Формирование функциональной грамотности на уроках литературы в 5 классе
учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Компоненты функциональной грамотности, приёмы формирования читательской грамотности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности
на уроках литературы в 5 классе
Введение
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) одним из ключевых планируемых результатов образования является формирование функциональной грамотности школьников. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Уроки литературы в 5 классе обладают уникальным потенциалом для развития этих компетенций. В этом возрасте учащиеся активно познают мир, формируют систему ценностей, и литература становится для них не просто предметом изучения, а инструментом понимания себя и окружающих. Цель данного доклада – раскрыть эффективные методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературы в 5 классе. Многие из них нам знакомы по технологии развития критического мышления.
1. Компоненты функциональной грамотности на уроках литературы
Работу по формированию функциональной грамотности на уроках литературы можно структурировать по следующим направлениям:
· Читательская грамотность: Способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей.
· Коммуникативная грамотность: Умение ясно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, вести диалог, работать в группе.
· Креативное мышление: Способность к созданию нового продукта (текста, идеи, интерпретации) на основе прочитанного.
· Глобальные компетенции: Понимание общечеловеческих ценностей, способность к сопереживанию (эмпатия), осознание себя частью общества через анализ поступков героев.
2. Практические методы и приёмы формирования функциональной грамотности
2.1. Развитие читательской грамотности:
· Приём «Чтение с остановками»: При изучении рассказа, например, Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», учитель останавливает чтение на ключевом моменте (например, после пленения Жилина) и задаёт вопросы: «Что вы чувствуете?», «Как бы вы поступили на месте героя?», «Что, по-вашему, произойдёт дальше?». Это учит прогнозировать, анализировать и эмоционально включаться в текст.
· Составление «Дневника читателя»: Ученик ведёт тетрадь, где записывает имена героев, их характеристики, непонятные слова, главную мысль произведения, свои вопросы к автору. Это формирует навык работы с информацией.
· Создание «облака тегов»: После прочтения произведения (например, сказки) ученики коллективно выделяют ключевые слова, характеризующие текст (чудеса, дружба, смекалка, жадность, царь, Иванушка). Это развивает умение выделять главное.
2.2. Развитие коммуникативной грамотности:
· Литературные дискуссии: Темами для обсуждения могут стать качества характера или действия героев. Например, «Что помогло Васютке выжить в лесу?» (по рассказу М. Горького «Данко»). Ученики учатся формулировать и отстаивать своё мнение, уважать чужую точку зрения.
· Театрализация и инсценировка: Разыгрывание сцен из басен И.А. Крылова или «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя. Этот приём требует от детей договориться, распределить роли, понять мотивацию персонажа и донести её до зрителя.
· Проектная деятельность в группах: Создание презентации «Образ главного героя в русских сказках», создание буктрейлера (небольшого ролика-анонса к книге). Это учит командной работе и презентации результатов.
2.3. Развитие креативного мышления:
· «Напиши письмо герою»: Ученики пишут письмо персонажу (например, Герасиму из «Му-му» И.С. Тургенева), выражая ему поддержку или задавая вопросы. Это глубокое погружение в эмоциональный мир произведения.
· Придумать альтернативную концовку: Как могла бы сложиться жизнь, если бы герой поступил иначе? (Например, если бы Руслан не отправился на поиски Людмилы).
· Создание комикса или по ключевым событиям повести.
2.4. Развитие глобальных компетенций:
· Сравнительный анализ: Сравнить героев из разных культур (например, герой русской сказки и герой бурятской сказки). Что общего? В чём различия? Это воспитывает толерантность и понимание многообразия мира.
· Обсуждение вечных тем: Добро и зло (в сказках), дружба и предательство (в рассказах о детях), отношение к природе (в лирике Ф.И. Тютчева, А.А. Фета). Это помогает сформировать собственную ценностную систему.
Заключение
Формирование функциональной грамотности на уроках литературы в 5 классе – это не отдельный набор упражнений, а интегрированный подход к преподаванию. Переход от простого пересказа сюжета к анализу, интерпретации и применению знаний в жизненных ситуациях делает уроки литературы современными, интересными и максимально полезными для личностного роста ученика. Учитель выступает в роли навигатора, который направляет мысль детей, создаёт условия для диалога и помогает увидеть в классической литературе актуальный и практический смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...

«Формирование функциональной грамотности на уроках литературы как новая парадигма образовательного процесса»
Выступление на педсовете...

Формирование функциональной грамотности на уроках литературы
Формирование функциональной грамотности на уроках литературы...

Презентация "Пути формирования функциональной грамотности на уроках литературы и обществознания"
Мастер-класс...

Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".
Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...

Формирование функциональной грамотности на уроках геометрии 8 класс
Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим...

Формирование функциональной грамотности на уроках литературы.
На уроках русского языка и литературы я использую различные методы и приёмы, которые способствуют развитию творческой активности, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отста...