Поэтика "Слова о полку Игореве". Идейно-художественное значение «Слова о полку Игореве»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
На уроке мы рассмотрим одно из наиболее значимых произведений древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Учащиеся познакомятся с идейно-художественным значением этого памятника, его жанровыми и стилистическими особенностями.
Основные темы урока: прославление единства Руси, осуждение междоусобных войн, патриотизм и призыв к объединению сил для защиты от внешних врагов. Мы обсудим поэтические приёмы, используемые в «Слове», такие как метафоры, сравнения, эпитеты, а также ритмическую организацию текста.
Цель урока — помочь учащимся понять глубину и многогранность «Слова о полку Игореве», а также его значение для русской культуры и литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор урока: Сомусева Наталья Николаевна
План-конспект урока по литературе для 9 класса
Тема:
Поэтика "Слова о полку Игореве". Идейно-художественное значение «Слова о полку Игореве»
Тип урока:
Урок изучения нового материала
Цель урока:
Формирование представления о поэтике и идейно-художественном значении «Слова о полку Игореве» как выдающегося памятника древнерусской литературы.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с особенностями поэтики «Слова о полку Игореве»;
- Раскрыть идейно-художественное значение произведения;
- Формировать умение анализировать художественный текст.
Развивающие:
- Развивать навыки анализа литературного произведения;
- Развивать умение высказывать и аргументировать своё мнение;
- Способствовать развитию критического мышления.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к культурному наследию;
- Формировать патриотические чувства.
Методы и приёмы урока:
- Объяснительно-иллюстративный;
- Эвристическая беседа;
- Работа с текстом;
- Групповая дискуссия;
- Самостоятельная работа;
- Рефлексия.
Формы контроля знаний:
- Фронтальный опрос;
- Устные ответы;
- Включение в дискуссию;
- Самостоятельное выполнение заданий;
- Итоговое обсуждение.
Ход занятия
1. Организационный момент (2 минуты)
- Приветствие, отметка присутствующих.
- Мотивация: «Сегодня мы познакомимся с уникальным памятником древнерусской литературы, который до сих пор волнует умы и сердца людей».
2. Актуализация знаний (5 минут)
- Вопросы классу:
- Что вы знаете о «Слове о полку Игореве»?
- Какие исторические события легли в основу произведения?
- Почему, по-вашему, древнерусская литература важна для нас сегодня?
- Краткое обсуждение, запись ответов на доске.
3. Постановка целей и задач урока (2 минуты)
- Сообщение темы и целей урока.
- Учитель: «Сегодня мы попробуем раскрыть, в чём заключается художественная сила и идейная глубина этого произведения».
4. Изучение нового материала (20 минут)
Краткая историческая справка (3 минуты)
- Учитель рассказывает о времени создания «Слова…», его авторе (или предполагаемых авторах), исторических предпосылках.
Особенности поэтики «Слова о полку Игореве» (7 минут)
- Учитель рассказывает:
- Язык произведения: образность, метафоричность, символика.
- Использование эпитетов, сравнений, аллегорий.
- Особенности композиции: обращение к прошлому, настоящее и будущее.
- Вопрос классу:
- Как вы понимаете выражение «золотое слово» Святослава?
- Почему автор использует образы природы?
- Работа с фрагментом текста: анализ художественных средств (раздать учащимся отрывки).
Идейно-художественное значение произведения (7 минут)
- Учитель:
- Главная идея — единство Руси, осуждение междоусобиц, патриотизм.
- Значение образа Игоря и его дружины.
- Вопрос классу:
- Почему автор осуждает княжеские распри?
- Какое место в произведении занимает тема Родины?
- Дискуссия: «Актуальны ли идеи «Слова…» сегодня?»
Групповая работа (3 минуты)
- Класс делится на 3-4 группы, каждая получает вопрос:
- Какие художественные средства вы заметили в отрывке?
- Какова роль природы в произведении?
- Как автор выражает своё отношение к героям?
- Краткое выступление представителей групп.
5. Самостоятельное выполнение типовых заданий (7 минут)
- Индивидуальная работа:
- Прочитайте отрывок и определите, какие художественные средства использует автор.
- Задание: Подчеркните эпитеты, сравнения, метафоры. Объясните их роль в тексте.
- Проверка: 2-3 ученика зачитывают свои ответы, коллективное обсуждение.
6. Итоги урока (2 минуты)
- Учитель: «Сегодня мы узнали, что «Слово о полку Игореве» — не только исторический памятник, но и произведение высокой поэтической силы, призыв к единству и любви к Родине».
- Вопрос: «Что нового вы узнали сегодня?»
7. Рефлексия (2 минуты)
- Ученики по кругу высказываются:
- «Мне было интересно узнать…»
- «Меня удивило…»
- «Я бы хотел(а) узнать больше о…»
Дополнительные задания
В классе (если останется время):
- Мини-дискуссия: «Можно ли считать «Слово о полку Игореве» актуальным произведением для современной России? Почему?»
Домашнее задание:
- Прочитать выбранный отрывок из «Слова о полку Игореве» и написать мини-сочинение (5-7 предложений) на тему: «Как автор выражает своё отношение к Родине?»
- Подготовить сообщение (по выбору):
- О художественных особенностях одного из образов произведения;
- О влиянии «Слова о полку Игореве» на русскую литературу.
Ожидаемые результаты
- Учащиеся смогут:
- Охарактеризовать основные черты поэтики «Слова о полку Игореве»;
- Объяснить идейно-художественное значение произведения;
- Анализировать художественные средства древнерусской литературы;
- Выражать и аргументировать своё мнение по теме урока.
Итоги урока
- Подведены итоги изучения поэтики и идейного содержания «Слова о полку Игореве»;
- Учащиеся получили опыт анализа древнерусского текста;
- Развиты навыки коллективной и самостоятельной работы.
Рефлексия
- Ученики оценивают свою работу на уроке, отмечают, что было понятно, а что вызвало затруднения.
- Учитель собирает обратную связь для корректировки дальнейшей работы.
Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС, с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»
Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...

Поэма "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской культуры. Художественные особенности "Слова", о таланте неизвестного создателя поэмы.
Данный конспект предполагает детальную работу с текстом поэмы, выявляет художественные особенности поэмы и многое другое....

Поэма "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской культуры. Художественные особенности "Слова", о таланте неизвестного создателя поэмы.
Данный конспект предполагает детальную работу с текстом поэмы, выявляет художественные особенности поэмы и многое другое....

Урок № 1. Историческая основа «Слова о полку Игореве». Русь времен «Слова о полку Игореве».
Коспект урока....

Конспект урока в 9 классе "ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». ЗНАЧЕНИЕ «СЛОВА…» ДЛЯ РУССКОГО ИСКУССТВА"
Урок посвящен художественным особенностям "Слова о полку игореве", значению "Слова..." для русского языка....
