Л.Н. Толстой "Кавказский пленник" (презентация)
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Насурова Ление Викторовна

Презентация к уроку "Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика образов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kavkazskiy_plennik.pptx572.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Костылин . Сравнительная характеристика образов

Слайд 2

Эпиграф к уроку: Сам погибай, а товарища выручай. Пословица

Слайд 4

Костылин Жилин Добрый (думает о матери, жалеет ее) Надеется на себя, обдумывает побег Деятельный человек Сумел прижиться в ауле Работящий, не может сидеть без дела, мастер Всем помогает, даже своим врагам – татарам Ему интересны другие люди, любит детей Великодушный Слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери Способен на предательство Раскис, упал духом Не принимает других людей

Слайд 5

Вывод: Жилин, в отличие от Костылина , деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели — освобождению. Костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации. Интересно понаблюдать, какими глаголами действия сопровождает писатель жизнь Жилина в ауле — «рукодельничает», «высматривает», «ходит», и Костылина — «пишет», «ждет», «скучает», «спит».

Слайд 6

Жилин Костылин мать дети горцы Дина Костылин мать дети горцы Дина Жилин Благородство Нежность забота Доброта Великодушие любовь Дружелюбие Уважение Мастерство Внимательность Забота Нежность благородство Великодушие Прощение сострадание Эгоизм иждивенчество равнодушие Лень неуважение равнодушие Предательство иждивенчество Работа в группах . Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Слайд 7

О «говорящих» фамилиях героев. От каких слов образованы фамилии героев? Жила — сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный — сильный, упругий; Костыль — палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или « подкостыливает » — плетется помаленьку.

Слайд 8

Задние: Какие пословицы применимы к содержанию прочитанного? Ответ: 1. Нет друга — ищи, а нашел — береги. 2. Друга на деньги не купишь. 3. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. 4. Иноходец в пути не товарищ. 5. Двум шпагам в одних ножнах не ужиться. (Лишняя пословица) 6. Береги честь смолоду, а кафтан снову . 7. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть. 8. Распутья бояться, так и в путь не ходить.

Слайд 9

Рефлексия. 1. Чему учит рассказ? 2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой ? 3. Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

Слайд 10

Предлагаемые темы: • Друзья и враги главного героя. • Жилин и Костылин : разные судьбы. Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному произведению Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (сочинение должно быть с элементами рассуждения).