Секрет хрустального лака уральских мастеров (по сказу П.П.Бажова "Хрустальный лак")
план-конспект урока по литературе (6, 7 класс)

Т.В.Карпова

Разработка урока/внеклассного занятия для 6-7 классов по сказу П.П.Бажова "Хрустальный лак" (2 книга "Малахитовая шкатулка"). Перед этим нужно поработать с детьми, чтобы они имели представление о 1 книге "Малахитовая шкатулка", прочитать и обсудить такие сказы, как "Медной горы Хозяйка", "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок", "Горный мастер", дать обучающимся понятие "сказа", особенностей языка Бажова, специфика такого региона, как Урал. Главный герой 1 и 2 книги - это рабочий горнозаводского Урала. Он может быть в зависимости от барина, приказчика, но внутренне свободен. Он талантливый человек, его привлекает труд как способ самовыразиться. Он чувствует красоту мира, камня, природы. Поэтому к нему благоволит сама Хозяйка Медной горы и другие потусторонние силы.

Но во 2 томе сверхестественных сил нет. Большая часть сказов писалась в годы Великой Отечественной войны и представляла собой произведение с остро сатирических харастером, направленным на немцев, которые не столько помогают строить заводы и налаживать производство, сколько наровят украсть секреты русских мастеров. Таким сказов является "Хрустальный лак", в котором рассказывается о том, как немекий пройдоха пытался украсть секрет лака для тагильских подносов. Кстати, секрат лака утерян в течение 20 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazhov_hrustalnyy_lak_urok_zanyatie.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Секрет хрустального лака уральских мастеров (по сказу П.П.Бажова «Хрустальный лак»)

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

ЦЕЛИ урока

Воспитательная: воспитание любви к родному краю, интереса к чтению, формирование уважения к человеку труда;

Развивающие: формирование навыков читательской грамотности при работе с текстом художественной литературы.

Образовательные: углубление и расширение знаний обучающихся о жизни и творчестве П.П. Бажова, приобщение детей к такому понятию, как «человек труда».

Ресурсы: презентация учителя, сборники «Малахитовая шкатулка» (2 часть), Бажовская энциклопедия, текст сказа П.Бажова «Хрустальный лак»

#1054;рганизационный момент начала урока.

Работа предполагается в группах по 4-5 человек. Парты объединены и дети садятся по группам. Возможно, распределение заранее. Можно раздать им цветные квадратики, тем самым определив группу по цвету.

Приветствие обучающихся и гостей (если мероприятие открытое).

- Ребята, сегодня на нашем уроке гости, но вы не должны чувствовать себя неуютно. Тем более что тема вам знакома и работать вы будете в группах, а это вы любите.

2 этап постановка цели и задач урока.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

- Сейчас вы увидите изображения. Посмотрите на экран и скажите, знакомы ли вам эти изображения. (презентация подносы) Отвечают, что это тагильская роспись.

Назовите жанр этого произведения, которое мы только что с вами изучили. (сказ)

Знаете ли вы этих людей? (презентация: портреты писателей Шергина, Писахова и Бажова)

Скажите: какой может быть тема урока?
- варианты: сказы одного из этих писателей

- Сказ П.П.Бажова «Хрустальный лак».

- Чем отличается сказ «Хрустальный лак» от других, более известных сказов П.Бажова?

Возможные ответы: нет Хозяйки медной горы, действие происходит в более позднее время, возможно, ответов не будет.

3 этап актуализации знаний

Учитель:

- Все мы знаем имя знаменитого уральского писателя и сказочника – Павла Петровича Бажова. Посмотрите, какие прекрасные книги есть в нашей библиотеке. А еще есть Бажовская энциклопедия. Давайте узнаем о писателе интересные факты. (Раздаю ребятам по несколько фактов из жизни Бажова, читают по очереди).

Факты из биографии Павла Бажова

1. Фамилия отца была Бажев, а не Бажов, и ударение ставилось на первый слог.

2. Уличным прозвищем Павла Бажова было «Колдунков», а одним из его многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша. Дело в том, что фамилия «Бажов» происходит от уральского диалектного слова «бажить», что значит ворожить, предвещать.

3. В школе он отличался от других учеников своими способностями. Однажды выучил наизусть весь сборник стихов А. Пушкина.

4. Закончив училище, Бажов поступил в возрасте 14 лет в Пермскую духовную семинарию и проучился там шесть лет.

#1055;авел Бажов почти 20 лет преподавал русский язык. На своём уроке Павел Петрович мог заинтересовать даже закоренелых двоечников.

6. Бажов создал особый жанр в литературе – «советский литературный сказ». За всю жизнь он создал 56 сказов. Славу же Бажову принесли его произведения для детей, в частности, «Хозяйка медной горы» и «Каменный цветок»

#1042; 1924 году был опубликован первый сборник «Уральские были», содержавший очерки о жизни уральских горняков.

#1042; 1939 году вышла в свет книга «Малахитовая шкатулка», состоявшая из 14 сказов. Она имела большой успех.

9. У самой известной книги Бажова была нелегкая и героическая судьба. Во время Великой Отечественной войны солдаты попросили Павла Бажова прислать им на фронт “Малахитовую шкатулку”. Конечно, писатель им не отказал, и книга стала спутником наших танкистов. Во время боя под Варшавой в книгу попал осколок вражеского снаряда. Но несмотря на это её повреждение, солдаты ее сохранили и она прошла с ними весь трудный боевой путь, побывав даже в Рейхстаге.

#1044;ед Василий из детства писателя стал прототипом «дедушки Слышко» из сказа «Малахитовая шкатулка».

#1054;бразы из сказов Бажова — Каменный цветок и Хозяйка медной горы — изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы.

12. Дочь писателя Ариадна Бажова-Гайдар писала о том, что Павел Бажов очень любил детей, и они отвечали ему такой же преданной любовью. Писатель разговаривал с детьми безо всякого сюсюканья, как с взрослыми людьми, так как был опытным и наблюдательным педагогом.

13. К 120-летию писателя в 1999 году была учреждена литературная Премия имени П. П. Бажова. Ее ежегодно вручают писателям в Екатеринбурге.

14. В Екатеринбурге, Копейске, а также в других городах Урала есть памятники, установленные в честь Павла Бажова.

15. В Москве рядом с улицей имени Бажова расположена улица Малахитовая, названная так в честь сказа Малахитовая шкатулка. А на территории ВДНХ находится фонтан, выполненный в виде каменного цветка.

#1053;екоторые персонажи сказов Павла Бажова были использованы зарубежными авторами в их фантастических произведениях.

17. Героями сказов Павла Петровича становились не только горные духи и каменных дел мастера, но и вполне реальные люди.

  1. этап погружения в новый материал

Учитель:

- В основном, мы читаем 1 часть сборника «Малахитовая шкатулка», главными героями которой стали горнозаводские рабочие. Но мало знаем, что есть 2 часть этой книги. Наша задача – познакомиться с ней. Речь идет о другом историческом периоде – начале 20 века, там мы не встретим потусторонние силы природы. Но так же, как и в первой части – главный героем будет человек труда. Итак, дома вы прочитали сказ «Хрустальный лак».

О чем этот сказ? (рассказывает подготовленный обучающийся)

- Напечатан впервые в 1943 году 12 июля в однодневной газете «Литературный Урал», выпущенной свердловской организацией писателей в связи с открытием уральской межобластной научной конференции, посвященной настоящему и прошлому Урала в художественной литературе.

«Хрустальный лак» принадлежит к группе «озорных» сатирических сказов, высмеивающих заграничных невежд и плутов, ловцов легкой наживы, стремившихся поживиться за счет русских богатств. Галерею больших и малых хищников рисует Бажов и в таких сказах, как «Веселухин ложок» (1943), «Тараканье Мыло» (1943) и другие. Эти произведения создаются в период Великой Отечественной войны и отрицательными героями в них становятся немцы, которые работали тогда на уральских заводах. Они выступают в роли обманщиков, которые хотят разведать тайные знания о богатствах Урала, включая знания и умения рабочих.

4 этап (продолжение): самостоятельное творческое использование полученных знаний и умений. Вопросы по сказу по группам (раздаются на отдельных листах и дублируются на слайдах). Работают до 7 минут. Затем выступают.

1 группа. Найдите в тексте и зачитайте, как описано изготовление подноса. Что значит выражение «сила в лаке»?

2 группа. Прочитайте о мастерах-староверах. Кто такие староверы? (приверженцы веры до церковной реформы Никона, преследовались официальной церковью, наши местные поселки Березовский и Шарташ основан староверами) Нравятся ли автору сказа староверы? Как это можно понять? (зачитайте фрагмент текста: «Староверы, как известно, народ трудный. ..На чужое угощение не больно зарны. …За деньги тоже никого купить невозможно…»)

3 группа. Как рабочие рассказывают об изготовлении подносов первому немцу? (Слова шеллак и сандарак – из них делали столярный клей. Этот «рецепт» «несколько напоминает указания дозировки “целительных средств” в старинных юмористических лечебниках»).

4 группа. Найдите описание Двоефеди. Как вы поняли про такую деталь, как рука?

(Прозвище Двоефедя отражает не столько двойственность имени, сколько двуличие натуры. Рука — тоже яркая примета, ибо «человечья рука ко всякому касательна. По руке о делах дознаться можно». Рука мастера, «касательная» к труду, отлична от короткопалой руки вора. А в контексте сказов о немцах цикла, в котором одной из главных является тема присвоения коренных тайн мастерства, «вор» — почти синоним слову «немец». Помните, что сказ написан во время ВОв в 1943 г.)

5 группа. Опишите Артюху (отошел от веры, но остался честен. Мастер хороший, с выдумкой)

- Поняли ли почему у него прозвище Сергач? (носит серьгу)

5 этап обобщения и систематизации знаний

- Какая цель у Двоефеди? (узнать секрет лака)

- Что задумал? Прочитайте, что он говорит мастерам, дедушке Мирону и немцу, заключая с ним договор (обмануть немца. Он заключает с ним договор о том, что расскажет тайну лака. «Мужик с выдумкой — покажет он короткопалому коку с сокой» («кока с сокой» может означать «ничего не показать» и, наоборот, «богатство», «деньги», но в ироническом смысле).

- Итак, Артюха варит лак и придумывает, что лак наводят в бане. Жарко ее топит, приглашает туда Двоефедю, который конечно же не выдерживает температуры и сбегает из бани.

- Каким же выглядит наш герой и как ему противопоставлен Двоефедя?

  1. этап подведения итогов
  1. Артюха и Двоефедя противопоставлены на протяжении всего сказа. Назовем особенно яркие проявления. (Оба хитрят: но Артюха с благородной целью не выдать секрет лака, а Двоефедя с целью наживы. Характеристика по именам: клички характеризуют людей. Двоефедя хочет не только узнать тайну, но и получить бесплатный поднос)
  2. В сказе, написанном в 1943 г. отражена современность.

Какая фраза из текста может быть вынесена в качестве афоризма? «Человечья рука, — говорит, — ко всякому касательна. По руке о делах дознаться можно».

  1. Как вы думаете, каким может быть домашнее задание по сказу? Поразмышлять над этой фразой в сочинении-рассуждении.

7 этап. Рефлексия и саморефлексия.

  1. Оцените свою работу в группе.
  2. Что было интересно делать? Что трудно? Что получилось, а что нет?
  3. Получилось у нас проанализировать сказ? Понять, что хотел сказать автор?

Д/ задание: написать сочинение-рассуждение по цитате из текста: «Человечья рука, — говорит, — ко всякому касательна. По руке о делах дознаться можно».

Использованная литература:

#1055;.П.Бажов.Сочинения в трех томах. Книга Изд. «Правда», Москва, 1976 г., стр.83-93

2. Бажовская энциклопедия.Екатеринбург. Изд. «Сократ», изд.Уральского университета, 2007 г. стр.460-462, 468

Дополнительно для учителя

1)Во всей последующей «игре на смекалку» с немцем «заводилом с нашей стороны поставлен Артюха Сергач», в образе к-рого явно прослеживаются патриотические мотивы.

2)Поведение же немца рисуется остро сатирически: в жарко натопленной бане Двоефедя «к полу еле жив прижался, головы поднять не может», а Сергач в это время покрывает подносы хрустальным лаком — только не тем, что при немце изготовлен, а тем, что «в бороде» спрятан («Пузырек с хрустальным лаком Артюха, конечно, в бороде тогда прятал»).

3)Деньги же, что немец за «показ» заплатил, Артюха честно разделил среди мастеров по подносному делу, «потому лак не мой, а наш тагильский да невьянский». Этот поступок говорит о порядочности Артюхи.

4) Напротив, чрезмерная жадность Двоефеди проявляется в его желании получить бесплатно дюжину покрытых хрустальным лаком подносов. Артюха ему «на придачу» приносит тринадцатый, на к-ром изображена «короткопалая рука ладонью вверх. На ладони рванинка обозначена. И лежит на этой ладошке семишник, а сверху четкими буковками надписано: “Испить кваску после баньки”». Это изображение приобретает почти аллегорическое значение. Короткопалая, рассеченная надвое рука не хуже имени говорит о двойственности, нечестности немца. Просящий жест — ладонь вверх — выглядит издевательски, а семишник на этой ладошке одновременно указывает и на двоефедину любовь к наживе, и на то, что он зря потратил деньги, получив только «хрусталь», «коку с сокой» — не тайну мастерства, а мастерски изготовленное свое собственное неприглядное изображение.

(стал «подъезжать с разговорами» к Артюхе Сергачу, к-рый «конечно, тоже из староверов вышел, да от веры давно откачнулся», женившись на девчонке «из церковных». Однако, отойдя от веры, Артюха не теряет совести, круг мастеров по-прежнему остается для него «своим»: «Что вы, старики. Неуж у меня совесть подымется свое родное немцу продать». Артюха — дерзок, он не похож на остальных ремесленников, это отличает и его работу: «...нет-нет и придумает что-нибудь новенькое либо какую негодную начальству картинку в поднос вгонит. Из-за этого артюхина поделка на большой славе была». Он и внешне не похож на других, а «как мужик задорный, он еще придумал сережку себе в ухо пристроить. Нате-ко, мол, поглядите! За это Артюху и прозвали Сергачом». Мастера по-разному относились к Артюхе: нек-рые недолюбливали за старое, а кто «настояще понимал», те говорили: Во всей последующей «игре на смекалку» с немцем «заводилом с нашей стороны поставлен Артюха Сергач», в образе к-рого явно прослеживаются патриотические мотивы. Поведение же немца рисуется остро сатирически: в жарко натопленной бане Двоефедя «к полу еле жив прижался, головы поднять не может», а Сергач в это время покрывает подносы хрустальным лаком — только не тем, что при немце изготовлен, а тем, что «в бороде» спрятан («Пузырек с хрустальным лаком Артюха, конечно, в бороде тогда прятал»). Деньги же, что немец за «показ» заплатил, Артюха честно разделил среди мастеров по подносному делу, «потому лак не мой, а наш тагильский да невьянский». Этот поступок говорит о порядочности Артюхи. Напротив, чрезмерная жадность Двоефеди проявляется в его желании получить бесплатно дюжину покрытых хрустальным лаком подносов. Артюха ему «на придачу» приносит тринадцатый, на к-ром изображена «короткопалая рука ладонью вверх. На ладони рванинка обозначена. И лежит на этой ладошке семишник, а сверху четкими буковками надписано: “Испить кваску после баньки”». Это изображение приобретает почти аллегорическое значение. Короткопалая, рассеченная надвое рука не хуже имени говорит о двойственности, нечестности немца. Просящий жест — ладонь вверх — выглядит издевательски, а семишник на этой ладошке одновременно указывает и на двоефедину любовь к наживе, и на то, что он зря потратил деньги, получив только «хрусталь», «коку с сокой» — не тайну мастерства, а мастерски изготовленное свое собственное неприглядное изображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уральские сказы" Бажова. Цикл уроков литературы (4 урока)

Цикл уроков литературы по изучению сказов Бажова является частью комплексного изучения "Уральских сказов" на уроках русского языка и литературы.Цикл состоит из 3 основных уроков и 1 урока внеклассного...

: Серафима Константиновна Власова- уральская сказительница. Художественное своеобразие сказа «Тютьнярская старина»

. Литературное краеведение. Урок в 6 классе.С.К.Власова имела право сказать: «Чтобы писать сказы, надо хорошо знать народ, его поэзию, безгранично любить свой край».Она пишет сказ по народной легенде,...

Живительная сила "Уральских сказов" П.П.Бажова

Урок внеклассного чтения для 5 класса "Живительная сила "Уральских сказов" составлен в занимательной, игровой форме-состязания знатоков творчества П.П.Бажова....

Самоцветы и булат: традиции уральских мастеров и современные подходы к созданию коллекционного костюма

В настоящее время всё настойчивее звучат  идеи воспитания человека культурного, духовно богатого. Практика показывает, что молодое поколение гораздо лучше знакомо с зарубежной и российской поп-ку...

программа кружка по технологии "Уральский мастер"

Программа кружка по технологии "Уральский мастер" (технический труд)...

Мастер - класс "Цветы из проволоки и лака"

способ декоративной обработки металла...