Презентация к уроку «Основные этапы жизни и творчесва М.Горького. Романтический пафос и суровая правда рассказов писателя»
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Мурзина Ольга Юрьевна

Урок освоения новых знаний. Базовые понятия: герой, жизнь, идеал, образ, романтизм

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные этапы жизни и творчества М . Горького. Романтический пафос и суровая правда рассказов писателя Цель урока : познакомить учащихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Анализ рассказа «Старуха Изергиль ».

Слайд 2

Горький Талант смеялся... Бирюзовый штиль, Сияющий прозрачностью зеркальной, Смеялся в нем вспененностью сверкальной , Морской травой и солью пахнул стиль. Сласть слез соленых знала Изергиль , И сладость волн соленых впита Мальвой. Под каждой кофточкой, под каждой тальмой — Цветов сердец зиждительная пыль. Всю жизнь ничьих сокровищ не наследник, Живописал высокий исповедник Души, смотря на мир не свысока. Прислушайтесь: в Сорренто, как на Капри, Еще хрустальные сочатся капли Ключистого таланта босяка. И. Северянин 1926 г. ? Посмотри внимательно на текст стихотворения. Все ли слова тебе известны? При необходимости обратись к толковому словарю. Выпиши из стихотворения все примеры олицетворений и метафор, а также словосочетания с эпитетами. Найди пример оксюморона. Ответь на вопрос: «В чем заключается своеобразие этих образов?» Обратись к третьей строфе и найди ответ на вопрос: «Как поэт называет Горького?» Выпиши это словосочетание. Какое художественное средство использует поэт? Подумай, почему Игорь Северянин именно так называет писателя Максима Горького. Подумай, можно ли таким же образом — при помощи конкретного словосочетания — описать талант Горького или для этого необходимо будет проанализировать весь текст стихотворения? Выпиши все характеристики таланта Горького, которые дает Северянин. Сформулируй в нескольких словах особенности его таланта. Как ты думаешь, что является главной темой стихотворения: образ писателя или его талант? Аргументируй свой ответ, опираясь на текст стихотворения . Мотивация

Слайд 3

Слово учителя Освоение нового материала Биография М. Горького Характеристика раннего этапа творчества

Слайд 4

Заполни таблицу: краткий конспект

Слайд 5

? Почему маленький Алексей оказался в семье деда? В какой повести 1913 года описаны события детства М. Горького? Какая настоящая фамилия М. Горького? Когда и почему он выбрал себе псевдоним? Какое первое литературное произведение М. Горького не было напечатано? Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Слайд 6

Сформулируй основные положения по теме «Два направления в раннем творчестве М. Горького». Как и какие особенности раннего творчества М. Горького отражены в произведении « Старуха Изергиль » назови темы и мотивы , проблематику, образ героя, стиль писателя. Результаты работы оформи в виде ментальной карты / кластера / облака слов / инфографики / другой формы визуализации. Прокомментируй свой результат. М. Горький – два направления творчества Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Слайд 7

« Челкаш », 1894 г. Особенности раннего творчества М. Горького в произведении « Челкаш » Челкаш - вор Гаврила- деревенский парень антитеза «Острое хищное лицо»; «длинный, костлявый, сутулый»; «горбатый, хищный нос»; «хищная худоба ». Босяк, хищник, волк, ястреб, хозяин, охотник. «Здоровый»; «широкоплечий», «светлые глаза», «безумное лицо ». Дитятко, крестьянин, теля, раб, жертва. контраст Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство («гнус») Челкаш – это вор, но яркий, отважный, смелый человек Автор на стороне «хищного» Челкаша Пример

Слайд 8

Работа с отрывком из рассказа «Старуха Изергиль ». Какими ты видишь людей этого племени? Как можно было спасти племя от гибели? Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение? Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? Проанализируй описание грозы. Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними? Какой момент следует считать кульминационным? Напрасна ли смерть Данко? Можно ли назвать Данко героем? Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Слайд 9

Творческая работа с отрывком из рассказа «Старуха Изергиль ».(реализация домашнего задания) Расскажите о герое от первого лица Лара, вы герой из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль », почему Вас отвергли люди? Данко, почему Вы решили помочь людям? Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Слайд 10

Работа с отрывком из рассказа «Старуха Изергиль ». Каковы основные черты характеров романтических героев Горького? Какова мотивировка характеров героев? Как связано прошлое и настоящее в рассказах Горького? Каков смысл противопоставления Данко и Лары? Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Слайд 11

Назовите настоящую фамилию М. Горького. Как назывался первый напечатанный рассказ М. Горького? С каким традиционным жанром фольклора соотносятся рассказы старухи Изергиль ? Кто является героями ранних реалистических рассказов М. Горького? Рефлексия Проверь себя Пешков «Макар Чудра » С легендой босяки

Слайд 12

Домашнее задание Читать и анализировать романтические рассказы М.Горького


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина в 10 классе на тему: "Основные этапы жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя".

Данная викторина содержит вопросы, позволяющие проверить знание основных фактов жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя...

Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»

Конспект урока к первому уроку по изучению творчества И.А.Гончарова. Дана общая характеристика роману "Обломов"...

«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...

Презентация к уроку "Основные этапы жизни и творчества Михаила Шолохова"

В данной презентации даны краткие сведения о  Шолохове, необходимые для изучения его биографии на первом уроке в 11 классе...

Презентация к уроку" Основные свойства жизни"

Презентация к уроку " Основные свойства жизни" ( учебник  Пономаревой И.Н. Биология.10 класс. базовый уровень )  2,4 слайды с заданиями в формате ЕГЭ- множественный выбор правильного ответа3...

Презентация к уроку "Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере"

Презентация к уроку "Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере" может быть использована в 9, 11 классах. УМК Угринович Н.Д....

презентация к уроку "Основные этапы и тенденции общественно – политического и экономического развития."

презентация может быть использована на уроках истории России в 9 и 11 классах...