Методическая разработка по литературе "Жизнь и творчество А. А. Ахматовой"
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)

Юрченкова Ирина Алексеевна

Методическая разработка по литературе "Жизнь и творчество А. А. Ахматовой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tvorchestvu_a.ahmatovoy.docx49.31 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАТИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Методическая разработка

по теме:

«Жизнь и творчество Анны Ахматовой»

Учебная дисциплина: ОПБ.02 Литература

Специальность:  09.02.07 Информационные системы и программирования, 10.02.03 Информационная безопасность автоматизированных систем.

Рассмотрено

предметной (цикловой) комиссией гуманитарных и социально-экономических дисциплин

«10» мая 2022г.

Протокол № 4

Председатель предметной (цикловой) комиссии:

____________________

/Ситникова М.В../

Преподаватели:

____________________

/Азовцева В.В.,

 Юрченкова И.А./

2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебно – методической  разработке

 по теме «Жизнь и творчество Анны Ахматовой»

 

         В учебно-методической разработке рассматривается методика проведения учебного занятия по теме «Жизнь и творчество Анны Ахматовой». В данном учебном материале представлены различные формы организации познавательной деятельности студентов, методы и приемы обучения: словесные, наглядные, практические, соответствующие содержанию учебного материала и цели занятия. Раскрывается методика использования образовательных технологий: личностно-ориентированной, деятельностностной, проблемно-поисковой, интерактивной, работой в группах, обеспечивающих познавательную самостоятельность и интерес студентов к изучаемому учебному материалу.

          Учебно – методический материал   по теме «Жизнь и творчество Анны Ахматовой» разработан в соответствии с требованиями ФГОС СПО и может быть полезен для преподавателей при проведении занятия по учебной дисциплине ОУД.01 Литература.

 

Разработчики: Азовцева В.В., преподаватель высшей квалификационной категории  Колледжа информатики и программирования,  и  Юрченкова И.А., преподаватель высшей квалификационной категории  Колледжа информатики и программирования.

Занятие по теме:  «Жизнь и творчество Анны Ахматовой»

Цели:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Ахматовой; оказать  эмоциональное воздействие на студентов, чтобы пробудить у них интерес к личности поэтессы и её произведениям;
  • развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией, работать в команде;
  • формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся, воспитание любви к поэзии А.А.Ахматовой.

Задачи

Образовательные:

  • познакомиться с этапами жизненного пути, с поэзией А.Ахматовой
  • углубить знания учащихся  о понятиях теории литературы: “художественный мир”, “философичность художественного мышления автора в лирическом произведении”, “изобразительно-выразительные средства речи ”.

Развивающие:

  • развивать умения  литературного анализа лирического  текста;
  • формировать видение мира лирического героя в стихотворении;
  • развивать связную речь учащихся, выразительное чтение стихотворений.

Воспитательные:

  • прививать интерес к поэзии
  • продолжить формирование культуры чувств обучающихся;
  • содействовать формированию познавательного интереса к предмету
  • воспитывать вдумчивого, проницательного читателя и чтеца

Тип занятия:     комбинированный (словесно – наглядно – практический).

Форма проведения занятия: урок-знакомство

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование:

- мультимедийная презентация, 

- романс на стихи А.Ахматовой «О, жизнь без завтрашнего дня»,

- видеофрагмент из цикла стихотворений А.Ахматовой «Чётки»,

- видеофрагмент из художественного фильма «Анна Герман» (художественный образ А.Ахматовой),

- звукозапись из поэмы А.Ахматовой «Реквием»,

- видеофрагмент записи стихотворения «Муза» в исполнении А.Ахматовой.

Методы и приемы обучения:  

словесные, наглядные, практические, приемы проблемного обучения

Межпредметные связи: история, музыка, русский язык

Предварительное задание:  студенты к занятию учат стихотворения наизусть, находят материал по сборникам А.Ахматовой.

Литература:

Сборники стихотворений А.Ахматовой: «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», поэмы «Реквием», «Поэма без героя»

ХОД И СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Примерное время

Образовательные технологии, формы, методы, приемы; цель применения

I.Организационный момент

1-2 мин.

Цель:   создание эмоционального настроя.

Форма  организации деятельности: фронтальная

Метод: словесный

II. Сообщение темы и цели

2-3 мин.

Цель: сообщение темы занятия и постановка цели  

Форма  организации деятельности: фронтальная

Метод: словесно-наглядный

(слайды)

 III. Изучение нового материала

3.1 Сообщения учителя о жизнеописании А.Ахматовой, ее творчестве. В ходе сообщения учащиеся рассказывают стихотворения наизусть.

45 мин.

Цель: сообщение новой информации, необходимой для лучшего восприятия произведения, мотивация обучающихся.

Форма  организации деятельности: слушание, конспектирование, чтение стихотворений наизусть.

Метод: словесно-наглядный (слайды)

3.2. Анализ сборников А.Ахматовой «Вечер», «Белая стая», «Подорожник» (в группах)

30 мин

Цель: уяснить идейно-художественную ценность сборника стихов, отработать навык самостоятельного анализа текста, обобщить наблюдения над особенностями ахматовского слова, её стиля и философской концепции поэтессы.

Форма  организации деятельности: групповая, фронтальная.

Методы: словесный (сравнительный и сопоставительный анализ, исследование)

IV. Стадия рефлексии

5 мин

Цель этапа: обобщение изученного материала, развитие самостоятельного и творческого мышления.

Форма организации деятельности: фронтальная

V. Домашнее задание

5 мин.

Цель этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Форма организации деятельности: фронтальная

Метод: практический (сочинение в жанре эссе, отзыва)

                                                      Ход занятия

Слайд 1. Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966)

Слайд 2. Мы начнем наш урок со стихотворения М.Цветаевой об Анне Ахматовой.

1. Прочтет его Богомаз Никита

Еще один огромный взмах —
И спят ресницы.
О, тело милое! О, прах
Легчайшей птицы!
Что́ делала в тумане дней?
Ждала и пела...
Так много вздоха было в ней,
Так мало — тела.
Нечеловечески-мила
Ее дремота.
От ангела и от орла
В ней было что-то.
И спит, а хор ее манит
В сады Эдема.
Как будто песнями не сыт
Уснувший демон.
Часы, года, века. Ни нас,
Ни наших комнат.
И памятник, накоренясь,
Уже не помнит.
Давно бездействует метла,
И никнут льстиво
Над Музой Царского Села
Кресты крапивы.

Слайд 3. А теперь скажет А.Ахматова о себе:

2. Стихотворение «В то время я гостила на земле» прочтет Тюренкова Юля.

Слайд 4. Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой.

Мать, Инна Эразмовна, посвятила себя детям, которых в семье было шесть: Андрей, Инна, Анна, Ия, Ирина (Рика) и Виктор. Рика умерла от туберкулеза, когда Ане было пять лет. Рика жила у тети, и ее смерть держали в тайне от остальных детей. Тем не менее Аня почувствовала, что случилось – и как она потом говорила, эта смерть пролегла тенью через все ее детство.

Слайд 5. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии.

"Мои первые впечатления — царскосельские, — писала она в позднейшей автобиографической заметке, — зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"".

Слайд 6. Своими учителями Ахматова считала поэтов И.Анненского и А.С.Пушкина. С детства Анна стремилась быть верной высокой пушкинской традиции.

3. Стихотворение «Смуглый отрок бродил по аллеям…» прочтет Ковалев Андрей
Анна росла в атмосфере, довольно необычной для будущего поэта: в доме почти не было книг, кроме толстого тома Некрасова, который Анне разрешалось читать на каникулах. У матери вкус к поэзии был: она читала детям наизусть стихи Некрасова и Державина, их она знала множество. Но почему-то все были уверены в том, что Анна станет поэтессой – еще до того, как ею была написана первая стихотворная строчка.

Анна довольно рано начала говорить по-французски – научилась, наблюдая за занятиями старших детей. В десять лет поступила в гимназию в Царском Селе.

Через несколько месяцев девочка тяжело заболела: неделю пролежала в беспамятстве; думали, что она не выживет. Когда пришла в себя, она некоторое время оставалась глухой. Позднее один из врачей предположил, что эта была оспа – которая, однако, не оставила никаких видимых следов. След остался в душе: именно с тех пор Анна стала писать стихи.

Слайд 7. В канун Рождества 1903 года Анна познакомилась с Николаем Гумилевыми. На девушку эта встреча не произвела никакого впечатления, а для Николая в этот день началось его самое первое – и самое страстное, глубокое и долгое чувство. Он влюбился в Анну с первого взгляда.

Она поразила его не только своей неординарной внешностью – Анна была красива очень необычной, таинственной, завораживающей красотой, сразу привлекающей к себе внимание: высокая, стройная, с длинными густыми черными волосами, прекрасными белыми руками, с лучистыми серыми глазами на практически белом лице, ее профиль напоминал античные камеи. Анна ошеломила его и полной непохожестью на все, окружавшее их в Царском Селе.

4. Стихотворение «Русалка» прочитает Барабанов Алексей.
Целых десять лет она занимала главное место и в жизни Гумилева, и в его творчестве.

Слайд 8. Николай Гумилев, всего на три года старше Анны, уже тогда осознавал себя поэтом, был горячим поклонником французских символистов. Он скрывал неуверенность в себе за высокомерностью, внешнюю некрасивость пытался компенсировать загадочностью, не любил ни в чем никому уступать. Гумилев самоутверждался, сознательно выстраивая свою жизнь по определенному образцу, и роковая, неразделенная любовь к необыкновенной, неприступной красавице была одним из необходимых атрибутов избранного им жизненного сценария.

Он забрасывал Анну стихами, пытался поразить ее воображение различными эффектными безумствами – например, в ее день рождения принес ей букет из цветов, сорванных под окнами императорского дворца. На Пасху 1905 года он пытался покончить с собой – и Анна была так этим потрясена и напугана, что перестала с ним встречаться.

Слайд 9. В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию.

Весной 1906 года Анна поступила в Киевскую Фундуклеевскую гимназию. На лето она вернулась в Евпаторию, где к ней заехал – по пути в Париж, - Гумилев. Они помирились и переписывались всю зиму, пока Анна училась в Киеве.

В Париже Гумилев принимал участие в издании небольшого литературного альманаха "Сириус", где опубликовал одно стихотворение Анны. Ее отец, узнав о поэтических опытах дочери, просил не срамить его имени. "Не надо мне твоего имени", - ответила она и взяла себе фамилию своей прабабушки, Прасковьи Федосеевны, чей род восходил к татарскому хану Ахмату. Так в русской литературе появилось имя Анны Ахматовой.   

Сама Анна отнеслась к своей первой публикации совершенно легкомысленно, посчитав, что на Гумилева "нашло затмение". Гумилев тоже не воспринимал поэзию своей возлюбленной всерьез – оценил ее стихи он лишь через несколько лет. Когда он первый раз услышал ее стихи, Гумилев сказал: "А может быть, ты лучше будешь танцевать? Ты гибкая..."

Слайд 10. Гумилев постоянно приезжал из Парижа навестить ее, неоднократно делал ей предложение и всё время получал отказ. Трижды Н.Гумилев пытался покончить с собой…

В ноябре 1909 года она вдруг – неожиданно – уступила его уговорам: согласилась стать его женой.

Тем не менее, как отмечает в своих воспоминаниях Валерия Срезневская, в то время Гумилеву была отведена в сердце Ахматовой далеко не первая роль. Анна все еще была влюблена в петербургского студента Владимира Голенищева-Кутузова – хотя тот уже долгое время не давал о себе знать. Но, соглашаясь на брак с Гумилевым, она принимала его не как любовь – но как свою Судьбу.

«Гумилев — моя судьба, и я покорно отдаюсь ей.
Не осуждайте меня, если можете.
Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот
несчастный человек будет счастлив со мной»
(А.Ахматова)

Они обвенчались 25 апреля 1910 года в Никольской слободке под Киевом. Родственники Ахматовой считали брак заведомо обреченным на неудачу – и никто из них не пришел на венчание, что глубоко ее оскорбило.

Слайд 11. После свадьбы Гумилевы уехали в Париж. Здесь она знакомится с Амедео Модильяни – тогда никому не известным художником, который делает множество ее портретов. Между ними даже завязывается что-то похожее на роман – но как вспоминает сама Ахматова, у них было слишком мало времени, чтобы могло произойти что-нибудь серьезное.

«Любовь - это история в жизни женщины и эпизод в жизни мужчины», - обмолвился когда-то немецкий писатель-сатирик Ж.-П.Рихтер.

"Анна и Амедео" - это не столько история любви, сколько лишь эпизод из жизни двух людей, обугленных дыханием искусства. Позже Ахматова отметила, что ей удалось понять одну существенную вещь. "...Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его - очень короткой, моей - очень длинной».

Слайд 12. В конце июня 1910 года Гумилевы, вернувшись в Россию, поселились в Царском Селе. Гумилев представил Анну своим друзьям-поэтам. Как вспоминает один из них, когда стало известно о женитьбе Гумилева, никто поначалу не знал, кто невеста. Потом выяснили: обыкновенная женщина... То есть – не негритянка, не арабка, даже не француженка, как можно было бы ожидать, зная экзотические пристрастия Гумилева. Познакомившись с Анной, поняли – необыкновенная...                                                                                                                                         5. Стихотворение Н.Гумилева «Она» прочитает Пирогов Александр

Слайд 13. Сколь ни сильны были чувства, сколь ни упорны были ухаживания, но вскоре после свадьбы Гумилев стал тяготиться семейными узами.

25 сентября он вновь отправляется в Абиссинию. Ахматова, предоставленная сама себе, с головой ушла в поэзию. Когда Гумилев в конце марта 1911 года вернулся в Россию, он спросил у жены, встречавшей его на вокзале: "Писала?" Та кивнула. "Тогда читай!" – и Аня показала ему написанное. Он сказал: "Хорошо". И с этого времени стал относиться к ее творчеству с большим уважением.

Слайд 14. Осенью 1911 года Гумилев с товарищами решили организовать объединение молодых поэтов, назвав его "Цех поэтов". Вскоре Гумилев на основе Цеха основал движение акмеизма, противопоставляемого символизму. Последователей акмеизма было шестеро: Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Михаил Зенкевич и Владимир Нарбут. Термин "акмеизм" происходит от греческого "акмэ" – вершина, высшая степень совершенства. Но многие отмечали созвучие названия нового течения с фамилией Ахматовой.    Весной 1912 года выходит первый сборник Ахматовой "Вечер", тиражом всего 300 экземпляров. Критика встретила его очень благожелательно.

Молодая поэтесса стала известна. Слава буквально обрушилась на нее. Ей пытались подражать – появилось множество поэтесс, пишущих стихи "под Ахматову".

Слайды 15-18. За короткое время Ахматова из простой, взбалмошной, смешливой девушки стала той величественной, горделивой, царственной Ахматовой, которая запомнилась всем, кто ее знал. А после того, как в журналах стали публиковаться ее портреты – а рисовали ее много, и многие, - начали подражать и ее внешнему виду: знаменитая челка и "ложноклассическая" шаль появились у каждой второй.                                                                                  6. Стихотворение  Н.Гумилева «Осенняя песня» прочитает Коробков Игорь

Слайд 19. 1 октября 1912 года родился сын Ахматовой и Гумилева – Лев. Ему посвящено коротенькое стихотворение:

Загорелись иглы венчика
Вкруг безоблачного лба.
Ах! улыбчивого птенчика
Подарила мне судьба.

Слайд 20. Почти сразу же маленького Леву забрала к себе мать Николая, Анна Ивановна, – и Аня не слишком сопротивлялась. В итоге, Лев почти шестнадцать лет прожил с бабушкой, видя родителей лишь изредка...

Уже через несколько месяцев после рождения сына, в начале весны 1913 года, Гумилев отправился в свое последнее путешествие по Африке – в качестве начальника экспедиции, организованной Академией наук.                                                                                                                          7. Стихотворение А.Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли…» прочитает Шкарапут Анна

Слайд 21. Вопрос общения двух поэтов чрезвычайно сложен. Гумилёву как воздух были нужны путешествия – для жизни, для творчества. Кажется, всё складывалось удачно, радостно. Они были вместе в Италии, в Париже. И всё-таки постепенно они стали отдаляться друг от друга. Вот несколько слов Анны Ахматовой о муже:

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стёртые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
… А я была его женой.

А сейчас прозвучит романс на слова Ахматовой «О, жизнь без завтрашнего дня» (романс использован как саунд-трек к экранизации романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Слайд 22. 8. Стихотворение Л.Гумилева «Из логова змиеева» прочитает Пыко Михаил.

Слайд 23. В начале 1914 года выходит второй сборник Ахматовой "Четки". Хотя критика приняла его несколько прохладно – Ахматовой ставили в вину то, что она повторяется, - сборник имел оглушительный успех. Даже несмотря на военное время, его четыре раза переиздавали.

Ахматову повсеместно признали одним из крупнейших поэтов того времени. Ее постоянно окружали толпы воздыхателей. Гумилев даже говорил ей: "Аня, больше пяти неприлично!"

Признанная красавица, обожаемый поэт, она буквально купается в славе. Ее рисуют художники, ей посвящают стихи собратья по поэтическому цеху.

Слайд 24. Ей поклонялись и за талант, и за ум, и за красоту. Она дружила

  • с Блоком, роман с которым ей упорно приписывали (основанием для этого послужил обмен стихами, которые были опубликованы),
  • с Мандельштамом (который был не только один из ее ближайших друзей, но в те годы пытался за нею ухаживать – правда, безуспешно),
  • с Пастернаком (по ее словам, Пастернак семь раз делал ей предложение, хотя и не был по-настоящему влюблен).

Слайд 25. К 1914 году А.Ахматова и Н.Гумилев окончательно расстались. В 1918 году был оформлен официальный развод. Но бывшие супруги сохранили теплые отношения. 

Так, весной 1915 года Н.Гумилев, будучи на фронте, был ранен, и Ахматова постоянно навещала его в госпитале.

В год развода А.Ахматова подарила Гумилеву сборник стихов «Белая стая» с надписью: «Моему дорогому другу Н.Гумилёву с любовью. А.Ахматова. 10 июня 1918г. Петербург».

Слайд 26. Видеофрагмент «Из цикла «Четки»).

После расстрела Н.Гумилева именно А.Ахматова сделала всё для того, чтобы сохранить его рукописи, а потом много лет спустя активно добивалась публикации его наследия.

А.Ахматова была ещё трижды замужем. Но навсегда осталась вдовой расстрелянного Н.Гумилёва.

Слайд 27. Марина Цветаева и Анна Ахматова.

С творчеством Анны Ахматовой Марина Цветаева познакомилась в 1912 году, когда прочла её книгу «Вечер», и на долгие годы сохранила восторженное отношение к ней.

9. Стихотворение М.Цветаевой «Анне Ахматовой» прочитает Ширина Мария

Глубоко эмоционально писала об Ахматовой Цветаева:

О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: ох! —
Стотысячное — тебе присягает. — Анна
Ахматова! — Это имя — огромный вздох
И в глубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами — то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий...
— И я дарю тебе свой колокольный град
— Ахматова — и сердце свое в придачу!

Марина Цветаева вступила в литературу раньше, чем Анна Ахматова – первый ее сборник «Вечерний альбом» опубликован в 1910 году, но в читательском восприятии она сохранила ступень «младшей современницы, чему немало сама и способствовала. Ее восторженное поклонение «Златоустой Анне - всея Руси»…как бы предполагало известное неравенство – тем более, что не вызывало ответного слова. («Поздний ответ» Ахматовой будет написан в 1940 году, но и тогда останется неизвестной адресату).                                                                                          10. Стихотворение А.Ахматовой «Поздний ответ» прочитает Вербицкий Никита

Единственная встреча между Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой состоялась 7 -8 июня 1941 года в Москве. Из воспоминаний В.Е. Ардова: «Волнение было написано на лицах обеих моих гостий. Они встретились без пошлых процедур «знакомства». Не было сказано ни «очень приятно», ни «так вот Вы какая». Просто пожали друг другу руки… Когда Цветаева уходила, Анна Андреевна перекрестила её».

Своеобразие отношений Ахматовой и Цветаевой проницательно определила Ариадна Эфрон (дочь М.Цветаевой): « Марина Цветаева была безмерна, Анна Ахматова – гармонична…безмерность одной принимала (и любила) гармоничность другой, ну, а гармоничность не способна воспринимать безмерность»…. «Вечерний альбом», «Вечер» - так похожи, не сговариваясь, они назвали свои первые книги. Эта творческая перекличка двух поэтов продолжалась всю их жизнь.

Для обеих А.С.Пушкин – начало всех начал. Примечательно и то, что и среди своих современников Ахматова и Цветаева выбирали себе в кумиры одних и тех же поэтов: А.Блока, Б.Пастернака.

Поразительное сочетание женственности и изящества с мужеством и волей, страстностью и порывистостью, с чеканной филигранностью стиха, неподдельная искренность чувства и глубокие философские раздумья о вечных проблемах бытия - вот что объединяет таких самобытных, таких непохожих поэтов - Анну Ахматову и Марину Цветаеву.

«Юность всегда отдает предпочтение Цветаевой, - пишет современный поэт В. Солоухин, - но с годами, со зрелостью, взоры (и души и сердца) всё чаще и увереннее обращаются к Ахматовой. Наше счастье состоит в том, что у нас есть и та и другая».

Слайд 28. 1921 год – чёрный год в жизни А.Ахматовой.

В августе 1921 года умер Александр Блок. На его похоронах Ахматова узнала страшную весть – по так называемому Таганцевскому делу арестован Гумилев. Через две недели его расстреляли. Его виной было лишь то, что он знал о готовящемся заговоре, но не донес. В том же августе в Греции покончил с собой брат Анны – Андрей Горенко.

Впечатления от этих смертей вылились у Ахматовой в сборник стихотворений "Подорожник", который затем, дополненный, стал называться "Anno Domini MCMXXI" («В Лето Господне»).                                                                                                                                                                          11. Стихотворение А.Ахматовой «Я гибель накликала милым…» прочитает Лукьянова Анастасия)

После этого сборника Ахматова не выпускала сборников долгие годы, только отдельные стихотворения. Новый режим не жаловал ее творчество – за интимность, аполитичность и "дворянские корни". Даже мнение народного комиссара Александры Коллонтай – в одной из своих статей она сказала, что поэзия Ахматовой привлекательна для молодых работниц тем, что правдиво изображает, как плохо мужчина обращается с женщиной, - не спасло Ахматову от критической травли. Череда статей заклеймила поэзию Ахматовой как вредную, поскольку она ничего не пишет о труде, коллективе и борьбе за светлое будущее.

В это время она осталась практически одна – все ее друзья или погибли, или эмигрировали. Сама же Ахматова эмиграцию считала совершенно для себя неприемлемой. Печататься становилось все труднее и труднее.

Слайд 29. 12. Стихотворение А.Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…» прочитает Казанцев Максим

В 1925 году на ее имя был наложен неофициальный запрет. Ее не печатали 15 лет! Можно запретить печатать, но запретить писать – невозможно! Не имея возможности печатать стихи, Ахматова углубилась в научную работу. Она занялась исследованием Пушкина, заинтересовалась архитектурой и историей Петербурга.

Слайд 30 – 32. К этому времени крайняя бедность быта и одежды Ахматовой уже так бросались в глаза, что не могли оставаться незамеченными. Многие находили в этом особую элегантность Ахматовой. В любую погоду она носила старую фетровую шляпу и легкое пальто. Лишь когда умерла одна из ее старых подруг, Ахматова облачилась в завещанную ей покойной старую шубу и не снимала ее до самой войны. Очень худая, все с той же знаменитой челкой, она умела произвести впечатление, как бы бедны ни были ее одежды.

Все знавшие ее отмечали ее неприспособленность к быту. Деньги, вещи, даже подарки от друзей никогда у нее не задерживались – практически сразу же она раздавала все тем, кто, по ее мнению, нуждался в них больше. Сама она многие годы обходилась самым минимумом – но даже в нищете она оставалась королевой.

Слайд 33. В 1934 году арестовали Осипа Мандельштама – Ахматова в этот момент была у него в гостях. А через год, после убийства Кирова, были арестованы Лев Гумилев и её муж Николай Пунин. Ахматова бросилась в Москву хлопотать, ей удалось передать в Кремль письмо. Вскоре тех освободили, но это было только начало.

Слайд 34. В марте 1938 года был вновь арестован Лев Гумилев, и на сей раз он просидел семнадцать месяцев под следствием и был приговорен к смерти.

Слайд 35. Анна Андреевна обращается с письмом к Сталину:

13. Стихотворение «Так не зря мы вместе беседовали…» прочитает Гелемеев Алексей

Смертный приговор заменили ссылкой.

Слайд 36.  Она жила в крайней нищете, обходясь часто лишь чаем и черным хлебом. Каждый день выстаивала бесконечные очереди, чтобы передать сыну передачу. Именно тогда, в очереди, она начала писать поэму "Реквием", посвящённую материнскому горю и отчаянию. Стихи цикла очень долго не записывались – они держались в памяти самой Ахматовой и нескольких ее ближайших друзей.

Художественный образ А.Ахматовой. Фрагмент из художественного фильма «Анна Герман» с Анной Ахматовой

Слайд 37. Из воспоминаний Л.К.Чуковской:

«В те годы Анна Андреевна жила заворожённая застенком… Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже шёпотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шёпот: внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: «Хотите чаю?» или «Вы очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала ей. «Нынче ранняя осень», - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей.

Это был обряд: руки, спичка, пепельница – обряд прекрасный и горестный…»

В память об этом времени напротив тюрьмы Кресты в Петербурге в 2006 году был установлен памятник Анне Ахматовой.

20. Стихотворение «Памятник» прочитает Дажигов Алим

Слайд 38. Фрагмент из цикла  «Реквием» прочитает Кучеренко Константин

А теперь прозвучит голос Анны Ахматовой:

Звукозапись из поэмы Реквием

Слайд 39. Совершенно неожиданно в 1940 году Ахматовой разрешили печататься. Сначала вышло несколько отдельных стихов, затем позволил выпустить целый сборник "Из шести книг", в который, правда, в основном вошли избранные стихи из предыдущих сборников. Тем не менее книга вызвала ажиотаж: ее смели с прилавков на несколько часов, за право ее прочесть люди дрались. Однако уже через несколько месяцев издание книги сочли ошибкой, ее стали изымать из библиотек.

Слайд 40 – 41. Когда началась война, Ахматова почувствовала новый прилив сил. В сентябре, во время тяжелейших бомбежек, она выступает по радио с обращением к женщинам Ленинграда. Вместе со всеми она дежурит на крышах, роет окопы вокруг города.

15. Стихотворение А.Ахматовой «Мужество» прочитает Сазанов Семен

В конце сентября ее по решению горкома партии самолетом эвакуируют из Ленинграда – по иронии судьбы, теперь ее признали достаточно важной персоной, чтобы спасти... Через Москву, Казань и Чистополь Ахматова оказалась в Ташкенте.

Слайд 42. В начале 1944 года Ахматова уехала из Ташкента. Сначала она приехала в Москву, где выступила на устроенном в зале Политехнического музея вечере. Прием был такой бурный, что она даже испугалась. При ее появлении зал встал. Говорят, когда Сталин узнал об этом, он спросил: "Кто организовал вставание?"

После возвращения из Ташкента у нее изменилась манера поведения – стала более простой, спокойной, и вместе с тем более отдаленной. Ахматова отказалась от своей знаменитой челки, после перенесенного в Ташкенте тифа она стала полнеть.

Казалось, Ахматова возродилась из пепла для новой жизни. К тому же ее вновь признали власти. За свои патриотические стихи она была награждена медалью "За оборону Ленинграда".

Готовились к печати ее исследования о Пушкине, большая подборка стихов.

В 1945 году к огромной радости Ахматовой вернулся Лев Гумилев. Из ссылки, которую он отбывал с 1939 года, ему удалось попасть на фронт. Мать с сыном зажили вместе. Казалось, что жизнь налаживается.

Слайд 43. 14 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"". Журналы клеймились за то, что они предоставляют свои страницы двум идеологически вредным писателям – Зощенко и Ахматовой. Меньше чем через месяц Ахматова была исключена из Союза писателей, лишена продовольственных карточек, ее книга, находившаяся в печати, была уничтожена.

После постановления она оказалась в полнейшей изоляции – с теми, кто не отвернулся от нее, она сама старалась не встречаться, чтобы не повредить. Тем не менее люди продолжали к ней приходить, приносить продукты, а по почте ей постоянно присылали продуктовые карточки. Критика ополчилась на нее – но для нее это было куда менее страшно, чем полное забвение. Любое событие она называла лишь новым фактом в своей биографии, а от биографии она отказываться не собиралась. В это время она вовсю работает над своим центральным произведением, "Поэмой без героя". И снова её не печатали – 10 лет!

Слайд 44. В 1949 году был снова арестован Николай Пунин (муж Ахматовой), а затем и Лев Гумилев. Льву, единственное преступление которого было в том, что он был сыном своих родителей, предстояло провести семь лет в лагере, а Пунину суждено было там погибнуть.

В 1950 году Ахматова, ломая себя, во имя спасения сына написала цикл стихотворений "Слава миру", прославляющий Сталина.

16. Стихотворение из этого цикла «И Вождь орлиными очами…» прочитает Морозов Дмитрий

Однако Лев вернулся только в 1956 году – и то, для его освобождения пришлось долго хлопотать...

Лев Гумилев стал известнейшим ученым-востоковедом. Историей Востока он увлекся, находясь в ссылке в тех краях. Его труды и сейчас считаются одними из важнейших в исторической науке. Ахматова очень гордилась сыном.

Слайд 45. С 1949 года Ахматова начинает заниматься переводами - корейские поэты, Виктор Гюго, Рабиндранат Тагор, письма Рубенса... Раньше она отказывалась заниматься переводами, считая, что они отнимают время от собственных стихов. Теперь пришлось – это давало и заработок, и относительно официальный статус.

Известны поэтические переводы Анны Ахматовой с армянского, идиш, с литовского, латышского, осетинского, корейского, итальянского, румынского, болгарского, грузинского, сербского, польского языков.

Слайд 46. Запрет с имени Ахматовой был снова снят в 1954 году, после смерти Сталина. Ей даже выделили от Союза писателей – хотя Ахматову исключили из него, как переводчик она могла считаться "писательницей", - дачу в писательском поселке Комарово под Ленинградом; этот дом она называла Будкой.

А в 1956 году – во многом благодаря хлопотам Александра Фадеева, - был освобожден Лев Гумилев.

Последние десять лет жизни Ахматовой совершенно не походили на предыдущие годы. Ее сын был на свободе, она наконец получила возможность печататься. Она продолжала писать – и писала много, словно торопясь высказать все, что ей не давали сказать раньше. Теперь мешали только болезни: были серьезные проблемы с сердцем, из-за полноты ей было тяжело ходить.

Слайд 47. До последних лет Ахматова была царственна и величава, писала любовные стихи и дружила с молодыми поэтами.

Слайд 48. Ахматовой посвящено очень много лирических произведений разных поэтов.

17. Стихотворение И.Бродского «На столетие Анны Ахматовой» прочитает Измайлов Кирилл

Слайд 49-50. В последние годы к А.А. Ахматовой пришла слава всемирная. Ей вручается Международная литературная премия «Этна-Таормина» в Италии («За 50-летие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов»), в Англии ей присваивается степень почетного доктора литературы Оксфордского университета. Она вновь, как и в молодости, побывала в Риме, в Париже, в Англии. На Родине же она все чаще проводит дни и месяцы в больницах, подолгу живет у друзей в Москве или в маленьком дачном домике в Комарове, под Ленинградом, где, не имея даже обычной садовой скамейки, сочиняла стихи, сидя на ступеньках.

18. Стихотворение «Приморский сонет» прочитает Москалев Никита

Звучит стихотворение «Муза» в исполнении Поэтессы

Слайд 51. Анна Андреевна Ахматова умерла 5 марта 1966 года в Москве после четвертого инфаркта. Гражданская панихида по ней  проходила в тесном помещении морга Института Склифосовского безо всякого предварительного оповещения. Из тогдашнего руководства Союза писателей никто не явился. Церемонию открыл, сдерживая слезы, Арсений Тарковский, хорошо говорил Лев Озеров. Потом друзья и ученики увезли прах А. Ахматовой в Ленинград, где она была отпета в храме Николы Морского и похоронена на кладбище в Комарове. Под соснами Комарова она обрела свой последний приют. На ее могиле нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она и не нуждается в монументах – вечным и самым прочным памятником стала ее жизнь и её стихи. Ахматова вобрала в своё сердце боль всего народа и полностью отдала его родине. Поэтому её творчество всегда будет живым, жгущим сердца людей.    

Известный поэт Борис Чичибабин, сам прошедший через сталинские лагеря и ссылки, писал: «Божественная неповторимость личности... подчеркивалась ее потрясающей красотой. От одного взгляда на нее перехватывало дыхание. Высокую, темноволосую, смуглую, стройную и невероятно гибкую, с бледно-зелеными глазами снежного барса, ее в течение полувека рисовали, писали красками, ваяли в гипсе и мраморе, фотографировали многие и многие, начиная с Амедео Модильяни...

Когда ее возраст пересек семидесятилетнюю черту, когда ее черная челка, спускавшаяся на прямые строгие брови, освещенная зеленовато-сероватым светом удлиненных глаз, побелела и откинулась на затылок, обнажив прекрасный высокий лоб, когда ее походка стала подчеркнуто степенной, к ней пришла слава, уже основательно верная». («Из воспоминаний об Ахматовой»)

Слайд 52. В 1945 году Анна Андреевна написала  стихотворение-напутствие «Кого когда-то называли люди…», где она говорит, что все проходит в этой жизни,  и вечно лишь  слово.    Это стихотворение прочитает Широков Кирилл.

Верно она сказала и о своей жизни: стихотворение со слайда Один идет прямым путем…» (читает учитель)

Запомните ее величественный образ и ее поистине царственное слово, ведь она всегда писала для своего неведомого друга — читателя:

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,

Я - отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья, -

Ведь все равно я с вами до конца.

Слайд 53. Хочется закончить свое сообщение словами поэтессы Ирины Маляровой:                                                                                                                                                  Есть на земле

    счастливые сердца,

По капельке,

по искорке, по вздоху

В себя переселившие

                        эпоху,

Ей верные до самого

                        конца.

Самостоятельная работа (в группах):

А теперь, ребята, поработаем в командах. Перед вами сборники стихотворений А.Ахматовой: у 1 команды «Вечер», у 2-ой – «Белая стая», у 3-ей – «Подорожник». Ваша задача проанализировать эти сборники по плану:

1. Время  создания  сборников.

2. С какими этапами личной жизни А.Ахматовой связаны эти сборники?

3. Какова тематика стихотворений в данном вам сборнике?

4. Проанализируйте 3-4 стихотворения методом сравнения и сопоставления.

5.  Какова лирическая героиня или герой? Дайте обобщенную  характеристику.

6. Назовите особенности, которые вы нашли: настроение, цвет, образы, идейно – художественное содержание.

После проделанной работы подведем совместно итоги.

Капитаны команд подводят итоги совместной работе и отвечают.

Домашнее задание:

Написать сочинение в форме эссе или отзыва об одном из стихотворений А.Ахматовой, которое не прозвучало на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового урока по творчеству Ф. И. Тютчева.

Творческий смотр знаний предполагает выявление общего и индивидуального уровня знаний учащихся жизни и творчества Ф.И. Тютчева . На предшествующих уроках рассматривался круг тем его...

Методические разработки по декоративно-прикладному творчеству.

Данный материал используется в преподавании основ декоративно-прикладного творчества, таких как роспись по стеклу, по тканям, по дереву на занятиях в группах дополнительного образования для младших шк...

Методическая разработка литературного вечера, посвященного творчеству Ф. М. Достоевского

Представленный материал- обзор основных этапов жизни и творчества писателя, оценка роли его произведений в развитии русской и мировой культуры....

методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...

Методическая разработка мероприятия по техническому творчеству

В представленной методической разработке описывается опыт организации финала районного конкурса технического творчества «Время, вперед!». Но данное мероприятие может быть реализовано в любой организац...

Методическая разработка по декоративно-прикладному творчеству «Бусы».

Предлагаю Вам  занятие по развитию мелкой моторики рук. Это будет полезно как детям с ОВЗ, так и взрослым. В результате  вы получите украшение, сделанное своими руками и куч...

Методическая разработка урока Жизнь и творчество И.С. Тургенева

Модульный урок. "Вся моя биография- в моих сочинениях"Помочь обучающимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; научить самостоятельно работать с учебной книгой....