Итоговая контрольная работа по литературе 5 класс
тест по литературе (5 класс)

Итоговая контрольная работа направлена на определение уровня образовательных достижений в усвоении содержания курса литературы в 5 классе,выявление элементов содержания, вызывающих наибольшее затруднение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_kontrolnaya_rabota_po_literature_5_klass.docx49.46 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по литературе за 5 класс

Вариант 1

Часть 1.

Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Наиболее известный герой древнегреческих мифов? 

1) Геракл  2) Кощей Бессмертный  3) Добрыня Никитич

2. Фольклор – это: 1) Устное народное творчество   2) Сказки, придуманные народом

3) Краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

3. Глупый, подлый поступок Ивана-царевича, героя сказки «Царевна-лягушка»:

1) Не отправился на поиски Василисы Премудрой,  2) Сжег лягушачью кожу,  3)  Помог зайцу, медведю, щуке.

4. Известный русский баснописец: 1) Эзоп,   2)  А.С. Пушкин,  3) И.А.Крылов.        

5. Из плена смог выбраться и сбежать (по «Кавказскому пленнику» Л.Н.Толстого): 

1) Жилин,      2) Костылин,     3) Жилин и Костылин вместе.

6. Какое было прозвище у Фильки, героя произведения «Теплый хлеб»:

 1) Да ну тебя,   2) Да я тебя,      3) Филя-простофиля.

7. Каю попали осколки дьявольского зеркала (Андерсен «Снежная королева»):

 1) В глаз; 2) В глаз и в сердце; 3) Не попали никуда.

8. Ваня Солнцев, герой повести «Сын полка»:

1) Попал в плен к немцам и рассказал немцам о разведчиках;  2) Попал в плен к немцам и его спасли разведчики; 3) В плен к немцам  не попадал.

9. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее:

 1) А.С. Пушкин,  2) М.Ю. Лермонтов,  3) Ф.И.Тютчев.

10. В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» подчеркнутые  слова являются: «Звучал булат, картечь визжала»: 1) Олицетворением,  2) Сравнением, 3) Эпитетом.  

11. Соотнесите понятие и определение:

1. Стихотворение           А) произведение фантастического характера        

2. Пословица                  Б) Небольшое лирическое произведение

3. Сказка                         В) Краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

А

Б

В

12. Соотнесите автора и название произведения:

1) А.С.Пушкин                  А) «Кусака»

2) М.Ю.Лермонтов           Б) « Кавказский пленник»

3) Л.Н.Андреев                 В) «Сказка от мертвой царевне и семи богатырях»

4)  И.С.Тургенев               Г) «Теплый хлеб»

5) Л.Н.Толстой                 Д) «Муму»

6) К.Г.Паустовский          Е) «Бородино …»

1

2

3

4

5

6

13. Определите, из какого произведения взят отрывок: «Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, — а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь». 

1) А.П. Чехов «Хирургия»,   2)  А.П.Платонов «Никита»,    3) И.С.Тургенев «Муму».

14. Определите, из какого произведения взят отрывок: «Мальчик стоял неподвижно и не спускал глаз с огромной птицы. Вдруг он вспомнил, что глухаря часто берут с собакой. Охотники рассказывали, что глухарь, сидя на дереве, с любопытством смотрит вниз, на заливающуюся лаем собаку, а порой и подразнивает ее. Охотник тем временем незаметно подходит с тыла и стреляет…»  

1) Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»     2) К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»,  

3) В.П.Астафьев «Васюткино озеро»        4) В.Катаев «Сын полка»

Часть 2. Дайте краткий (односложный) ответ на вопрос:

15. Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок: «Что ребенок, что заяц – все одно, – упрямо пробормотал дед. – Все одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь – бросить!» 

_______________________________________________________________________________

16. О каком событии рассказывает М.Ю.Лермонтов в своем стихотворении «Бородино»?

_______________________________________________________________________________

17. О каком герое идет речь: «Вздыхая, он окунул кисть в ведро и провел ею по верхней доске забора, повторил эту операцию, проделал ее снова, сравнил ничтожную выбеленную полоску с необозримым материком некрашеного забора и уселся на загородку под дерево в полном унынии».

_____________________________________________________________________________

18. Где познакомился Вася с Валеком, Марусей  (произведение «В дурном обществе»)?

________________________________________________________________________________

Часть 3.  Дайте развернутый ответ на вопрос: «Какое из изученных произведений в 5 классе произвело на вас наибольшее впечатление, почему?»  (5-7 предложений)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа по литературе за 5 класс

Вариант 2

Часть 1.

Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным:

1) повесть  2)  сказка   3) пословица

2. Геракл - герой древнегреческих мифов совершил подвигов:

1) 12                            2) 13                             3) 1

3.  Русская  народная сказка:

1) «Царевна-лягушка»   2) «Сказка о мертвой царвене и семи богатырях»

3) «Алиса в стране чудес»

4. В какой сказке есть  говорящее зеркальце:

 1) «Журавль и цапля»     2) «Царевна-лягушка»   3) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  

5. Герасим, герой рассказа И.С.Тургенева «Муму», спас: 1) щенка   2) собаку     3) котенка

6. Самый ужасный поступок Фильки, героя рассказа «Теплый хлеб»:

 1) нагрубил бабушке,  2) ударил коня и бросил хлеб в снег,  3)  не совершал дурных поступков

7. Дед спасся из лесного пожара («Заячьи лапы»), так как:

1) побежал вслед за лесными зверями; 2) его спасли пожарные; 3) побежал вслед за зайцем    

8. В чём была тайна удачной охоты Киша в рассказе Д.Лондона «Сказание о Кише»?

1) лук и стрелы;           2) китовый ус;          3) копьё отца 

9. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее:

 1) М.Ю. Лермонтов   2) Ф.И.Тютчев    3) А.С. Пушкин  

10. В стихотворении А.С.Пушкина «Зимний вечер» «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя», подчеркнутые  слова являются:

1) Олицетворением  2) Сравнением 3) Эпитетом

11. Соотнесите понятие и определение:

1. Былина                   А)    небольшое прозаическое произведение        

2. Пословица             Б)   Произведение, повествующее о богатырях

3. Рассказ                 В) Краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

1

2

3

12. Соотнесите автора и название произведения:

1) Ф.Искандер А) « Снежная королева»

2) В.Катаев                  Б) « В дурном обществе»

3) Х. Андерсен В) «Тринадцатый подвиг Геракла»

4) В.П.Астафьев                                          Г) «Сын полка»

5) В.Г.Короленко                                        Д) «Васюткино озеро»

6) М.Твен                                               Е) «Приключения Тома Сойера»

1

2

3

4

5

6

13. Определите, из какого произведения взят отрывок: «Прожил так Жилин месяц. Днем ходит по аулу или рукодельничает, а как ночь придет, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает. Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть» 

1) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»   2) В.Г. Короленко «В дурном обществе»  

 3) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

14. Определите, из какого произведения взят отрывок: «Весело насвистывая, шел он по тайге; следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка» 

 1) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» 2) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

 3) И.С. Тургенев «Муму»

        

Часть 2. Дайте краткий (односложный) ответ на вопрос:

15.  Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок:

«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
 »  

_____________________________________________________________________________

16. О каком событии рассказывает А. Твардовский в своем стихотворении «Рассказ танкиста»?

___________________________________________________________________________________

17. О какой королеве идет речь? «А у них тоже есть королева? — спрашивал мальчик. Он знал, что у настоящих пчел есть такая. — Есть! — отвечала бабушка. — Снежинки окружают ее густым роем, но она больше их всех и никогда не присаживается на землю, вечно носится в черном облаке.

Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки, вот оттого-то и покрываются они морозными узорами, словно цветами...» 

18. Какую игрушку принес Вася Марусе (произведение «В дурном обществе»)?

_______________________________________________________________________________

Часть 3.  Дайте развернутый ответ на вопрос: «Какое из изученных произведений в 5 классе произвело на вас наибольшее впечатление, почему?»  (5-7 предложений)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Критерии оценивания

№ задания

1 вариант

2 вариант

Балл

Часть 1

1

1

1

1

2

1

1

1

3

2

1

1

4

3

3

1

5

1

1

1

6

1

2

1

7

2

3

1

8

2

2

1

9

1

3

1

10

1

2

1

11

1Б,  2В, 3А

1Б,  2В, 3А

1

12

1В, 2Е, 3А, 4Д, 5Б, 6Г

1В, 2Г, 3А, 4Д, 5Б, 6Е

1

13

3

3

1

14

3

1

1

Часть 2

15

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

М.Ю.Лермонтов «Бородино»  

2

16

Война 1812 г., Бородинское сражение

ВОВ, освобождение русскими танкистами захваченного немцами  города

2

17

Том Сойер

Снежная королева

2

18

В часовне

куклу

2

Часть 3.

Ответ на поставленный вопрос оценивается  по критериям: правильность ответа  на поставленный вопрос, соблюдение требований к тексту -  тип-рассуждение, наличие аргументов, объем текста - 5-7 предложений и более, грамотность ответа.

                                                                                                                  Максимальный балл – 5.

              Система оценивания задания.

              Максимальный балл  − 27

              Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

        

        

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-13

14-18

19- 23

24-27

Спецификация промежуточной аттестации по литературе. 5 класс

Назначение работы:

  • Определение уровня образовательных достижений в усвоении содержания курса литературы учащимися 5 класса.
  • Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

Материалы промежуточной аттестации составлены в соответствии с ФГОС основного общего образования по литературе. Время выполнения работы: 40 мин.

Содержание работы. Содержание работы охватывает учебный материал, изученный в течение года. Составлено 2 варианта итоговой работы, состоящей из 3-х частей. Первая часть представляет собой тест из 14 вопросов и предусматривает выбор одного ответа из предложенных или соотнесение понятия и определения или автора и произведения. Вторая часть предполагает односложного ответа на вопрос и 3 часть - написание краткого ответа на поставленный вопрос (сочинение).

Основные разделы курса, вынесенные на контроль

Раздел

Содержание

1

Основные теоретико-литературные понятия

Литературные роды и жанры

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, олицетворение, сравнение.

2

Из русской литературы первой половины XIX в.

И.А. Крылов. Басни; А.С. Пушкин пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зелёный...»), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Бородино»

Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

3

Из русской литературы второй половины XIX в.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

И.С. Тургенев. «Муму»

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «На Волге», «Крестьянские дети», поэма «Мороз, Красный нос»» (отрывок)

В.Г.Короленко «В дурном обществе»; Л.А.Андреев «Кусака»;  

4

Из русской литературы XX века

В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы», «Теплый хлеб»; В.Катаев «Сын полка»; Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»; А.П.Платонов «Никита», «Цветок на земле»

Л.Андреев «Петька на даче»

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; русских писателей XIX XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения;
  • умение формулировать собственное отношение к героям русской литературы, их оценивать;
  • умение создавать написание развернутый ответ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса по программе Т. Ф. Курдюмовой. Работа состоит из заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом....

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Данный материал содержит итоговую контрольную работу по литературе для 7 класса в двух вариантах...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса

Эта работа проводится в конце 4 четверти. Предназначена для тех, кто работает по УМК Т.Ф.Курдюмовой...

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Итоговая контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»

Данной контрольной работой проверяются знания о произведениях русских писателей, об их жизни, о теоретико-литературных понятиях, предусмотренных программой, а также читательские умения.  Д...