Поэтика "Слова о полку Игореве". Идейно-художественное значение «Слова о полку Игореве»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

На уроке мы рассмотрим одно из наиболее значимых произведений древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Учащиеся познакомятся с идейно-художественным значением этого памятника, его жанровыми и стилистическими особенностями.

Основные темы урока: прославление единства Руси, осуждение междоусобных войн, патриотизм и призыв к объединению сил для защиты от внешних врагов. Мы обсудим поэтические приёмы, используемые в «Слове», такие как метафоры, сравнения, эпитеты, а также ритмическую организацию текста.

Цель урока — помочь учащимся понять глубину и многогранность «Слова о полку Игореве», а также его значение для русской культуры и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор урока: Сомусева Наталья Николаевна

План-конспект урока по литературе для 9 класса

Тема:

Поэтика "Слова о полку Игореве". Идейно-художественное значение «Слова о полку Игореве»

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Цель урока:

Формирование представления о поэтике и идейно-художественном значении «Слова о полку Игореве» как выдающегося памятника древнерусской литературы.


Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с особенностями поэтики «Слова о полку Игореве»;
  • Раскрыть идейно-художественное значение произведения;
  • Формировать умение анализировать художественный текст.

Развивающие:

  • Развивать навыки анализа литературного произведения;
  • Развивать умение высказывать и аргументировать своё мнение;
  • Способствовать развитию критического мышления.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к культурному наследию;
  • Формировать патриотические чувства.

Методы и приёмы урока:

  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Эвристическая беседа;
  • Работа с текстом;
  • Групповая дискуссия;
  • Самостоятельная работа;
  • Рефлексия.

Формы контроля знаний:

  • Фронтальный опрос;
  • Устные ответы;
  • Включение в дискуссию;
  • Самостоятельное выполнение заданий;
  • Итоговое обсуждение.

Ход занятия

1. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие, отметка присутствующих.
  • Мотивация: «Сегодня мы познакомимся с уникальным памятником древнерусской литературы, который до сих пор волнует умы и сердца людей».

2. Актуализация знаний (5 минут)

  • Вопросы классу:
  • Что вы знаете о «Слове о полку Игореве»?
  • Какие исторические события легли в основу произведения?
  • Почему, по-вашему, древнерусская литература важна для нас сегодня?
  • Краткое обсуждение, запись ответов на доске.

3. Постановка целей и задач урока (2 минуты)

  • Сообщение темы и целей урока.
  • Учитель: «Сегодня мы попробуем раскрыть, в чём заключается художественная сила и идейная глубина этого произведения».

4. Изучение нового материала (20 минут)

Краткая историческая справка (3 минуты)

  • Учитель рассказывает о времени создания «Слова…», его авторе (или предполагаемых авторах), исторических предпосылках.

Особенности поэтики «Слова о полку Игореве» (7 минут)

  • Учитель рассказывает:
  • Язык произведения: образность, метафоричность, символика.
  • Использование эпитетов, сравнений, аллегорий.
  • Особенности композиции: обращение к прошлому, настоящее и будущее.
  • Вопрос классу:
  • Как вы понимаете выражение «золотое слово» Святослава?
  • Почему автор использует образы природы?
  • Работа с фрагментом текста: анализ художественных средств (раздать учащимся отрывки).

Идейно-художественное значение произведения (7 минут)

  • Учитель:
  • Главная идея — единство Руси, осуждение междоусобиц, патриотизм.
  • Значение образа Игоря и его дружины.
  • Вопрос классу:
  • Почему автор осуждает княжеские распри?
  • Какое место в произведении занимает тема Родины?
  • Дискуссия: «Актуальны ли идеи «Слова…» сегодня?»

Групповая работа (3 минуты)

  • Класс делится на 3-4 группы, каждая получает вопрос:
  • Какие художественные средства вы заметили в отрывке?
  • Какова роль природы в произведении?
  • Как автор выражает своё отношение к героям?
  • Краткое выступление представителей групп.

5. Самостоятельное выполнение типовых заданий (7 минут)

  • Индивидуальная работа:
  • Прочитайте отрывок и определите, какие художественные средства использует автор.
  • Задание: Подчеркните эпитеты, сравнения, метафоры. Объясните их роль в тексте.
  • Проверка: 2-3 ученика зачитывают свои ответы, коллективное обсуждение.

6. Итоги урока (2 минуты)

  • Учитель: «Сегодня мы узнали, что «Слово о полку Игореве» — не только исторический памятник, но и произведение высокой поэтической силы, призыв к единству и любви к Родине».
  • Вопрос: «Что нового вы узнали сегодня?»

7. Рефлексия (2 минуты)

  • Ученики по кругу высказываются:
  • «Мне было интересно узнать…»
  • «Меня удивило…»
  • «Я бы хотел(а) узнать больше о…»

Дополнительные задания

В классе (если останется время):

  • Мини-дискуссия: «Можно ли считать «Слово о полку Игореве» актуальным произведением для современной России? Почему?»

Домашнее задание:

  1. Прочитать выбранный отрывок из «Слова о полку Игореве» и написать мини-сочинение (5-7 предложений) на тему: «Как автор выражает своё отношение к Родине?»
  2. Подготовить сообщение (по выбору):
  • О художественных особенностях одного из образов произведения;
  • О влиянии «Слова о полку Игореве» на русскую литературу.

Ожидаемые результаты

  • Учащиеся смогут:
  • Охарактеризовать основные черты поэтики «Слова о полку Игореве»;
  • Объяснить идейно-художественное значение произведения;
  • Анализировать художественные средства древнерусской литературы;
  • Выражать и аргументировать своё мнение по теме урока.

Итоги урока

  • Подведены итоги изучения поэтики и идейного содержания «Слова о полку Игореве»;
  • Учащиеся получили опыт анализа древнерусского текста;
  • Развиты навыки коллективной и самостоятельной работы.

Рефлексия

  • Ученики оценивают свою работу на уроке, отмечают, что было понятно, а что вызвало затруднения.
  • Учитель собирает обратную связь для корректировки дальнейшей работы.

Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС, с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Поэма "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской культуры. Художественные особенности "Слова", о таланте неизвестного создателя поэмы.

Данный конспект предполагает детальную работу с текстом поэмы, выявляет художественные особенности поэмы и многое другое....

Поэма "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской культуры. Художественные особенности "Слова", о таланте неизвестного создателя поэмы.

Данный конспект предполагает детальную работу с текстом поэмы, выявляет художественные особенности поэмы и многое другое....

Конспект урока в 9 классе "ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». ЗНАЧЕНИЕ «СЛОВА…» ДЛЯ РУССКОГО ИСКУССТВА"

Урок посвящен художественным особенностям "Слова о полку игореве", значению "Слова..." для русского языка....