Итоговая контрольная работа по литературе 8 класс
тест по литературе (8 класс)

Контрольная работа по литературе состоит из вопросов, касающихся изученных в 8 классе произведений, а также понятий из теории литературы, которые позволяют обощить изученный материал, оценить собственные знания, понять, над чем стоит поработать дополнительно. Кроме этого, вторая часть работы состоит из письменного развернутого ответа на вопрос (мини-сочинение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_kontrolnaya_rabota_po_literature_8_klass.docx44.79 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по литературе

8 класс

ФИ_____________________________ Дата________________________

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения

итогового контроля по литературе в  8 классе

Цель работы:

       Определение уровня сформированности у учащихся  8 класса следующих предметных и метапредметных умений:

- владение литературоведческой терминологией;

- определение познавательной цели (умение определять главную мысль и цель создания текста);

- извлечение необходимой информации из текста;

- установление причинно-следственных связей;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;

- понимание и адекватная оценка языка художественных произведений;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Время тестирования: 40 минут

Условия проведения:

      При проведении контрольной работы дополнительные материалы  не используются.

Содержание работы:

      Итоговая контрольная работа направлена на проверку знаний и умений, являющихся составной частью читательской компетенции,  и составлено на основе «Примерной программы и рабочей программы к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы»  - М.:Просвещение, 2022)».

      Содержание работы определяется  Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (метапредметные и предметные (литература) умения).

       Тест состоит из 20 вопросов и предусматривает выбор одного или нескольких ответов из предложенных, либо нахождение указанных соответствий. Вопрос части №3 требует развернутого ответа.

       Правильность выполнения каждого задания (1-20 вопрос) оценивается  1 тестовым баллом за каждый ответ, часть №3 - от 3 до 5 баллов (в зависимости от объема и глубины раскрытия заданной темы). Шкала перевода баллов за тест  в  школьную отметку приведена в таблице «Критерии оценки»

        К каждому вопросу даётся три или четыре варианта ответа. Представленные тесты можно использовать на заключительном уроке литературы или на промежуточной аттестации по итогам учебного года.

Критерии оценки:

Количество набранных баллов

Оценка

Менее 12

2 (неудовлетворительно)

20-13

3(удовлетворительно)

24-21

4(хорошо)

27-25

5 (отлично)

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Часть 1

Часть 1

1 – а

1 – в

 2- а, в

2 – а,г

3 – б

3 – г

4 – б

4 – в

5 – а

5 – б

6 – пробужденье

6 – б

7 – поэма, М.Ю.Лермонтов

7 – г

8 – в

8 – врагом

9 -а

9 - в

10 – «После бала» Л.Н.Толстой

10 – «Шинель» Н.В.Гоголь

11 – б

11 – в

12 –в

12 – б

13 – б

13 – тема «маленького человека»

14 – б

14 – в

Часть 2

Часть – 2

15 расхлябанные. «Россия».

А.Блок– 3б

15 стриженый. «Василий Теркин» Твардовский-3б

16 – б

16 – в

17-в

17-б

18 – композиция

18 басня

19-гипербола

19-эпиграф

20 - 1 – Д, 2 – В, 3 – Г, 4 – Б

5- А

20- 1 – Г, 2 – Д, 3 – А, 4 – Б

5- В

Часть С

С1. Какие произведения литературы заставили вас задуматься о чести и бесчестье? Назовите их. Какие из них вам понравились, а какие не понравились? Обоснуйте свою точку зрения по одному прочитанному произведению.

С.2. Напишите сочинение  на тему:  «Эта книга научила меня …»

Промежуточная аттестация по литературе

 8 класс

Вариант № 1

Часть 1

1. Какой из жанров литературы не является фольклорным?

а) поэма

б) былина

в) народная песня

гсказка

2.К древнерусской литературе не относятся произведения:

А) «Капитанская дочка»

Б) «Повесть о Шемякином суде»

В) «Фотография, на которой меня нет»

                  Г) «Повесть о жизни и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

3.К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?

А) реализм                              

В) сентиментализм

Б) классицизм                      

 Г) романтизм

4.Какой эпиграф предшествует произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

а) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;

б) Береги честь смолоду;

в) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;

г) И жить торопится, и чувствовать спешит.

5. Как зовут верного слугу Петра Гринева?

А)Савельич     Б)Селифан    В) Григорий    Г)Петрович

6. Какое слово надо вставить в отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «К***»?

Душе настало ____________________(?)

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

7.Назовите жанр и автора произведения  «Мцыри»?__________________________________________

8. Какую пословицу Н.В.Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии «Ревизор»?

а) «Не в свои сани не садись»

б) «На всякого мудреца довольно простоты»

в) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

9. Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»?

а) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке

б) старушка не хотела отдавать долг франту;

в) у старушки заболела внучка

10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент и кто автор произведения.

«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах.»

11.Определите произведения(-е), принадлежащие перу А.П.Чехова

а) «Куст сирени»

б) «О любви»

в) «Шинель»

г) «На поле Куликовом»

12. В стихотворении «Россия» А.Блока выделенные слова являются:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,

а) метафора

б) гипербола

в) сравнение.

13. Какой подзаголовок у поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин»?

а) книга о бойце

б) книга про бойца

в) книга о солдате

г) книга о войне.

14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Сами они жили в одной половине дряхленького домишка, оставшегося от выселенцев, и был у них маленький парнишка-ревун. Бабушка моя, тайком от родителей, по слезной просьбе тетки Авдотьи, домовничавшей у наших учителей, три раза заговаривала пупок дитенку, но он все равно орал ночи напролет и, как утверждали сведущие люди, наревел пуп в луковицу величиной.»

а) «Шинель» Н.В.Гоголь

б) «Фотография, на которой меня нет» В.П.Астафьев

в) «После бала» Л.Н.Тостой.

15. Какое слово надо вставить в отрывок из стихотворения 

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В_______________________колеи…

Определите название и автора стихотворения (3 балла)

16. Кто писал под псевдонимом Тэфи?

а) М.А.Осоргин

б)Н.А.Лохвицкая

в)М.М.Зощенко

г)А.П.Чехов

17. Какое произведение принадлежит Тэфи?

а) «Пенсне»               б) «На поле Куликовом»            в) «Жизнь и воротник»         г ) «Россия»

Часть 2

18. Построение художественного произведения – это_____________________

19. Изобразительно-выразительное средство, основанное на преувеличении, – это__________

20. Сопоставьте литературное понятие с определением, запишите пару №-буква:

1) Эпилог

А) момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения

2) Экспозиция

Б) начало конфликта, события, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие события о нем

3) Развязка

В) вводная часть произведения, изображающая обстановку, условия возникновения конфликта, расстановку действующих лиц и формирование их характеров

4) Завязка

Г) разрешение конфликта в литературном произведении, заключительная сцена

5) Кульминация

Д) заключительная часть произведения, сообщающая о судьбе действующих лиц после изображенных событий

Часть 3.

Выберите одно из двух предложенных заданий. Внимательно перечитайте то задание, которое выбрали, подберите аргументы к нему и напишите об этом небольшое сочинение (10-15 предложений)

С1. Какие произведения литературы заставили вас задуматься о чести и бесчестье? Назовите их. Какие из них вам понравились, а какие не понравились? Обоснуйте свою точку зрения по одному прочитанному произведению

С.2. Напишите сочинение  на тему:  «Эта книга научила меня …»

Промежуточная аттестация по литературе 8 класс

Вариант № 2

Часть  1

  1. Исторические песни- это:

а) народные песни, в которых рассказывается о жизненных историях;

б) повествование о событиях исторической важности, расположенных в хронологической последовательности;

в) песни, в которых рассказывается об определенных исторических событиях и конкретных исторических лицах;

г) описание духовных подвигов и добрых дел святых;

2.К древнерусской литературе относятся произведения:

а) «Поучение Владимира Мономаха»

б) «История Пугачевского бунта»

в) «Василий  Теркин»

г) «Повесть о житии и о храбрости Александра Невского»

3.Недорослем во времена Фонвизина назывался…:

а) главный герой комедии          

б)подросток 15 – 17 лет               

в) ленивый, ограниченный, невежественный человек

г) молодой дворянин, не поступивший на государственную службу и не достигший совершеннолетия.

4. Укажите годы жизни А.С. Пушкина:
а) 1801-1825    б) 1799-1838    в) 1799-1837     г) 1789-1837

5.Какова основная проблематика «Капитанской дочки»:

а) проблема любви

б) проблема чести, долга и милосердия

в) проблема роли народа в обществе

г) защиты Отечества

6. Что Петр Гринев дарит Пугачеву на постоялом дворе? 

а) кроличью шубу   б) заячий тулуп    в)медвежью шапку    г)собачий полушубок 

7.Какое событие не изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

а) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе

б) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы

в) бой с барсом

г)  захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри

8.Какое слово надо вставить в отрывок из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно - и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим _____________(?)

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!..

 9. В произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и утверждающим положительные идеалы, является:

а) ревизор;

б) Городничий;

в) смех;

г) Хлестаков.

10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент и кто автор произведения. «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью. Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его».

11.Определите произведения(-е), принадлежащие творчеству А.И. Куприна.

а) «Пугачев»

б)  «Куст сирени»

в) «После бала»

г) «Кавказ»

12.В стихотворении «Россия» А.Блока выделенные слова являются:

            Твои мне песни ветровые,-
           
Как слезы первые любви!

а) метафора

б) гипербола

в) сравнение.

13. Какую пушкинскую тему развивает Н.В.Гоголь в повести «Шинель»?

14.Какие традиции проявились в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин», богатой пословицами, афоризмами, образами простых людей?

а) традиции классицизма

б) традиции романтизма

в) традиции народного творчества

15. Какое слово надо вставить в отрывок из стихотворения 

Поглядеть - и впрямь - ребята!

Как, по правде, желторот,

Холостой ли он, женатый,

Этот _____________________народ

Назовите произведение и автора. (3 балла)

16.Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Весь длинный зимний вечер школьники гужом ходили по селу, гадали, кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки. Решение вопроса о распорядках выходило не в нашу с Санькой пользу. Прилежные ученики сядут впереди, средние — в середине, плохие — назад — так было порешено.»

а) «Ревизор» Н.Гоголь

б) «Кавказ» И.Бунин

в) «Фотография ,на которой меня нет» В.Астафьев.

17.Кому принадлежат слова: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»

а) Хлестакову     б) Городничему     в) императору Николаю I

Часть 2

18. Как называется небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием?_______________________

19.Цитата или фраза, предпосланная произведению и сосредотачивающая мысль на его идее – это…____________________

20.Соотнесите понятие и определение.

1)жанр

А) момент наивысшего развития действия в художественном произведении

2)легенда

Б) беспощадное осмеяние , критика действительности, человека

3)кульминация

В) ряд событий ,описанных в художественном произведении, положенных в основу

4)сатира

Г) вид художественного произведения

5)сюжет

Д) произведение ,созданное народной фантазией ,где сочетается реальное и фантастическое

Часть 3.

Выберите одно из двух предложенных заданий. Внимательно перечитайте то задание, которое выбрали, подберите аргументы к нему и напишите об этом небольшое сочинение (10-15 предложений)

С1. Какие произведения литературы заставили вас задуматься о чести и бесчестье? Назовите их. Какие из них вам понравились, а какие не понравились? Обоснуйте свою точку зрения по одному прочитанному произведению

С.2. Напишите сочинение  на тему:  «Эта книга научила меня …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса

Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса по программе Т. Ф. Курдюмовой. Работа состоит из заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом....

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Данный материал содержит итоговую контрольную работу по литературе для 7 класса в двух вариантах...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса

Эта работа проводится в конце 4 четверти. Предназначена для тех, кто работает по УМК Т.Ф.Курдюмовой...

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Итоговая контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»

Данной контрольной работой проверяются знания о произведениях русских писателей, об их жизни, о теоретико-литературных понятиях, предусмотренных программой, а также читательские умения.  Д...