А. Т. ТВАРДОВСКИЙ.СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ. ГЛАВЫ ИЗ ПОЭМЫ «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Конспект уроков в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_t_tvardovskiy_stranitsy_biografii.docx22.38 КБ
Файл a_t_tvardovskiyglavy_iz_poemy.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

Цели урока: познакомить учащихся с основными вехами военного и творческого пути Твардовского; учить передавать разговорные интонации, читая поэму.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. 

Выразительное чтение отрывка из рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

III. Работа по новой теме.

1. Вступительное слово учителя (без объявления темы урока) с последующей беседой с целью выяснения впечатления учащихся.

– Вы прочитали очень эмоционально, выразительно отрывок из рассказа Астафьева, а теперь я вам почитаю наизусть, но это – отрывок из поэмы...

Чтение учителем отрывка из главы «На привале» до слов:

                        – Хорошо, что он попал,

                        Теркин, в нашу роту.

 

– Понравился ли вам этот отрывок?

– Знакомо ли имя – Василий Теркин? Где вы его слышали? В связи с чем?

(Если кто-нибудь из учеников скажет, что в их семье отец, дед или прадед любили эту поэму, следует подробнее остановиться на этом вопросе, так как он имеет огромное воспитательное значение.)

– Кто же автор этой поэмы?

2. Запись в тетради темы урока.

– Имя Александра Трифоновича Твардовского вам уже знакомо.

– С чем оно ассоциируется в вашем сознании? Какие произведения этого поэта вы уже читали?

3. Индивидуальное задание: напишите небольшую вступительную статью для учебного пособия о жизни и творчестве Твардовского.

4. Слово учителя.

В 7 классе мы уже говорили о горькой поре в жизни Твардовского, когда его раскулаченные отец и брат были сосланы в сталинские лагеря, а сам Александр Трифонович постепенно становился всенародно известным поэтом благодаря публикации стихотворения и поэмы «Страна Муравия».

Что же было дальше в жизни поэта?

Военный путь Твардовского начался в 1939 году, когда в качестве военного корреспондента он участвует в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, а затем – в финской кампании (1939–1940 гг.). В редакции газеты «На страже Родины» – несколько самых лучших поэтов того времени. Финская кампания оказывается очень тяжелой, и чтобы подбодрить бойцов, у военных корреспондентов появляется замысел создать серию занимательных рисунков о подвигах веселого солдата-богатыря. Сейчас такие рисунки мы называем американским словом «комиксы». В России же эту традицию еще в годы революции начали агитки Демьяна Бедного и Владимира Маяковского.

В статье «Как был написан «Василий Теркин» Твардовский говорил: «И вот мы, литераторы, работавшие в редакции «На страже Родины», решили избрать персонаж, который выступал бы в серии занятных картинок, снабженных стихотворными подписями. Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная. Стали придумывать имя. Шли от той же традиции «уголков юмора» красноармейских газет, где тогда были в ходу свои Пулькины, Мушкины и даже Протиркины (от технического слова «протирка» – предмет, употребляющийся при смазке оружия). Имя должно быть значимым, с озорным, сатирическим оттенком. Кто-то предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием. Были предложения назвать Ваней, Федей, еще как-то, но остановились на Васе. Так родилось это имя»1 (см. Примечание).

«Написать вступление к предполагаемой серии фельетонов, – продолжает Твардовский, – было поручено мне – я должен был дать хотя бы самый общий «портрет» Теркина и определить, так сказать, тон, манеру нашего дальнейшего разговора с читателем. Перед этим я напечатал в газете «На страже Родины» небольшое стихотворение «На привале», написанное под непосредственным впечатлением от посещения одной дивизии.

В этом стихотворении были, между прочим, такие строчки:

                        Дельный, что и говорить,

                        Был старик тот самый,

                        Что придумал суп варить...

                        На колесах прямо»2 (см. Примечание).

Интонация именно этих строк, автор выбирает для создания образа Васи Теркина. Вот несколько строк из «начала» Васи Теркина:

                Вася Теркин? Кто такой?

                Скажем откровенно:

                Человек он сам собой

                Необыкновенный.

                При фамилии такой,

                Вовсе неказистой,

                Слава громкая – герой –

                С ним сроднилась быстро.

                И еще добавим тут,

                Если бы спросили:

                Почему его зовут

                Вася – не Василий!

                Потому что дорог всем,

                Потому, что люди

                Ладят с Васей как ни с кем,

                Потому, что любят.

                Богатырь, сажень в плечах,

                Ладно сшитый малый.

                По натуре весельчак,

                Человек бывалый.

Все последующие фельетоны, созданные коллективом авторов, носили заголовки, начинающиеся словами: «Как Вася Теркин...» и были написаны к готовым рисункам. Вот, к примеру, фельетон «Как Вася Теркин языка добыл»:

                Снег глубок, а сосны редки.

                Вася Теркин на разведке.

                Белоснежен, без заплат

                Маскировочный халат.

                Теркин видит, Теркин слышит –

                Белофинн летит на лыжах:

                Знать, беды не чуя, он

                Лезет прямо на рожон.

                Теркин, взвесив обстановку,

                Применяет маскировку:

                Он уткнулся в снег ничком –

                Стал похож на снежный ком.

                Вид заманчивый «трамплина»

                Привлекает белофинна.

                Мчит он с маху на «сугроб»...

                Дальше хода нету, стоп!!

                Так в разведке очень ловко,

                Применивши маскировку,

                Добыл Теркин языка

                И доставил в штаб полка.

Кончилась финская война, а у Твардовского жила идея создать поэму о людях, которые участвовали в ней. «Проникнуть в их духовный мир, почувствовать их как свое поколение» – вот та задача, которую ставил перед собой Твардовский. Он писал: «Я был восхищен их душевной красотой, скромностью, высокой политической сознательностью, готовностью прибегать к юмору, когда речь заходит о самых тяжелых испытаниях, которые им самим приходилось встречать в боевой жизни»3 (см. Примечание).

Поэт собирал материалы о финской войне, истории о подвигах бойцов, ездил смотреть места боев, обдумывал размер и рифмы. Уже было написано несколько фрагментов будущих глав, но Твардовскому все казалось, что в строках нет «электричества». Поэт мог сомневаться и думать столько, сколько считал необходимым: время было мирным, и его никто не торопил.

22 июня 1941 года прервало поиски и сомнения Твардовского. Были оставлены все тетрадки, наброски, планы, намерения. Твардовский занялся тем, чего требовала немедленно и неотложно военная обстановка.

В качестве корреспондента он прибыл на Юго-Западный фронт, в редакцию газеты «Красная Армия», и стал писать очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки – все, что требовалось для газеты. В особую толстую тетрадь Твардовский наклеивал и подкалывал свою ежедневную «продукцию». Позже он признавался, как много сделал он своей газетной работой для будущего «Теркина».

В газетах продолжали выпускать фельетоны с героями типа финского Васи Теркина (в «Красной Армии» был отдел под названием «Прямой наводкой»), но они уже не имели того успеха, что в финской войне. Во-первых, это было не в новинку, во-вторых, война не была позиционной, и вся атмосфера на фронте определялась не просто трудностями солдатской жизни, но и «всей  огромностью грозных и печальных событий войны: отступление, оставление многими воинами родных и близких в тылу врага, присущая всем суровая и сосредоточенная дума о судьбах родины, переживавшей величайшие испытания».

Стихотворения Твардовского имеют успех, но поэт переживает: ему кажется, что он через газету говорит с солдатами не тем языком, говорит не те слова, которые ему больше всего нужны. Зимой 1942 года возникает идея расширить отдел «Прямой наводкой» до еженедельного листка – приложения к газете. И тут Твардовский чувствует, что его работа над поэмой о Теркине, начатая до войны – это именно то, что нужно. Весной 1942 года он быстро дописывает уже начатые главы, создает новые, перемещая героя из обстановки финской кампании в обстановку Великой Отечественной войны: «глубина всенародно-исто-рического бедствия и всенародно-исторического подвига в Отечественной войне с первого дня отличала ее от каких бы то ни было иных войн и тем более военных кампаний».

Само собой родилось обозначение жанра – «Книга про бойца». Когда в печати появились первые главы «Василия Теркина», стало ясно, что «Книга про бойца» станет основной и главной работой Твардовского на фронте.

5. Выразительное чтение подготовленными учащимися глав «От автора», «На привале» с комментариями учителя.

а) Глава «От автора».

– Обратите внимание: главный герой поэмы не Вася Теркин, а Василий Теркин. Как вы думаете, имеет ли значение изменение имени героя с уменьшительного на полное? Почему?

– Без чего, по мнению автора, нельзя прожить на войне?

– Как вы думаете, какое значение для отступающих и обороняющихся войск весной и летом 1942 года имели слова:

                        А всего иного пуще

                        Не прожить наверняка –

                        Без чего? Без правды сущей,

                        Правды, прямо в душу бьющей,

                        Да была б она погуще,

                        Как бы ни была горька.

б) Глава «На привале».

– «Сабантуй». Как объяснял значение этого слова Твардовский: «Слово «сабантуй» существует во многих языках и, например, в тюркских языках означает праздник окончания полевых работ: сабан – плуг, туй – праздник.

Я слово «сабантуй» впервые услыхал на фронте ранней осенью 1941 года где-то в районе Полтавы, в одной части, державшей там оборону. Слово это, как часто бывает с привязчивыми словечками и выражениями, употреблялось и штабными командирами, и артиллеристами на батарее переднего края, и жителями деревушки, где располагалась часть. Означало оно и ложное намерение противника на каком-нибудь участке, демонстрацию прорыва, и действительную угрозу с его стороны, и нашу готовность устроить ему «угощение». Последнее ближе всего к первоначальному смыслу, а солдатскому языку вообще свойственно ироническое употребление слов «угощение», «закуска» и т. п.

Вспомните: в эпиграфе к одной из глав «Капитанской дочки» Пушкин приводит строки старинной солдатской песни:

                    Мы в фортеции живем,

                    Хлеб едим и воду пьем;

                    А как лютые враги

                    К нам придут на пироги,

                    Зададим гостям пирушку,

                    Зарядим картечью пушку.

– Как вы считаете, почему Вася Теркин, времен финской войны – «человек ... необыкновенный», а второй Вася – «парень ... обыкновенный»?

6. Работа с главой «Перед боем»: краткий пересказ учителем содержания главы.

Она (глава) о том трагическом времени, когда советским войскам приходилось «дорогою постылой» с боями пробираться из окружения, с уже занятых немцами территорий:

                    То была печаль большая,

                    Как брели мы на восток.

Лейтмотивом этой главы становится тревожный вопрос:

                    Что там, где она, Россия,

                    По какой рубеж своя?

Сюжетом главы становится горькая история о том, как выходящий из окружения отряд проходит через ту деревню, где живет семья командира:

                    Вот как было с нашим братом,

                    Что попал домой с войны:

                    Заходи в родную хату,

                    Пробираясь вдоль стены.

Бойцы чувствуют унижение и острое ощущение горя: в тылу остаются родные люди, и неизвестно, что с ними станет, останутся они живы или нет:

                    И болел он, парень честный,

                    Понимал, отец семьи,

                    На кого в плену безвестном

                    Покидал жену с детьми...

Командир не мог заснуть в ту ночь: до рассвета он рубил дрова, старался хоть чем-то помочь семье, остающейся на оккупированной территории:

                    Тюк да тюк. До света рубит.

                    Коротка солдату ночь.

                    Знать, жену жалеет, любит,

                    Да не знает, чем помочь.

                    Рубит, рубит. На рассвете

                    Покидает дом боец.

                    А под свет проснулись дети,

                    Поглядят – пришел отец.

                    Поглядят – бойцы чужие,

                    Ружья разные, ремни.

                    И ребята, как большие,

                    Словно поняли они.

                    И заплакали ребята.

                    И подумать было тут:

                    Может нынче в эту хату

                    Немцы с ружьями войдут...

                    И доныне плач тот детский

                    В ранний час лихого дня

                    С той немецкой, с той зарецкой

                    Стороны зовет меня.

Домашнее задание: подготовить инсценирование глав «О награде», «Два солдата» и др., на выбор учащихся; индивидуальные сообщения: «Образ автора в главе «От автора» и «О себе»; нарисовать или подобрать иллюстрации к эпизодам из поэмы.



Предварительный просмотр:

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ.
ГЛАВЫ ИЗ ПОЭМЫ «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

Цели урока: проанализировать главы, предложенные в учебнике, дать к ним небольшие комментарии идейно-эстетического характера; учить выразительно читать, инсценировать прочитанное.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме.

1. Инсценирование отдельных фрагментов из прочитанных глав (домашнее задание).

2. Слово учителя (по главе «О награде»).

В кругу товарищей-фронтовиков полушутя-полусерьезно Теркин мечтает о том, как после войны, после победы вернется в родные места. Бывалый воин, он понимает, что достоин награды, но, скромный человек, даже не пытается говорить о своих заслугах: медаль нужна-де ему для того, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. С тонким юмором представляет он свое возвращение домой. С достоинством и даже гордостью он будет держаться с односельчанами. И кто осудит его за маленькое и невинное хвастовство?

Простым, человечным, жизнерадостным выглядит Теркин в этой сцене. Но поэт не ограничивается беглой зарисовкой балагурства фронтовых друзей. Полные юмора строки резко сменяются грустными стихами:

                        Теркин, Теркин, добрый малый,

                        Что тут смех, а что печаль?

                        Загадал ты, друг, немало,

                        Загадал далеко в даль...

                        Где девчонки, где вечерки?

                        Где родимый сельсовет?

                        Знаешь сам, Василий Теркин,

                        Что туда дороги нет...

Грозным напоминанием звучат слова:

                        Нет дороги, нету права

                        Побывать в родном селе.

                        Страшный бой идет кровавый,

                        Смертный бой – не ради славы –

                        Ради жизни на земле.1 (см. Примечание.)

3. Выразительное чтение главы «Гармонь».

– Какие детали, характерные для поэмы Твардовского, мы можем отметить, выделить в этой главе?

Трудности военного быта, мотив фронтового братства, глубокий психологизм диалогов, оптимизм, гибкость стиха, способную выразить и горькую печаль, и тихую радость, и лихую мелодию пляски.

Итог главы: «память о мертвых не нуждается в застывших реликвиях, она в делах и борьбе живых» (Г. И. Беленький).

4. Беседа по инсценированной главе «Два солдата».

– Какие сказки напоминает вам глава? (Бытовые сказки о ловком, смекалистом солдате.)

Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается. Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой войны – Василий Теркин – достойный преемник: он мастер на все руки, человек широкой души, который любит хорошую, задушевную шутку.

Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» – и в полушутливом-полусерьезном разговоре-испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:

                Ты – солдат, хотя и млад,

                А солдат солдату – брат.

– Какие строки этой главы звучат как поговорки, пословицы?

                Поищи-ка, дед, разводку,

                Мы ей сделаем развод.

                Эх, яичница! Закуски

                Нет полезней и прочней.

                Это доктор на дорожку

                Для здоровья выдал мне.

– Какой характер обретает образ героя с помощью рифмы России – Василий?

                В глубине родной России,

                Против ветра, грудь вперед,

                По снегам идет Василий

                Теркин. Немца бить идет.

5. Чтение главы «Кто стрелял?».

– Обратите внимание на особое настроение, которое создает контраст лирического описания дивного вечера, растревожившего мечты о мирной жизни, и появление бомбардировщика, сеющего смерть. Строка прерывается:

                ... Мать заждалася...

                и вдруг –

                Вдалеке возник невнятный,

                Новый, ноющий, двукратный,

                Через миг уже понятный

                И томящий душу звук.

– Вспомните, что такое внесюжетные элементы. Выделите строки, которые можно назвать авторским отступлением.

                Смерть есть смерть. Ее прихода

                Все мы ждем по старине.

                А в какое время года

                Легче гибнуть на войне?

С помощью однородных синтаксических конструкций и троекратного повторения ключевых слов автор передает читателям ощущение гнетущего, жуткого страха, когда сознание отказывается воспринимать действительность:

                Ты прижал к вискам ладони,

                Ты забыл, забыл, забыл,

                Как траву щипали кони,

                Что в ночное ты водил.

                Смерть грохочет в перепонках,

                И далек, далек, далек

                Вечер тот и та девчонка,

                Что любил ты и берег.

                И друзей и близких лица,

                Дом родной, сучок в стене...

Но властный голос долга словно разрывает пелену животного страх, окутавшего сознание:

                Нет, боец, ничком молиться

                Не годится на войне.

                Нет, товарищ, зло и гордо,

                Как закон велит бойцу,

                Смерть встречай лицом к лицу,

                И хотя бы плюнь ей в морду,

                Если все пришло к концу...

Интонация меняется. Повествование продолжается. Автор передает нам и чувство человека, как бы невзначай совершившего подвиг, и впечатление от падения самолета, и радостно-шутливые интонации бойцов, и иронию, которую вызывают последствия такого неожиданного события:

                Адъютанты землю роют,

                Дышит в трубку генерал.

В ответ на простодушное замечание сержанта Теркин отвечает с достоинством и юмором:

                Не промедливши с ответом,

                Парень сдачу подает:

                – Не горюй, у немца этот –

                Не последний самолет...

В этих словах – и твердость, и скромность, и вера в то, что другие солдаты тоже способны на подвиг. И в следующей главе – «О герое» – автор подчеркивает ту же мысль: нет лучших и худших. Жители всех краев России проявляют одинаковый героизм в боях и в тылу, и тамбовские, и смоленские – все способны на подвиг.

6. Рассматривание иллюстрации учащихся к эпизодам из поэмы с комментарием (цитированием) авторов.

7. Работа по теории литературы: понятие «лироэпическая поэма», образ автора, сюжет, композиция, язык поэмы.

а) Слово учителя.

– Итак, большинство из вас прочитали всю поэму. Могли бы вы пересказать ее сюжет? (Это рассказ о боевом пути советского солдата. Каждая глава – относительно самостоятельная единица со своим сюжетом. Но автор следует за ходом войны: его Теркин прошел путь от советской границы – через отступление – до Берлина. Это был трудный путь советской армии к победе.)

– К какому роду литературы принадлежат повествовательные произведения? (К эпическому.)

– Но только ли эпическое начало является главным в этом произведении? (Мы часто слышим не только объективно-отстраненный голос повествователя, но и тревожный, взволнованный, задушевный голос самого автора – и в главах «От автора» (4 главы), и «О себе», которые как бы «держат» поэму, играя важную композиционную роль, и в лирических и в философских авторских отступлениях (например в главе «Кто стрелял?»).) Личные чувства автора – это лирическое начало произведения, которое неразрывно сочетается с его повествовательным началом. Именно поэтому мы называем «Василия Теркина» лироэпической поэмой.

б) Выступление ученика с сообщением «Образ автора в главе "От автора" и "О себе"» (индивидуальное домашнее задание).

– Отметим, что автор – не отстраненный повествователь, не бесстрастный наблюдатель, но лирический герой поэмы, который вместе со всем народом болеет за судьбу страны. Он утверждает свое духовное родство с каждым советским человеком:

                      Я ограблен и унижен,

                      Как и ты, одним врагом.

                      Я дрожу от боли острой,

                      Злобы горькой и святой.

– В главе «О себе» в полный голос звучит тема малой родины, дорогой сердцу автора. Он с нежностью описывает красоту родного леса с его муравьиным духом и птичьим щебетом и горько восклицает:

                     Мать-земля моя родная,

                     Сторона моя лесная,

                     Край недавних детских лет,

                     Отчий край, ты есть иль нет?

И с тоской осознавая, что родная земля в плену, поэт клянется, повторяя:

                     Мать-земля моя родная,

                     Сторона моя лесная,

                     Край, страдающий в плену!

                     Я приду – лишь дня не знаю,

                     Но приду, тебя верну.

Автор подчеркивает родство со своим героем: они земляки, они живут одними чувствами и мыслями:

                     И скажу тебе, не скрою, –

                     В этой книге там ли, сям,

                     То, что молвить бы герою,

                     Говорю я лично сам.

                     Я за все кругом в ответе,

                     И заметь, коль не заметил,

                     Что и Теркин, мой герой,

                     За меня гласит порой.

Автор не только призывает бойцов чувствовать свою личную ответственность за судьбу Родины – он сам испытывает это чувство.

в) Язык поэмы.

(Запись в тетрадях высказывания Г. И. Беленького: «Поэма "Василий Теркин" – чудесный сплав лирики и эпоса, патетики и юмора, героических картин и зарисовок фронтового быта, высокого трагизма и непринужденной шутки, ораторской речи и богатейшего народного языка с его неповторимой лексикой и фразеологией».)

– Какие элементы вы могли бы отметить как ораторские?

                Переправа, переправа!

                Пушки бьют в кромешной мгле.

                Бой идет святой и правый.

                Смертный бой не ради славы,

                Ради жизни на земле.

                                                Гл. «Переправа»

– Эти строки – своеобразный рефрен всей поэмы:

                Фронт налево, фронт направо,

                И в февральской вьюжной мгле

                Страшный бой идет кровавый,

                Смертный бой не ради славы,

                Ради жизни на земле.

– Связь поэмы с фольклором (перефразированные пословицы, поговорки):

                Ничего, с земли не сгонят,

                Дальше фронта не пошлют.

                Города сдают солдаты,

                Генералы их берут.

– Найдите в поэме уменьшительные слова, характерные для устной народной поэзии, постоянные эпитеты. («Сыночек», «голубочек», «кусочек» в главе «Дед и баба»; постоянные эпитеты: «година горькая», «земля сырая».)

– Поэма насыщена идиоматическими выражениями («скажи по чести», «парень хоть куда», «шут с тобой», «жизни даст»), солдатскими профессионализмами – оборотами, родившимися в условиях фронтовой жизни («данная точка», «рваная яма», «садить из миномета»).

– Герои поэмы разговаривают не правильными литературными фразами, а живой речью. Много диалогов – что создает эффект присутствия читателя в группе товарищей-однополчан.

– К устной народной поэзии произведение приближает синтаксический параллелизм, фразы – лейтмотивы в каждой главе, повторы отдельных фраз или целых строф как внутри одной главы, так и на протяжении всей поэмы.

Синтаксический параллелизм

                Бой в лесу, в кустах, в болоте,

                Где война стелила путь,

                Где вода была пехоте

                По колено, грязь – по грудь;

                Где брели бойцы понуро,

                И, скользнув с бревна в ночи,

                Артиллерия тонула,

                Увязали тягачи.

Точные, впечатляющие эпитеты

                И чернеет там зубчатый,

                За холодною чертой.

                Неподступный, непочатый

                Лес над черною водой.

Метафоры выражены чаще всего самыми распространенными словами-понятиями преимущественно крестьянского, простонародного обихода: война – «пахала», «бомбы топчут города»; «греют землю животом».

– Стих «Книги про бойца» – 4-стопный хорей.

8. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.

Бойцы верили, что Василий Теркин – живой, реальный человек, что он, может быть, даже их однополчанин.

«Может быть, в Красной Армии и нет солдата по имени Василий Теркин. Но многие тысячи таких, как он, русских солдат, носящих другие имена, живут и воюют. Их характерные черты собрал в образ своего героя автор поэмы "Василий Теркин", лауреат Сталинской премии Александр Твардовский.

Василий Теркин – литературный герой. Его создал поэт. Но такова сила настоящего искусства слова, что он стал для нас, для всех читателей, живым и подлинным человеком, у которого учатся, слова которого повторяют, которому хотят подражать. Герой поэмы вошел в наш боевой быт, как постоянный спутник, как умелый друг и советник» , – писал А. Л. Гришунин, исследователь творчества Твардовского.

IV. Подведение итогов урока.

1. Заключительное слово учителя.

«Книга про бойца» адресовалась солдату в такой же «просоленной гимнастерке», что и у героя. Она писалась и доходила до читателя отдельными главками «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая ее после Победы, поэт признавался:

                       Я мечтал о сущем чуде:

                       Чтоб от выдумки моей

                       На войне живущим людям

                       Было, может быть, теплей...

И чудо свершилось: книга Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что «Теркина» читали на досуге». Ее герой пришелся по нраву миллионам. Он жил той же жизнью, теми же заботами, что и весь окопный народ, – от самых заурядных житейских («Потерял боец кисет...») до глубоко личных, сокровенных, таких, как неотступные мысли о доме, близких, погибших товарищах и собственной участи:

                      Ветер злой навстречу пышет,

                      Жизнь, как веточку, колышет,

                      Каждый день и час грозя.

                      Кто доскажет, кто дослышит –

                      Угадать вперед нельзя.

Чудо этой книги еще и в том, что в непритязательной вроде бы форме солдатских «баек» («без начала, без конца, без особого сюжета») воплотились самые высокие человеческие чувства: непоказной патриотизм, способность к подвигу, сострадание чужому горю. Словом, все лучшее, что есть в народном характере. Своим искрящимся, заразительным юмором Теркин скрашивал солдатские невзгоды. А рядом с «прибауткой, шуткой самой немудрой возникают и проникновенные лирические картины природы, и неприкрашенная правда жесточайших боев, невозвратимых потерь («Люди теплые, живые / Шли на дно, на дно, на дно»). Подлинная вершина книги – разговор Теркина со Смертью. Вот с какими словами обращается к ней боец:

                – Я не худший и не лучший,

                Что погибну на войне,

                Но в конце ее, послушай,

                Дашь ты на день отпуск мне?

                Дашь ты мне в тот день последний,

                В праздник славы мировой,

                Услыхать салют победный,

                Что раздастся над Москвой?

                Дашь ты мне в тот день немножко

                Погулять среди живых?

                Дашь ты мне в одно окошко

                Постучать в краях родных?

                И как выйдут на крылечко, –

                Смерть, а Смерть, еще мне там

                Дашь сказать одно словечко?

                Полсловечка?

                – Нет. Не дам.

Здесь вся сила духа и, если воспользоваться выражением Салтыкова-Щедрина, «нравственное изящество» героя.

«Полная свобода обращения со стихом и словом», которую ощутил Твардовский при работе над этой книгой, выразилась и в ее жанровом богатстве, и в разнообразии строф – то коротких, то длинных. Сам автор именовал «Теркина» «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».

2. Чтение отрывка «О родине большой и малой» А. Т. Твардовского (проецируется на экран).

«У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна.

Для всякого художника, в особенности художника слова, писателя, наличие этой малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение. <...> В творениях подлинных художников – и самых больших, и более скромных по своему значению – мы безошибочно распознаем предметы их малой родины. Они принесли с собой в литературу свои донские, орловско-курские, тульские, приднепровские, волжские и заволжские, степные и лесостепные, уральские и сибирские родные места. Они утвердили в нашем читательском представлении особый облик этих мест и краев, цвета и запахи их лесов и полей, их весны и зимы, жары и метели, отголоски их исторических судеб, отзвуки их песен, своеобычную прелесть иного местного словечка, звучащего отнюдь не в разладе с законами единого великого языка...»

Пользуясь текстом «Василия Теркина», ответьте, чем мила поэту его «малая родина»?

Домашнее задание: домашнее сочинение по одной из тем: «Теркин – кто же он такой? », «Поэма "Василий Теркин" – энциклопедия Великой Отечественной войны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок: А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.

Открытый урок молодого специалиста школы № 11 г. Калининграда Жарковой Марии Александровны.Урок изучение нового материала. Знакомство с личностью А.Т. Твардовского: жизнь и этапы творчества поэта....

Тестовые задания по поэме « Василий Теркин».

Проверочная работа на знание содержания поэмы "Василий Тёркин" А. Твардовского...

Поэма"Василий Теркин" А.Т.Твардовского и русская народная сказка

Раскрытие глубокой связи между поэмой и русской народной сказкой....

Конспект урока : «А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».

Урок по жизни и творчеству А.Т.Твардовского был проведен в 7 классе по программе Г.С.Меркина. В основу урока легли краеведческие материалы....

конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин"

Конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин" Цель урока - показать роль поэмы в годы ВОВ...

Конспект урока "Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина"

Цели урока:Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор, выявить определяющие качества Василия Теркина.Развивать навыки анализа поэтического текста, навыки связной речи, умения обобщать, делать в...