Рабочий лист на знание текста Д.И. Фонвизина "Недоросль"
рабочие листы по литературе (8 класс)

Матвеева Елена Витальевна

Рабочий лист к уроку литературы в 8 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonvizin_nedorosl_rabochiy_list_literatura_8_klass.docx169.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Выберите правильный ответ: Кто является главным отрицательным персонажем в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

 Простакова

 Митрофанушка  Вральман

 Скотинин

Заполните пропущенные места в цитатах из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»:

«Не хочу учиться, хочу        !» — восклицает Митрофанушка. Простакова говорит о своём сыне: «Он у меня ещё

, а уж что разумеет». Стародум наставляет Софью:

«Имей сердце, имей        , и будешь человек во всякое время».

Определите, верны ли утверждения о сюжете и персонажах комедии Д.И. Фонвизина

«Недоросль»:

Правда

Неправда

Госпожа Простакова в конце пьесы сохраняет власть над своим имением и крепостными.

Правдин - государственный чиновник, наделённый полномочиями взять под опеку имения жестоких помещиков.

Стародум является дядей Софьи и её опекуном, вернувшимся из Сибири с большим состоянием.

Митрофанушка в финале комедии раскаивается в своём поведении и просит прощения у матери.

Милон и Софья были знакомы и влюблены друг в друга ещё до событий, происходящих в пьесе.

Ответьте на вопрос кратко:

Какой главный мотив движет Простаковой в её отношении к сыну Митрофанушке в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Распределите персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» по группам в зависимости от их характеристики и роли в произведении:

Распределите: Стародум, Простакова, Простаков, Митрофан, Правдин, Милон, София, Скотинин, Кутейкин, Цыфиркин, Вральман, Еремеевна

Категории:

Расположите основные события комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» в правильной хронологической последовательности:

  1. Экзамен Митрофанушки перед Правдиным и Стародумом
  2. Лишение госпожи Простаковой права управлять имением
  3. Получение Софьей письма от дядюшки Стародума
  4. Объявление о помолвке Софьи и Милона
  5. Попытка похищения Софьи по приказу госпожи Простаковой
  6. Приезд Стародума в имение Простаковых

Введите правильную последовательность букв (например: B, A, C, D, E):

Заполните пропущенные ячейки в таблице характеристик главных персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»:

Персонаж

Социальное положение

Основные черты характера

Отношение к образованию

Митрофан

Ленивый, грубый, невежественный

Помещица

Деспотичная, жестокая, невежественная

Считает образование ненужным

Стародум

Сторонник истинного просвещения

София

Дворянка, наследница

Стремится к знаниям и самосовершенствованию

Отставной сержант, дядька Митрофана

Грубый, льстивый, корыстный

Правдин

Честный, справедливый, принципиальный

Образованный человек

Милон

Офицер

Получил хорошее воспитание и образование

Прочитайте фрагмент из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и выполните анализ речевых характеристик Митрофанушки:

Митрофан: Слушай, Еремеевна, завтра в географии спросят. Скажи, что у меня

голова болит. Еремеевна: Батюшка, да ведь вчера то же самое говорил. Митрофан:

Ну и что ж? Значит, два дня болит. А послезавтра скажешь, что три дня... Да что ты в самом деле! Разве дворянину и учиться надобно? Без наук проживу. У меня денег много будет. Еремеевна: Матушка велела... Митрофан: А я не велел! Я сам себе господин. Хочу — учусь, хочу — не учусь. Да и какая польза от этой

географии? Извозчики-то на что? Довезут, куда надобно.

Соедините персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» с их знаменитыми высказываниями из произведения:

Найдите фактические ошибки в пересказе сюжета комедии Д.И. Фонвизина

«Недоросль» и напишите правильные варианты утверждений:

  1. Митрофан — сын помещика Простакова, который не желает учиться и мечтает о военной службе, поэтому его мать нанимает учителей французского языка и

танцев.

Исправьте:

  1. Стародум приезжает в имение Простаковых, чтобы забрать свою племянницу Софью и выдать её замуж за Митрофана, так как считает его достойным

женихом.

Исправьте:

  1. В финале комедии Правдин по приказу наместника отбирает имение у

Простаковой за жестокое обращение с крепостными, а Митрофан поступает на военную службу и женится на Софье.

Исправьте:

Заполните кроссворд:

Подсказки:

  1. Племянница Стародума, образованная девушка
  2. Дядя Софьи, носитель идей просвещения
  3. Мать главного героя, помещица
  4. Главный герой комедии, недоросль
  5. Учитель немецкого языка, бывший кучер
  6. Офицер, возлюбленный Софьи
  7. Чиновник, представитель государственной власти

Удачи в выполнении заданий!

Ответы

  1. Простакова
  2. жениться, недоросль, душу
  3. Госпожа Простакова в конце пьесы сохраняет власть над своим имением и крепостными. - Неверно, Правдин - государственный чиновник, наделённый

полномочиями взять под опеку имения жестоких помещиков. - Верно, Стародум является дядей Софьи и её опекуном, вернувшимся из Сибири с большим состоянием. - Верно, Митрофанушка в финале комедии раскаивается в своём поведении и просит прощения у матери. - Неверно, Милон и Софья были знакомы и влюблены друг в друга ещё до событий, происходящих в пьесе. - Верно

  1. слепая материнская любовь
  2. Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, София, Цыфиркин, Отрицательные герои: Простакова, Простаков, Митрофан, Скотинин, Кутейкин, Вральман, Еремеевна
  3. Получение Софьей письма от дядюшки Стародума, Приезд Стародума в имение

Простаковых, Экзамен Митрофанушки перед Правдиным и Стародумом, Объявление о помолвке Софьи и Милона, Попытка похищения Софьи по приказу госпожи

Простаковой, Лишение госпожи Простаковой права управлять имением

  1. Персонаж | Социальное положение | Основные черты характера | Отношение к образованию Митрофан | Недоросль, сын помещицы | Ленивый, грубый,

невежественный | Не желает учиться, считает науки бесполезными Простакова |

Помещица | Деспотичная, жестокая, невежественная | Считает образование ненужным Стародум | Дворянин, дядя Софии | Мудрый, благородный, честный | Сторонник истинного просвещения София | Дворянка, наследница | Добрая, умная, воспитанная | Стремится к знаниям и самосовершенствованию Скотинин | Отставной сержант, дядька Митрофана | Грубый, льстивый, корыстный | Презирает образование Правдин |

Чиновник | Честный, справедливый, принципиальный | Образованный человек Милон | Офицер | Благородный, честный, влюбленный | Получил хорошее воспитание и образование

  1. Речь Митрофанушки характеризует его как невежественного и избалованного недоросля. Его невежество проявляется в пренебрежении к наукам («Без наук проживу», «какая польза от этой географии»), примитивном понимании мира

(«Извозчики-то на что? Довезут»). Речевые особенности: разговорная лексика, простые конструкции, эгоистичные высказывания («Я сам себе господин»), что создает

сатирический образ представителя деградирующего дворянства XVIII века.

  1. Простакова - «Без наук люди живут и жили», Митрофан - «Не хочу учиться, хочу

жениться», Скотинин - «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой», Стародум - «Имей сердце, имей душу, и будешь

человек во всякое время», Правдин - «Закон должен защищать всех», Цыфиркин -

«Начинай снова, Митрофанушка»

  1. Митрофан — сын помещицы Простаковой, который не желает учиться и предпочитает праздную жизнь, поэтому его мать нанимает учителей арифметики, грамматики и

французского языка., Стародум приезжает в имение Простаковых, чтобы забрать свою племянницу Софью и выдать её замуж за достойного человека — Милона, так как

считает его благородным и образованным., В финале комедии Правдин по приказу

наместника отбирает имение у Простаковой за жестокое обращение с крепостными, а Митрофан идёт служить, при этом Софья выходит замуж за Милона.

  1. Софья, Стародум, Простакова, Митрофан, Вральман, Милон, Правдин

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист к уроку "Текст. Стили речи"

Рабочий лист – это система заданий по определенной теме урока, разработанная самим учителем с целью обучения детей работе с информацией в разных видах. Учебный материал дробится на несколько лог...

Рабочий лист по тексту "Приключения Гулливера"

Рабочий лист по тексту "Приключения Гулливера"...

рабочий лист к тексту "fears and phobias" spotlight 9

рабочий лист к тексту "fears and phobias" spotlight 9...

Рабочий лист к тексту "Teenage Fashion in the UK" (Spotlight 10. Culture Corner 1)

Рабочий лист включает в себя  4 задания. Первое задание -  вопросы к тексту для развития навыка чтения с полным пониманием прочитанного. Второе задание  - вопросы  к учащимся...

Рабочий лист к уроку "Текст - рассуждение" 7 класс

Рабочий лист для групповой работы содержит несколько вариантов заданий...