Индивидуальный проект на тему: «Что читает наше поколение?»
творческая работа учащихся по литературе (11 класс)

Фомина Екатерина Георгиевна

Индивидуальный проект на тему: «Что читает наше поколение?»

 

Цель исследования: привлечь внимание к чтению как к важному фактору социализации личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_chitaet_nashe_pokolenie.docx40.69 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный проект на тему:

 «Что читает наше поколение?»

            Автор:

                                                      обучающаяся 11 «А» класса,

                                    Юсупова Гульнара

                                                    Руководитель: Фомина Е. Г.

Оглавление

Введение

Глава 1.

1.1 Национальная программа поддержки и развития чтения.

1.2. Литературные предпочтения молодёжи в России и в мире.

2. Читательский портрет моего сверстника.

Глава 2.  

2.1. Исследование читательских интересов молодёжи.

2.2. Пути решения проблемы. Рекомендации по расширению круга чтения.

2.3. Практическое применение проекта. Личное отношение автора к проблеме.

Список использованной литературы

Приложение 1

Введение

Любая книга, независимо от времени ее создания и характера обращения, существования во времени и пространстве, является способом коммуникации. Выполняя эту главную функцию, она способствует развитию, обучению, образованию, воспитанию, формированию мировоззрения отдельного человека и целого общества. По словам Н.И.Пирогова «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное».

Актуальность темы исследования данной работы заключается в том, что от современной молодежи зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране и от чего это будет зависеть.

Цель исследования: привлечь внимание к чтению как к важному фактору социализации личности.

Задачи:

  1. Изучить читательские интересы обучающихся МОУ КСОШ «Радуга».
  2. Выявить, какую роль в жизни обучающихся играет чтение.
  3. Выявить: Каков портрет читателя 21 века? Как привить любовь молодого поколения к чтению?
  4. Составить список произведений художественной литературы для обучающихся школы среднего и старшего звена.

Гипотеза: исследование факторов снижения читательской активности молодого поколения поможет привлечь внимание сверстников к проблеме формирования читательских интересов.

Методы проведения исследования:

- теоретические: (анализ разработанности темы в литературе и других источниках).

- практические: (анкетирование, опрос, сравнение)

План выполнения исследования:

  1. Изучение научной литературы по проблеме исследования
  2. Подготовка и обработка анкет обучающихся
  3. Анализ полученной информации, её обобщение
  4. Уровень литературной культуры современного поколения

В настоящее время, я считаю, что моя тема является актуальной, ведь всё большие масштабы приобретает проблема, связанная с тем, что люди разных возрастов, а особенно молодёжь, начинают меньше читать книги, т.к. используют в основном только Интернет или слушают музыку. Сегодня молодое поколение ориентировано на зрелищные и массмедийные формы проведения досуга.

1.1 Национальная программа поддержки и развития чтения.

Директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко озвучил результаты общероссийского исследования по модели PISA, проводившегося осенью 2020 года, которые лежат в основе расчета показателя вхождения России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования (наряду с итогами сравнительных международных исследований PIRLS и TIMSS).

По данным эксперта, выборка исследования составила около 6 тысяч учащихся 15-летнего возраста, обучающихся в 200 образовательных организациях в 43 регионах России. По итогам 2020 года в направлении читательской грамотности показатель России составил 492 балла (в 2019 году — 488), Россия заняла 24 место (в 2019 году — 26).

Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьёзной проблемой: современная молодёжь не тянется к книге, не любит читать, не воспринимает общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Нам хочется вспомнить слова, которые говорил наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин: «Чтение - вот лучшее учение». У современных людей иные кумиры. Они сходят с ума по звездам ИНСТАГРАММ. «Чёрствость» современных читателей – не только следствие привычных сцен насилия на ТВ и компьютерных играх, а свидетельство общей духовной неграмотности.

Целое поколение нашего времени испытывает неспособность к настоящему чтению. Это явление, названное АДД (ATTENTION DEFICIT DESORPER) бурно обсуждается учёными всех стран, в том числе и в России. По данным международного исследования, проведённого в 2015 году, российские школьники показали очень хорошие результаты – Россия входила в десятку лучших стран. На сегодняшний день актуальна проблема необходимости проведения государственной политики в области чтения.

Современные молодые люди считают, что в наш век с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Такая точка зрения не только ошибочна, но опасна. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. Чтение – один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности.

В 2007 была разработана и принята Национальная программа поддержки и развития чтения. В ее Концепции дается следующее определение: «Чтение представляет собой важнейший способ освоения базовой культурной информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, представлений об исторически непреходящих и текущих событиях.

Под базовой культурной информацией понимаются знания, нормативные и ценностные представления, социально значимые сведения, составляющие основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие» (Концепция Национальной программы поддержки и развития чтения)

1.2. Литературные предпочтения молодёжи в России и в мире.

XXI век для человечества считается информационным. Молодежь упрекают в том, что основными средствами информации для нее стали Интернет и телевидение. И это, отчасти, правда. Ведь в нынешнем XXI веке практически у каждого молодого человека есть компьютер, телефон и доступ в Интернет, где он может получить необходимую ему информацию. Но значит ли это, что молодежь совсем перестала читать?

Что читали молодые люди 20 лет назад и что читают сегодня? Какая литература наиболее востребована ими сейчас, и какие отделы в библиотеках страны наиболее популярны?

В 80-х годах молодежь в большинстве своем предпочитала фантастику, детективы, приключения. Особой популярностью пользовались такие авторы, как Кларк, Саймак, Беляев. Очень популярна была, как ни странно, техническая литература – издания по радиотехнике, моделированию и конструированию.

Нынешняя молодежь, особенно старшеклассники, спрашивают в библиотеке в основном книги авторов, которых проходят по учебной программе. И лишь наиболее любознательные читают дополнительную литературу, рекомендованную преподавателями или блогерами.

Удивительно, но выяснилось, что Интернет на читающую публику оказывает даже положительное влияние. Ведь именно благодаря рекламе и рецензиям новых книг в Интернете библиотека нередко приобретает новых читателей. Так было и с Л.Н.Толстым и Н.В. Гоголем. Кстати, не последнюю роль здесь играет и телевидение. После экранизации «Анна Каренина» и «Тарас Бульба», к примеру, немало молодых людей пришли в библиотеку желанием «познакомиться с оригиналом». Также подростки выбирают «разрекламированных» авторов философских экшенов таких, как Станислав Лем.

Также популярны сегодня японский философ Харуки Мураками, Ричард Бах, написавший знаменитую «Чайку по имени Джонатан Ливингстон». Выяснилось, что после выхода в 2006 году книги Дэна Брауна «Код да Винчи», ее мгновенно смели с прилавков магазинов, а в библиотеках эта книга вечно «на руках».

Многие молодые люди предпочитают фантастику. Ее можно разделить на две ветви - это фэнтези (сказки) и ужасы. Королем ужасов неизменно является Стивен Кинг (за всю жизнь он написал 53 романа и 7 сборников рассказов, последний роман - «Парень из Колорадо» - вышел в конце 2005 года). Несколько уступает Кингу, Дин Кунц - современный известный писатель-фантаст.

Фэнтези стало модным после выхода фильма «Властелин Колец». Эльфы, орки, гномы и другие обитатели бесконечных миров сразу запали в душу юного любителя таинственных приключений. Сейчас таких книг появилось много. Из отечественных особенно популярным является Ник Перунов. Из зарубежных писателей - Мартин Скотт, Мерседес Лэки. Из классических произведений – неизменный шедевр «Возвращения короля» Джон Толкиен и многие другие.

Книги из серии про Гарри Поттера писательницы Джоан Роулинг читают все - от младших школьников до студентов. Тему сказочного мира продолжают книги знаменитого французского режиссера Люка Бессона. Волшебные приключения мальчика Артура даже начали экранизировать (фильм «Артур и минипуты» вышел в 2007г).

Молодежь, в свою очередь, старается идти в ногу со временем, знать известные во всем мире новые произведения.

На первом месте, среди обучающихся нашей школы, стоит популярный жанр фэнтези. Книги таких авторов, как братья Аркадий и Борис Стругацкие, Никк Перумов, Сергей Лукьяненко, Алекс Орлов не задерживаются долго на полках. Огромной популярностью пользуются книги о Гарри Поттере.

У 15-18 летних молодых людей популярны книги С. Лукьяненко о мире иных и серия «Миры братьев Стругацких». Среди молодых людей всех возрастов популярны серии книг «Ужастики» и «Страшилки». Эти книги о вампирах и оборотнях с леденящими кровь сюжетами, как не странно помогают расслабиться после напряженного учебного или рабочего дня. Среди авторов книг с подобным содержанием наиболее известны такие, как: Елена Артамонова, Игорь Веркин, Фиона Келли, Стивен Кинг и др. На втором месте стоят Донна Эндрюс, Кэролин Харт, Жаклин Уинспир, Луиза Пенни и др. Эти авторы пользуются высоким спросом среди молодежи 18-19 лет и старше. Среди женской половины читателей популярна серия «Ироничный детектив», а среди мужчин особым спросом пользуется Ф. Незнанский. Его книги более серьезные.

На третье место вышли женские романы, и только на четвертом месте, как это ни печально, старая, добрая классика: А.Пушкин, М.Лермонтов, Л.Толстой, Ф.Достоевский, М.Булгаков – это серьезные авторы и их книги не для развлечений.

Особой популярностью пользуются журналы: «ScientificAmerican», «Discover», «История», но это серьезные журналы и используют их в основном при подготовке каких – либо работ (рефераты, курсовые и т.д.) Девушки читают журналы «HELLO», «Glamour», «Cosmopolitan», «Elle» и др. Из всего сказанного можно сделать вывод, что современная молодежь читает и читать становится модно.

Считается, что молодежное чтение является рубежным. Именно от того, какую литературу прочтет подросток в этом возрасте, зависит, станет он читающим человеком, или нет. И какое место займет чтение среди других интересов и увлечений. Конечно, не все молодые люди называют чтение самым основным и любимым занятием, но, тем не менее, есть и те, кто говорит, что просмотр телевизора не идёт, ни в какое сравнение с чтением. Когда мы читаем, в нас рождаются собственные мысли и ассоциации. Чтение требует большей активности, сотворчества, самореализации, чем просмотр фильма, ведь в этом случае “машина” читает за нас”.

2.1. Исследование читательских интересов молодёжи

Мною был проведен опрос, в котором приняли участие 55 обучающихся МОУ КСОШ «Радуга» по четырем возрастным категориям (10-12 лет; 13- 15 лет; 16-18 лет) [Приложение №2]

Какие же были результаты?

Дети и подростки всех возрастных категорий любят читать. Целых 80% обучающихся возрастной категории от 10-12 лет, где было опрошено 15 человек, ответили утвердительно «да, люблю читать».

В категории от 13-15 лет, где было опрошено 18 человек, примерно 78% ответили также: «да, люблю читать».

И в категории от 16-18 лет, где было опрошено 22 человека, примерно 82% дали ответ «да, люблю читать».

Так же я выявила причины, по которым ученики не читают никаких книг. Среди всех участников опроса всех возрастных категорий найдено две основные причины – это отсутствие чего-то интересного для самих учеников и нехватка свободного времени.

На вопрос: «что вы читаете чаще всего?» во всех категориях большинство людей склоняется к художественной литературе. Наиболее высокий интерес в возрастной категории от 13 до 15 лет - 100%. На уровне 75% от 10 до 12 лет и на уровне примерно 95,5% от 16 до 18 лет. Газеты читают только ученики в возрасте от 10 до 12 лет -8%, в остальных категориях их никто не читает. А интерес к журналам максимален у детей категории от 10 до 12 лет - 17%, минимален – у обучающихся категории от 13 до 15 лет – 0%. Подростки категории от 16 до 18 лет занимают среднюю позицию – примерно 4,5%.

В ходе анализирования ответов на вопрос: «читаете ли вы классическую литературу, которую проходите по программе в школе?» мной был сделан вывод, что классику больше всего читают дети возрастной категории от 10 до 12 лет – примерно 53%. В категории от 13 до 15 лет меньше всего людей читают классику из школьной программы – примерно 22%. Подростки категории от 16 до 18 лет не сильно отличаются по показателям от предыдущих – примерно 27%.

На вопрос: «посещаете ли вы библиотеку?» большинство людей дало ответ «нет», и во всех возрастных категориях проценты оказались практически одинаковы. Дети от 10 до 12 лет – примерно 73%, подростки от 13 до 15 лет – 75%, и подростки от 16 до 18 лет – примерно 77%.

Примерно 81% подростков возрастной категории от 13 до 15 лет ответили, что покупают художественную литературу, и это является самым высоким показателем среди всех опрошенных учеников. На втором месте дети категории от 10 до 12 лет, из них примерно 67% ответили, что покупают художественную литературу. Самый низкий показатель – 64% - показали подростки категории от 16 до 18 лет.

Чтобы узнать причину, по которой ученики не покупают книги, в анкете был предоставлен вопрос: «если не покупаете, то почему?». Среди детей от 10 до 12 лет самые распространённые причины – это наличие электронных вариантов и отсутствие интереса к литературе. В категории от 13 до 15 лет самой распространённой причиной является отсутствие интереса к чтению книг. Среди подростков от 16 до 18 лет существует четыре причины, по которым ученики не покупают книги, - возможность взять произведения в библиотеке, отсутствие возможности для покупки, наличие электронных вариантов и высокие цены на книги.

Новинками литературы в сетях интернет интересуются больше других подростки от 13 до 15 лет – примерно 69%. От 16 до 18 лет – примерно 64% опрошенных. Меньше других проявляют интерес дети от 10 до 12 лет – 60%.

Самыми популярными жанрами среди детей от 10 до 12 лет являются приключения и ужасы, по отдельности их выбрали 18% опрошенных. Подростки от 13 до 15 лет больше предпочитают жанр фентези, примерно 19% участников опроса выбрали его. Также большинство подростков от 16 до 18 лет тоже выбрало жанр фентези – примерно 15,5% опрошенных.

         Молодежь сейчас читает мало. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы. Чтению составляет конкуренцию Интернет и телевидение. Чтение за эти годы стало, прежде всего, развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся ужасы, приключения и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение.

2.2. Пути решения проблемы. Рекомендации по расширению круга чтения.

Семья считается первичным институтом социализации человека, я уверена, что любовь к чтению необходимо прививать с детского возраста в семье. Поэтому я подобрала памятки-рекомендации для родителей, в которых говорится о пользе семейного чтения, а также интересные советы о пользе семейного чтения.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать тёплую и успешную почву для развития личности ребёнка.

Есть десять причин для того, чтобы читать:

- Если Вы способны уделить детям внимание и время для семейного чтения, то они уверены, что Вы их любите.

- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

- Книги помогут Вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

- Чтение вслух способствует развитию внимания у Вашего ребёнка.

- Вы создаёте удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о тёплом общении с ребёнком.

- Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

- Рано или поздно, Вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Памятка для родителей

Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок читал? Учтите наши добрые советы, и Ваши желания исполнятся!

  1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
  2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку Вашего сына или дочери.
  3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.
  4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию Вашей речи и речи Вашего ребёнка.
  5. Рекомендуйте ребёнку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте Ваши и его впечатления.

Интересно! Прочти! Запомни!

Книга снижает стресс.

- Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса.

- Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

- Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.

- Чтение придает уверенности.

- Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. - Признание окружающими вашей эрудиции положительно влияет на личную самооценку.

- Улучшает мозговую активность.

- При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.

Исправить сложившуюся ситуацию в области чтения в молодежной среде сразу невозможно. Для того чтобы решить проблему чтения, необходимы программы, конкурсы, мероприятия, направленные на популяризацию чтения и книги.

Пути решения данной проблемы:

*активная информационная PR-политика, направленная на популяризацию чтения (акции, конкурсы, реклама, статьи и сюжеты в СМИ);

*создание и формирование имиджа читающего человека PR-инструментами (равнение подростков на известных людей, пользующихся авторитетом, пропагандирующих чтение книг, повышение авторитета учителя);

*проведение различных конкурсов на школьном и муниципальном уровне (конкурс чтецов, конкурс на лучшего читателя художественного произведения, книжных акций, литературных вечеров);

* В школах  проводить беседы на тему: «Зачем человеку необходимо чтение?»

*В библиотеках иметь стенд «Что читать современному подростку?»

* Родителям необходимо воспитывать у подростков культуру чтения.

*Необходимо чтение ввести в моду.

*Подростки должны видеть родителей читающими.

*Разработать список произведений, позволяющий привить интерес подросткам к чтению классической литературы и раздать ребятам в форме буклета

2.3. Практическое применение проекта. Личное отношение автора к проблеме.

Собранный материал можно использовать для публикации на официальном сайте МОУ КСОШ «Радуга», в инстаграме школы, в местных изданиях.

Данный материал можно использовать для бесед на классных часах, родительских собраниях.

Личное отношение автора к проблеме.

Проблема чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. В связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.

Утверждения о кризисе детского чтения не случайны и имеют под собой реальную основу. Сейчас дети, подростки и молодёжь читают не так, как предыдущие поколения. Идет процесс коренного изменения читательских привычек юных. Подростки предпочитают классической литературе фэнтези и детективы. Они слабо ориентируются в книжном «царстве». Поэтому предлагаю список литературы для чтения.

Данный список субъективен и не может претендовать на удовлетворение вкусов всех читателей. Он составлен на основе личного опыта (некоторые произведения прочитаны мною), а также при участии учителей литературы. При составлении списка использованы источники: «Списки книг для детей разного возраста», «Лучшие книги для детей и юношества» .

Список использованной литературы

  1. Аксарова В.Я., Сафонова Н.К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии.
  2. Варганова В.Г. Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно – практического семинара. М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2017.
  3. Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в старшем школьном возрасте», М: «Академия», 1997.
  4. Сметанникова Н. И. Через чтение в мировое образовательное пространство. М.: ИТОП РАО, 2001
  5. Харитонова О. И. Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: итоги исследования. Волгоград, 2001.
  6. Чудинова В. П. Чтение в контексте развития информационного. Социологические исследования. №5, 1999.
  7. https://ioe.hse.ru/data/2019/12/23/1525056145

Приложение 1

Список произведений для чтения:

10-12 лет

  1. Эйко Кадоно «Ведьмина служба доставки»
  2. Джон Беллэрс «Тайна дома с часами»
  3. Наталья Щерба «Часодеи. Часовой ключ»
  4. Нил Гейман «Коралина»
  5. Дмитрий Емец «Золото скифов»
  6. Наринэ Абгарян «Манюня»
  7. Ксения Драгунская «Лекарство от послушности»
  8. Роальд Даль «Матильда»
  9. Варвара Еналь, серия книг «Живые»

13-15 лет

1. Михаил Самарский «Двенадцать прикосновений к горизонту»

2. Екатерин Соболь «Мудрец_05»

3. Мариам Петросян  «Дом, в котором…»

4. Р. Дж. Паласио  «Чудо»

5. Тамара Михеева  «Янка»

6. Антон Соя «Правдивая история Федерико Рафинелли»

7. Джон Толкиен  трилогия «Властелин Колец»

8. Джоан Роулинг «Гарри Поттер»

9. Керстин Гир, трилогия «Зильбер»

16-18 лет

  1. Джон Грин «Виноваты звёзды»
  2. Анна Коростелёва  «Школа в Кармартене»
  3. Роланд Смит  «Пик»
  4. Маркус Зусак «Книжный вор»
  5. Дэниел Киз  «Цветы для Элджернона»
  6. Джеймс Боуэн  «Уличный кот по имени Боб»
  7.  Джессика Клусс «Дом драконов»
  8. Ренсом Риггз «Дом странных детей»
  9. Макс Фрай «Чужак»

Приложение 2

Анкета (ОПРОС)

Уважаемый участник опроса! Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое предпочтение в литературе. Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.

Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который наиболее близок к Вашему личному мнению или напишите свой вариант.

1. Каков ваш возраст?

а) от 10 до 12

б) от 13 до 15

в) от 16 до 18

2. Любите ли Вы читать?

А) Да

б) Нет

3. Какой жанр книги вы предпочитаете? (возможно несколько вариантов ответа)

а) детектив

б) драма

в) романтика

г) комедия

д) приключния

е) фентези

ж) научная фантастика

з) боевик/экшен

и) ужасы

к) мистика

4.Что Вы читаете чаще всего?

а) художественную литературу

б) газеты

в) журналы

5.Если вы не читаете ничего, то укажите почему?

6.Читаете ли Вы классическую литературу, которую проходите по программе в школе?

а) Да

б) Нет

в) Частично

7.Посещаете ли Вы библиотеку?

а) Да

б) Нет

8.Покупаете ли Вы художественную литературу?

а) Да

б) Нет

9.Если не покупаете, то почему?

10.Интересуетесь ли Вы новинками литературы в сетях Интернет?

а) Да

б) Нет

Спасибо за ответы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Логарифмы в нашей жизни"

История происхождения логарифмов. Логарифмы в нашей жизни, нужны ли они? Логарифмическая спираль в жизни.Роль логарифмов в природе, музыке, психологии....

Информационно-познавательный индивидуальный проект по теме "Рейтинг мобильных приложений"

В своей работе «Рейтинг мобильных приложений», автор выясняет историю мобильного интернета, мобильных приложений, анализирует основные виды мобильных приложений, рейтинги мобильных приложе...

Исследовательский индивидуальный проект по теме "Мой край в координатах"

В своей работе «Мой край в координатах», автор изучает историю координат и историю родного края, анализирует и составляет задания по теме на основе краеведческого материала, проводит...

Индивидуальные проекты по теме "Население России". 8 класс

Индивидуальные практикоориентированные среднесрочные проекты выполняются на фоне изучения раздела "Население России". За основу берутся данные из родословной, составленной в результате долго...

Индивидуальный проект на тему: " Техногенные катастрофы"

В проекте проводилось исследование на тему причины возникновения техногенных катастроф. После сравнений катастроф удалось выявить причину и рассказать о последствиях. Как предмет практической значимос...

Достижения учащихся Исследовательский проект по теме "Англицизмы в нашей жизни...Дань моде , потребность или неизбежность?

В нашей речси все чаще и чаще используются слова иностранного происхождения. Обогащают ли они русский язык или ,наоборот, засоряют порой непонятными словами ? Ответить на этот вопрос могут помочь мате...

Проект на тему: «Проценты в нашей жизни»

  Проценты сопровождают нас повсюду:  не только в школе (на уроках математики, географии, биологии, истории, физики, химии и т.д.), но и в повседневной жизни: при определении статисти...