Исследовательская работа «Аллюзия как средство раскрытия идейно-философской концепции Леонида Андреева в рассказе «Бездна»
творческая работа учащихся по литературе (11 класс)

Киналь Марианна Васильевна

Цель работы:  исследование философского мировоззрения Леонида Андреева сквозь призму анализа природы аллюзий в рассказе «Бездна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл allyuziya.docx41.39 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕРВЫЙ СЕВЕРНЫЙ-29 РЕГИОН»

 

  

Направление «Филологическое»

         

«Аллюзия как средство раскрытия идейно-философской концепции Леонида Андреева в рассказе «Бездна»

Исследовательская работа

         

Выполнена воспитанницей 11 класса «Школы-интерната №1 ОАО «РЖД», ГО «Котлас» Архангельской области

 Чечиль Евгенией Васильевной

         

Руководитель - учитель

«Школы-интерната №1 ОАО «РЖД», ГО «Котлас» Архангельской области

 Киналь Марианна Васильевна

 

Котлас 2023

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Аллюзия в рассказе Л. Андреева «Бездна»……………………………….6

               & 1. Приём аллюзии в художественной литературе……………………..6

               & 2. Проблематика рассказа Л. Андреева «Бездна»……………………...7

               & 3. Аллюзия как средство раскрытия идейно-философской

                       концепции рассказа «Бездна»………………………………………...7

Заключение……………………………………………………………………………12

Библиография…………………………………………………………………………13

Приложение…………………………………………………………………………...14

Введение

Актуальность темы исследования.

Историко-культурная реконструкция философско-нравственных аспектов русской литературы рубежа XIX-XX вв. сегодня особенно востребована, ибо предлагает новые подходы, а тем самым и возможности, в осмыслении и понимании философско-этических и социально-политических ценностей эпохи, в которой мы живем. Проблемы, поднимавшиеся художниками слова в тот исторический период, оказываются созвучными духовному поиску начала нынешнего века.

Современное российское общество переживает ценностный и духовно-нравственный кризис. Вот некоторые данные, опубликованные в брошюре «Проблемы духовно-нравственного состояния общества и подрастающего поколения» (составлена Комиссией Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике, Комитетом Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей). Россия занимает первое место в Европе по доле убийств от общего числа смертей; первое место в мире по потреблению крепких алкогольных напитков и инъекционных наркотиков; по количеству брошенных детей и по уровню абортов; одно из первых мест по уровню разводов;  30% детей рождены вне брака. У России второе место в мире по числу людей в тюрьмах, по числу самоубийств. В нашей стране критически высокий  уровень употребления несовершеннолетними и молодежью алкогольных напитков, табачных изделий и наркотиков; высокий уровень насилия в отношении несовершеннолетних, в том числе семейного насилия, подростковой и молодежной преступности. При этом отмечается критически низкий уровень нравственности среди подростков и молодежи. За последние 15 лет в общественном сознании заметно обесценивались такие понятия, как «нравственность», «долг», «совесть».  Согласно опросу Института социологии РАН 55% молодых людей готовы переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха. Значительная часть молодежи не считают неприемлемыми проституцию, обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену. (8). Опрос, проведённый нами среди учащихся 9-11 классов школы-интерната №1, также показал, что большинство молодых людей готовы согласиться с утверждением, что сейчас в нашем обществе царит нравственный беспредел. Среди основных пороков названы пьянство, лень, бескультурье, зависть и жестокость. Опрошенные осознают необходимость понятий «мораль», «нравственность», но затрудняются с ответом на вопрос, что нужно сделать, чтобы молодёжь стала лучше в нравственном отношении. (Приложение 1).          

На наш взгляд, сделать общество совершенней может литература. В частности творчество Л.  Андреева, где иррациональность бытия, одиночество человека, не способного обрести гармонию и использующего разум во зло самому себе, являются основными мотивами. "Можно   быть  идеалистом,  верить  в  человека  и  конечное торжество  добра, - писал  Андреев,- и с полным отрицанием относиться к тому современному   двухногому  существу  без  перьев,  которое  овладело  только внешними   формами  культуры,  а  по  существу  в  значительной  доле  своих инстинктов  и  побуждений  осталось  животным. Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь  назад,  ибо  иначе  вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам  идти. Пусть ваша любовь будет так же чиста, как и ваши речи о ней, перестаньте  травить  человека  и  немилосердно  травите зверя."  (2, 197).

Обращение к прошлому - это не слепое копирование, а желание  обратиться  к  предшественникам,  задуматься  над  их  проблемами, а потом  и  переосмыслить  явление  себя  в этом  мире. Поговорить  с  предшественниками  писатель  может  с помощью аллюзии. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования.

Объект исследования: рассказ Л. Андреева «Бездна»

Предмет исследования: аллюзия как средство раскрытия идейно-философской концепции рассказа «Бездна»

Цель работы:  исследование философского мировоззрения Леонида Андреева сквозь призму анализа природы аллюзий в рассказе «Бездна»

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1) провести анкетирование по проблеме нравственного состояния современной молодёжи;

2) изучить художественную и научную литературу по теме исследования;

3) выявить специфические черты рассказа писателя-философа Андреева;

4) определить природу аллюзий в рассказе «Бездна» для раскрытия темы зла, безнравственности, грехопадения общества.

В исследовании учтены современные методологические подходы к гуманитарному исследованию: метод сравнительного анализа; метод герменевтического исследования содержания текста с целью выявления его философского основания; поисковый  метод, анкетирование, математическая обработка данных, обобщение.

Новизна исследования обусловлена тем, что Леонид Андреев является одним из самых сложных и малоизученных  писателей, несмотря на богатый пласт литературы, наработанный к настоящему времени учеными-филологами; в работе раскрыты специфические черты писателя-философа, видевшего в реальности и затем демонстрировавшего в прозе пограничные ситуации; проанализировано использование приёма аллюзии для создания художественной модели пограничной ситуации.

Аллюзия в рассказе Л. Андреева «Бездна»

Приём аллюзии в художественной литературе

Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма состоит в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам. Весьма ярким в отношении использования интертекста является  суждение французского философа XX века Р. Барта: «Текст – это раскавыченная цитата».   (9).

В терминологии литературоведения «перекличка образов» обозначается по-разному: аллюзия, литературная реминисценция, интертекстуальность. Но, как правило, понятие интертекстуальности воспринимается более широко:  художественный    прием, основанный   на  свойстве  текста   включать   в  себя  другие   тексты   или  отсылать  читателя  к  ним. Суть этого явления в том, что писатель (поэт) сознательно, намеренно использует   какое-то   образное выражение,   взятое   из   произведения    другого  автора ( возможно, потому, что оно ему очень понравилось, впечатлило и хочется «украсить» им свой текст; возможно, он хочет ввести чужой текст, чтобы усилить ассоциативный момент). Исходное выражение может быть даже изменено, но должно быть узнаваемо читателем.

Реминисценция же — это неявная цитата, цитирование без кавычек.

Аллюзия (лат. allusio — шутка, намёк) — это стилистическая фигура, содержащая явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. (7). Цель такой аллюзии, как пишет Ш. Нодье, — обратить внимание читателя (или зрителя) на сходство "новой ситуации со старой... Таким образом, аллюзия не только не считается плагиатом, но, напротив, делает честь изобретательному уму...", удачная аллюзия "обличает гений". (5, 92). От цитирования текстовая аллюзия отличается тем, что элементы претекста (т.е. предшествующего текста, к которому в данном тексте содержится отсылка) в рассматриваемом тексте оказываются рассредоточенными и не представляющими целостного высказывания или же данными в неявном виде. Следует отметить, что неявность часто рассматривается как определяющее свойство аллюзии, и поэтому имеется тенденция к использованию этого термина лишь в том случае, если для понимании аллюзии необходимы некоторые усилия и наличие особых знаний. При этом данные элементы текста-донора, к которым осуществляется аллюзия, организованы таким образом, что они оказываются узлами сцепления семантико-композиционной структуры текста-реципиента. (7).

Проблематика рассказа Л. Андреева «Бездна»

Повесть «Бездна» (1902) задумана Андреевым в  целях  всестороннего и  беспристрастного  освещения  подлецки-благородной  человеческой  природы. (10). Человек предстает  в ней  рабом  низменных,  животных  инстинктов.  В произведении рассказывается о том, как молодой студент Немовецкий, сопровождающий семнадцатилетнюю гимназистку Зиночку по пути в город, в темном лесу став невольным свидетелем надругательства над ней, испытывает острое желание насилия и не останавливает себя. Самым поразительным и одновременно страшным в этом рассказе является резкий поворот сюжета, обусловленный состоянием героя: из нежного, заботливого и благопристойного он превращается в существо жестокое, аморальное, не способное контролировать свои желания и поступки.

Аллюзия как средство раскрытия идейно-философской  концепции рассказа «Бездна»

Публикация этого произведения в начале века вызвала бурную полемику и резкие выпады в адрес писателя, которого обвиняли в безнравственности, в клевете на человека. Автор “Литературных очерков”, выступавший в печати под псевдонимом Старый, высказал замечание о схожести “Бездны” Андреева с “Властью тьмы” Л. Н. Толстого (См. “Русское слово”, 1904, № 186, 6 июля). Нам это сравнение представляется знаменательным, так как лейтмотивное слово из рассказа Андреева входит в состав заглавия произведения Толстого и является емким символом. В. И. Беззубов, сопоставляя творчество этих двух писателей, замечает: “У Андреева “тьма” становится многозначным образом-символом.» (3, 24).

Тьма, окружающая Немовецкого, является символом дьявольского начала, которое проникает в душу человека и которое герой не смог побороть в себе, так как не предпринял подобных попыток. Е. А. Михеичева подчеркивает: “Лес и тьма — природные явления, помогающие проснуться в Немовецком темным инстинктам, о существовании которых он и не подозревал” (4, 187). Частота употребления  слов с корнем темн- (тёмн-, тьм-) постоянно напоминает читателю о кромешном аде  (в небольшом рассказе эти слова  употребляются более 20 раз):

1. Впереди, на пологом холме,  темнела  небольшая  роща… 2. И то, что впереди стало темно, не прервало и не изменило их  разговора. 3.  Она смотрела  вниз,  на  тропинку,  отталкивала зонтиком маленькие камешки и следила, как из-под темного  платья  равномерно выдвигался то один, то другой острый кончик маленькой ботинки. 4. …Он горел среди зелени, как  свеча  в  темной комнате… 5. Оттуда,  где  раньше  сверкало  раскаленное  солнце,  бесшумно ползли вверх темные груды облаков и шаг  за  шагом  пожирали  светло-голубое пространство. 6. И снова они шли и говорили, а за ними двигалась, нехотя, темная туча  и бросала прозрачную, осторожно прилегающую  тень. 7. И  все  чаще  вырастали темные  фигуры  оборванных  грязных  женщин… 8. Когда они вошли в лес … стало очень темно, но уютно и спокойно. 9. …В них уже бесшумно залегла на ночь молчаливая тьма… 10. Те ждали, и три пары глаз темнели неподвижно и страшно. 11. Последнее, что он увидел - это кусок рыжей бороды,  почти  попадавшей ему в рот, а за ней темноту леса и светлую  кофточку  бегущей  девушки. 12. Темная туча уже расползлась по всему небу, и  наступила  темная,  тихая ночь. 13. В темноте скоро  исчезла  коротенькая  фигура  рыжего… 14.  Тьма, невидимые ветви, царапающие лицо, и он бежит, закрыв  глаза, и думает, что все это сон. 15. В  лесу  было  совсем  темно… 16. - Милая моя, голубочка моя, это я, - шептал он, ища в темноте ее лицо. 17. …Он искал помощи у окружающего леса и тьмы, но лес и тьма  не давали ее. 18. И  снова  он  набросился  на  несопротивлявшееся  тело,  целуя,  плача, чувствуя перед  собой  какую-то  бездну, темную,  страшную,  притягивающую. 19. И  тьма  сгущалась  так  незаметно  и вкрадчиво, что трудно было в нее поверить, и казалось, что все еще это день… 20. Теперь они говорили о тех  страшных чувствах и мыслях, которые посещают человека ночью, когда он не спит,  и  ни звуки, ни речи не мешают ему, и то, как тьма,  широкое  и  многоглазое,  что есть жизнь, плотно прижимается к самому его лицу. 21. Тьма вкрадчиво густела… 22. …Легкое  прикосновение  точно  разогнало тьму.

Кроме того, в тексте содержится большое количество слов, усиливающих мрачную картину  преисподней:

1. …Сквозь ветви деревьев красным  раскаленным  углем  пылало  солнце,  зажигало воздух и весь его превращало в огненную золотистую пыль. 2. Глазам идущих стало больно,  они повернули назад, и сразу перед ними все потухло, стало  спокойным  и  ясным, маленьким и отчетливым. 3. …Красный  закат выхватил высокий ствол сосны, и он горел среди зелени, как  свеча  в  темной комнате; багровым налетом покрылась впереди дорога, на которой теперь каждый камень  отбрасывал  длинную  черную  тень,  да   золотисто-красным   ореолом светились  волосы  девушки,  пронизанные  солнечными  лучами. 4. Две длинные, постепенно утончающиеся тени,  смешные  от  маленьких  головок,  то раздельно двигались впереди, то сбоку сливались в одну узкую и длинную,  как тень тополя, полосу. 5. Зиночка подняла голову, обвела вокруг  затуманенным взглядом и спросила… Лицо  ее  медленно краснело, глаза стали смущенные и робкие, а губы невольно улыбались.  6. Она  еще  чувствовала  сухой  жар  его  ладони  и  крепких пальцев, а он ощущал  покорную  мягкость ее крохотной ручки и видел черный силуэт ноги и маленькую  туфлю,  наивно  и нежно обнимавшую ее. 7. Длинные, смешные тени исчезли, и дорожная пыль стала серой и  холодной, но они не заметили этого и говорили. 8. Вспоминали чистых, как  белые  лилии,  девушек, надевавших черную монашескую одежду, одиноко тоскующих в  парке,  засыпанном осенней листвой, счастливых в своем  несчастье… 9. - А у вас черные.  10. Свет  погас,  тени  умерли,  и  все  кругом  стало  бледным,  немым   и безжизненным. 11. Оттуда,  где  раньше  сверкало  раскаленное  солнце,  бесшумно ползли вверх темные груды облаков и шаг  за  шагом  пожирали  светло-голубое пространство.  12. Тучи  клубились,  сталкивались,  медленно  и   тяжко   меняли очертания разбуженных чудовищ и неохотно подвигались вперед, точно их самих, против их воли, гнала какая-то неумолимая,  страшная  сила.  13. Оторвавшись  от других, одиноко металось светлое волокнистое облачко, слабое и испуганное. 14. Без  солнца,  под  свежим   дыханием   близкой   ночи,   она   казалась неприветливой  и  холодной;  во  все  стороны  раскидывалось  серое  поле  с низенькой, словно притоптанной травой, глинистыми оврагами, буграми и ямами. 15. Щеки Зиночки побледнели, губы стали красными, почти  кровавыми,  зрачок неприметно расширился, затемнив глаза… 16. Они не глядели по сторонам, но чувствовали угрюмую враждебность  изрытого  поля. 17. Окружавшего их тысячью тусклых неподвижных глаз, и это чувство сближало их и бросало к воспоминанию  детства. 18. …В них уже бесшумно залегла на ночь молчаливая тьма; и то, что здесь были люди, что-то делали, а теперь их нет,  делало  местность  еще  более  пустынной  и печальной. 19. Там и здесь, как сгустки лилового холодного тумана, вставали рощи и перелески… 20. Но через несколько минут впечатление изгладилось, как тень облака, быстро бегущая по  золотистому  лугу. 21. И снова они шли и говорили, а за ними двигалась, нехотя, темная туча  и бросала прозрачную, осторожно прилегающую  тень. 22. На  распертых  боках  тучи тускло просвечивали желтые медные пятна  и  светлыми,  бесшумно  клубящимися дорогами скрывались за тяжелой массой. 23. Одна сидела, заложив ногу за ногу,  и  пристально  смотрела  вниз;  головной платок  приподнялся,  открывая  космы  путаных  волос;  спина  горбилась   и встягивала  вверх  грязную  кофту  с  крупными,  как   яблоки,   цветами   и распустившимися завязками. 24. Лицо  у  нее  было  грубое,  широкое,  с мужскими чертами, и под глазами на выдавшихся скулах горели по  два  красных кирпичных пятна, похожих на  свежие  ссадины.  25. Она  была  еще  грязнее,  чем первая. 26. Немовецкий знал таких женщин, грязных даже тогда,  когда  на  них  было богатое и красивое платье… 27. Но через несколько минут впечатление изгладилось, как тень облака, быстро бегущая по  золотистому  лугу,  и  когда  мимо  них, обгоняя, прошли двое: мужчина в картузе и пиджаке, но босиком,  и  такая  же грязная женщина, она увидела  их,  но  не  почувствовала. 28. …Ее немного  удивило,  почему  у нее такое тонкое платье, как-то липко, точно мокрое, обхватывающее  ноги,  и подол с широкой полосой жирной грязи, въевшейся в материю. 29. Что-то тревожное, больное и страшно безнадежное было в трепыхании  этого  тонкого  и  грязного подола. 30. И  все  чаще  вырастали темные  фигуры  оборванных  грязных  женщин,  словно   их   выбрасывали   на поверхность  глубокие,  неизвестно  зачем   выкопанные   ямы,   и   тревожно трепыхались их мокрые подолы. 31. Краснощекий,  оплывший,  приподнялся  на  локти,  потом  нерешительно,   как медведь, оперся на лапы и встал, тяжело вздохнув. 32. И  три   пары   глаз приблизились, сверкнули  и  остались  за  спиной. 33. - Тебе говорят! - гаркнул высокий и в два прыжка нагнал идущих. 34. Массивная рука опустилась на плечо  Немовецкого  и  покачнула  его,  и, обернувшись, он возле самого лица  встретил  круглые,  выпуклые  и  страшные глаза. 35. Они были так близко, точно он смотрел на  них  сквозь  увеличительное стекло и ясно различал красные жилки на белке и желтоватый гной на ресницах. 36. - Мерзавец! - и прямиком, ломая сучья, как медведь, побежал. 37. В  лесу  было  совсем  темно,  но  иногда прорывался бледный месячный луч и обманывал, освещая  белые  стволы,  и  лес казался полным неподвижных и почему-то молчаливых  людей. 38. Голова была тупая, словно налитая тусклым  свинцом,  так  что  трудно было ворочать; все тело ныло, и сильно болело плечо, но ничего  не  было  ни переломано, ни разбито. 39. Прямо над  ним  свешивался  куст  с  черными  широкими листьями… 40. Он  увидел  когда-то  белую  полоску  юбки, черный силуэт ноги и нежно обнимавшую ее туфлю.

Преобладание чёрного и тусклого серого цвета рождают в нашем уме картину ада, усиливаемую повтором оттенков красного и жёлтого цвета, которые символизируют огонь с горящими в нём грешниками и кровь, насилие. Населяют этот мир чудовища (черти), тени (призраки), бледные, молчаливые, неподвижные и грязные люди (мертвецы). Дважды используется сравнение человека со зверем, руки названы лапами, движения тоже звериные (в два прыжка). В темноте на нас отовсюду смотрят чьи-то глаза. Здесь «страшно» (слова с этим корнем также употребляются  часто), «больно», «безнадежно».

 Тьма в душе героя и тьма, окружающая его, способствуют его превращению в зверя:  

1. А ему хотелось до боли сжать эту трепетную  ручку… 2. И было что-то острое, беспокойное  в  этом  немеркнущем представлении узкой полоски белых юбок  и  стройной  ноги,  и  несознаваемым усилием воли он потушил его. 3. "Бегите, я буду вас догонять"… 4. Краснощекий,  оплывший,  приподнялся  на  локти,  потом  нерешительно,   как медведь, оперся на лапы и встал, тяжело вздохнув. 5. Здесь было  пиршество  зверей,  и,  внезапно  отброшенный  по  ту сторону  человеческой,  понятной  и  простой   жизни,   он   обонял   жгучее сладострастие, разлитое в воздухе, и расширял ноздри. 6. Он умолял, грозил, говорил, что убьет  себя, и тормошил лежащую, прижимая ее к себе и почти впиваясь ногтями. 7.  И  снова  он  набросился  на  несопротивлявшееся  тело,  целуя,  плача, чувствуя перед  собой  какую-то  бездну,  темную,  страшную,  притягивающую. 8. Он крепче прижал к себе мягкое,  безвольное  тело,  своей  безжизненной податливостью  будившее  дикую  страсть,  ломал  руки  и  беззвучно  шептал, сохранив от человека одну способность лгать… 9. И с силой он прижался к ее губам, чувствуя,  как  зубы  вдавливаются  в тело, и в боли и крепости  поцелуя  теряя  последние  проблески  мысли. 10. “Немовецкий остался где-то позади, а тот, что был теперь, с страстной жестокостью мял горячее и податливое тело...”

“Тот, что был теперь”, — это уже иное существо, порождение тьмы, поддавшийся дьявольскому искусу человек, сам примеривший на себя образ дьявола.

Аллюзией для нас становятся и картины оврага, ям, бездны. Овраг в русской литературе всегда представлялся «нечистым» местом, местом, где совершается нечто греховное, где нет Бога, откуда нет возврата.

1. Дорогу пересекла канава с пыльными, обвалившимися от ходьбы  краями… 2. Во все стороны раскидывалось серое поле с низенькой, словно притоптанной травой, глинистыми оврагами, буграми и ямами. 3. Ям было много… 4. Там и здесь, как сгустки лилового холодного тумана, вставали рощи и перелески и точно выжидали, что скажут им заброшенные ямы. 5. «Показались люди - две женщины, сидевшие на краю глубокой глиняной  ямы…» (символ входа в бездну). 6. А  потом  Немовецкий  ощутил вокруг себя пустоту, с замиранием сердца понесся куда-то вниз, грохнул  всем телом, ударившись о землю… 7. «Высокий  и  рыжий,  бросившие  Немовецкого  в  ров…»  (близко к бездне, к тьме, к дьяволу), « …постояли, прислушиваясь к тому, что происходило на дне рва

Важнейшим композиционным приемом в прозе  Андреева  является  построение  по  принципу контраста,  что  соответствует  биполярности  его  мировоззрения,  постоянно колеблющегося между антиномиями: жизнь и смерть, свет  и  тьма,  реальное  и ирреальное (в «Бездне»: день – ночь, нежность - зверство,  невинность - разврат, солнечный свет – лунный  свет).  Это наталкивает нас на другое библейское противопоставление: ад -  рай, дьявол (Немовецкий) – ангел (Зиночка). Вот так Андреев создаёт образ ангела:

1. - У вас глаза голубые, а в них светлые точечки, как искорки, -  ответил он, рассматривая ее глаза. 2. Все  у  них  было молодое, красивое и чистое:  стройные,  гибкие  фигуры,  словно  пронизанные воздухом и родные ему, легкая  упругая  поступь  и  свежие  голоса,  даже  в простых словах звучавшие задумчивой нежностью, так, как звенит ручей в тихую весеннюю ночь… 3. Золотисто-красным   ореолом светились  волосы  девушки,  пронизанные  солнечными  лучами.  Один   тонкий вьющийся волос отделился от других  и  вился  и  колебался  в  воздухе,  как золотая паутинка. 4. Он  не сводил глаз с ее красивого лица, на  котором  розовый  закат  точно  оставил часть своих нежных красок… 5. Зиночке было  весело,  ей  хотелось  перепрыгнуть  канаву  самой,  побежать, крикнуть: "Догоняйте!" - но она сдержалась, слегка, с важной  благодарностью наклонила голову и немного боязливо протянула руку, сохранившую  еще  нежную припухлость детской руки. 6. …Он ощущал  покорную  мягкость ее крохотной ручки и видел черный силуэт ноги и маленькую  туфлю,  наивно  и нежно обнимавшую ее. 7. - Вы могли бы умереть за того, кого любите? - спросила Зиночка, смотря на свою полудетскую руку. 8. Лицо  ее  медленно краснело, глаза стали смущенные и робкие, а губы невольно улыбались. 9. И  воспоминания  были  светлые,  озаренные солнцем, зеленой листвой, любовью и смехом. Как будто это была не  жизнь,  а широкая, мягкая песня, и звуками в ней были они сами, две  маленькие  нотки: одна звонкая и чистая, как звенящий хрусталь, другая немного глуше, но  ярче - как колокольчик. 10. - Вы представляете себе бесконечность? - спросила Зиночка,  прикладывая ко лбу пухлую ручку и крепко зажмуривая глаза.

Закономерно, что рассказ заканчивается фразой: “И черная бездна поглотила его”. Эта метафора объединяет в себе христианские представления о тьме, бездне и греховности. И здесь возникают библейские аллюзии, сразу же вспоминается ветхозаветная фраза: “И тьма над бездною...” (Бытие, гл. I, ст. 2). Автор ввергает своих героев в ту самую Тьму безнравственности, безверия, которая характеризуется отсутствием света, пребыванием в хаосе.

Заключение

В ходе нашего исследования были решены все поставленные задачи: изучена литература по теме исследования, выявлены специфические черты рассказа «Бездна», определена природа аллюзий, помогающих раскрыть темы зла, безнравственности, грехопадения общества; проведено исследование по проблеме «Нравственное состояние современной молодёжи».

В результате проделанной работы мы сделали следующие выводы.

Нравственное состояние современного общества испытывает кризис. Понятия «мораль», «честь», «совесть» потеряли своё прежнее звучание. Молодое поколение признаёт свои пороки и осознаёт необходимость изменений во взаимоотношениях между людьми, но пребывает в растерянности, так как не знает, что именно для этого нужно сделать. Ответы опрошенных учащихся разрозненны, порой пессимистичны и не содержат конкретики.

Мы предложили в качестве «лечения» нравственного состояния общества обратиться к русской литературе, которая способна дать ответы на все вопросы и предложить готовые решения. Л. Андреев в своих произведениях постоянно поднимал вопросы  морали, долга, предательства, взаимопонимания, греховности человека. Писатель считал, что человека нужно уронить в такую бездну, которой бы он ужаснулся и из которой ему захотелось бы самому выбраться. Это он и проделал с героем рассказа «Бездна», только выбираться из бездны должны захотеть читатели, которые нашли бы в себе силы признать, что и внутри них живёт «зверь», которого нужно вытравить.

Для выражения своей идейной концепции Андреев использует приём аллюзии, которая уводит нас в библейские времена. Студент Немовецкий оказывается в самом аду, причём в этот ад он сам себя сбросил, позволив себе отступить от нравственных законов, называемых в Библии заповедями. Изгнав из души Бога и впустив туда дьявола, герой превращается в зверя и совершает насилие над ни в чём не повинной Зиночкой, своими чертами напоминавшей ангела. Свет и тьма лишь недолго боролись внутри Немовецкого. Таким образом, с помощью аллюзии Андреев доносит до нас мысль о том, что мы должны множить в своей душе чистое, светлое, божественное и бороться с дьявольским, греховным, порочным.

Библиография

1. Андреев Л. Н. Бездна // Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1990. Т. 1.

2. Андреев Л. Н. Письма к А. А. Измайлову (Публикация В. Гречнева) // Рус. лит. 1962. №3. С. 193-201.

3. Беззубов В. И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллин: Ээсти раамат, 1984.

4. Михеичева Е. А. О психологизме Леонида Андреева. М.: МПУ, 1994.

5.  Нодье Ш. Читайте старые книги: В 2 кн. М.: Книга, 1989. Кн. 1. С. 92—93.

6. Татаринов А. В. Художественная демонология в прозе Леонида Андреева 1900 – 1903 годов // Эстетика диссонансов. О творчестве Л. Н. Андреева: Межвуз. сб. научн. трудов к 125-летию со дня рождения писателя. Орёл, 1996. С. 87-89.  

7. http://www.elena.21415s11.edusite.ru/DswMedia/allyuziya.htm

8. http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=24&id=10259

9. http://readr.ru/v-halizev-teoriya-literaturi.html?page=11#

10.http://5ballov.qip.ru/referats/preview/87974/11/?referat-l-n-andreev-jizn-i-tvorchestvo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническ...

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физикиПопова Л.Л. учитель физикиМБОУ  «СОШ № 14» имени А.М. Мамоноваг. Старый Оскол, Белгородской Области....

Исследовательская работа "Театр как средство непосредственного применения языковых умений и навыков по немецкому языку"

В работе автор предлагает описание истории становления театра, раскрывает сущность школьного театра на практике, а также доказывает, что школьный театр является одним из способов мотивации учащихся к ...

Урок по творчеству Леонида Андреева. Обзор рассказа «Иуда Искариот».

Урок по творчеству Леонида Андреева. Обзор рассказа «Иуда Искариот».Опрос домашнего задания по группам.1группа: тест по пьесе М. Горького «На дне».2 группа: ответы на вопросы по рассказу А.И. Куприна ...

Исследовательская работа "Синтетические моющие средства"

Презентация. Исследовательская работа  по химии для 10 класса на тему "Синтетические моющие средства" Это исследовтательская работа была выполнена совместно с учениками Чечкабской средней школы....

Исследовательская работа "Тропы как средства выразительности в немецких произведениях"

Исследовательская работа по немецкому языку "Тропы как средства выразительности в немецких произведениях"...

Исследовательская работа «Квест игра» на тему: «Жизнь и творчество Н.С. Лескова. Рассказ «Старый Гений»».

Исследовательская работа «Квест игра» на тему: «Жизнь и творчество Н.С. Лескова.  Рассказ «Старый Гений»»....