Мастер - класс по теме «От уроков чтения - к конкурсу чтецов»
учебно-методический материал по литературе

Гребенникова Ольга Викторовна

Мастер - класс по теме «От уроков чтения -  к конкурсу чтецов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме:

«От уроков чтения -  к конкурсу чтецов»

Целевая аудитория: педагогические работники образовательных учреждений.

Цель: познакомить педагогов с методикой «мнемотехника», позволяющей обеспечить быстрое и эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение стихотворных текстов. 

Задачи:

  • познакомить с понятием «мнемотехника»
  • раскрыть актуальность использования данной методики с умственно отсталыми детьми (интеллектуальными нарушениями)
  • познакомить с этапами работы с мнемотаблицей

Оборудование:

Мультимедийная презентация.

Мультимедийное оборудование.

Раздаточный материал.

Буклеты с информацией по опыту работы.

Форма работы: групповая

Планируемый результат: сформировать представления о приёмах формирования и развития быстрого и эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения стихотворных текстов.

Продолжительность: 20 мин.

Организационный момент:

Участники мастер-класса перед входом в аудиторию выбирают жетон по выбору и в соответствии с выбранным символом рассаживаются по подгруппам.

Часть 1. Презентация педагогического опыта педагогом - мастером.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут... Я учитель …

Слайд 1. 

 Я рада приветствовать Вас на своём мастер – классе по теме: «От уроков чтения -  к конкурсу чтецов»

Цель: раскрыть возможности использования мнемотехники на уроках чтения с целью быстрого и эффективного запоминания стихотворных текстов в рамках рабочей программы и для дальнейшего участия в конкурсе чтецов.

Слайд 2. 

В современном мире школьники с особыми образовательными потребностями, у которых в силу их психофизиологических особенностей:

- ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания

- неточность воспроизведения и быстрая потеря информации

отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Но, при всем при этом, им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность,

 Слайд 3. 

 Значительная роль в решении этих  задач  отводится заучиванию стихотворений наизусть, что вызывает у учащихся большие  трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

В  2021 году взяла 5 - 6 класс. Проанализировав качество знаний учащихся по чтению  в период  за 2020-2023 учебные года отмечено, что качество знаний  повысилось на 40%. Следует отметить, что в 2020-2021 учебном году уроки чтения велись по традиционной системе, а в 2021-2023 уч. г. –  в 5 – 6 классах с применением технологии мнемотехника. 

Для определения уровня мотивации учения на уроке математики, используя проективную диагностическую методику Лускановой А.Г., был выявлено, что в 2020-2021 учебном  году  у 60%  учащихся низкий уровень мотивации к изучаемому предмету. Тогда как в 2020 -2023  учебном году детей с низким уровнем мотивации не выявлено.

Положительные статистически значимые сдвиги были достигнуты благодаря использованию на уроках чтения не только  традиционных технологий обучения, но  и  технологии мнемотехника.

Часть 2. Представление системы опыта.

Слайд 4. «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать  таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»      

                                                           Константин Дмитриевич Ушинский

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.

СЛАЙД 5 

В основу опыта положена теория  П.Я. Гальперина «Поэтапного формирования умственных действий и понятий ».  

В качестве основной педагогической технологии является Мнемотехника.  Мною  используются следующие виды:

C:\Users\User\Downloads\62509117.jpg

В 5-9 классах дети владеют  этими умениями. Дам общее представление, зная состав класса и возможности, покажу технологию, которую применяю при заучивании стихотворений – мнемотаблицы. ( Слайд 6)

На примере стихотворения Лермонтова «Парус».  Длительность заучивания зависит от возможностей детей и сложности стихотворения.

Слайд 7. Процесс запоминания разделяется на 4 этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

-собственно процесс запоминания;

-запоминание последовательности информации;

-закрепление информации в мозге.

Слайд 8. Этапы работы над стихотворением: 

Существуют разные методы заучивания стихотворений, самым эффективным является денотативный план, это метод заучивания стихотворений по картинкам который разработала Г.Е.Сычева.

 Яркие опорные картинки позволяют осмыслить стихотворение и путем ассоциативных связей запомнить его.

Заучивание стихов на основе денатотивного плана особенно актуальна для детей с речевым нарушением, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания. Следовательно, наглядный материал усваивается лучше вербального.

1 этап:  Выразительное чтение.

Сначала выразительно читаю стихотворение. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа.

Парус

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном.

 

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Слайд 9.

2 этап: Составление ассоциативных образов.

Читаю отдельно каждую строчку, ребёнок придумывает ассоциативный образ (картинку) и зарисовывает ее (сам или при помощи педагога)

Начиная с 5 класса,  наработана система определённых символов и собрана картотека. При заучивании стиха эти символы всплывают в памяти детей. Если образа нет, то мы его придумываем. Но учитывая тугоподвижность детей, ограниченность во времени, я сама предлагаю символы уже имеющиеся. На каждое слово придумать символ достаточно сложно, мы объединяем все имеющиеся варианты: графические, картинные, схематические – сочетанная технология.

Но и этот вариант не является окончательным картинка – слово, но и картинка - фраза.

Чтение стиха – Разбиение на фразы – Кодирование в образы

Слайд 10.

3 этап: Заучивание стиха.

Использую следующие игровые приёмы.

  1. Ребёнок рассказывает стихотворение с основой на придуманные образы.
  2. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Видео с родителями.

Слайд 10.  Диаграмма результативности.

Работая с этой технологией уже несколько лет, мои дети из 100 % учащихся могут  

 И конечно же, вы помните, как я назвала свой матер класс …..Для наших детей …. Личностные задачи: 1) я предлагаю материал, который он запомнил. Он с ним выступает на конкурс чтецов, где может почувствовать результат своего труда.

2) Использует умение и навык

Видео конкурс чтецов.

3 часть: Имитационная игра.

Предлагаю вам апробировать данный метод на себе.

(Учащиеся – эксперты)

4 часть: Моделирование.

Уважаемые коллеги! Попробуем самостоятельно применить на практике данную технологию. Разделимся внутри группы (3 группы) на: Педагог (объясняет) – Учащиеся (запоминают) – Родители - Жюри – эксперты.  У Вас  на столах представлены тексты стихов, карточки – подсказки. Представим не урок, а конкурс чтецов. Ученик – конкурсант рассказывает стих наизусть.

Задание:

4 часть:Рефлексия.

 - Уважаемые коллеги, предлагаю подвести итог и оценить совместную работу по предложенной карте:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме: "Прведение урока в восьмом классе по теме: "Агрегатные состояния вещества" в дистанционной форме. а

Аннотация.Данный урок разработан с целью:1 Научить учащихся самостоятельной работе на уроке с мультимедийными материалами;2 уметь работать анализировать теоретический материал; 3  само...

Мастер-класс по теме "Методы смыслового чтения на уроках математики"

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Ответственность за э...

Мастер-класс по теме «Разработка урока математики по технологии АМО»

Мастер-класс по теме «Разработка урока математики по технологии АМО»...

Сценарий мастер – класса по теме «Смысловое чтение как прием формирования УУД»

Что же такое смысловое чтение, нужно ли учить ему? Как учить? Какие приемы использовать? На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить сегодня...

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...