Формирование функциональной грамотности на уроках литературы в 5 классе
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Компоненты функциональной грамотности, приёмы формирования читательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности

на уроках литературы в 5 классе

Введение

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) одним из ключевых планируемых результатов образования является формирование функциональной грамотности школьников. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Уроки литературы в 5 классе обладают уникальным потенциалом для развития этих компетенций. В этом возрасте учащиеся активно познают мир, формируют систему ценностей, и литература становится для них не просто предметом изучения, а инструментом понимания себя и окружающих. Цель данного доклада – раскрыть эффективные методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературы в 5 классе. Многие из них нам знакомы по технологии развития критического мышления.

1. Компоненты функциональной грамотности на уроках литературы

Работу по формированию функциональной грамотности на уроках литературы можно структурировать по следующим направлениям:

· Читательская грамотность: Способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей.

· Коммуникативная грамотность: Умение ясно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, вести диалог, работать в группе.

· Креативное мышление: Способность к созданию нового продукта (текста, идеи, интерпретации) на основе прочитанного.

· Глобальные компетенции: Понимание общечеловеческих ценностей, способность к сопереживанию (эмпатия), осознание себя частью общества через анализ поступков героев.

2. Практические методы и приёмы формирования функциональной грамотности

2.1. Развитие читательской грамотности:

· Приём «Чтение с остановками»: При изучении рассказа, например, Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», учитель останавливает чтение на ключевом моменте (например, после пленения Жилина) и задаёт вопросы: «Что вы чувствуете?», «Как бы вы поступили на месте героя?», «Что, по-вашему, произойдёт дальше?». Это учит прогнозировать, анализировать и эмоционально включаться в текст.

· Составление «Дневника читателя»: Ученик ведёт тетрадь, где записывает имена героев, их характеристики, непонятные слова, главную мысль произведения, свои вопросы к автору. Это формирует навык работы с информацией.

· Создание «облака тегов»: После прочтения произведения (например, сказки) ученики коллективно выделяют ключевые слова, характеризующие текст (чудеса, дружба, смекалка, жадность, царь, Иванушка). Это развивает умение выделять главное.

2.2. Развитие коммуникативной грамотности:

· Литературные дискуссии: Темами для обсуждения могут стать качества характера или действия героев. Например, «Что помогло Васютке выжить в лесу?» (по рассказу М. Горького «Данко»). Ученики учатся формулировать и отстаивать своё мнение, уважать чужую точку зрения.

· Театрализация и инсценировка: Разыгрывание сцен из басен И.А. Крылова или «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя. Этот приём требует от детей договориться, распределить роли, понять мотивацию персонажа и донести её до зрителя.

· Проектная деятельность в группах: Создание презентации «Образ главного героя в русских сказках», создание буктрейлера (небольшого ролика-анонса к книге). Это учит командной работе и презентации результатов.

2.3. Развитие креативного мышления:

· «Напиши письмо герою»: Ученики пишут письмо персонажу (например, Герасиму из «Му-му» И.С. Тургенева), выражая ему поддержку или задавая вопросы. Это глубокое погружение в эмоциональный мир произведения.

· Придумать альтернативную концовку: Как могла бы сложиться жизнь, если бы герой поступил иначе? (Например, если бы Руслан не отправился на поиски Людмилы).

· Создание комикса или по ключевым событиям повести.

2.4. Развитие глобальных компетенций:

· Сравнительный анализ: Сравнить героев из разных культур (например, герой русской сказки и герой бурятской сказки). Что общего? В чём различия? Это воспитывает толерантность и понимание многообразия мира.

· Обсуждение вечных тем: Добро и зло (в сказках), дружба и предательство (в рассказах о детях), отношение к природе (в лирике Ф.И. Тютчева, А.А. Фета). Это помогает сформировать собственную ценностную систему.

Заключение

Формирование функциональной грамотности на уроках литературы в 5 классе – это не отдельный набор упражнений, а интегрированный подход к преподаванию. Переход от простого пересказа сюжета к анализу, интерпретации и применению знаний в жизненных ситуациях делает уроки литературы современными, интересными и максимально полезными для личностного роста ученика. Учитель выступает в роли навигатора, который направляет мысль детей, создаёт условия для диалога и помогает увидеть в классической литературе актуальный и практический смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...

Формирование функциональной грамотности на уроках литературы

Формирование функциональной грамотности на уроках литературы...

Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".

Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...

Формирование функциональной грамотности на уроках геометрии 8 класс

Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче.  Термин «учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим...

Формирование функциональной грамотности на уроках литературы.

На уроках русского языка и литературы я использую  различные методы и приёмы, которые способствуют  развитию творческой активности, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отста...