"Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе
«Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева»
Тема: Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева.
Цели урока:
1. Продолжить знакомство с лирикой Тютчева;
2. Помочь увидеть творческий почерк поэта Тютчева;
3. Совершенствовать умение работы со стихотворным текстом;
4. Пробудить интерес к поэзии; формировать навыки выразительного чтения.
5. Учить понимать значение конкретных деталей в изображении природы.
Форма урока: творческая лаборатория.
Вид работы: исследование поэтического текста.
Оборудование к уроку:
1. Портрет Ф.И.Тютчева,
3. Детские рисунки с пейзажами,
4. Аудиозапись стихотворения «Неохотно и несмело…» в исполнении актёра и чтеца 20-го века Виктора Балашова.
5. Тексты стихотворений Ф.Тютчева,
6. Толковый словарь С.И.Ожегова.
Эпиграф «Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо, верно»
(И.С.Тургенев)
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Давайте пожелаем успехов друг другу в нашей сегодняшней работе.
Слово учителя.
-В нашем мире все закономерно и последовательно. За минутой проходит минута, за часом - час, день, месяц, год, век… Многое забывается и исчезает, но поколения хранят и передают будущему самое ценное – творчество – литературные произведения, музыку, картины… Каждый творец ищет вдохновение, кто-то в дружбе, кто-то в любви, в одиночестве, но ни один из них не может остаться равнодушным к природе, к тому, что нас окружает.
Сказочный мир,
Удивительный край
Край тишины,
Там, где слышны
Голоса птичьих стай,
Радужный мир,
Он цветами одет:
Голубой небосвод,
Там есть много красот,
Там творит наш поэт.
Ребята, а можно ли без предварительно знакомства со стихотворением, прочитать его выразительно? (нет) Почему? (не успели вдуматься в смысл стихотворения, в его ритм)
Учитель: А что значит «выразительно читать стихи»? (ответы учащихся)
Учитель: Чем же нам предстоит заниматься сегодня? (учиться понимать стихотворение, слышать музыку стиха, делать логические ударения, соблюдать темп чтения, знать автора, его отношение к тому, о чем пишет)
Учитель: Внимательно прочитаем тему урока и проведём её понятийный анализ (определим значение каждого слова, входящего в её состав).
«Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева»(запись в тетрадь)
— Скажите, что будет предметом нашего исследования? (лирика Ф.Тютчева)
Учитель: А какие именно стихи Тютчева мы будем рассматривать, какова их тема? (стихи о природе).
Учитель: Что в стихах о природе нас будет интересовать? (особенности изображения природы).
— Что же обозначают слова «особенный» и «особенности»? Заглянем в словарь С.Ожегова. («Особенный — не такой, как все, не обыкновенный»; «Особенность — характерное, отличительное свойство чего-либо»).
Вопрос: Какова же цель нашего исследования? (Определить особенности стихотворений о природе, найти в них характерное, отличительное). То есть увидеть творческий почерк писателя.
2. Определение задач исследовательской работы и её порядок.
Учитель: Как определить творческий почерк поэта? Что нужно сделать?
1. Провести подробный анализ одного стихотворения, сделать первые выводы;
2. Сравнить полученные результаты с другими известными нам стихами Тютчева;
3. Сделать выводы об особенностях лирики Ф.И.Тютчева).
Ребята, посмотрите внимательно, у нас наметились задачи будущего исследования и порядок исследовательской работы.
Учитель: А теперь мы прослушаем текст стихотворения в исполнении талантливейшего чтеца и артиста прошлого века Виктора Балашова.
Аудиозапись стихотворения «Неохотно и несмело…» в исполнении В.Балашова.
Учитель: При первом знакомстве со стихотворением непросто понять его содержание, но можно почувствовать!
— что же вы почувствовали, когда слушали стихотворение Ф.И.Тютчева? Назовите свои чувства (ожидание, радость, ликование, восторг…).
Запомните ваши первые впечатления, посмотрим, подтвердят ли почувствованное вами результаты исследования.
А теперь послушаем стихотворение ещё раз и приступим к анализу (звучит повторное чтение стихотворения учителем).
Анализ стихотворения.
ТЕМА
Учитель: С чего же мы должны начать анализ лирического произведения? (с темы). Назовите тему стихотворения (природа). Это очень широкая тема, а более конкретно: о чём оно? (о грозе).
Учитель: Вспомните, какие чувства обычно вызывает гроза в жизни людей? (тревогу, страх, испуг).
Учитель: Да, в обычной жизни люди часто боятся грозы и грома, испытывают страх, поэтому и на нашем рисунке такие мрачные краски. И на слайде гроза тоже страшная, и на картине Саврасова тоже (картина на слайде).
Так ли в лирике Ф.И.Тютчева? Продолжим анализ.
СЮЖЕТ
Учитель: Следующий пункт анализа стихотворения — сюжет. Есть ли сюжет в стихотворении Тютчева? Какой? (есть и сюжет событий, и сюжет чувств; то есть и развитие действия, и развитие чувства).
КОМПОЗИЦИЯ
Учитель: Давайте посмотрим на композицию стихотворения и увидим в ней отражение этого развития. (Есть деление содержания на части: приближение грозы и сама гроза).
Вывод: в сюжете событий и чувств, в композиции стихотворения мы видим развитие. Обратите внимание, что Тютчев запечатлел переходный период в жизни природы: приближение и начало грозы.
РАЗМЕР И РИФМА
Учитель: что ещё мы должны отметить, говоря о композиции лирического произведения? (стихотворный размер и рифму).
Неохотно и несмело //- — //- — //- — //- -// (двусложный размер с ударением
Солнце смотрит на поля //- -// — -// — -// на первом слоге: //- -// хорей)
Чу, за тучей прогремело //- — //- — //- — //- -//
Принахмурилась земля) //- -// — -// — -//
Рифма: АБАБ (перекрёстная).
Учитель: Обратите внимание, иногда одно ударение в стопе может быть пропущено, это явление называется ПИРРИХИЕМ. Размер стихотворения - четырехстопный хорей –характерен для народной поэзии и часто передает смутно-тревожное настроение. Пропуск некоторых ударений в стопе делает стих замедленным. Как же мы будем читать это стихотворение? (таинственно, небыстро)
Учитель: обратим внимание на пунктуацию, поразмышляем о паузах. (ответы уч-ся: запятая после «Чу» дает понять, что здесь нужна большая пауза; многоточие во второй строфе требует понижения голоса и большей паузы, выражающей размышление и переход от небесного плана к земле; тире в третьей строфе обозначает резкую смену событий (большая пауза).
Учитель: А теперь соединим тревожную интонацию, замедленный темп, местами ускоряющийся, логически выделим ключевые слова и еще раз прочитаем стихотворение (фронтальное чтение, по строфам, повтор неудачно прочитанных строк).
Учитель: Всё, о чём мы говорили до сих пор, конечно, очень важно: и тема, и сюжет, и композиция, и даже размер и рифма — все они говорят об особенностях лирики поэта. Но чтобы определить его творческий почерк, что еще важно найти? (изобразительно-выразительные средства, при помощи которых и создаются образы, передаются чувства и настроение, свойственные данному поэту).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Учитель: Приступаем к самой интересной части анализа: изобразительно-выразительным средствам, которые использовал поэт для создания образа грозы, и посмотрим, какая она, гроза у Тютчева, то есть будем находить в тексте стихотворения конкретные детали, следить за их значением, определять творческий почерк поэта.
Работа в группах (анализ по строфам)
Учитель: работать с текстом будете самостоятельно в группах.
Задания каждой группе у вас на рабочих столах.
Учитель: А теперь посмотрим, что у вас получилось.
1 строфа (завязка):эпитеты «неохотно и несмело» показывают нерешительность перед
надвигающимися тучами;
«Принахмурилась земля» -глагол-олицетворение из фольклора,
напоминающей о смене настроение на лице человека.
2 строфа (зеленеющие нивы зеленее под грозой (двойное усиление цветового
образа);
3 строфа Глагол движения, борьбы («пробилась» (о струе молнии),
метафорическое сравнение не со стрелой, а со струей, которая не
пролетает мгновенно, а обрушивается.
«Пламень белый и летучий». Первый эпитет дополняет цветовую гамму
картины: зеленые поля, синяя молния и белый пламень.
Второй означает одновременно два признака: «летящий» и «легкий».
4 строфа «Вихрем пыль летит с полей» (метафора, сближающая вихрь и пыль).
«Раскаты сердитей и смелей» (эпитет-олицетворение).
5 строфа «Исподлобья взглянуло (метафора уподобление живому существу).
(развязка) «В сиянье потонула» существительное от глагола «сиять», несущего
множество смысловых оттенков: распространять свет, блеск,
торжество. Лучшего слова для финала борьбы найти нельзя.
Учитель: Какие чувства испытал поэт, наблюдая поединок в природе? (восторг, упоение, при созерцании стихии, восхищение ее мощью и красотой.
Учитель: К каким же изобразительным средствам Тютчев прибегает чаще и почему? (к олицетворениям, метафорам, потому что его природа очеловечена, живая).
Учитель: Каков же образ грозы Тютчева? Что хотел сказать поэт? (природа – это единство земли и небесных сфер. Это не застывшая, «прирученная», «одомашненная» красота, а грозная стихия с живой душой)
Учитель: давайте подведем итог, в чем состоит особенность изображения природы в лирике Тютчева.
Запись на доске (или слайде):
1.Тютчев изображает природу в переходный, промежуточный момент.
2.Природа изменчива, ей свойственны движение, быстрая смена событий и чувств.
3.Главные приемы в изображении природы: олицетворения, эпитеты, метафоры.
4. Природа в лирике поэта похожа на человека: способна действовать и чувствовать.
5. Природа насыщена красками, звуками, запахами.
Согласны ли вы с этими выводами,проверим, когда вы выразите свое мнение при работе с карточками.
Работа по карточкам.
Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева
1. | Тютчев изображает природу в _____________моменты и состояния. |
2. | Природа у Тютчева _______ изменчива, ей _____свойственно движение, _______ смена событий и чувств. |
3. | Главные приёмы поэта в изображении явлений природы _____________________________________________ |
4. | Природа в стихах Тютчева похожа на ____________________, потому что она способна ________________ |
5. | Природа в стихах Тютчева насыщена ____________________ ___________________ |
Учитель: Мы с вами провели большую исследовательскую работу, сделали выводы. Но верны ли они, необходимо проверить на практике. Сравним с результатами других исследований.
Для этого каждая группа вспомнила или подготовила другие стихи Тютчева о природе, известные нам из курса начальной школы и 5-го класса. Прочитайте подготовленные вами стихотворения, поясните, какой природу вы видите в каждом из них. Звучит чтение стихов «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», «Люблю грозу в начале мая» (или фрагменты стихотворений).
Сравнительный анализ
Какой вы увидели природу, на что обратили внимание, какие средства художественной выразительности вы увидели (услышали) в этих стихотворениях? (ответы уч-ся).
Ученики читают пункты записей из таблички и подтверждают: всё так!
Учитель: Значит, мы можем сделать вывод (глядя на тему урока):
мы определили особенности лирики Ф.И.Тютчева, выполнили поставленные задачи урока
Теперь обратимся к эпиграфу, прав ли И.С. Тургенев, говоря: «Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо, верно» (мнение уч-ся)
III. Заключение
1. Учитель: часто можно услышать слова: «У человека светлая душа» или «у ребёнка чистая душа», «он красив душою»…
— Скажите, а у природы есть душа? Способна ли она испытывать любовь и передавать её? (Конечно, да!)
Вот как сказал об этом Тютчев:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык! (Ф.И.Тютчев)
Зная об этом, помня об этом, мы должны беречь нашу природу, отвечая любовью на любовь!
2. Оценки (комментарий).
3. Домашнее задание:
— наизусть стихотворения «Неохотно и несмело…»;
— знать особенности лирики Тютчева;
— иллюстрации к стихотворению «Неохотно и несмело…» (по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева, 10 класс
Уроки-исследования (2 часа) в 10 классе по лирике Ф.И. Тютчева. на авторство не претендую, брала изюминку из разработок коллег, монографий-исследований, сама добавила интереснейший материал Б.М. Козыр...

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»
Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его лирике.Кто-то должен разбираться в сумятице повседневной жизни.Но кто-то ...
Тема природы в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина).
Урок по теме «Тема природа в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина)» не только познакомит учащихся с фактами биографии и лирикой Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, с творчеством ко...

Язык природы в лирике Ф. И. Тютчева.
Конспект урока литературы в 6 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н.Урок обучения анализу лирического произведения по т...
Мир природы в лирических произведениях. Лирика Ф.И. Тютчева
Знакомство с поэзией Ф.И. Тютчева....
Интегрированный урок литературы в 7-м классе на тему "Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева, в музыке Ф.Листа и в картинах И.И. Левитана" с использованием ИКТ
Интегрированный урок в 7 классе. Использование ИКТ активизирует детей....

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему "Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта"
Данный материал предназначен для учителей литературы. Урок входит в раздел "Из русской литературы 19 века"...
