«Княжна Мэри»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Виктория Николаевна Руммо

 

 Карта урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Карта 32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «История души человеческой на примере произведения «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова - главы «Княжна Мэри»»

Тема урока

История души человеческой на примере произведения «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова - главы «Княжна Мэри»

Форма урока

Урок изучения нового материала

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Продолжить работу над произведением, дополняющую знания учащихся об истории души человеческой

Образовате-льные ресурсы

Учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, 9 класс, текст произведения

Задачи урока

- составить характеристику главного героя, чтения страниц его дневника;

- обратить внимание учащихся на особенности главы «Княжна Мэри»;

- развивать умения в постижении скрытого смысла произведения,

- создать условия для выражения собственной точки зрения

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Планируемые результаты

1. Предметные:

- формировать умение анализировать произведение, внимательно относиться к каждому слову в произведении;

- закрепить полученные умения и навыки при анализе текста произведения;

- отметить нравственную ценность произведения.

2. Метапредметные:

- развивать навыки выразительного чтения;

- совершенствовать коммуникативные навыки;

- развивать память, внимание, творческие способности, критическое мышление.

3. Личностные:

- привлекать к изучению прозы;

- воспитать уважение к окружающим


Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодейс-твия

1. Организаци-онный момент

Приветствует, создает эмоциональный настрой

Показывают готовность к уроку, настраиваются на совместную деятельность

Фронтальная работа

2. Проверка домашнего задания

Задает вопросы для актуализации прежних знаний

Вспоминают произведение, делают его анализ

Индивидуа-льная работа

3. Целеполага-ние

Можно ли сказать, что тот портрет Печорина, который мы видим перед собой сейчас, завершен?

Почему?

Какова тема урока и его задачи?

Отвечают: портрет не завершен, т. к. не проанализированы две последние главы «Княжна Мэри» и «Фаталист», формулируют тему урока и его задачи, отвечают на вопросы:

- Каков Печорин?

- Что ему мешает жить счастливой жизнью?

Индивидуа-льная работа

4. Открытие новых знаний, первичное закрепление

Корректирует ответы.

Печорин в главе «Княжна Мэри» показан в во взаимоотношениях с людьми своего круга. Но чувствуем ли мы единение главного героя с этим обществом?

Охарактеризуйте «водяное общество» в целом.

Среди этого общества мы видим отдельных персонажей, чьи портреты прорисованы гораздо конкретнее, чем прочие. О ком речь? Кто вступает в отношения с Печориным - дружеские, приятельские, любовные?

Пересказывают, включая личные комментарии, слушают ответы, взаимодополняют ответы друг друга

Индивидуа-льная работа

5. Первичная проверка понимания

Контролирует процесс

Работают с проектным листом, комментируют добавленные качества, объясняют свое решение

Групповая работа

6. Применение знаний

Зачитывает фрагмент:

«Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице

признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они

родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я

глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал

злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя

выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная

молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь

насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду -

мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я

стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы,

пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в

груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом

пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и

добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой».

Согласны вы с определением Печориным себя как нравственного калеки?

Что такое нравственность и кто такой калека?

Кто в этом виноват?

Обсуждают, кто такой нравственный калека, работают со словарем приходят к выводу, что это человек, не способный на такие качества, как любовь, сострадание, дружба. Печорин - нравственный калека, но винить в этом только его излишне

Индивидуа-льная работа

7. Обобщение знаний

Какие чувства вы испытываете после прочтения главы «Княжна Мери»?

Отвечают на вопрос, слушают друг друга

Индивидуа-льная работа

8. Оценка знаний

Достигли мы задач, поставленных в начале урока?

Каких именно?

Делают выводы, реагируют на оценку учителя

Групповая работа

9. Домашнее задание

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания: составить пересказ «Княжна Мэри» с личными комментариями

Фиксируют домашнее задание

Индивидуа-льная работа

10. Рефлексия

Довольны ли вы собой на сегодняшнем уроке?

Как вы считаете, могли бы вы работать лучше?

Рефлексируют

Фронтальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к повести "Княжна Мэри"

Тест к уроку литературы в 9 кл...

конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...

Конспект урока по роману "Война и мир" "Княжна Марья Болконская: история одной жизни"

Разработка представляет собой один из заключительных уроков по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир"...

По следам героев "Княжны Мери" (виртуальная экскурсия)

Материалы, предлагаемые в настоящем сценарии, могут служить основой как для внеклассного мероприятия, так и для урока, проводимого в форме экскурсии. От многочисленных традиционных экскурсий по лермон...

Урок-путешествие по повести М. Ю. Лермонтова "Княжна Мери".

Путешествие по лермонтовским местам Пятигорска, которое даст возможность учащимся вспомнить основные события повести, обратиться вновь к её страницам, увидеть красоту Кавказа, который так любил писате...

М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Глава "Княжна Мери".

Задания типа "узнай героя" очень распространены в моей педагогической практике. Они позволяют и контролировать процесс чтения  к уроку ( не секрет, что дети часто  прибегают к краткому содер...

КНЯЖНА ОЛЬГА

КНЯЖНА ОЛЬГА...