Презентация к открытому уроку родной (русской) литературы по рассказу Б.Житкова "Механик Салерно" в 5 классе
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Данная презентация содержит материал, который можно использовать при изучении рассказа Б. Житкова "Механик Салерно"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivannikova_otkrytyy_urok.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Борис Степанович Житков «Месть или отказ от мести – выбор, который стоит перед каждым» (по рассказу Б.Житкова «Механик Салерно) Урок родной литературы в 5 классе Подготовила: Иванникова В.И., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №8 г. Ставрополя

Слайд 2

Борис Степанович Житков (1882 - 1938) - писатель, путешественник. Родился Борис Степанович Житков 30 августа 1882 года в Новгороде в интеллигентной семье. Отец его был преподавателем, поэтому неудивительно, что начальное образование Борис получил дома. Первые годы жизни в биографии Бориса Житкова были проведены в Одессе. После окончания гимназии Житков стал учиться в Императорском Новороссийском университете (в Одессе). Следующей ступенькой в образовании в биографии Житкова стала учеба в политехническом институте Петербурга. Там Борис избрал другую специальность. Если в Одесском университете он посещал естественное отделение, то в Петербургском институте – кораблестроительное.

Слайд 3

Борис Степанович Житков После окончания института много путешествовал, работал штурманом, капитаном научно-исследовательского судна, штурманом парусника, водолазом , преподавал математику, знал несколько иностранных языков. Свои познания и впечатления от путешествий он выражал в произведениях. Борисом Житковым создано множество серий приключенческих и поучительных рассказов. Среди известнейших его изданий: «Злое море» (1924), «Морские истории» (1925), «Семь огней: Очерки, рассказы, повести, пьесы» (1982), «Рассказы о животных» (1989), «Рассказы для детей» (1998). Скончался писатель 19 октября 1938 года в Москве.

Слайд 4

Море и жизнь моряков – одна из излюбленных тем в творчестве Б.Житкова. Его сестра вспоминала: «Больше всего он любил писать о море. В его морских рассказах основное – это правда. Он писал о том, что видел, что сам слышал, что сам пережил. Его герои – живые люди; не портреты, конечно, но выросли они из истинных происшествий, из были. Море Житкову было родным, близким, он знал его и злым, и мирным и очень любил. Рассказы о море писал моряк Житков».

Слайд 5

Рассказ «Механик Салерно» впервые опубликован в 1932г. под названием «Было давно». Во всех последующих изданиях назван «Механик Салерно».

Слайд 6

Рассказ "Механик Салерно" вышел в сборнике "Морские истории».

Слайд 7

«Оставаться человеком при любых обстоятельствах» Как вы понимаете выражение «оставаться человеком»? А какие могут быть в жизни обстоятельства? «Есть у Б.Житкова рассказ о команде на пароходе, в трюме которого горит бертолетова соль. Описание в «Механике Салерно» посвящено не столько пожару – таких описаний в мировой литературе очень много, сколько анализу подвига команды, которая сохраняет пассажиров от гибели и страха».

Слайд 8

Рассмотрим, как ведут себя капитан, штурман Гропани, механик Салерно, матросы в трагической ситуации.

Слайд 9

- Как ведёт себя капитан, узнав о пожаре в трюме? Каковы его первые распоряжения? Как вы понимаете эту фразу капитана « Страх – огонь в соломе». Что она означает? Какие приказания отдаёт капитан своим помощникам, матросам? А какой поступок капитана потрясает читателя? Чем он вызван? Оцените этот поступок. Можно ли понять и простить капитана? Почему он отказывается от мести Салерно?

Слайд 10

-А как ведут себя матросы? Когда и почему меняется их поведение? -Как себя повёл капитан, узнав про бунт на корабле?

Слайд 11

- Как ведёт себя механик Салерно в трагической ситуации? Чувствует ли он свою вину? Как вы поняли смысл заключительных фраз рассказа? - Почему, с вашей точки зрения, пропал старик Салерно? Подготовил ли нас автор к такому финалу?

Слайд 12

Выводы Механик Салерно хотя и явился виновником пожара, всё-таки хороший человек. Его искреннее раскаяние, самоотверженный труд и чистосердечное признание говорят о том, что перед нами человек, имеющий совесть. Именно совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки. Салерно потому и выбирает смерть, что она для него является избавлением от мук совести, от нравственных страданий. Так способен поступить не каждый человек. Салерно очень мужественный человек

Слайд 13

Нравственный урок Человек всегда в ответе за свои действия и свои поступки. В любых ситуациях, при любых обстоятельствах, даже самых необычных, экстремальных, нужно оставаться человеком, то есть жить в согласии с совестью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русской литературе . В.Шукшин Рассказы .

Работа над текстами рассказов В. Шукшина на уроке внеклассного чтения. Урок посроен на основе групповой работы по методу Рахимова....

Урок родной русской литературы в 9 классе Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе «Далёкая и близкая сказка»

Урок  родной русской литературы в 9 классе.  Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе  «Далёкая и близкая сказка» .   Работа с текстом на уроке ст...

Презентации к урокам родной русской литературы в 5 классе.

Презентации (конспекты) к урокам родной русской литературы в 5 классе по следующим темам:«А.П. Чехов. Рассказ «В Москве на трубной площади»,«Города земли Русской. Москва ...

Презентация для урока родной русской литературы "Необыкновенное в обыкновенном" (По книге "Дом над Двиной" Е.Г.Фрезер), 9 класс

Мемуарный материал как вариант подготовки и к итоговому сочинению для старшеклассника. Девятиклассники с интересом читают текст, фрагменты обсуждаем на уроке: прочитали, осмыслили, сказали (отвечаем н...

Презентация к уроку родной (русской) литературы по рассказу Б.Ганаго "Прозрение"

Презентация к уроку родной (русской) литературы в 7 классе по рассказу Б.Ганаго "Прозрение"....

Урок родной (русской) литературы в 9 классе по теме "А.А. Фет. Рассказ "Кактус".

Урок помогает обучающимся увидеть А.А. Фета, приобщить их к истории и культуре родного края через интерпретацию текста рассказа "Кактус"....