Открытый урок по творчеству Х.Авшалумова
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Жизненный и творческий путь великого поэта Х.Д.Авшалумова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РД

Средняя школа – интернат №6

Подготовила: учитель русского языка

и литературы

Касимова Ш.Н.

Тема: Жизненный и творческий путь народного писателя Дагестана Хизгила Авшалумова

Цели:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Хизгила Авшалумова.

2. Развить навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение.

3. Воспитывать чувство гражданской ответственности.

4. Воспитывать любовь к родному языку и литературе, чувство юмора, критическое отношениие к себе и к жизни.

Оборудование:

ТСО, портрет Хизгила Авшалумова , книжная выставка (издание произведений Хизгила Авшалумова), свечи.

Оформление:

Эпиграф к уроку:

«Ему суждено было по крупицам собирать сокровищницу истории, культуры и языка своего народа»

Курбанов Бадрутдин

загруженное.jpg

Лексическое значение слов:

Двоедушие - двуличие, неискренность.

Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность добродетелью.

Ход урока.

#1054;рг. Момент.(слайд №1)

#1042;ступительное слово учителя.

В состав Российской Федерации, кроме русского народа, входит много других народов и народностей, для которых Россия - родина, большой наш общий дом. Поэтому мы должны интересоваться и знать литературу других, братских нам народов, уважительно относиться к народному достоянию… Говорят, что ничто не исчезает. Ни единый наш след. Ежесекундно мы оставляем свои автографы в делах, поступках, душах людей. Но есть особая категория людей, счастье которых во всенародном признании их таланта. А признание приходит потому, что всю свою творческую жизнь они отдают народу, стремясь понять его душу, его боль и радость, оценить его величие. (слайд №2)

Сегодня мы поговорим об удивительном человеке, нашем земляке, о народном писателе на Дагестана, заслуженном работнике культуры Российской Федерации и Республики Дагестан, лауреате премии имени Сулеймана Стальского Хизгиле Авшалумове, чье творчество не нуждается в представлении. Его след в нашей жизни – это единая книга – книга мудрости и добра, книга истины и веры, книга любви и боли, книга мгновений и вечности. Таты – одна из коренных народностей Дагестана. Большей частью они проживают в Дербенте и Дербентском районе, их до революции называли горскими евреями. Нас немного – всего тридцать тысяч. К этому маленькому народу принадлежу и я». Так пишет о своем народе и о себе Хизгил Авшлумов.

III Основная часть

Учитель: Начнем наш урок с эпиграфа. (слайд №3)

- Как вы понимаете высказывание Б. Курбанова

- это высказывание о самом Хизгиле Авшалумове. Оно определяет, во-первых, свойства «души» писателя: доброту и открытость, искренность и отзывчивость, мудрость и наблюдательность, любознательность;

Во – вторых, гражданскую позицию автора: активное участие и не- безразличие ко всему, что происходит вокруг; стремление облагородить, сделать окружающий мир лучше; гневное осуждение пороков: лицемерия и двоедушие.

Словарная работа. (слайд №4)

- Запишите эти слова в тетрадях.

Двоедушие - двуличие, неискренность.

Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность добродетелью

  1. Жизненный и творческий путь Хизгила Авшалумова

Учитель: Прежде чем, мы приступим к работе над его рассказами, давайте прослушаем сообщения о самом писателе.

1 ученик: Родился писатель в 1913 г. в селении Нюгди, что неподалеку от Дербента. Здесь, в родном селении, он похоронил и отца, и мать, когда ему, самому старшему из детей, было всего лишь двенадцать лет. О себе писатель рассказывает: Детства, к сожалению, у меня не было. Я никогда не произносил самое дорогое для всех детей слово «мама». Я даже не помню ее, свою мать. Зато очень хорошо помню, как только мачеха пришла в дом моего отца, на следующий же день она строго предупредила меня, четырехлетнего малыша, чтоб я никогда не смел называть ее мамой. А все же вопреки ее строгому запрету слово «мама» один раз криком вырвалось у меня из груди. Это было на фронте 1942 года, кода осколок фашистского снаряда тяжело ранил меня и едва не лишил жизни. Кто знает, может, это слово и спасло меня в тот миг от смерти. С раннего утра и до вечерних сумерек он пас колхозное стадо, лишенный возможности учиться и весело играть со своими сверстниками. (слайд №5)

2 ученик: В 1933 году будущий писатель учился в областной советской партийной школе, после окончания, которой стал сотрудничать в областной газете «Захметкеш», что означает «труженик» С 1938 по 1941 годы — научный сотрудник Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала. За этот период им собрано значительное количество произведений горских евреев фольклора разных жанров (фольклора горских евреев), которые вошли в подготовленный им первый сборник горско-еврейского фольклора. Дочь писателя, Людмила Авшалумова, работала в Дагестанском государственном университете. (слайд №6)

3 ученик: Особая страница в биографии Хизгила Авшалумова – это Великая Отечественная Война. (слайд №7) Когда началась война, Авшалумов добровольцем ушел в армию. Он служил заместителем командира кавалерийского сабельного эскадрона казачьего полка. Воевал на Северо-Кавказском и Белорусском фронтах. Дважды был ранен, получил боевые и памятные правительственные награды. (слайд №8) Хизгил Авшалумов относится к тем художникам слова, которые и в своей судьбе, и в творчестве смогли соединить трагедию войны с неугасаемым народным юмором. Даже самые драматические страницы его книг дышат оптимизмом, верой в торжество справедливости и свободу человека.

4 ученик: Демобилизовавшись в звании капитана, ряд лет работал в редакции газеты «Дагестанская правда», (слайд №9) позже консультантом и секретарем правления союза писателей Дагестана. В 1953 году окончил исторический факультет Дагестанского педагогического института в Махачкале. В 1960 – 1991 года работал редактором журнала «Наша советская Родина», где публиковал рассказы о жизни горских евреев.

5 ученик: Прошло много лет со дня окончания войны, со дня одержанной нами великой победы. Поколение, прошедшее войну… это люди, для которых суровые годы стали почвой и судьбой. Поэтому они старались успеть доказать нам то, через что пришлось пройти.

Хизгил Авшалумов много времени проводил со своими внуками, и нет ничего удивительного в том, что одним из стихотворений юного поэта, которого зовут так же, как и дедушку является стихотворение «9 Мая», а посвящено оно самому дорогому и любимому человеку – писателю Хизгилу Авшалумову.

- Давайте послушаем это стихотворение.

6 ученик: Чтение стихотворения «9 Мая»

Учитель: 9 Мая навсегда останется символом силы и достоинства нашего государства, символом священной памяти и гордости за наш мужественный народ.

Сколько бы не минуло с мая сорок пятого года, этот долгожданный, выстраданный День Победы остается нашим общим, поистине всенародным праздником. Наш долг – свято хранить память о Великой Победе.

Хизгил Авшалумов – автор многих книг, которые вошли в духовную жизнь нескольких поколений. Его герои воспринимаются как живые, реальные люди, которых мы узнаем и порою самого автора называем их именами. Это счастье, которое так редко выпадает на долю писателей. Автор книг «Как я воскрес», «Невеста с сюрпризом», «Сказание о любви», «Фамильная арка», повести «Возмездие» и поэмы «Гюльбоор», большого цикла рассказов о хитроумном Шимми Дербенди и других, открыл читателю мир, полный тревог, борьбы страстей, светлых надежд, в котором живут люди цельные, порядочные и добродушно – наивные. С некоторыми из его героев мы сейчас познакомимся(слайд №10)

Рассказ Х.Авшалумова «Модная невеста»

Инсценирование рассказа Х.Авшалумова «Подарок для жены»

- Вот мы рассмотрели два рассказа Х.Авшалумова «Подарок для жены» и «Модная невеста». Почему эти рассказы вызывают у нас смех?

- А что такое сатира?

- А что такое юмор?

Юмор используется писателями для высмеивания пороков, недостатков в поведении людей. Хизгил Авшалумов обагатил всю татскую и дагестанскую литературу новым образом – Шимми Дербенди. Этот старец является носителем лучших черт своего народа: он мудр, справедлив и суров, чуток и сердечен. Он нетерпим к бездельникам, лгунам, тунеядцам и им подобным. Значит Хизгил Авшалумов писатель- сатирик, писатель – юморист

Учитель: Хизгил Авшалумов известен не только как сатирик, но и писатель отразивший обычаи, традиции и быт своего народа на фоне драматических событий дореволюционного и советского периода. Выпустил несколько поэтических сборников, в том числе для детей. В сборник «Гюльбоор» вошли стихи и одноименная поэма о судьбе женщины – горской еврейки, Героя Социалистического Труда Гюльбоор Давыдовой. (слайд №11) Бывшая батрачка, в будущем – знатный виноградарь, Гюльбоор Давыдова пользовалась залуженным уважением у своих земляков. Её именем названа одна из улиц нашего города. Ее земляк, татский поэт С.Изгияев написал о ней песню «Гюльбоор», а музыку к ней сочинил композитор Д. Ашуров. Эта песня в народе пользуется широкой популярностью.

А сейчас давайте все вместе послушаем пеню «Гюльбор» на татском языке (проигрываеся видео).

  1. Писатели Дагестана о Хизгиле Авшалумове

Учитель: Дагестанский писатель Камал Абуков сравнивал Хизгила Авшалумова с ореховым деревом.

7 ученик: Ореховое дерево не поддается заморозкам, не гнется под натиском ветров, до зимних снегопадов не опадают его листья, с ранней весны до глубокой осени зреют его плоды и имеют целительную силу.

8 ученик: А аромат? Не случайно мы еще детьми между страниц школьных учебников закладывали листья ореховых деревьев.

9 ученик: Ореховое дерево образовывает вокруг себя особую атмосферу устойчивости, задумчивости и какой-то мудрости. Да и тень у него особая – благородная.

10 ученик: У Хизгила Авшалумова завидная судьба. Он остался запечатленным в своих книгах, а значит и в нашей памяти.

11 ученик: Потому что этому человеку было свойственно стремление к полной самоотдаче, строгая требовательность к себе, благородство в поступках, делах и мыслях, неисчерпаемость его таланта.

IV. Заключение.

У каждого писателя имеется свой любимый жанр.

- А что такое жанр?

Таким для Хизгила Авшалумова является жанр коротко юмористического рассказа, к которому относится цикл новелл «Похождение хитроумно Шимми Дербенди». Через Шимми Дербенди автор сумел показать прошлое и настоящее народа.

Хизгил Авшалумов – особый человек. Ведущей темой в творчестве писателя стала тема борьбы с пережитками старины. Мы рассмотрели только некоторые юмористические и сатирические рассказы. Его рассказы читаются с интересом и всегда вызывают веселый, добродушный смех.

Его биография – это биография страны. Он жил со своим народом, разделял его горести и радости.

В Махачкале на доме по улице М. Гаджиева, где жил писатель, в 2002 году открыта мемориальная доска. В 2003 году на родине писателя Хизгила Авшалумова в сел. Нюгди средней школе присвоено имя прославленного земляка.

Республика Дагестан в 2013 году отмечает столетие со дня рождения писателя.

Итог урока .

- Итак, сегодня на уроке мы прослушали сообщение биографии и творчестве Хизгила Авшалумова, рассмотрели его рассказы и узнали, что он писатель – сатирик, писатель – юморист. (слайд №2)

Дом.задание.

- Прочитать рассказ Хизгила Авшалумова «Ай, шобош»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 13

МОДНАЯ НЕВЕСТА

Слайд 14

Подарок для жены Х. Авшалумов

Слайд 18

Видео с друзьями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по творчеству Г. Гейне

Открытый урок на семинаре учителей...

Открытый урок. Прикладное творчество. Валяние.

Занятие по мокрому валянию. Возраст детей от 8 лет.Валяние цветка мака.Прикладное творчество, студия дополнительного образования....

Открытый урок по творчеству А.С.Грибоедова "Неизвестный Грибоедов" с использованием технологии развития критического мышления

Данный урок является отражением моего профессионального кредо: дать шанс каждому ребенку проявить себя. Для этого я использую как основную форму организации деятельности учащихся - групповая, па...

Презентация к открытому уроку по творчеству М.Цветаевой

Кто создан из глины, кто создан из плоти -Тем гроб и надгробные плиты... В купели морской крещена - и в полетеСвоем - непрестанно разбита!Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сетиПробьется мое сво...

Презентация к уроку по творчеству Х.Авшалумова

Презентация содержит фотоматериал к уроку...

Открытый урок по творчеству В.М. Шукшина

Шукшин - сын своей земли и своего времени, он принадлежит к разряду писателей, которым талант, отмеренный природой, позволяет шагнуть в будущее. Самые главные вопросы, которые он затрагивал в своих пр...

Открытый урок, посвященный творчеству Ю. Друниной

план окрытого мероприятия в 9 классе...