Урок литературы. Литературная гостиная Тема: «Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова» 9 кл.
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс)
Урок литературы в 9, 11 классе. Литературная гостиная "Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова" позволяет в непринужденной обстановке познакомиться с жизнью и творчеством поэта. Непосредственное вовлечение обучающихся в урок повышает интерес к данной теме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 329.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы. Литературная гостиная
Тема: «Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова» Класс: 9 класс
Учитель: Волкова Ирина Викторовна, высшая квалификационная категория
Цели:
- образовательные:
расширение представления учеников о личности поэта и его жизни; раскрытие своеобразия творческой личности М.Ю. Лермонтова;
- воспитательные:
воспитание внимательного читателя, пробуждение любви к художественному слову, интереса учащихся к его поэзии;
- развивающие:
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; потребности в самостоятельном чтении стихотворений поэта; развитие устной и письменной речи учащихся.
Задачи внеклассного мероприятия:
- ввести учеников в сложный мир поэзии Лермонтова;
- показать место лирики поэта в отечественной литературе;
- раскрыть особенности поэтического мировосприятия Лермонтова; подчеркнуть живописность лермонтовского стиха;
- совершенствовать умения работы с источниками знаний;
- совершенствовать навыки анализа;
- развить умение выступать перед аудиторией;
- развивать творческие способности;
- развивать коммуникативные навыки работы в группах
- дать возможность каждому ученику реализовать себя.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- формирование умения организовывать и планировать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения распределять роли и функции совместной деятельности;
Формы работы: внеклассная.
Организация работы: групповая, индивидуальная.
Методы: словесный, иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, частично – поисковый, творческий.
Форма внеклассного мероприятия: литературная гостиная.
Актуальность заключается в том, что изучение рисунков и стихотворений М.Ю.Лермонтова, посвящённых Кавказу, дает более полное понимание его жизни и творчества в целом, развитие творческого самовыражения обучающихся.
Направленность: гуманитарная.
Оборудование: компьютер, проектор, портрет М.Ю.Лермонтова (акварельный автопортрет), рисунки и живопись М.Ю.Лермонтова, посвящённые Кавказу, рисунки и стенгазета, выполненные обучающимися, слайдовая презентация и презентация обучающихся.
Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение, письмо и сочинительство, информационные, интерактивные.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, литература.
План внеклассного мероприятия:
- Подготовка класса к мероприятию.
- Вступительное слово ведущих и показ презентации «Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова».
- Выступления обучающихся «Групповая творческая работа».
- Заключительное слово учителя.
- Чаепитие.
Ожидаемые результаты: в результате данного мероприятия учащиеся проявляют интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, приобщаются к чтению русской классики, овладевают навыками выразительного чтения и анализа лирических произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладевают умением самостоятельно пользоваться различными информационными источниками; тренируются в создании устных и письменных высказываний, текстов в связи с изучением произведений М.Ю.Лермонтова, не включённых в школьную программу.
Место проведения: школьный класс.
Гости: родители обучающихся, 11 класс.
Предварительная работа:
1. Класс делится на 4 группы.
2. Каждой группе выдаётся стихотворение М.Ю.Лермонтова, не вошедшее в школьную программу.
3. Даётся ряд обязательных заданий и задания по выбору:
Обязательно | Задания по выбору обучающихся |
1. рисунок к стихотворению М.Ю.Лермонтова | 1. хвалебная речь |
2. самостоятельно сочинить стихотворение, посвящённое жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова | 2. визитная карточка |
3. выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова | 3. некролог |
4. рекламный проспект | 4. литературная пародия |
5. рецепт литературного блюда (десерт «Мишель» (съедобное или несъедобное) | |
6. интересные факты из жизни М. Ю. Лермонтова | |
7. анализ, отзыв, очерк, интервью, эссе, заметка (на выбор) |
Ход мероприятия
- Подготовка класса к мероприятию. Оформление класса.
- Вступительное слово ведущих и показ презентации «Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова». Презентация
1 ведущий: Мы рады приветствовать вас на нашем внеклассном мероприятии литературная гостиная «Кавказ в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова». 15 октября исполнилось 205 лет со дня рождения великого поэта.
2 ведущий: Молодой Лермонтов не отличался ни крепким здоровьем, ни веселым нравом. Чем чаще недомогал Лермонтов, тем более усиленно бабушка занималась его лечением и образованием. В 1825 году она привезла его на Кавказ.
1 ведущий: Литературный критик Иван Панаев писал: «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми». 7 февраля Лермонтов написал 16 заключительных строк стихотворения (начиная с «А вы, надменные потомки // Известной подлостью прославленных отцов»), в которых наряду с «убийцей» виновными в смерти А. С. Пушкина называл высший петербургский свет и приближенных к «трону».
2 ведущий: В конце февраля Лермонтова взяли под арест. Разбирательство проходило при личном участии императора Николая I. За Лермонтова вступились пушкинские друзья (прежде всего Василий Жуковский) и бабушка самого Лермонтова, также имевшая светские связи. В результате его «с сохранением чина» перевели в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе. Из Петербурга Лермонтов уезжал скандальной знаменитостью.
1 ведущий: Первая Кавказская ссылка Лермонтова длилась всего несколько месяцев, но была богатой на события: работа над «Мцыри» и «Демоном», знакомство со ссыльными декабристами, посещение Пятигорска с его «водным обществом» и поездка в Тифлис. Во время ссылки юношеская веселость поэта почти исчезла, он стал еще более замкнутым, часто пребывал в «черной меланхолии». В 1838 году Лермонтов снова вернулся в петербургский свет.
2 ведущий: Однако уже через два года, после очередного участия в дуэли — с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, — Лермонтов снова оказался на Кавказе. Ему предписали находиться в действующей армии. Лермонтов принял новое наказание с азартом: он участвовал во многих сражениях, в том числе битве на реке Валерик. Этому бою он посвятил стихотворение «Валерик». На Кавказе поэт работал над романом «Герой нашего времени».
1 ведущий: В начале февраля 1841 года Лермонтов добился короткого отпуска в Петербург, но уже в апреле поэт получил приказ в течение 48 часов выехать из города обратно в полк.
Ссора с Николаем Мартыновым случилась по пути поэта на Кавказ, в Пятигорске. Находясь в самом язвительном и меланхоличном своем настроении, Лермонтов вечер за вечером дразнил отставного майора — и тот вызвал его на дуэль.
2 ведущий: Она состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. По свидетельствам очевидцев, во время дуэли поэт демонстративно выстрелил в воздух. Однако Мартынов был слишком обижен, чтобы проявить такое же великодушие. Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет
1 ведущий: «Горы кавказские для меня священны», — писал М.Ю. Лермонтов. А сейчас предоставляем слово участникам литературной гостиной.
Выступления обучающихся
1 группа: Оформление стола: Торт «Одинокий странник».
Выступление:
- Выразительное чтение стихотворения «Элегия» («Дробись, дробись, волна ночная…»
- Презентация рисунка (объясняют замысел рисунка
- Интервью. Радиопередача «Поэзия со вкусом»:
(ведущая): Мы рады приветствовать наших уважаемых слушателей радиопередачи «Поэзия со вкусом»! О ком из литературных деятелей можно смело сказать «великий поэт»? Многие полагают, что одним из по-настоящему великих мастеров поэзии является Михаил Юрьевич Лермонтов, произведения которого способны пробудить все истинные чувства человека. Его имя вписано в историю не только нашей страны, но и всего мира. Его стихи знают и любят и дети, и взрослые. Сегодня мы поговорим об одной из самых популярных тем в стихотворениях Лермонтова, теме моря, с литературоведом Анной Романовной, которая изучает эту тему вот уже 5 лет! Здравствуйте, Анна!
Аня: Добрый день, дорогие слушатели! Здравствуйте, Полина! И правда, Лермонтов, как и Пушкин, входит в нашу жизнь и с детства, сопровождает нас на всех жизненных дорогах. Литературное наследие писателя велико и многогранно. Меня, например, восхищают его стихотворения, их тематика так разнообразна: жизнь и смерть, добро и зло, небесное и земное. Но, на мой взгляд, по-особенному в его творчестве звучит тема моря и паруса, каким бы странным это не казалось...
Полина: Получается, что морская тематика присутствует во многих стихотворениях Лермонтова… тогда мы можем предположить, что образы-символы моря и паруса являются отражением душевного состояния самого поэта. Совершенно справедливо заметил В.Ф. Саводник , когда говорил о А.И. Одоевском: «Любил ты моря шум, молчанье синей степи, и мрачных гор зубатые хребты…», - эти слова вполне применимы и к Лермонтову.
Аня: Действительно, морской пейзаж, встречающийся в раннем периоде творчества Лермонтова, - а подавляющее большинство его стихотворений о море относится именно к этому периоду, - говорит о его эмоциональном состоянии: «Ревёт гроза, дымятся тучи над тёмной бездною морской!», «Гроза шумит в морях с конца в конец», «Море плещет, и молния во мраке блещет», «И море билось с влажным дном, и черна бездна загоралась открытой бездною громов». Одновременно подчёркивается огромность, беспредельность, таинственность моря и его глубин: «роковой простор моря», «чёрное дно», «пенная бездна», «дикая прихоть пучин», «угрюмый океан», на дне которого лежит «надежд разбитых груз» и тайну которого не может «изведать» никто, кроме Бога.
Полина: Интересный факт: согласно лингвистическим исследованиям поэтического языка Лермонтова, приведённым в Лермонтовской энциклопедии, в стихотворениях поэта слово «океан» встречалось 19 раз, слово «буря» - 8 раз, слово «море» - 101 раз, а слово «волна» – 172 раза. В списке тысячи самых частых слов из лексикона Лермонтова слово «волна» находится по своему частотному рангу на четвёртом месте после таких отображающих географические понятия слов, как «небо», «земля» и «горы».
Аня: Стихотворения Лермонтова, посвящённые морской стихии, представляют собой удивительное сочетание картин природы с жизнью и чувствами человеческой души. Уподобляя волны людям, Лермонтов наделяет волны душой: «И в море каждая волна была душой одарена». Но на самом деле волны, как неразрывная часть моря, холодного и безжалостного, бесчувственны, они стремятся к тому, чтобы разрушить всё, «чем так гордятся люди», к тому, «чтоб малость превратить в ничто!».
Полина: Как отмечает Э.Э.Найдич, в стихотворениях Лермонтова, посвящённых морской тематике, соединяются между собой « проблема покоя и движения, тема воли и неволи».
Аня: И я полностью согласна с этим утверждением. Сравнивая между собой душевную жизнь человека и жизнь моря, Лермонтов подчёркивает их сходство – вечное движение и бесцельность, бессмысленность этого движения. Человек уподобляется волне, но и отличается от неё: человек – не волна, всё, что естественно для волны, недоступно человеку.
Полина: И ещё одна тема нашла своё отражение в стихотворениях Лермонтова, связанных с морской стихией, - это тема одиночества, изгнанничества, странничества.
Аня: Волны в описании Лермонтова также одиноки, хотя они и связаны между собой и всецело принадлежат морю. Но они этим не тяготятся, им «их неволя и холод дороже знойных полудня лучей». Трагедия возникает тогда, когда одна из волн почувствует, осознает свою слабость, неодинаковость, непохожесть, когда она поймёт, что она выше, лучше, талантливее, способнее других, но при этом она, к несчастью, так же, как и они, до конца своих дней связана с морем и ограничена в своих передвижениях береговой чертой. И хотя она не одинока в их окружении, она не может уйти от них никуда. Так и гениальный поэт вынужден жить среди обычных людей.
Аня: А еще занимательным является то, что у Лермонтова волны всегда производят разнообразные звуки: шум, шипение, шепот, плеск, ропот, рёв, с помощью которых они ведут свой «разговор живой и полный выраженья». Однако и этот глухой шум, и этот сладостный и томный или упрямый и мятежный ропот, и этот дикий плеск оказываются столь же бесполезными, как и движение волн…
Полина: Думаю, что люди, слушающие нас сейчас, - настоящие ценители поэзии! Интересно, смогут ли они вспомнить стихотворения Михаила Юрьевича, посвященные морской тематике… например, мне на ум сразу приходит знаменитый «Парус»– стихотворение едва ли не самое популярное в русской поэзии. Оно относится к юношеским произведениям поэта. «Парус» связан с предшествующим творчеством и в то же время самостоятелен и внутренне завершён.
Аня: В произведении Лермонтова «Парус» проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Природа живет по собственным законам, по своей воле, но эта воля не совпадает с личной волей человека. Противоречие между "морем" и "парусом" символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан. А каким мы видим "море"? Сначала это лишь туман, в котором ничего не видно, затем буря: "Играют волны – ветер свищет", и следом "Струя светлей лазури…" Изменчивое и в то же время предсказуемое, как сама человеческая жизнь. Море становится символом жизни, судьбы человека в мире других людей.
Полина: Образ морской стихии предстает и в романе Лермонтова «герой нашего времени». В главе «Тамань» пейзаж типично-романтический: обрывистый берег, лунная ночь, беспрерывный ропот волн. Пейзаж служит раскрытию характера Янко, которым, несмотря на неприятную ситуацию, восхищается и слепой, и Печорин:
- Видишь, я прав, - сказал опять слепой, ударив в ладоши,- Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговой стражи…
Аня: Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив … я с невольным биением сердца глядел на бедную лодку, но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызг пены…
Еще следует добавить, что произведения М. Ю. Лермонтова богаты различными средствами выразительности. Они придают художественную поэтическую яркость речи, обогащают содержание высказываний и помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру. Вот некоторые из них:
Эпитет: перловые брызги, парус одинокий, луч солнца золотой и т.д.
Метафора:в тумане моря, стон прибрежных волн
Олицетворение: «играют волны», «ветер свищет», «он (парус) ищет, кинул, бежит».
Полина: К великому сожалению, наш эфир подходит к концу… Какие же выводы мы можем сделать из всего сказанного?
Аня: Тема моря привлекала Лермонтова своим размахом, величавой свободой, необыкновенной мощью. Но при этом, на огромном пространстве и парус, и волна одиноки. М.Ю.Лермонтов и сам ощущал одиночество в обществе. Противоречие между "морем" и "парусом" символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан.
Море – это вечная стихия, она, по мысли поэта, бессмертна. Поэт не хочет примириться с конечностью человеческого бытия и связывает свои представления о бессмертии с высшими жизненными ценностями.
Полина: С этим невозможно не согласиться! Спасибо вам большое, Анна, за то, что согласились сегодня побеседовать с нами. Разговор получился действительно интересным. Ну, а мы не прощаемся со слушателями, а говорим: «До новых встреч!»
- Выразительное чтение стихотворения (автор Петракова Злата «Как много поэтов в мире чудесных…»)
Как много поэтов в мире чудесных,
Их судьбы дарованы нам с поднебесья.
Слагают стихи, словно песни предвестник,
Творчество их нам всегда интересно.
Сын Русской земли, великий писатель,
Лермонтова знает каждый читатель.
Прославил страну он на весь белый свет,
Оставил в сердцах негаснущий след.
Насущные темы в стихах он воспел:
Судьбу поколений, их дружбу, любовь,
Привязанность к Родине и одиночество вновь.
Мотивов в лирике не счесть:
Там есть и вольность, и борьба, и трудность поэтического бытия.
Стихи его – это струны души,
На них пишущий словно играет, и слышит их каждый,
И каждый читает, недаром все знают,
Какие мысли они вызывают.
Стихи его – это вечность, не просто искусство,
Стихи – это чувства, палитра, их буйство,
И дней, и ночей череда.
- Представление работ обучающихся: (Визитная карточка и постер – совместная работа)
2 группа: Стихотворение «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..»
Оформление стола: Пирожки ««Пристрастия» поэта» (в некоторых пирожках вместо опилка использовали неварёную овсянку) .
Выступление:
1. Выразительное чтение стихотворения «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..»
2. Презентация рисунка (объясняют замысел рисунка
- Литературная пародия на Лермонтова М. Ю. «Наша Таня громко плачет…» (автор:
- Рыдает Таня одиноко,
На берегу реки крутом.
Что плачешь ты у вод глубоких?
Что слезы точишь ты ручьём?
С мячом играла я беспечно,
Но он сорвался с хрупких рук,
На дне сыром исчез навечно,
Разбит волной мой круглый друг!
Не бойся, Таня, нет причины,
Не тонет мяч - он надувной,
Отвергнутый речной пучиной,
К тебе вернётся он живой!
4. Реклама (сценка «Лекарство от депрессии»)
К.К. – ассистент врача
Б.К. – врач
Кобылина В. – ученица
К. Р. – учитель
Конец урока в школе.
Учитель: Всем спасибо за урок, а Вас, Валя, я попрошу остаться. Валентина, почему на уроке Вы сидите с отсутствующим видом? Разве тебе не интересно? Ведь Вы сдаёте ЕГЭ по обществознанию.
Ученик: Да
Учитель: А почему Вы к нему абсолютно не готовитесь?
Ученик (возмущённо): Как не готовлюсь!? Я целыми днями только и делаю…
Учитель: Ну, вот сегодня у нас была проверочная… у вас опять «2».
Ученик: Дак ведь это задания такие… Конечно же,.. такие сложные… в ЕГЭ таких нет…
Учитель(удивлённо): Как нет!? Я их брал из открытого банка заданий. Валентина, готовьтесь лучше. Давайте, к завтрашнему дню чтобы были готовы. Откройте Конституцию, прочитайте первые три главы и напишите эссе «Задачи великого человека». Хорошо!?
Ученик: Чё так много-то… Так нечестно воще…
Учитель (строго): Завтра Мы исправим, может быть, Вашу оценку. Всё, Валентина, Вы свободны.
Я советую срочно обратиться к врачу. До свидания.
Ученик: До свидания.
Ученик: Здравствуйте.
Врач: Здравствуйте. Что Вас беспокоит?
Ученица: Да, не знаю я…Понимаете.. всё эти контрольные, экзамены, мероприятия эти… Знаете, как раздражает. У меня стресс, понимаете. У меня всё… Я устала.
Врач: Медицина здесь бессильна. Но, кажется, я знаю, как Вам помочь. Ассистент …
Входит ассистент (взъерошенный, в очках от солнца, небрежно одет. Подаёт врачу коробку, тот открываёт и достаёт томик стихов М.Ю.Лермонтова)
Врач: Вот вам лекарство от всех недугов – поэзия М.Ю.Лермонтова. Тут Вы найдёте совет, что делать. Читать 2 раза в день. До свидания.
Ученица: Спасибо. До свидания.
Ученица приходит домой, садится на стул и с задумчивым видом читает стихи. Вскакивает с криком: - Вот, что нужно преподавать в школе (показывает томик стихов поэта).
- Выразительное чтение стихотворения. (Автор К. В. «Посвящение»)
Под Москвою в деревушке
Там, где солнышко встает,
Родился поэт в избушке –
Вдохновенный рифмоплет.
Рифмовал он что попало,
Просто выбился из сил –
На Кавказ своей бабулей
Отдыхать отправлен был.
Был он очень музыкален
Даже песни сочинял.
Также много иностранных
Языков отлично знал.
Он учился в пансионе,
Там свои стихи писал,
Но был изгнан – в общем бунте
Он участие принял.
Позже вышел в офицеры
Поступил в гусарский полк
Молодым служил примером
Помогал им, если мог.
А погиб он на дуэли
Ему было 27,
Но его произведенья
Очень по душе нам всем!
3 группа: Фрагмент из поэмы "Аул Бастунджи" . Посвященье «Тебе, Кавказ,- суровый царь земли…»
Оформление стола: Кексы «Вдохновение».
Выступление:
1. Выразительное чтение фрагмента из поэмы "Аул Бастунджи" . Посвященье «Тебе, Кавказ,- суровый царь земли…»
2. Презентация рисунка (объясняют замысел рисунка )
3. Реклама. Презентация «М. Ю. Лермонтов в ХХI веке» и стихотворение «Немного о поэте…» (автор Б. В.). Ш. В. рассказывает об интересных фактах из жизни поэта.
4. Эссе
Творчество этого человека никогда не переставало удивлять читателей. В наследии этого великого поэта и писателя каждый находит что-то близкое сердцу, соответствующее душевному состоянию. Писать о сложной перипетии чувств простым языком, в этом, на мой взгляд. И заключается притягательная сила стихов Михаила Юрьевича. Каждый, кто читает Лермонтова, приобщается к его гениальности. А это очень заманчиво… Каждый раз, открывая томик поэта, мы встречаемся с прекрасным знанием человеческой души.
Поэма "Аул Бастунджи" была написана в 1833-1834 годах, а напечатали ее впервые только в 1840 году, и то лишь отрывки. Это одна из ранних кавказских поэм Лермонтова. В этом произведении отражены и детские воспоминания поэта о поездках на Кавказ, и рассказы родственников о нем, и чтение художественной литературы.
Во вступлении Михаил Юрьевич говорит о своей любви к этому месту. Каждой строчкой он восхваляет Кавказ. Именно эти горы вдохновляли его, помогали работать. Для Лермонтова Кавказ - не просто горы - это царь, суровый царь земли. Он обращается к нему как к живому существу: " как сына ты его благослови и осени вершиной белоснежной", "и принимал меня лелея ты в объятия из синего тумана". Важность Кавказа в своей жизни автор показывает такой метафорой:
" от ранних лет кипит в моей крови твой жар и бурь твоих порыв мятежной; на севере в стране тебе чужой я сердцем твой, - всегда и всюду твой!"
Большинство своих произведений Лермонтов посвятил именно Кавказу. С детства это место играло важную роль в его в жизни, а дальше и в творчестве, и в судьбе великого поэта. Благодаря кавказским пейзажам у нас есть много великих поэм, стихотворений, романов, написанных Михаилом Юрьевичем.
4 группа:. Стихотворение «Кавказ».
Оформление стола: Торт «Секрет успеха» (надпись: «Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?»
Выступление:
1. Выразительное чтение стихотворения «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..»
2. Презентация рисунка (объясняют замысел рисунка )
3. Реклама (сценка «Увлечение»)
А. М. – ученик 9 класса
Б. Д. – прохожий (тоже ученик)
Прохожий и ученик идут навстречу друг другу. У ученика в руках томик стихов М.Ю.Лермонтова, он увлечён чтением. Не замечая прохожего ученик сталкивается с прохожим).
Прохожий (возмущённо): Что на дорогу-то не смотришь?
Ученик 9 класса: Да, тут понимаешь, стихотворение очень интересное.
Прохожий: Какое стихотворение?
Ученик 9 класса: «Кавказ» Лермонтова.
Прохожий: Что в нём интересного?
Ученик 9 класса (задумчиво): Ну, ты понимаешь,.. эти эмоции не передать словами. Это стихотворение нужно прочитать… В нём вся любовь поэта к Кавказу.
Прохожий: Значит, нужно прочитать!
4. Выразительное чтение стихотворения. (Автор Б. Д. «Он бился на полях сражений…»)
Он бился на полях сражений
И успевал стихи писать,
Как в горах чудного Кавказа
За Родину свою стоять.
Он не боялся мчать в атаку
На вороном своём коне
И бился честно, как когда-то,
И был доволен он вполне
Он и стихи писал от сердца,
Всегда с душою говорил.
Он рассказал нам, как сражался
Кутузов и французов бил.
Учитель: Всем спасибо за отличную работу. Как мы знаем, Н. Ш. и П. И. попросили, чтобы я дала им индивидуальные задания. Зная, что они прекрасно рисуют, я попросила их нарисовать рисунки к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Гроза», которое было написано поэтом в 16 лет, и постараться красками передать психологическое состояние лирического героя и подготовить выразительное чтение этого стихотворения.
- Выразительное чтение стихотворения «Гроза».
- Презентация рисунка (объясняют замысел рисунка )
-Выразительное чтение стихотворения Презентация рисунка (объясняют замысел рисунка )Учитель: Я специально дала девочкам одно и то же задание. Как мы видим, каждый в этом стихотворении увидел что-то своё. А это подтверждает, что поэзия не знает границ, для каждого она своя. «Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает. Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело». Эти слова принадлежат Льву Николаевичу Толстому. Не забывайте их. На этом наша литературная гостиная закрывается. Надеюсь, это мероприятие у вас оставит приятные воспоминания. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри».
План-конспект урока литературы в 8 классеТема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Кавказ для М.Ю. Лермонтова – символ вольной, неукротимой...

Презентация по литературе "Тема Кавказа в живописи М.Ю. Лермонтова"
Презентация выполнена в рамках 200-летнего юбилея поэта, посвящена таланту Лермонтова-художника...

Урок-исследование по теме «Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.» в 8 классе
Открытый урок-исследование по теме « Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.» был проведен в 8 классе для участников районной творческой лаборатории педагогов «Технология проблемного обучения» с и...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ИСТОРИИ КАВКАЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА» (ЛИТЕРАТУРА, ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ)
Миссия Лермонтова – одна из глубочайших загадок нашей культуры....

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».
Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" (8 класс, программа Меркина)
Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" был проведен для молодых учителей в рамках муниципального проекта "Становление". Основными задачами данного урока было оп...
- Мне нравится (2)
