Обучение основам финансовой грамотности на уроках литературы
статья по литературе (7, 9, 10 класс)

Герасимова Жанна Мурайкановна

Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста – сравнительно новое направление в школьной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.Интеграция финансовой грамотности и уроков литературы кажется невыполнимой задачей. Конечно, сложно это пропустить через такой предмет как литература, но возможно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gerasimova_zh.m._fin.gramotnost_1.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение основам финансовой грамотности на уроках литературы

Что мы понимаем под значением слов «финансовая грамотность»? Финансовая грамотность — это знания, навыки и привычки, которые помогают человеку эффективно распоряжаться деньгами, принимать обоснованные финансовые решения и планировать своё финансовое будущее. Тема финансовой грамотности актуальна, так как человек живет в материальном мире.  И прививать основы необходимо с детства и отрочества. Наверное, каждому из нас, на первый взгляд, покажется, что это определение не имеет общих границ с таким школьным предметом, как литература. Мы видим здесь исключительно физико-математическое направление. Но это не так: воспитывать финансовую грамотность можно через интеграцию в поурочную деятельность на уроках литературы, где обсуждаются ситуации, присутствующие в литературных произведениях, учащиеся высказывают свое мнение, именно на уроках формируется правильная модель финансового поведения. Такая форма деятельности охватывает всех учащихся, которые присутствуют на уроках.

Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста – сравнительно новое направление в школьной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в образовательных учреждениях. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Итак, интеграция финансовой грамотности и уроков литературы кажется невыполнимой задачей. Конечно, сложно это пропустить через такой предмет как литература, но возможно.

Чему учатся дети на занятиях финансовой грамотности? Безусловно, безопасному поведению в интернете, учатся  анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план, оценивать риски предпринимательской деятельности, рассчитывать цены товаров, стоимость покупок и услуг, налоги.

На уроке литературы в 7 классе учащиеся знакомятся со сказкой М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», в которой два отставных генерала, выйдя на пенсию, неизвестным образом попадают на необитаемый остров. Они хотят выбраться с острова, однако, не могут, поскольку даже не разбираются в сторонах света.  Изголодавшись, они друг друга чуть не съедают. Вскоре решают найти мужика-крестьянина, который сможет их прокормить. Найдя мужика, генералы заставляют его отыскивать и готовить еду. Располнев от обильного питания и беззаботной жизни, они понимают, что соскучились по своей жизни на Подьяческой, начинают переживать о пенсиях. Мужик строит для генералов лодку и доставляет их в Петербург, за что получает «рюмку водки да пятак серебра».

Данный урок по литературе можно провести с использованием знаний по финансовой грамотности, разделив учащихся на 2-3 группы, которые определят проблему урока. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

- Испытываете ли вы чувство жалости к крестьянину? (Да, он бедный, безвозмездно работает на генералов).

- Какой бизнес-план вы порекомендовали бы ему, чтобы заработать на генералах? Ведь у них есть пенсия, деньги, а они бесплатно используют его труд.

В ходе урока учащиеся разбирают понятие «бизнес-план». В тетрадях записывают: затраты, риски, денежный эквивалент, прибыль.  

Бизнес-план — это чёткая программа действий, рассчитанная на определённый срок. В нем нужно описать вклад любого характера: идеи, умственные и физические затраты на производство, знание секретных технологий. И все это оценить в денежном эквиваленте. Пусть оценка будет не самой точной, но здравой. Финал бизнес-плана – это выход на прибыль.

Работая в группах, учащиеся прописывают пункты бизнес-плана для мужика и подсчитывают его прибыль за время обслуживания генералов на острове вплоть до прибытия домой. Сюда входит и приготовленная еда, изготовление силка, веревки, рытье ям, построение корабля, безопасная доставка генералов на транспорте домой, проживание и питание на корабле. В итоге группы сравнивают, чей бизнес-план принес больше дохода мужику.

Программа 9-10 классов открывает огромные возможности для внедрения финансовой грамотности в курс литературы.

Павел Иванович Чичиков, герой произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души» - бывший чиновник, а ныне — ловкий махинатор и мошенник, промышляющий скупкой «мёртвых душ». В наши дни Чичиков вполне мог бы строить финансовые пирамиды и точно также стараться обдурить наивных граждан. В то время как Плюшкин, другой персонаж произведения, был скупым и страдал от страсти к накопительству. У него было около тысячи крепостных, но он жил как нищий. Амбары Плюшкина ломились от продуктов, которые гнили за ненадобностью, при этом крестьянам он запрещал брать их. Плюшкин не стал богаче, дела в поместье становились все хуже, и он скорее походил на бедного крестьянина, нежели на помещика. Н.В. Гоголь поднимает вопрос о том, как герои его произведения относятся к деньгам: Чичиков стремился к богатству через стратегическое планирование и мошенничество, в то время как Плюшкин зациклился на одном способе достижения богатства – накопительстве.

Урок литературы можно предложить учащимся провести в формате урока-дискуссии и подвести учащихся к выводу, что финансовая грамотность учит ответственности в управлении финансами: нужно планировать, анализировать риски и учиться на своих ошибках.

На уроках изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» обсуждается основная тема – это отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоёв населения, безнадёжности их существования и озлобленности на весь мир. Но на этапе завершения изучения романа можно уделить время финансовой грамотности. Алёна Ивановна – старуха-процентщица за предложенные ценные вещи назначает крохотную цену (25% от стоимости), а проценты насчитывает просто космические. Просрочек Алёна Ивановна никому не прощала, в случае даже небольшой задержки, залог переходил в её собственность и перепродавался уже за хорошую плату. За счёт такого мошенничества старуха наращивала свой капитал, который никуда не тратила. За мелочность, скупость и злобу её прозвали ведьмой. И не было во всем мире ни одного человека, который был бы ей дорог. Алёна Ивановна брала больше среднего по рынку, как сказали бы мы сегодня, потому что у неё была своя наработанная годами клиентура. В наши дни Алёне Ивановне пришлось бы официально признавать свой статус и платить налоги со своей деятельности.

Урок литературы можно выстроить следующим образом: дать учащимся для выполнения практическое задание: найти в тексте упоминание расчётов Родиона Раскольникова и других клиентов и выяснить процент, под который кредитовала Алёна Ивановна. Высказаться о том, велик ли этот процент.

После совместной работы учителю следует резюмировать и закрепить ряд понятий: ломбард — кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого имущества, залог — вещь или ценность, которая принадлежит заёмщику и которую он передаёт кредитору на срок займа. Если заёмщик не возвращает занятые деньги вовремя, залог становится собственностью кредитора и тот может его продать.

Таких произведений, на которых можно внедрять основы финансовой грамотности на самом деле немало: Н.С. Лесков «Старый гений», где честный труд всегда в цене, А.С. Пушкина «Дубровский», где можно было бы попытаться вернуть имение Кистеневку Андрею Гавриловичу Дубровскому, восстановив грамотно все документы на владение, роман «Евгений Онегин», где можно поразмышлять об эффективном ведении хозяйства и о легкомысленном проматывании своего состояния дворянами. Вспомнить можно и рассказы А.П. Чехова. Выбор огромный!

Во многих произведениях алчность и жадность противопоставлены доброте и честности. Так или иначе финансовая неграмотность приводит героев к затруднительной ситуации.

Таким образом, на уроках литературы возможно воспитывать финансовую и социальную грамотность в течение длительного периода, переходя «от простого к сложному». Ребенок начинает больше ценить деньги, учится копить копеечку, знает больше о финансах, умеет принимать финансовые решения в повседневной жизни: учится  анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план, оценивать риски предпринимательской деятельности, рассчитывать цены товаров, стоимость покупок и услуг, налоги. В целом, развиваются процессы самопознания, самовыражения и самореализации учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья написана по итогам применения в педагогической практике информационных технологий для формирования у обучающихся основ финансовой грамотности. История применения компьютерных игр при изучении э...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Обучение основам финансовой грамотности

Активные формы, методы и приемы обучения финансовой грамотности школьников...

Современные методы обучения основам финансовой грамотности в школе.

Целью статьи является раскрытие возможностей и особенностей  современных форм и методов на занятиях по финансовой грамотности.В статье рассматриваются вопросы актуальности и необходимости не...

Технологическая карта урока по предмету Основы Финансовой грамотности тема урока «Кредит» 8 кл

Технологическая карта урока  по  предмету Основы Финансовой грамотности  тема урока «Кредит» 8 кл...

Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения...

Основы финансовой грамотности на уроках математики в школе

Обучая детей финансовой грамотности,  можно помочь им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научатся правильно п...