Урок литературы в 5 классе «Легенды и мифы Древней Греции»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Буянов Константин Васильевич

В рамках предложенного урока рассматривается понятие мифа, формируется представление о мифологическом сознании древних людей, выводятся общность мифологем среди различных народов и культур

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №2 «Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе»

Цель урока: сформировать представление о литературном термине «миф».

Задачи:

  • дать понимание мифологическому сознанию
  • разобраться с понятием «мифа» в литературоведческом аспекте
  • показать универсальность понятия «мифа» для разных народов мира

Видеоролик с грозой

Что происходит на видео? Из-за чего это происходит? Как вы думаете, в древние времена обладали ли люди такой информацией? Как же они тогда объясняли подобные вещи?

Конечно, и создавали свое представление о мире именно при помощи мифов. Давайте познакомимся с вами с этим термином.

«Миф (от греч. mythos — "слово", "речь").

1. Древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле, передающее представления людей о мире и месте человека в нем; создание коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающее действительность в виде конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся первобытным сознанием как вполне реальные. В дальнейшем мифы, их мотивы и образы часто служили источником для произведений изобразительного искусства и художественной литературы (вплоть до настоящего времени).

2. Определенное представление о мире, воплощенное в отвлеченных сюжетах и образах (Прекрасная Дама в поэзии А. Блока)».

Перед вами на слайде определение мифа, а на ваших партах таблица, которую потом можно будет вклеить в тетрадь.

Совместно с соседом по парте прочитайте определение мифа и заполните соответствующие графы в таблице.

О чем мифы?
(на какие темы)

Кто создавал мифы?

Какими средствами создается реальность?

Какова роль мифов для дальнейшего развития литературы?

Замечательно! Теперь посмотрите еще раз на определение и на ваши записи в тетради и перескажите, что такое «миф» своему соседу по парте.

Как вы думаете, мифы существовали только в одной стране или во многих? Какие мифы вы знаете?

У каждого из вас за партой есть карточка с небольшим отрывком мифа (файл «Мифы о сотворении мира») и таблица. Сейчас каждый прочитает свой небольшой фрагмент мифа и заполнит соответствующую строчку в таблице.

Краткое изложение мифа

Древняя Греция

Румынская мифология

Скандинавская мифология

Древний Египет

Народы Америки

Славянская мифология

Есть ли у этих мифов что-нибудь общее? А как вы думаете, как же эти мифы сохранились до наших дней?

Очень здорово! На будущих занятиях мы с вами будем знакомиться с самыми яркими и важными для нашей культуры мифами — мифами Древней Греции!

Давайте обсудим ваше домашнее задание!

Домашнее задание обязательное для всех: выписать из учебника определение терминов «миф» и «мифология». Вклеить в тетрадь таблицы, составленные на уроке. Прочитать в учебнике «Подвиги Геракла («Скотный двор царя Авгия»)».

Творческое домашнее задание:

  • нарисовать (или составить коллаж) древнегреческого Олимпа (и подписать богов)
  • составить фотоколлаж «Герои древнегреческих мифов в Санкт-Петербурге — где я могу их встретить?»

Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Древняя Греция

Миф о сотворении мира

«В начале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни мира. Всё возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гайя. В необъятных глубинах земли возник Тартар — мрачная бездна. Из хаоса возникли также Эрос — любовь, Эреб — мрак, Нюкта — ночь; позже появились Эфир — свет и Гемера — день».

От союза Урана и Гайи произошло шесть титанов, которые породили воды земли, ветры, солнце, зарю и луну: «Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце — Гелиоса, Луну — Селену и румяную Зарю — розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на тёмном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождём тучи».

Румынская мифология

Миф о сотворении мира

Земля выросла из «семян», принесенных со дна космической бездны то ли дьяволом, то ли заменившей его лягушкой, и все по велению Господа, который почему-то не смог или не захотел все сделать сам. Сперва была она маленькой, размером с кровать, слишком тесную для двоих, но в результате безуспешного коварства дьявола разрослась и стала достаточно обширна, чтобы впоследствии на ней хватило места даже великанам. Господь же сотворил небесный купол, не угадал с размером и вынужден был воспользоваться советом все того же темного дьявола — или ежа, — в результате чего на плоской, как стол, тверди возникли горы и долины, а сама она поместилась под небом. Чтобы землю не колыхали космические воды, Всевышний подпер ее столбами из огня. Кроме подпорок есть еще рыбы. С точным количеством рыб не все ясно: поначалу, если верить преданию, их было четыре — рыба-мать и три детеныша. Господь и дьявол сотворили природу, людей (точнее, сперва великанов) и все, что им могло понадобиться. Всевышний был более склонен творить красивое, а нечистый — полезное. И даже человек — творение дьявола, поскольку тот вылепил фигурку из глины, а вот душу или дух в эту мертвую глину вдохнул Господь.

Скандинавская мифология

Миф о сотворении мира

В эру раннюю, Имира время,

ни песка, ни моря, ни плеска волн,

не было земли, и неба не было;

лишь щель без травы щерилась бездной.

Пока Бора сыны не подняли почву,

Мидгард стали ставить прекрасный.

Создание Вселенной из ничего — точнее, из Гиннунгагап, что значит «провал, пустота» — непростая задача. От богов-творцов требовались изобретательность и планирование, а также материалы для сотворения мира. Боги создали землю из Имира тела, шумящее море из крови его; из волос его лес, из костей его горы, из черепа — неба лучистую твердь. Из ресниц его мудрые боги сумели Мидгард создать для людей. Из мозгов грозовые зловещие тучи появились по воле богов. Мир, в котором жили люди (Мидгард, или «срединное жилье/ поселение»), был создан из тела убитого существа, с применением насилия, в творческом акте одними мужскими божествами.

Древний Египет

Миф о сотворении мира

Творцом мира был бог Атум. В самом начале был только Нун – так египтяне называли бесконечный и темный океан-хаос. И появился в этом хаосе бог Атум. Когда вышел он из Нуна то не нашел места, куда бы он мог наступить, и создал он тогда первоначальную землю – холм Бен-бен. Встал Атум на холм, выдохнул, и из этого воздуха появился Шу, бог воздуха и пространства. Создал потом Атум и богиню воды Тефнут. Но заблудились они среди хаоса-Нуна. Долго искал их Атум но не смог найти. Послал он тогда на их поиски свое око – и оно нашло Шу и Тефнут. Когда они вернулись, заплакал от радости бог Атум, его слезы упали на холм Бен-бен и превратились в людей.

Позже от брака бога воздуха Шу и богини воды Тефнут родились Геб - бог земли и Нут - богиня неба. А богиня неба Нут породила Осириса, Исиду и Сета. После боги установили в мира порядок. А там, где появился первоначальный холм земли, в городе Гелиополе, египтяне построили храм и почитали в нем бога-творца Атума.

Народы Америки

Миф о сотворении мира

Давным-давно существовало только холодное море и великое пространство небес. Земля еще не появилась. Не было ни человека, ни животных, ни птиц, ни рыб, ни камней, ни деревьев. Не существовало ничего.

В бесконечных водах холодного моря находились лишь Создательница и Творец. Их звали Тепеу, что значит «Могущественная», и Кукумац, чье имя означает «Змея, покрытая зелеными перьями». В небе властвовало Сердце небес – одноногий бог Хуракан.

Решили Тепеу, Кукумац и Хуракан сотворить мир и человека. Однажды Тепеу и Кукумац воскликнули: “Земля!” Благодаря их колдовской силе, вода отступила и появилась земля. На ее поверхности немедленно пустили побеги кипарисовые и сосновые рощи. Мгновенно выросли горы и потекли реки.

Затем боги создали диких зверей, птиц и змей, духов гор и хранителей лесных чащ. Каждому они указали, где жить, где строить гнезда и рыть норы.

Когда все было закончено, боги приказали животным:

- Говорите! Кричите! Щебечите! Беседуйте друг с другом, каждый – по-своему! Называйте наши имена! Восхваляйте нас! Призывайте нас! Почитайте нас!

Но звери и птицы не были способны произносить слова.

- Вы не способны говорить и произносить наши имена, - сказали боги. – Ладно, мы создадим другие существа. Они будут почитать нас. А вам мы оставляем вашу пищу и ваши жилища. Но теперь ваш удел – стать пищей для других. На вас будут охотиться, ловить и есть.

Славянская мифология

Миф о сотворении мира

В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род — Родитель всего сущего.

Род родил Любовь — Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную — бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир.

Солнце вышло тогда, из лица Его. Месяц светлый — из груди Его. Звезды частые — из очей Его. Зори ясные — из бровей Его. Ночи темные — да из дум Его. Ветры буйные — из дыхания..

Краткое изложение мифа

Древняя Греция

Румынская мифология

Скандинавская мифология

Древний Египет

Народы Америки

Славянская мифология

Краткое изложение мифа

Древняя Греция

Румынская мифология

Скандинавская мифология

Древний Египет

Народы Америки

Славянская мифология


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."

На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое  ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...

Урок литературы в 6 классе по теме «Мифы древней Греции»

Цель: формирование у учащихся знаний о мировой культуре, знакомство с историей Олимпийского движения, развитие интереса к мифологии...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (Викторина по литературе): «Легенды и мифы Древней Греции» 5-7 классы

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА (Викторина по литературе): «Легенды и мифы Древней Греции»  5-7 классы...

Дистанционное обучение. Урок литература в 6 классе. Легенды и мифы Древней Греции. Яблоки Гесперид.

Дистанционное обучение с использованием ЭР. Разработка урока литературы в 6 классе. Легенды и мифы Древней Греции "Яблоки Гесперид"...

Легенды и мифы Древней Греции. Геродот «Легенда об Арионе».

Дистанционное обучение с использованием ЭР. Разработка урока литературы в 6 классе. Легенды и мифы Древней Греции. Геродот "Легенда об Арионе"...

Урок литературы в 5 классе: "Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции"

Урок литературы в 5 классе: "Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции"...