"Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Аврамова Татьяна Петровна

Урок литературы в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tyutchev.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

«Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева» 

Тема: Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева.

Цели урока:
1. Продолжить знакомство с лирикой Тютчева;
2. Помочь увидеть творческий почерк поэта Тютчева;
3. Совершенствовать умение работы со стихотворным текстом;
4.
Пробудить интерес к поэзии; формировать навыки выразительного чтения.

5. Учить понимать значение конкретных деталей в изображении природы.

Форма урока: творческая лаборатория.

Вид работы: исследование поэтического текста.

Оборудование к уроку:
1. Портрет Ф.И.Тютчева,
3. Детские рисунки с пейзажами,
4. Аудиозапись стихотворения «Неохотно и несмело…» в исполнении актёра и чтеца 20-го века Виктора Балашова.
5. Тексты стихотворений Ф.Тютчева,
6. Толковый словарь С.И.Ожегова.


Эпиграф «Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо, верно»

                                                                                            (И.С.Тургенев)


Ход урока.


Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Давайте пожелаем успехов друг другу в нашей сегодняшней работе.

Слово учителя.

 -В нашем мире все закономерно и последовательно. За минутой проходит минута, за часом - час, день, месяц, год, век… Многое забывается и исчезает, но поколения хранят и передают будущему самое ценное – творчество – литературные произведения, музыку, картины… Каждый творец ищет вдохновение, кто-то в дружбе, кто-то в любви, в одиночестве, но ни один из них не может остаться равнодушным к природе, к тому, что нас окружает.

Сказочный мир,
Удивительный край
Край тишины,
Там, где слышны
Голоса птичьих стай,
Радужный мир,
Он цветами одет:
Голубой небосвод,
Там есть много красот,
Там творит наш поэт.

Ребята, а можно ли без предварительно знакомства со стихотворением, прочитать его выразительно? (нет) Почему? (не успели вдуматься в смысл стихотворения, в его ритм)

Учитель: А что значит «выразительно читать стихи»? (ответы учащихся)

Учитель: Чем же нам предстоит заниматься сегодня? (учиться понимать стихотворение, слышать музыку стиха, делать логические ударения, соблюдать темп чтения, знать автора, его отношение к тому, о чем пишет)

Учитель: Внимательно прочитаем тему урока и проведём её понятийный анализ (определим значение каждого слова, входящего в её состав).
«Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева»(запись в тетрадь)
— Скажите, что будет предметом нашего исследования? (лирика Ф.Тютчева)

Учитель:  А какие именно стихи Тютчева  мы будем рассматривать, какова их тема? (стихи о природе).
Учитель:  Что в стихах о природе нас будет интересовать? (особенности
 изображения природы).
— Что же обозначают слова «особенный» и «особенности»? Заглянем в словарь С.Ожегова. («Особенный — не такой, как все, не обыкновенный»; «Особенность — характерное, отличительное свойство чего-либо»).
Вопрос: Какова же цель нашего исследования?
 (Определить особенности стихотворений о природе, найти в них характерное, отличительное). То есть увидеть творческий почерк писателя.

2. Определение задач исследовательской работы и её порядок.
Учитель: Как определить творческий почерк поэта? Что нужно сделать?
1. Провести подробный анализ одного стихотворения, сделать первые выводы;
2. Сравнить полученные результаты с другими известными нам стихами Тютчева;
3. Сделать выводы об особенностях лирики Ф.И.Тютчева).

Ребята, посмотрите внимательно, у нас наметились задачи будущего исследования и порядок исследовательской работы.

Учитель:  А теперь мы прослушаем текст стихотворения в исполнении талантливейшего чтеца и артиста прошлого века Виктора Балашова.
Аудиозапись стихотворения «Неохотно и несмело…» в исполнении В.Балашова.
Учитель: При первом знакомстве со стихотворением непросто понять его содержание, но можно почувствовать!
— что же вы почувствовали, когда слушали стихотворение Ф.И.Тютчева? Назовите свои чувства (ожидание, радость, ликование, восторг…).
Запомните ваши первые впечатления, посмотрим, подтвердят ли почувствованное вами результаты исследования.
А теперь послушаем стихотворение ещё раз и приступим к анализу (звучит повторное чтение стихотворения учителем).
Анализ стихотворения.

ТЕМА
Учитель: С чего же мы должны начать анализ лирического произведения? (с темы). Назовите тему стихотворения (природа). Это очень широкая тема, а более конкретно: о чём оно? (о грозе).
Учитель: Вспомните, какие чувства обычно вызывает гроза в жизни людей? (тревогу, страх, испуг).
Учитель: Да, в обычной жизни люди часто боятся грозы и грома, испытывают страх, поэтому и на нашем рисунке такие мрачные краски. И на слайде гроза тоже страшная, и на картине Саврасова тоже (картина на слайде).
Так ли в лирике Ф.И.Тютчева? Продолжим анализ.


СЮЖЕТ
Учитель: Следующий пункт анализа стихотворения — сюжет. Есть ли сюжет в стихотворении Тютчева? Какой? (есть и сюжет событий, и сюжет чувств; то есть и развитие действия, и развитие чувства).

КОМПОЗИЦИЯ
Учитель: Давайте посмотрим на композицию стихотворения и увидим в ней отражение этого развития. (Есть деление содержания на части: приближение грозы и сама гроза).
Вывод: в сюжете событий и чувств, в композиции стихотворения мы видим развитие. Обратите внимание, что Тютчев запечатлел переходный период в жизни природы: приближение и начало грозы.

РАЗМЕР И РИФМА
Учитель: что ещё мы должны отметить, говоря о композиции лирического произведения? (стихотворный размер и рифму).
Неохотно и несмело //- — //- — //- — //- -// (двусложный размер с ударением
Солнце смотрит на поля //- -// — -// — -// на первом слоге: //- -// хорей)

Чу, за тучей прогремело //- — //- — //- — //- -//

Принахмурилась земля) //- -// — -// — -//
Рифма: АБАБ (перекрёстная).


Учитель: Обратите внимание, иногда одно ударение в стопе может быть пропущено, это явление называется
ПИРРИХИЕМ. Размер стихотворения - четырехстопный хорей –характерен для народной поэзии и часто передает смутно-тревожное настроение. Пропуск некоторых ударений в стопе делает стих замедленным. Как же мы будем читать это стихотворение? (таинственно, небыстро)

Учитель: обратим внимание на пунктуацию, поразмышляем о паузах. (ответы уч-ся: запятая после «Чу» дает понять, что здесь нужна большая пауза; многоточие во второй строфе требует понижения голоса и большей паузы, выражающей размышление и переход от небесного плана к земле; тире в третьей строфе обозначает резкую смену событий (большая пауза).

Учитель: А теперь соединим тревожную интонацию, замедленный темп, местами ускоряющийся, логически выделим ключевые слова и еще раз прочитаем стихотворение (фронтальное чтение, по строфам, повтор неудачно прочитанных строк).

Учитель: Всё, о чём мы говорили до сих пор, конечно, очень важно: и тема, и сюжет, и композиция, и даже размер и рифма — все они говорят об особенностях лирики поэта. Но чтобы определить его творческий почерк, что еще важно найти?  (изобразительно-выразительные средства, при помощи которых и создаются образы, передаются чувства и настроение, свойственные данному поэту).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Учитель: Приступаем к самой интересной части анализа: изобразительно-выразительным средствам, которые использовал поэт для создания образа грозы, и посмотрим, какая она, гроза у Тютчева, то есть будем находить в тексте стихотворения конкретные детали, следить за их значением, определять творческий почерк поэта.

Работа в группах (анализ по строфам)
Учитель: работать с текстом будете самостоятельно в группах.
Задания каждой группе у вас на рабочих столах.

Учитель: А теперь посмотрим, что у вас получилось.


1 строфа (завязка):эпитеты «неохотно и несмело» показывают нерешительность перед

                               надвигающимися тучами;

                               «Принахмурилась земля» -глагол-олицетворение из фольклора,

                              напоминающей о смене настроение на лице человека.

2 строфа              (зеленеющие нивы зеленее под грозой (двойное усиление цветового

                            образа);

3 строфа             Глагол движения, борьбы («пробилась» (о струе молнии),

                            метафорическое сравнение не со стрелой, а со струей, которая не

                            пролетает мгновенно, а обрушивается.

                            «Пламень белый и летучий». Первый эпитет дополняет цветовую гамму

                             картины: зеленые поля, синяя молния и белый пламень.

                             Второй означает одновременно два признака: «летящий» и «легкий».

4 строфа              «Вихрем пыль летит с полей» (метафора, сближающая вихрь и пыль).

                             «Раскаты сердитей и смелей» (эпитет-олицетворение).

5 строфа             «Исподлобья взглянуло (метафора уподобление живому существу).

(развязка)          «В сиянье потонула» существительное от глагола «сиять», несущего

                            множество смысловых оттенков: распространять свет, блеск,

                             торжество. Лучшего слова для финала борьбы найти нельзя.

Учитель: Какие чувства испытал поэт, наблюдая поединок в природе? (восторг, упоение, при созерцании стихии, восхищение ее мощью и красотой.

 Учитель: К каким же изобразительным средствам Тютчев прибегает чаще и почему? (к олицетворениям, метафорам, потому что его природа очеловечена, живая).
Учитель:  Каков же образ грозы Тютчева? Что хотел сказать поэт? (природа – это единство земли и небесных сфер. Это не застывшая, «прирученная», «одомашненная» красота, а грозная стихия с живой душой)

Учитель: давайте подведем итог, в чем состоит особенность изображения природы в лирике Тютчева.

Запись на доске (или слайде):

1.Тютчев изображает природу в переходный, промежуточный момент.

2.Природа изменчива, ей свойственны движение, быстрая смена событий и чувств.

3.Главные приемы в изображении природы: олицетворения, эпитеты, метафоры.

4. Природа в лирике поэта похожа на человека: способна действовать и чувствовать.

5. Природа насыщена красками, звуками, запахами.

Согласны ли вы с этими выводами,проверим, когда вы выразите свое мнение при работе с карточками.

Работа по карточкам.

Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева

1.

Тютчев изображает природу в _____________моменты и состояния.

2.

Природа у Тютчева _______ изменчива, ей _____свойственно движение, _______ смена событий и чувств.

3.

Главные приёмы поэта в изображении явлений природы _____________________________________________

4.

Природа в стихах Тютчева похожа на ____________________, потому что она способна ________________

5.

Природа в стихах Тютчева насыщена ____________________ ___________________


Учитель: Мы с вами провели большую исследовательскую работу, сделали выводы. Но верны ли они, необходимо проверить на практике. Сравним с результатами других исследований.
Для этого каждая группа вспомнила или подготовила другие стихи Тютчева о природе, известные нам из курса начальной школы и 5-го класса. Прочитайте подготовленные вами стихотворения, поясните, какой природу вы видите в каждом из них. Звучит чтение стихов «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», «Люблю грозу в начале мая» (или фрагменты стихотворений).
 

Сравнительный анализ

 Какой вы увидели природу, на что обратили внимание, какие средства художественной выразительности вы увидели (услышали) в этих стихотворениях? (ответы уч-ся).
Ученики читают пункты записей из таблички и подтверждают: всё так!
Учитель: Значит, мы можем сделать вывод
 (глядя на тему урока):
мы определили особенности лирики Ф.И.Тютчева, выполнили поставленные задачи урока

 Теперь обратимся к эпиграфу, прав ли И.С. Тургенев, говоря: «Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо, верно» (мнение уч-ся)

III. Заключение

1. Учитель: часто можно услышать слова: «У человека светлая душа» или «у ребёнка чистая душа», «он красив душою»…
— Скажите, а у природы есть душа? Способна ли она испытывать любовь и передавать её? (Конечно, да!)
Вот как сказал об этом Тютчев: 

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык! (Ф.И.Тютчев)
Зная об этом, помня об этом, мы должны беречь нашу природу, отвечая любовью на любовь!

2. Оценки (комментарий).

3. Домашнее задание:
— наизусть стихотворения «Неохотно и несмело…»;
— знать особенности лирики Тютчева;
— иллюстрации к стихотворению «Неохотно и несмело…» (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева, 10 класс

Уроки-исследования (2 часа) в 10 классе по лирике Ф.И. Тютчева. на авторство не претендую, брала изюминку из разработок коллег, монографий-исследований, сама добавила интереснейший материал Б.М. Козыр...

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Тема природы в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина).

Урок по теме «Тема природа в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина)» не только познакомит учащихся с фактами биографии и лирикой Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, с творчеством ко...

Язык природы в лирике Ф. И. Тютчева.

Конспект урока литературы в 6 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н.Урок обучения анализу лирического произведения по т...

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему "Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта"

Данный материал предназначен для учителей литературы. Урок входит в раздел "Из русской литературы 19 века"...