Формирование активной гражданской позиции и ответственности за будущее России на уроках русского языка, литературы и во внеурочных мероприятиях
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Смирнова Марина Юрьевна

Формирование активной гражданской позиции и ответственности за будущее России - это комплексная задача, требующая системного подхода. Именно на уроках русского языка и литературы мы учимся грамотно выражать свои мысли и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Уроки литературы помогают сопереживать положительным и отрицательным героям, анализировать их поступки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование активной гражданской позиции и ответственности за будущее России на уроках русского языка, литературы и во внеурочных мероприятиях

     

Смирнова Марина Юрьевна -

учитель русского языка и литературы

МОУ «Дороховская СОШ» г.Бежецк-5 Тверская область;

высшая квалификационная категория

Не зная прошлого, невозможно понять

 подлинный смысл настоящего и цели будущего.
Максим Горький

Введение

Современное общество предъявляет высокие требования к личности, способной не только адаптироваться к быстро меняющимся условиям, но и активно участвовать в жизни страны, нести ответственность за её будущее. Формирование активной гражданской позиции и чувства ответственности за судьбу России – одна из ключевых задач современной школы.

          Наш мир, динамичный и полный вызовов, ставит перед каждым человеком, а особенно перед молодым поколением, сложные вопросы. Вопросы о будущем, о месте в обществе, о личной ответственности за происходящее вокруг. В этих условиях формирование активной гражданской позиции и осознанного отношения к судьбе своей страны становится не просто важной задачей, а насущной необходимостью. Именно школа, как важнейший институт социализации, играет ключевую роль в воспитании гражданина, способного критически мыслить, принимать взвешенные решения и активно участвовать в жизни общества.

В этом процессе уроки русского языка и литературы, а также внеурочная деятельность играют особую роль. Ведь именно на уроках русского языка мы учимся грамотно выражать свои мысли, аргументированно отстаивать свою точку зрения, понимать и уважать чужое мнение. Литература же, как зеркало человеческой души и истории, позволяет нам сопереживать героям, анализировать их поступки, видеть последствия их решений и, как следствие, формировать собственную систему ценностей.

Внеурочные мероприятия, в свою очередь, предоставляют площадку для практического применения полученных знаний, для участия в общественно полезной деятельности, для развития лидерских качеств и чувства коллективной ответственности.

Таким образом, формирование активной гражданской позиции и ответственности за будущее России – это комплексная задача, требующая системного подхода и активного участия каждого учителя. Использование потенциала русского языка, литературы и внеурочной деятельности позволяет не только передать знания, но и воспитать поколение, готовое строить сильную и процветающую Россию.

Русский язык и литература как инструменты формирования гражданственности

Русский язык – это не просто средство коммуникации, это основа национальной идентичности, хранитель культурного кода и исторической памяти. На уроках русского языка мы изучаем не только грамматику и орфографию, но и учимся выражать свои мысли чётко, аргументированно и убедительно. Мы анализируем тексты, учимся критическому мышлению, распознаем манипуляции и формируем собственное мнение.

Литература, в свою очередь, открывает перед нами мир человеческих чувств, переживаний и поступков. Классические произведения русской литературы поднимают вечные вопросы морали, справедливости, долга и ответственности перед обществом. Читая и анализируя произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова и других великих писателей, мы сопереживаем героям, размышляем над их выбором и учимся понимать сложность человеческой природы.

Конкретные примеры использования уроков русского языка и литературы для формирования гражданской позиции:

  • Анализ текстов публицистического стиля: изучение статей, эссе, речей известных общественных деятелей позволяет ученикам анализировать различные точки зрения на актуальные проблемы, формировать собственное мнение и учиться аргументированно его отстаивать.
  • Написание сочинений-рассуждений на социально значимые темы и участие в Акциях: такие как «Письмо Солдату», «Письмо участнику СВО», "Что значит быть патриотом?", "Моя роль в будущем России", "Мой выбор профессии - мой выбор будущего", стимулируют учеников к размышлениям о своей роли в обществе и формируют чувство ответственности за будущее страны.
  • Проведение дебатов и дискуссий, просмотр кинофильмов, спектаклей: обсуждение актуальных проблем, связанных с историей, культурой и современным развитием России, позволяет ученикам развивать навыки критического мышления, аргументации и уважительного отношения к чужому мнению.
  • Изучение биографий выдающихся личностей: знакомство с жизнью и деятельностью людей, внёсших значительный вклад в развитие России, вдохновляет учеников на собственные достижения и формирует чувство гордости за свою страну.
  • Работа с текстами, посвящёнными Великой Отечественной войне: изучение писем с фронта, воспоминаний ветеранов, художественных произведений о войне позволяет ученикам осознать цену мира и свободы, формирует чувство патриотизма и уважения к подвигу предков.

Внеурочная деятельность как продолжение формирования гражданственности

Внеурочная деятельность предоставляет широкие возможности для развития активной гражданской позиции и ответственности за будущее России.

  • Волонтёрские проекты: Участие в благотворительных акциях «Покормите птиц зимой», «Добрые крышечки», «Сдай макулатуру», «Подари книгу (библиотеке, другу, подруге..), помощь ветеранам и нуждающимся, уборка территорий и другие социально значимые проекты формируют чувство сопричастности к проблемам общества и учат заботиться о других.
  • Краеведческие исследования: Изучение истории и культуры родного края,  посещение музеев и исторических мест формируют чувство любви к своей малой родине и уважение к её истории.
  • Участие в конкурсах и олимпиадах: Участие в конкурсах сочинений, эссе, исследовательских работ на социально значимые темы стимулирует учеников к углублённому изучению проблем общества и поиску путей их решения.
  • Организация и проведение тематических мероприятий: Проведение Дней памяти, празднование Дня Победы, Дня России, организация концертов и выставок, посвящённых истории и культуре России, формируют чувство патриотизма и гордости за свою страну.
  • Работа в школьных СМИ: Участие в создании школьной газеты, радио или телевидения позволяет ученикам развивать навыки журналистики, критического мышления и ответственности за распространяемую информацию.

Результаты в Приложении 1.

Заключение

Формирование активной гражданской позиции и ответственности за будущее России – это сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода. Уроки русского языка и литературы, а также внеурочная деятельность, являются мощными инструментами в руках педагога, позволяющими не только передавать знания, но и формировать ценностные ориентиры, развивать критическое мышление и воспитывать чувство ответственности за судьбу своей страны.

Важно понимать, что формирование гражданственности – это не просто заучивание исторических фактов или декларирование патриотических лозунгов. Это, прежде всего, воспитание в учениках способности к самостоятельному мышлению, умения анализировать информацию, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. Это формирование активной жизненной позиции, готовности участвовать в общественной жизни и вносить свой вклад в развитие страны.

Для достижения этой цели необходимо использовать разнообразные методы и приёмы обучения, стимулирующие познавательную активность учеников. Важно создавать на уроках атмосферу доверия и сотрудничества, где каждый ученик может свободно выражать своё мнение, не боясь критики или осуждения. Необходимо поощрять инициативу и самостоятельность учеников, давать им возможность участвовать в проектной деятельности, проводить исследования и представлять свои результаты.

Особое внимание следует уделять работе с современными информационными технологиями. Интернет и социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современных школьников, и важно научить их критически оценивать информацию, получаемую из этих источников, распознавать фейки и манипуляции, и использовать интернет для получения знаний и участия в общественной жизни.

Не менее важным является взаимодействие школы с семьёй и обществом. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, поддерживать инициативы школы и помогать своим детям формировать активную гражданскую позицию. Необходимо привлекать к участию в внеурочной деятельности представителей общественных организаций, ветеранов, деятелей культуры и искусства, чтобы ученики могли получить знания и опыт из первых рук.

В конечном итоге, цель нашей работы – воспитать поколение граждан, которые любят свою страну, гордятся её историей и культурой, готовы трудиться на благо и нести ответственность за будущее России. Необходимо воспитать поколение, способное к критическому мышлению, самостоятельному принятию решений и активному участию в общественной жизни; поколение, которое будет строить сильную, процветающую и справедливую Россию. И уроки русского языка и литературы, а также внеурочная деятельность, должны стать надёжным фундаментом для формирования этих качеств. Только тогда мы сможем с уверенностью смотреть в будущее нашей страны.

Приложение 1
Результаты за период  2021-2022 учебный год:

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Уровень

Результат

1

Всероссийский конкурс сочинений: «Одна из самых больших удач в жизни человека - счастливое детство»

ноябрь

ВсУ

Сертификаты

участника -5 чел

2

Акция «Открытка для мамы»

ноябрь

ШУ

3

ВКС «Без срока давности»

январь

ВсУ

Сертификаты участника - 3чел

4

ВКС «Мы с тобой наследники Победы!» («Пионерская правда»)

январь

ВсУ

Лауреат 3 место

5

«Зарница»: Смотр строя и песни, «Полоса препятствий»

февраль

ШУ

1 место

6

Фестиваль детской творческой мыли, приуроченной к Международному Дню культуры 15 апреля 2022 года «Человек, будь человечнее!»

март

МеждУ

Диплом

2 степени

7

Наша память - наша гордость!

апрель

МунУ

участие

8

Конкурс рисунков к произведениям о войне

апрель

ВсУ

Диплом 1 место

9

Герои Великой Победы

апрель

ВсУ

Диплом 1 степени

10

Акция «Рисуем Победу-2022»

май

ВсУ

Сертификаты участника

11

Акции:«Письмо солдату», «Детям Донбасса»

май

ШУ

Распространение педагогического опыта

1

Видеовыступление на региональной педагогической научно-практической конференции «Историко-культурное наследие Тверской земли: традиции, исследования и образовательная практика»

декабрь

РегУ

Сертификат

2

Выступление на конференции Круглый стол «Русский язык как средство межнационального мира и согласия»

февраль

МеждУ

Сертификат участника

2022-2023 учебный год:

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Уровень

Результат

1

Акция «Окна Мира»

сентябрь

ШУ

Диплом

3 место

2

Конкурс сочинений «Огонь - наш друг и враг»

Сентябрь-октябрь

ШУ

Победители - 3 чел      Участники - 5 чел

3

Акция «Письма добра солдатам» (СВО)

Октябрь

ШУ - РегУ

4

Конкурс сочинений «История моей семьи»

ноябрь

МунУ

Призёр -

1 чел

5

Конкурс рисунков «С любовью к нашим мамам»

ноябрь

РегУ

Призёр -

1 чел

6

Конкурс сочинений «Как защитить природу от пожаров»

ноябрь

РегУ

участие

7

Конкурс видеороликов к Дню Матери

ноябрь

ШУ

Диплом

2 место

8

Литературный конкурс творчества детей и подростков Тверской области «О бабушке с любовью»

ноябрь

РегУ

Лауреат

3 степени  -

1 чел

9

Акция «Блокадная ласточка»

январь

ШУ

10

Всероссийский конкурс сочинений «Человек доброй воли»

февраль

ВсУ

Диплом 2 место

11

Всероссийский конкурс детского творчества «Пожарная безопасность»

февраль

ВсУ

Диплом 1 место -2 чел;   Диплом2 место - 1 чел            Диплом 3 место - 1 чел

12

«Зарница»: Смотр строя и песни, «Полоса препятствий»

февраль

ШУ

13

Акция «Письмо солдату» (СВО)

февраль

ШУ-РегУ

14

Межмуниципальный конкурс литературного творчества «Наша Победа»

апрель

МежМунУ

Диплом

2 место - 1 чел

15

Акция «Окна Победы»

май

ШУ

16

Экскурсия в г.Ржев к Монументу Советскому Солдату (победители конкурса)

май

Распространение педагогического опыта

1

Акция «Книга для будущего учителя»

март

ВсУ

Диплом призёра

3 место

2

Межмуниципальный конкурс литературного творчества «Наша Победа» (методическая разработка)

апрель

МежМунУ

Диплом

Гран-при

3

Выступление на форуме «Наша Победа»

май

МежМунУ

Благодарст-венное письмо законодатель-ного собрания

2023-2024 уч.год

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Уровень

Результат

1

Акция «Спасибо Учителю»

октябрь

ШУ - РегУ

Участники -

7 кл - 10 чел

2

Муниципальный конкурс творческих работ «Нашим мамам посвящается», приуроченный к празднованию Дня Матери - 2023.

ноябрь

МунУ

Победитель -

1 чел

3

XI епархиальный детско-юношеский творческий смотр-конкурс «Открывая Божий мир»

декабрь

МунУ

Диплом

3 место - 1 чел

4

Федеральный проект «Внуки по переписке»

декабрь

ФедУ

Участники -

8 кл - 8 чел

5

Международный конкурс «Классная тема!» (о педагогах и наставниках, о школьной жизни)

декабрь

МеждУ

Диплом Победителя

 1 место -  чел

6

Всероссийский конкурс имени В.Ланового «Пробуждая сердца» (конкурс стихотворений о войне)

январь

ВсУ

участие

7

ВКС «Без срока давности-2023/2024»

январь

МунУ

участие

8

Акция «Письмо солдату» (СВО)

февраль

ШУ

Участие -

10 чел

9

«Зарница»: Смотр строя и песни, «Полоса препятствий»

февраль

ШУ

2 место

10

Межрегиональный конкурс творческих работ к 100-летию со дня рождения В.П.Астафьева

март-апрель

МежРегУ

Диплом Победителя

11

Первые муниципальные краеведческие Постниковские чтения «С чего начинается Родина?»

апрель

МунУ

Диплом Победителя - 4 чел

12

Региональный конкурс научно-исследовательских работ памяти Ины Константиновой «Чтобы память жила»

май

РегУ

участие

13

Региональный конкурс презентаций «Фотолента - Память живёт в поколениях»

май

РегУ

участие

14

Региональный патриотический фестиваль «Бессмертный полк моей семьи»

май

РегУ

Победитель гран-при -

2 чел

15

Акция «Рисуем Победу-2024»

май

ВсУ

Участие - 2 чел

16

Акция «Письмо солдату» (СВО)

май

ШУ

17

Экскурсия в г.Ржев к монументу Советскому Солдату (победители конкурса)

май

18

Всероссийский конкурс творческих работ «Памяти героев верны!» (посвящённый участникам СВО)

май

ВсУ

Сертификат участника

Распространение педагогического опыта

1

Доклад на секцию Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности в рамках Международного педагогического конгресса «Наследие К.Д.Ушинского и современное образование»

ноябрь

МеждУ

2

Методическая разработка на Всероссийскую патриотическую Акцию «Рисуем Победу-2024», посвященную славному ратному и гражданскому подвигу поколения победителей.

май

ВсУ

Участие

2024-2025 учебный год

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Уровень

Результат

1

XI епархиальный детско-юношеский творческий смотр-конкурс «Открывая Божий мир»

Сентябрь-ноябрь

МунУ

Диплом

1 место - 3 чел

2

Муниципальный конкурс творческих работ «Нашим мамам посвящается», приуроченный к празднованию Дня Матери - 2024.

ноябрь

МунУ

Победитель -

1 чел

3

Всероссийский детский творческий конкурс «Спасибо, мама, за тепло и доброту!»

ноябрь

ВсУ

Диплом

1 место - 1 чел

4

Экскурсия в музей ИК-6 г.Бежецк в рамках мероприятий правовой помощи детям.

ноябрь

МунУ

5

Акция «Новогоднее Письмо солдату» (СВО)

февраль

ШУ

Участие - 11 чел

6

Всероссийский профориентационный конкурс «Мой выбор профессии- мой выбор будущего»

декабрь

ВсУ

Диплом

1 место- 1 чел

7

ВКС среди школьников «Человек стальной воли», посвящённый 120-летию выдающегося советского писателя Николая Алексеевича Островского.

сентябрь-декабрь

ФедУ

участие

8

VI Всероссийский детско-юношеский литературный конкурс «Юный журналист.2024»

декабрь

ВсУ

Диплом Победителя - 3 чел

Диплом 3 место - 2 чел

9

Региональный патриотический проект «Великий подвиг Великого народа», посвящённый 80-годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне»

февраль

РегУ

Диплом Победителя гран-при -

4 чел

10

«Зарница»: Смотр строя и песни, «Полоса препятствий»

февраль

ШУ

11

Конкурс «Вестник добра»

апрель

МунУ

Диплом призёра - 1 чел

15

Акция «Рисуем Победу-2025»

май

ВсУ

Участие - 1 чел

16

Экскурсия в г.Москва (Кубинка) в Музейно-храмовый комплекс ВС РФ.  (победители конкурса)

май

РегУ

8 чел от школы

Распространение педагогического опыта

1

Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

ноябрь

ВсУ

Диплом

1 место

2

Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

ноябрь

ВсУ

Диплом

1 место

3

Участие в конференции Zoom: кругый стол к Международному Юню толерантности «Как научить подростков принимать себя и уважать различия у других: опыт педагогов и родителей из стран Восточной Европы и Центральной Азии»

ноябрь

МеждУ

Сертификат

4

Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

декабрь

ВсУ

Диплом

2 место

5

Всероссийский научно-методический практикум по актуальным вопросам профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

декабрь

ВсУ

Сертификат

6

Стратегическая сессия «Основные тенденции и направления работы классных руководителей» на тему «Формирование ценностных компетенций у обучающихся»

апрель

МунУ

Сертификат; Справка о публичной презентации педагогичес-кому сообществу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»

Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...

Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.

Доклад по теме: "Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время"....

Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА. ТВОРЧЕСКИЙ  ОТЧЕТ  ЩЕРБАК Е.В. Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы...

Инновационные формы и методы, используемые на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения, которые носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования....

Инновационные технологии в работе по нравственному воспитанию учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Компетентностный подход, который  предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе,- основа инновационного процесса....

Статья" Проектная деятельность как технология в формировании личности современного петербургского школьника на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время»

Проект «И мы сохраним тебя русская речь…» предполагает через последовательное и углубленное изучение национальной культуры слова воспитать не просто носителя русского языка, но обра...

"Формирование любви и бережного отношения к родному краю на уроках русского языка, литературы и через внеурочную деятельность"

В своей презентации на тему «Формирование любви и бережного отношения к родному краю на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности» я представляю опыт работы над методи...