Обзор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Новый мир» за январь 1980 года
материал по литературе (10 класс)

Алексеева Анастасия Евгеньевна

ОБРАЗЕЦ. Обзор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Новый мир» за январь 1980 года

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alekseeva_a.e._obzor_zhurnala._obrazets.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗЕЦ

Обзор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Новый мир» за январь 1980 года


Журнал «Новый мир» выходит в Москве с 1925 года. Годы существования журнала были прожиты им не в безвоздушном пространстве – вместе со страной и эпохой. История русской словесности ХХ века и начало XXI века – со всеми ее сложностями и противоречиями, со всей ее славой и позором – так или иначе запечатлена на страницах «Нового мира». Если воспользоваться избитым выражением «столбовая дорога литературы», то дорога эта всегда проходила через «Новый мир». "Войска в Афганистан Советский Союз вводить не будет. Появление наших солдат в вашей стране, товарищ президент, наверняка восстановит большую часть афганского народа против революции..." Это ответ Л.И.Брежнева Мухаммеду Тарраки на его просьбу в сентябре 1979 года ввести советские войска в Афганистан. А в декабре 1979 года началась война. Безусловно, «Новый мир» не мог не отреагировать на это событие.

Первая рубрика – Проза и поэзия.

Номер открывает начало романа Даниила Гранина «Картина».

Даниил Гранин, лауреат Госпремии России и дважды лауреат Госпремии СССР, в романе "Картина" вновь обращается к проблемам большого общественного звучания.

Действие книги разворачивается в России конца XX века. Ответственность перед "малой родиной", памятными с детства местам заставляет героя романа Сергея Лосева совершать неординарные поступки, идти наперекор устоявшемуся мнению большинства.

Стихотворения, напечатанные в этом номере, объединены темой – темой войны, темой памяти. Здесь и стихотворения Виктора Смирнова «Три стихотворения», и стихотворение Давида Самойлова «Память», и «Новые стихи» Николая Глазкова, и «Истоки» Вениамина Колыхалова, и «Все становится на места» Юрия Каменецкого.

  1. Виктор Смирнов с 1972 года пишет стихи, в том числе на английском языке. Их палитра, лирическая, "камерная", разнообразна по тематике и жанру. В них - раздумья о жизни, о Вечности, попытки осмыслить "свое" место в судьбе страны как гражданина и поэта, - отсюда его обращение к творчеству Пушкина и Шекспира.

Написанные, в основном, простым и "доходчивым" языком, стихи Виктора Смирнова часто приобретают символическую "окраску" - здесь чувствуется влияние таких его любимых поэтов, как Блок, Северянин, Бальмонт, Хлебников - и тогда его стихи становятся образными, метафоричными, а по жанру - духовными, "космическими". Большая же часть поэзии Виктора Смирнова - о дружбе и любви; встречаются военная и спортивная темы. В данном номере напечатаны «На земле – Чечня! Три стихотворения» Смирнова из сборника «Попробуй этот бунт останови!». Тема – война: «Солдатик в смертных муках корчится,

     Где вы: память, правда, правота?

     Говорят, что скоро время кончится,

     И придет к нам с неба пустота.

     Человеки, мертвое не сейте!

     Ежели не станете людьми,

     То настанет в мире эра смерти

     Вместо жизни, песни и любви.

     Рухнет в бездну солнце, что крылато,

     Восходило над цветеньем груш.

     Даже дьявол улетит куда-то

     Без людских, таких наивных, душ…»

  1.  В стихах Самойлова «за простотой семантики и синтаксиса, за ориентацией на русскую классику, кроется трагическое мироощущение поэта, его стремление к справедливости и человеческой свободе». И стихотворение «Память» не исключение.
  2. Виктор Кузнецов говорил о Глазкове: «Многие, кто отродясь не слыхивал о Николае Глазкове, знают стихи этого поэта, ставшие народной мудростью. «Я на мир взираю из-под столика, век двадцатый – век необычайный: чем столетье интересней для историка, тем для современника печальнее». «Пусть заходит ум за разум в море неизвестности, но не сдамся двум заразам – тусклости и трезвости!». «Ты сказала мне: – Нельзя же сразу! – Я сказал: – Нельзя же никогда!».

А сочиненное им еще до войны самое короткое в русской поэзии четверостишие: «Мы – умы, а вы – увы!»?»

  1. Сергей Наровчатов вошел в литературу как талантливый поэт фронтового поколения. Говорит о необходимости дружбы как основе послевоенных человеческих отношений. Публицистичность и полемическая направленность многих стихов Наровчатова не заглушали в них романтизма и задушевности. Интимная лирика Наровчатова, стихи, посвященные 12-летней дочери, «Разговор с дочкой» и «Скучное лето», вызвали живой интерес у А.Фадеева, поддержавшего молодого поэта.  В стихах Наровчатова звучал не только «металл» публицистичности, но и высокий пафос глубоких человеческих отношений. Однако Наровчатов не замыкался на теме фронтовой и интимной лирики, страсть к путешествиям и любовь к истории также нашли немалое место в его поэзии. Тяготение к эпосу, историческому объему постоянно присутствует в лирике Наровчатова. И поэтому не случайно в конце 1950-х он обращается к жанру поэмы. Тема истории России раскрывается Наровчатов не только в вышеназванных поэмах, но и в его рассказах «Абсолют» (1979), «Диспут» (1980), «Ведьмы» (1980). В янв. 1959 Наровчатов создает одно из лучших своих стихотворений «Пес, девчонка и поэт». Материал пригрезившегося поэту сюжета — спасение замерзшей собачки и бросившейся с моста девицы, рождение сказочного Гвидона — оказался поэтическим розыгрышем, за которым никаких добрых дел не стояло, ибо все это поэту только пригрезилось. Мораль — человек ни на минуту не должен быть в жизни равнодушным и бездейственным: «И в этот вечер я не встал со стула, / История мне не простит вовек, / Что пес замерз, девчонка утонула, / Великий не родился человек!»  В последней, итоговой своей поэме «Фронтовая радуга» (1978-79) писатель вновь обращается к своей молодости, к началу пути своего поколения, к тем погибшим товарищам, которые не вернулись с войны — Н.Майорову, М.Кульчицкому, Г.Суворову, П.Когану и др. В этой поэме тесно переплелись исторические, философские и психологические мотивы лирики Наровчатова. Ее сюжет — рассказ о недолгой любви двух молодых людей, геройски погибших на войне. В данном номере – рассказ Наровчатова «Абсолют».
  2. «Муром целомудренный над Окой хрустальной…». Эти строчки из новой исторической поэмы А. Вознесенского «Андрей Полисадов» муромским читателям посчастливилось услышать раньше, чем ее прочтут досужие критики и составят о ней свое мнение. В основу ее сюжета вошли события из жизни прапрапрадеда поэта, личности прогрессивно мыслящей, одного из видных людей Мурома XIX века Андрея Полисадова. Немало места отводится в поэме личным впечатлениям поэта о муромской земле, её древнем городе, его мастерах-созидателях…

Вторая рубрика – Публицистика.

Дана статья Эрнста Генри (Советский журналист-международник. Его подлинное имя - Семен Николаевич Ростовский. Работал разведчиком в Германии, затем в Англии. В начале 30-х годов был агентом Коминтерна. В 1934 году опубликовал книгу «Гитлер над Европой», в 1936 году - книгу «Гитлер против СССР», разоблачавшую фашистскую политику и с необыкновенной точностью описывающую нападение Германии на Советский Союз. Гитлер объявил автора этой книги своим личным врагом. Талантливый публицист, он оставил солидное творческое наследие - статьи по международной политике, памфлеты, путевые очерки, литературные портреты) «Неофашизм поднимает голову»: «Близится тридцатипятилетняя годовщина побед в величайшей битве в истории человечества – победы над фашизмом. У кого из нас те годы не оставили неизгладимый след в душе на всю жизнь?

        Сигналы, свидетельствующие об активации неофашистов, приходят из разных стран.

        В Западной Германии, когда-то очаге мирового фашизма, на горизонте внезапно обозначилась тень выглядывающего из могилы Гитлера. Книги о нем расходятся в огромном количестве, «очеловечивающие» его фильмы смотрят миллионы людей…»

Третья рубрика – В мире искусства.

В этом разделе рассказывается о народном художнике СССР, о профессоре, о члене Академии художеств СССР, о Евгении Адольфовиче Кибрике. Вступительная часть статьи В. Кеменовой.

Четвертая рубрика – Литературная критика.

Статья В. Турбина к 120-летию со дня рождения А. П. Чехова «Воды глубокие. Из заметок о жизни, творчестве и поэтике Чехова»: «…Чехов как будто бы последователей не искал, а, скажем, монологи его героев о России, которая станет их садом, на фоне программной социальной педагогики, предшествовавшей Чехову и окружавшей его, звучат достаточно неопределенно. Понятно, что значит быть последователем Чернышевского, Короленко, Михайловского, Л.Н. Толстого. Но что значит быть последователем Чехова? Что последователь Чехова призван пропагандировать? Каким быть?

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь, -

Сказал Некрасов о герое поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Применимо ли это к Чехову? Казалось бы, нет. Но странно и по-человечески тяжело как-то: в тихой жизни Чехова (и не эпизодом каким-нибудь , а чем-то определяющим и решающим) предстает то, что с угрюмым юмором предсказано было Некрасовым, - чахотка, Сибирь..»

Пятая рубрика  - Дневники. Воспоминания.

Эта рубрика также посвящена 120-летию со дня рождения А.П. Чехова. «Его книги, - говорит автор вступительной статьи, - непрерывно издающиеся, всегда оказываются библиографической редкостью». Здесь даны воспоминания следующих выдающихся личностей: А.С.Суворина, Бориса Лазаревского, Е.П Семенова, М.М. Читау: «Ко времени постановки чеховской «Чайки» на сцене Александринского театра необходимость искания «новых тонов» окончательно созрела в сознании молодых драматургов, но еще совсем не проникла в сознание большой публики. И театральные заправилы, впрочем всегда довольно равнодушно относившиеся к русскому драматическому театру, не думали о новшествах…»

Шестая рубрика – Публикации и сообщения.

«Талант крупный и самобытный» - статья к 80-летию со дня рождения Михаила Исаковского: «С именем Михаила Исаковского связана целая эпоха советской поэзии. В сложную пору решительного революционного преобразования села он как никто другой из его современников с гражданской зрелостью и художественной силой сумел передать и всю горькую безысходность прошлой крестьянской жизни, и то новое в деревенской России, что захватило поэта размахом социального переворота, романтикой грядущей полноценной жизни». Также здесь опубликованы письма М. Исаковского, предоставленные журналу Центральным государственным архивом литературы и искусства и вдовой писателя А.И. Исаковской.

Седьмая рубрика – Из редакционной почты.

Восьмая рубрика – Книжное обозрение.

Литература и искусство: Валентин Курбатов. На расстоянии истории. – Михаил Синельников. Постоянство перемен. – М. Злобина. История и миф.

Политика и наука: А. Нежный. Разговор об экономической гармонии. – Ф. Френкель. Портрет ученого. – И. Геевский. Уроки «бурного десятилетия».

Коротко о книгах:

Татьяна Комиссарова. – Два мира – две судьбы. Сборник статей.

 В. Лобачев. – И.Г. Моргенштерн, Б.Т. Уткин. Занимательная библиография.

Представлены книжные новинки.

Девятая рубрика – библиография


Краткая история журнала.

        "Новый мир" ведет свою историю с 1925 г., когда в мае вышел первый номер. Это издание всегда считалось лидером среди "толстых" журналов. Здесь печатались лучшие произведения литературы, выступали самые авторитетные критики, литературоведы. Первыми редакторами журнала были А.В. Луначарский, Ю.М. Стеклов, которого вскоре сменил И.И. Скворцов-Степанов.В 1926 г. ответственным редактором становится В.П. Полонский (до 1931 г.). В числе последующих редакторов - Н.М. Гронский (1932-37), В.П. Ставский (1937-41), В.Р. Щербина (1941-46), К.М. Симонов (1946-50; 1954-58), А.Т. Твардовский (1950-54; 58- ). В "Новом мире" печатались многие молодые поэты - Свеклов, Голодный, Васильев, Уткин, Кирсанов и др. Из прозаиков стоит назвать Ю. Домбровского, Ю. Трифонова, Ф. Абрамова, М. Пришвина, М. Шолохова, В. Иванова и др. За прозой росла критика и публицистика тогдашнего журнала. И можно сказать, что в то время "Новый мир" не знал конкурентов среди периодической печати. Действительно, для поколения "шестидесятников" журнал Твардовского был в какой-то мере точкой опоры. Он стремился поднять уровень человеческих и общественных отношений, литературно-эстетический уровень. Сегодня тираж журнала резко снизился в сравнении с 1980-ми годами. Это связано с рядом объективных причин. Среди которых и удорожание производства, почтовых пересылок и т.д. Но журнал также востребован, его читают. На страницах издания встречаются интересные исследования в области литературоведения, серьезные теоретические работы. Стоит отметить, что "Новый мир" - журнал традиционного направления. Если другие журналы охотно печатают вещи модернистские, сенсационные, не всегда качественные, то "Новый мир" старается этого избегать. Этот журнал соблюдает верность реалистической литературе классического направления. Чтобы молодому начинающему писателю, поэту быть напечатанным в "Новом мире" нужно иметь одно - достаточно высокий художественный уровень произведений. В настоящее время главный редактор журнала - А.В. Василевский В 2000 г. журнал отметил свой юбилей (75-ый). И надо сказать, что настроение у ответственных за выпуск "Нового мира" оптимистичное. Например, член редколлегии писатель Д.А. Гранин с гордостью заявляет: "Новый мир" - как "толстый" литературный журнал - не только советская традиция, продолжение традиции русской литературы, но явление всемирное. "Новый мир" - не альманах, не сборник произведений, а литературный процесс, определяющий идейную ориентацию журнала, его лицо".Постоянные рубрики журнала: С позиции художественной литературы издание раскрывают разделы "Романы. Повести. Рассказы." и "Стихи и поэмы". Но гораздо ревностнее журнал относится к публицистике, поскольку она более открыто определяет направление журнала. "Дневник писателя". В этой рубрике писатели делятся своими мнениями, оценивают творчество коллег. Материал изложен в художественном стиле. "Далекое близкое". Рубрика, содержащая интересные, информативные публикации на историческую тему. Это воспоминания, мемуары, записки, переписка, архивные материалы. "Времена и нравы". Статьи о литературе вообще, о русском языке, об отношении современного читателя к русской классике. "Философия. История. Политика." Журнал откликается на важнейшие события политической и социальной жизни.

"По ходу дела". Рубрика также носит общественно-политический характер. Обсуждаются наиболее волнующие, интересные события, происходящие в стране и за ее пределами. Даются субъективные оценки. Рубрики "Мир науки" и "Мир искусства" для читателей, интересующихся новейшими достижениями науки, а также музыкой, архитектурой, живописью, театром и т.д. "Очерки наших дней". Содержит материалы о жизни русской провинции. "Литературная критика". Помещаются статьи проблемного характера по вопросам русской и зарубежной литературы. "Рецензии. Обзоры". Содержит развернутые критические статьи на произведения, отдельно изданные и статьи в журналах. Раздел "Библиография" помогает читателю ориентироваться в растущем документальном потоке по различным отраслям. Включает библиографическое описание издания плюс краткая аннотация.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Саморазвитие личности школьника через исследовательскую деятельность" (№ 5, 2014)

В статье рассматривается исследовательская компетентность как важная составляющая учебной деятельности современного школьника. Это качество включает в себя такие компоненты, как опыт индивидуальной и ...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Педагогическая поддержка участия школьника во внеаудиторной деятельности как полноправного субъекта воспитательного процесса (№ 9, 2014)"

В статье представлен опыт создания классным руководителем системы воспитательной работы по развитию и формированию личности учащегося; рассматриваются формы и методы воспитательной работы педагогов в ...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Психологический аспект на уроках английского языка" (№ 1-2, 2015)

В статье рассматривается психологический аспект на уроках английского языка, без учета которого самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов в подростковой школе. Автор утверждает, ч...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Методическое мастерство – основное слагаемое успеха" (№ 5-6, 2015)

В статье рассматриваются активные методы обучения иностранному языку в подростковой школе. Автор приводит яркие примеры интересных внеаудиторных мероприятий. В статье подчеркивается, что от методическ...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Развитие творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность" (№ 9-10, 2015)

В статье рассматриваются вопросы развития творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность. Авторы рассказывают об основной задаче педагогов школы научить школьников рационально ст...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)

В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...

«Общественно-политическая жизнь в 30-е годы. Конституция 1936 года: содержание и реальность»

Комбинированный урок на тему: «Общественно-политическая жизнь в 30-е годы. Конституция 1936 года: содержание и реальность»...