«Княжна Мэри»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «История души человеческой на примере произведения «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова - главы «Княжна Мэри»»
Тема урока | История души человеческой на примере произведения «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова - главы «Княжна Мэри» |
Форма урока | Урок изучения нового материала |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Продолжить работу над произведением, дополняющую знания учащихся об истории души человеческой |
Образовате-льные ресурсы | Учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, 9 класс, текст произведения |
Задачи урока | - составить характеристику главного героя, чтения страниц его дневника; - обратить внимание учащихся на особенности главы «Княжна Мэри»; - развивать умения в постижении скрытого смысла произведения, - создать условия для выражения собственной точки зрения |
Формы работы | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Планируемые результаты | 1. Предметные: - формировать умение анализировать произведение, внимательно относиться к каждому слову в произведении; - закрепить полученные умения и навыки при анализе текста произведения; - отметить нравственную ценность произведения. 2. Метапредметные: - развивать навыки выразительного чтения; - совершенствовать коммуникативные навыки; - развивать память, внимание, творческие способности, критическое мышление. 3. Личностные: - привлекать к изучению прозы; - воспитать уважение к окружающим |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодейс-твия |
1. Организаци-онный момент | Приветствует, создает эмоциональный настрой | Показывают готовность к уроку, настраиваются на совместную деятельность | Фронтальная работа |
2. Проверка домашнего задания | Задает вопросы для актуализации прежних знаний | Вспоминают произведение, делают его анализ | Индивидуа-льная работа |
3. Целеполага-ние | Можно ли сказать, что тот портрет Печорина, который мы видим перед собой сейчас, завершен? Почему? Какова тема урока и его задачи? | Отвечают: портрет не завершен, т. к. не проанализированы две последние главы «Княжна Мэри» и «Фаталист», формулируют тему урока и его задачи, отвечают на вопросы: - Каков Печорин? - Что ему мешает жить счастливой жизнью? | Индивидуа-льная работа |
4. Открытие новых знаний, первичное закрепление | Корректирует ответы. Печорин в главе «Княжна Мэри» показан в во взаимоотношениях с людьми своего круга. Но чувствуем ли мы единение главного героя с этим обществом? Охарактеризуйте «водяное общество» в целом. Среди этого общества мы видим отдельных персонажей, чьи портреты прорисованы гораздо конкретнее, чем прочие. О ком речь? Кто вступает в отношения с Печориным - дружеские, приятельские, любовные? | Пересказывают, включая личные комментарии, слушают ответы, взаимодополняют ответы друг друга | Индивидуа-льная работа |
5. Первичная проверка понимания | Контролирует процесс | Работают с проектным листом, комментируют добавленные качества, объясняют свое решение | Групповая работа |
6. Применение знаний | Зачитывает фрагмент: «Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой». Согласны вы с определением Печориным себя как нравственного калеки? Что такое нравственность и кто такой калека? Кто в этом виноват? | Обсуждают, кто такой нравственный калека, работают со словарем приходят к выводу, что это человек, не способный на такие качества, как любовь, сострадание, дружба. Печорин - нравственный калека, но винить в этом только его излишне | Индивидуа-льная работа |
7. Обобщение знаний | Какие чувства вы испытываете после прочтения главы «Княжна Мери»? | Отвечают на вопрос, слушают друг друга | Индивидуа-льная работа |
8. Оценка знаний | Достигли мы задач, поставленных в начале урока? Каких именно? | Делают выводы, реагируют на оценку учителя | Групповая работа |
9. Домашнее задание | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания: составить пересказ «Княжна Мэри» с личными комментариями | Фиксируют домашнее задание | Индивидуа-льная работа |
10. Рефлексия | Довольны ли вы собой на сегодняшнем уроке? Как вы считаете, могли бы вы работать лучше? | Рефлексируют | Фронтальная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".
Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...

Конспект урока по роману "Война и мир" "Княжна Марья Болконская: история одной жизни"
Разработка представляет собой один из заключительных уроков по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир"...

По следам героев "Княжны Мери" (виртуальная экскурсия)
Материалы, предлагаемые в настоящем сценарии, могут служить основой как для внеклассного мероприятия, так и для урока, проводимого в форме экскурсии. От многочисленных традиционных экскурсий по лермон...
Урок-путешествие по повести М. Ю. Лермонтова "Княжна Мери".
Путешествие по лермонтовским местам Пятигорска, которое даст возможность учащимся вспомнить основные события повести, обратиться вновь к её страницам, увидеть красоту Кавказа, который так любил писате...

М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Глава "Княжна Мери".
Задания типа "узнай героя" очень распространены в моей педагогической практике. Они позволяют и контролировать процесс чтения к уроку ( не секрет, что дети часто прибегают к краткому содер...
КНЯЖНА ОЛЬГА
КНЯЖНА ОЛЬГА...

