух целомудрия, смиренномудрия, / Терпения и любве». В стихотворении же перечисление положительных качеств человека прерывается грехом «Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья, / Да брат мой от меня не примет осужденья». Можно сказать, что эта перемена является отражением некоего убеждения А. С. Пушкина. Убеждения, к которому он шёл долгим и трудным путём, опытно познавая важность определённых нравственных начал в жизни человека.

    – Что значит осуждение?

    – Выражение неодобрения кому-нибудь, признание дурным.

    – Как вы думаете, осуждение – это очень страшный грех?

    – Да.

    – Вы правы. Осуждение считается одним из самых страшных грехов. В Евангелие от Матфея говорится: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы». Почему так строго? Потому, что когда человек осуждает других, он не видит своих грехов, следовательно, не испытывает потребности в раскаянии, не пытается сделать свою душу чище. Сначала нужно увидеть свои грехи, потом научиться не осуждать других людей за их проступки, а неосуждение – это предпосылка смирения, терпения, любви и целомудрия.

    Стихотворение А. С. Пушкина завершается просьбой дать смирения, терпения, любовь и целомудрие. Целомудрие вынесено в конец строки, на это слово падает логическое ударение. Целомудрие – это не только антоним слова «разврат», это чистота нравов, непорочность, умение сдерживать свои страсти. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей».

*Чтение стихотворение заранее было подготовлено учеником

*Поставить отметку ученику за чтение стихотворения

*Чтение стихотворение заранее было подготовлено учеником

*Поставить отметку ученику за чтение стихотворения

*Молитву читает учитель. Учеников на партах распечатки со словами молитвы, а также в них приводится толкование отдельных слов молитвы

*Учитель дает ученикам время для осмысления молитвы и выполнения задания

*Чтение стихотворение заранее было подготовлено учеником

*Поставить отметку ученику за чтение стихотворения

III. Рефлексия

    – Философская лирика А. С. Пушкина явилась выражением его размышлений над большим кругом проблем, волновавшим его как поэта, как личность. Назовите основные проблемы, о которых мы говорили на сегодняшнем уроке в связи с философской лирикой А. С. Пушкина?

    – Ответы учеников: Тема человеческой судьбы в изменяющемся мире, тема необратимости жизненных процессов, непрерывности жизни, смысла жизни, тема изменения окружающего мира и самого человека, тема памяти, прошлого и будущего и т.д.

*Поставить отметки ученикам, которые активно работали на уроке

IV. Д/з

    – Ребята, наш урок подходит к концу, поэтому откройте ваши дневники и запишите д/з. Дома вам нужно будет  письменно ответить на вопрос: «О чем заставляет меня задуматься философская лирика А. С. Пушкина?», а также начать читать поэму А. С. Пушкина «Медный всадник». Спасибо за урок. Вы можете быть свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философская лирика Ф.И. Тютчева

Конспект урока-концерта по творчеству Ф.И. Тютчева предназначен для урока литературы в 10 классе (по программе Коровиной В.Я.)....

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

Литература 10 класс. Презентация "Философская лирика А.С.Пушкина."

Презентация является хорошим дополнением к теме "Философская лирика А.С.Пушкина." В ней рассматривается развитие темы на протяжении всего творчества поэта (изменение его взглядов и философских размышл...

презентация "Философская лирика А.С. Пушкина"

презентация литература "Философская лирика А.С. Пушкина"...

МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)

Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно  много очевидного и простого.  Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...

Философская лирика А.С. Пушкина. Сущность Человека как проблема философии.

Интегрированный урок (литература+право) проводится на материале философской лирики А.С.Пушкина , в центре которой Человек. Вопрос "Сущность Человека как проблема философии" созвучна поднимае...

Философская лирика А. С. Пушкина

Материал для самостоятельной работы в 9 классе...