А.С.Грибоедов "Горе от ума"
презентация к уроку по литературе (9 класс)
Презентация представляет собой "Словарь афоризмов из комедии А.Грибоедова "Горе от ума" и предназначается обучающимся 9 класса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Крылатая фраза — устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности. Афоризм — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
А судьи кто? (Д.2, явл.5, Чацкий) З ачастую люди, сами не совершавшие благое, окунувшиеся в нечестие и не имеющие понятия о благородстве склонны судить людей. Но для начала стоит посмотреть внутрь себя и понять, чего стоишь ты сам.
А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных (Д.1, явл.7 Чацкий о Молчалине Так говорят о недостойном человеке, который отличается тем, что льстит начальству в сугубо личных интересах, распознаётся своим угодничеством и показательной смиренностью , добивается нужных ему целей . ( сарк .).
Б а! знакомые всё лица! (Д.4, явл.14, Фамусов) Используется для выражения удивления при неожиданной встрече с кем-либо (шутл.-ирон.).
Б лажен, кто верует, тепло ему на свете! Д.1, явл.7, Чацкий Иронически о том, кто излишне, безосновательно доверчив или о том, кто слишком обольщается своими радужными планами и надеждами.
В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. (Д.3, явл.3 Молчалин Чацкому ) Поведение человека, который по ряду причин (робость, страх перед вышестоящими) не имеет своего, личного мнения по тому или иному вопросу или боится его заявлять, отстаивать, аргументировать.
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов! ( Д.4, явл.4 Фамусов Софье ) Иносказательно о желании оставить городскую суету, «ворох дел, суматоху явлений», найти спокойный приют, где можно подумать, сосредоточиться, отдохнуть, перевести дух.
В ек нынешний и век минувший! ( Д.2, явл.2 Чацкий) Иносказательно о прошлом и настоящем времени в порядке их сравнения.
В сё врут календари! ( Д.3, явл.25 Старуха Хлестова ) Цитируется иронически по поводу всякого рода газетных прогнозов, метеосводок, предсказаний астрологов, толкований сонников и т. п.
В ы, нынешние, ну-тка! ( Д.2, явл.2 Фамусов Чацкому) Цитируется как упрек и одновременно вызов молодому поколению от лица старшего: может ли молодежь сделать что-то достойное в своей жизни, как это сделали старики (ирон.).
Г рех не беда, молва не хороша. (Д.1, явл.5, Лиза) Не столько опасен грех, сколько молва и сплетни. Пословица указана в книге "Пословицы русского народа" (1853) В.И. Даля, раздел "Молва – Слава":
Г ерой не моего романа! ( Д.3, явл.1, Софья) Выражение означает: "не в моем вкусе, не тот человек, который меня интересует."
Д истанция огромного размера ( Д.2, явл.5, Скалозуб о Москве) Употребляется шутливо применительно к большой, несоизмеримой разнице между чем-либо.
Д ома новы, но предрассудки стары! ( Д.2, явл.5, Чацкий) Иносказательно : о внешних переменах и неизменной внутренней сущности чего-либо (неодобр.).
Е сть от чего в отчаянье прийти. ( Д.4, явл.4, Чацкий Репетилову) Употребляется как характеристика сложного, запутанного положения дел; как реакция на неприятные обстоятельства (ирон.).
З лые языки с трашнее пистолета! ( Д.2, явл.11 , Молчалин) Бывает, что человек скажет что-то обидное до глубины души, особенно если это близкий человек и уж как не ему знать, куда побольнее можно ударить. Клевета, сплетни за спиной.
З ачем же мнения чужие только святы! ( Д.3, явл.3 , Чацкий) О преклонении перед всем иностранным.
И вот – общественное мнение! (Д.4, явл.10 Чацкий) Иносказательно о вздорности слухов, домыслов, сплетен, предрассудков, которые не стоит принимать во внимание (ирон., презрит.).
И дым отечества нам сладок и приятен! ( Д.1, явл.7, Чацкий) Иносказательно о любви, привязанности к своему отечеству, когда даже мельчайшие признаки своего, родного вызывают радость, умиление.
К ричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали (Д.2 явл .5 Чацкий) Употребляется как шутливо-ироническая характеристика общественного подъема .
К то беден, тот тебе не пара. (Д.3, явл.1 Чацкий) Казалось бы, век деления на бедных и богатых прошел. Но на самом деле, статусное положение не просто осталось, но считается одной из основных причин несостоявшихся браков. Выражение продолжает жить, расширив свое значение. Любое социальное положение, разделяющее влюбленных, можно объяснить крылатым выражением.
М ильон терзаний (Д.3, явл.22 Чацкий) Шутливо-иронически: применительно ко всякого рода нервным, долгим, разнообразным хлопотам, а также к тяжелым раздумьям, сомнениям относительно какого-либо важного дел а.
М олчалины блаженствуют на свете! (Д.4, явл . 13 Чацкий) Презрительно: о ситуации, когда процветают не яркие, незаурядные личности, а серые, безликие конформисты, чиновники-карьеристы, пресмыкающиеся перед своим начальством. .
Н е надобно иного образца, Когда в глазах пример отца. (Д.1, явл.4 Фамусов) На виду пример отца, с него и брать пример. Родительский авторитет.
Н ельзя для прогулок подальше выбрать закоулок (Д.1, явл.4 Фамусов) Иносказательно : просьба не мешать, не заходить, не приходить куда-либо.
Н у, как не порадеть родному человечку? (Д.2, явл.5 Фамусов) Иронически о семейственности, кумовстве, протекционизме. Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну, как не порадеть родному человечку?
О Байроне, ну о матерьях важных (Д.4, явл.4 Репетилов Чацкому Шутливо-иронически о какой-либо важной, «ученой» теме разговор а.
П одписано, так с плеч долой (Д.1, явл.4 Фамусов) Выражение служит для обозначения равнодушного, формального отношения к делу и указывает на желание поскорее сбыть его; на отсутствие интереса к результатам, к последствиям своей работы.
П о йду искать по свету, г де оскорбленному есть чувству уголок! (Д.4, явл.14 Чацкий) Обычно шутливо-преувеличенно о своей обиде, разочаровании.
П о слушай, ври, да знай же меру! (Д.4, явл.4 Чацкий Репетилову) Шутливо-иронический совет умерить свою фантазию, хоть как-то сообразовывать свои выдумки с требованиями правдоподобия .
П о милуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы? (Д.3 явл.3 Чацкий) Иносказательно : совет уважать себя и свое собственное мнение, свое право мыслить самостоятельно.
П ривыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья (Д.1 явл.7 Чацкий) Цитируется как комментарий по поводу слепого преклонения перед иностранным опытом, отсутствия чувства собственного достоинства, веры в собственные силы (ирон., неодобр., презрит.).
Р ассудку вопреки, наперекор стихиям (Д.3 явл . 22 Чацкий) Чацкий говорит о «чужевластье мод», заставляющих россиян перенимать европейскую одежду – «рассудку вопреки, наперекор стихиям».
С лужить бы рад, прислуживаться тошно (Д.2, явл.2 Чацкий) Готов служить, но без раболепия, холопства.
С вежо предание, а верится с трудом (Д.2, явл.2 Чацкий) О труднопредставимых в сегодняшней жизни явлениях прошлого.
С частливые часов не наблюдают (Д.1, явл.4 Софья) К огда люди счастливы, они не замечают, как быстро бежит время .
С юда я больше е ездок (Д.4, явл.14 Чацкий) Употребляется обычно шутливо- иронически о нежелании посещать место, где человека не понимают, огорчают.
У ченье – вот чума, ученость – вот причина (Д.3, явл.21 Фамусов) Фамусов был человеком консервативным и относился к получению знаний с презрением, так как считал, что умный человек представляет собой угрозу для сложившихся светских порядков.
У м с сердцем не в ладу (Д.1, явл.7 Чацкий Так характеризует своё состояние Чацкий. Когда человек влюблён, ум сердцу не советчик. Или сердце уму. Влюблённый человек не может трезво мыслить и оценивать ситуацию.
У чились бы на старших глядя (Д.2, явл . 2 Фамусов) Совет пользоваться советами старшего поколения.
Ф ранцузик из Бордо (Д.3, явл.22 Чацкий) О б иностранцах, которые в России пользуются неумеренным обожанием в качестве «учителей жизни ».
Х орошо там, где нас нет (Д.1, явл.6 Чацкий) Человеку свойственно искать минусы и часто видеть только плохое вокруг себя , не считая себя самого частью этих минусов. Если бы каждый человек на протяжении истории сперва винил себя в том, что всё вокруг его не устраивает, то это всё было бы совсем другим.
Ч то говорит! и говорит, как пишет! (Д.2, явл.2 Фамусов ) Говорить, как по писанному, то есть выражаться грамотно, быстро, без "слов-паразитов", запинок, « эканья » и растягивания фраз, в поисках нужного слова.
Ч ины людьми даются, А люди могут обмануться. (Д.3, явл.3 Чацкий) Назначения на различные посты происходят по воле людей, а им, как известно, свойственно ошибаться, переоценивать или недооценивать кандидатов. Ошибочность выбора, как правило, проявляется со временем.
Ш умим, братец, шумим! (Д.4, явл.4 Репетилов) Обозначает простую болтовню, которая заменяет реальное дело, шумные дискуссии, обсуждения вместо действия, которое необходимо. Это выражение употребляется обычно иронически, и в случае вопроса, подобный ответ означает, что "ничего не делается, люди занимаются ерундой".
Э й, завяжи на память узелок (Д.2, явл.1 Фамусов) Постараться хорошенько запомнить что-либо.
Я глупостей не чтец! (Д.3, явл.3 Чацкий) Отказ занимать свое внимание каким-либо бессодержательным чтением.
Я странен, а не странен кто ж? ( Д.3, явл.1 Чацкий) Утверждение об индивидуальности мыслящего человека.
1 Минуй нас пуще всех печалей 1 …подальше выбрать закоулок. 2 Счастливые часов 2 …так с плеч долой! 3 Нельзя ли для прогулок 3 …И барский гнев, и барская любовь. 4 Вот то-то, все вы гордецы! 4 …и я у ваших ног. 5 Обычай мой такой: подписано 5 …спросили бы, как делали отцы?... 6 Теперь, чтобы смешить народ, 6 …и метит в генералы. 7 Не надобно другого образца, 7 … сюда я больше не ездок. 8 Прямой был век 8 …молва нехороша. 9 Грех не беда, 9 …не наблюдают. 10 Чуть свет – уж на ногах, 10 …когда в глазах пример отца. 11 Вон из Москвы!.. 11 …душа или язык?... 12 И золотой мешок, 12 …нам сладок и приятен. 13 В деревню, к тётке 13 …страшнее пистолета. 14 И дым Отечества 14 …отважно жертвовать затылком. 15 О! если б кто в людей проник, Что хуже в них? 15 …покорности и страха. 16 Злые языки 16 …своё суждение иметь. 17 В мои лета не должно сметь 17 …на свете. 18 Служить бы рад 18 …прислуживаться тошно. 19 Молчалины блаженствуют 19 …но только не за этим. 20 Я езжу к женщинам, 20 …в глушь, в Саратов!..
