Рабочий лист на знание текста Д.И. Фонвизина "Недоросль"
рабочие листы по литературе (8 класс)
Рабочий лист к уроку литературы в 8 классе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 169.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Выберите правильный ответ: Кто является главным отрицательным персонажем в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Простакова
Митрофанушка Вральман
Скотинин
Заполните пропущенные места в цитатах из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»:
«Не хочу учиться, хочу !» — восклицает Митрофанушка. Простакова говорит о своём сыне: «Он у меня ещё
, а уж что разумеет». Стародум наставляет Софью:
«Имей сердце, имей , и будешь человек во всякое время».
Определите, верны ли утверждения о сюжете и персонажах комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль»:
Правда | Неправда | |
Госпожа Простакова в конце пьесы сохраняет власть над своим имением и крепостными. | ||
Правдин - государственный чиновник, наделённый полномочиями взять под опеку имения жестоких помещиков. | ||
Стародум является дядей Софьи и её опекуном, вернувшимся из Сибири с большим состоянием. | ||
Митрофанушка в финале комедии раскаивается в своём поведении и просит прощения у матери. | ||
Милон и Софья были знакомы и влюблены друг в друга ещё до событий, происходящих в пьесе. |
Ответьте на вопрос кратко:
Какой главный мотив движет Простаковой в её отношении к сыну Митрофанушке в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Распределите персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» по группам в зависимости от их характеристики и роли в произведении:
Распределите: Стародум, Простакова, Простаков, Митрофан, Правдин, Милон, София, Скотинин, Кутейкин, Цыфиркин, Вральман, Еремеевна
Категории:
Расположите основные события комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» в правильной хронологической последовательности:
- Экзамен Митрофанушки перед Правдиным и Стародумом
- Лишение госпожи Простаковой права управлять имением
- Получение Софьей письма от дядюшки Стародума
- Объявление о помолвке Софьи и Милона
- Попытка похищения Софьи по приказу госпожи Простаковой
- Приезд Стародума в имение Простаковых
Введите правильную последовательность букв (например: B, A, C, D, E):
Заполните пропущенные ячейки в таблице характеристик главных персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»:
Персонаж | Социальное положение | Основные черты характера | Отношение к образованию |
Митрофан | Ленивый, грубый, невежественный | ||
Помещица | Деспотичная, жестокая, невежественная | Считает образование ненужным | |
Стародум | Сторонник истинного просвещения | ||
София | Дворянка, наследница | Стремится к знаниям и самосовершенствованию | |
Отставной сержант, дядька Митрофана | Грубый, льстивый, корыстный | ||
Правдин | Честный, справедливый, принципиальный | Образованный человек | |
Милон | Офицер | Получил хорошее воспитание и образование |
Прочитайте фрагмент из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и выполните анализ речевых характеристик Митрофанушки:
Митрофан: Слушай, Еремеевна, завтра в географии спросят. Скажи, что у меня
голова болит. Еремеевна: Батюшка, да ведь вчера то же самое говорил. Митрофан:
Ну и что ж? Значит, два дня болит. А послезавтра скажешь, что три дня... Да что ты в самом деле! Разве дворянину и учиться надобно? Без наук проживу. У меня денег много будет. Еремеевна: Матушка велела... Митрофан: А я не велел! Я сам себе господин. Хочу — учусь, хочу — не учусь. Да и какая польза от этой
географии? Извозчики-то на что? Довезут, куда надобно.
Соедините персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» с их знаменитыми высказываниями из произведения:
Найдите фактические ошибки в пересказе сюжета комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль» и напишите правильные варианты утверждений:
- Митрофан — сын помещика Простакова, который не желает учиться и мечтает о военной службе, поэтому его мать нанимает учителей французского языка и
танцев.
Исправьте:
- Стародум приезжает в имение Простаковых, чтобы забрать свою племянницу Софью и выдать её замуж за Митрофана, так как считает его достойным
женихом.
Исправьте:
- В финале комедии Правдин по приказу наместника отбирает имение у
Простаковой за жестокое обращение с крепостными, а Митрофан поступает на военную службу и женится на Софье.
Исправьте:
Заполните кроссворд:
Подсказки:
- Племянница Стародума, образованная девушка
- Дядя Софьи, носитель идей просвещения
- Мать главного героя, помещица
- Главный герой комедии, недоросль
- Учитель немецкого языка, бывший кучер
- Офицер, возлюбленный Софьи
- Чиновник, представитель государственной власти
Удачи в выполнении заданий!
Ответы
- Простакова
- жениться, недоросль, душу
- Госпожа Простакова в конце пьесы сохраняет власть над своим имением и крепостными. - Неверно, Правдин - государственный чиновник, наделённый
полномочиями взять под опеку имения жестоких помещиков. - Верно, Стародум является дядей Софьи и её опекуном, вернувшимся из Сибири с большим состоянием. - Верно, Митрофанушка в финале комедии раскаивается в своём поведении и просит прощения у матери. - Неверно, Милон и Софья были знакомы и влюблены друг в друга ещё до событий, происходящих в пьесе. - Верно
- слепая материнская любовь
- Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, София, Цыфиркин, Отрицательные герои: Простакова, Простаков, Митрофан, Скотинин, Кутейкин, Вральман, Еремеевна
- Получение Софьей письма от дядюшки Стародума, Приезд Стародума в имение
Простаковых, Экзамен Митрофанушки перед Правдиным и Стародумом, Объявление о помолвке Софьи и Милона, Попытка похищения Софьи по приказу госпожи
Простаковой, Лишение госпожи Простаковой права управлять имением
- Персонаж | Социальное положение | Основные черты характера | Отношение к образованию Митрофан | Недоросль, сын помещицы | Ленивый, грубый,
невежественный | Не желает учиться, считает науки бесполезными Простакова |
Помещица | Деспотичная, жестокая, невежественная | Считает образование ненужным Стародум | Дворянин, дядя Софии | Мудрый, благородный, честный | Сторонник истинного просвещения София | Дворянка, наследница | Добрая, умная, воспитанная | Стремится к знаниям и самосовершенствованию Скотинин | Отставной сержант, дядька Митрофана | Грубый, льстивый, корыстный | Презирает образование Правдин |
Чиновник | Честный, справедливый, принципиальный | Образованный человек Милон | Офицер | Благородный, честный, влюбленный | Получил хорошее воспитание и образование
- Речь Митрофанушки характеризует его как невежественного и избалованного недоросля. Его невежество проявляется в пренебрежении к наукам («Без наук проживу», «какая польза от этой географии»), примитивном понимании мира
(«Извозчики-то на что? Довезут»). Речевые особенности: разговорная лексика, простые конструкции, эгоистичные высказывания («Я сам себе господин»), что создает
сатирический образ представителя деградирующего дворянства XVIII века.
- Простакова - «Без наук люди живут и жили», Митрофан - «Не хочу учиться, хочу
жениться», Скотинин - «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой», Стародум - «Имей сердце, имей душу, и будешь
человек во всякое время», Правдин - «Закон должен защищать всех», Цыфиркин -
«Начинай снова, Митрофанушка»
- Митрофан — сын помещицы Простаковой, который не желает учиться и предпочитает праздную жизнь, поэтому его мать нанимает учителей арифметики, грамматики и
французского языка., Стародум приезжает в имение Простаковых, чтобы забрать свою племянницу Софью и выдать её замуж за достойного человека — Милона, так как
считает его благородным и образованным., В финале комедии Правдин по приказу
наместника отбирает имение у Простаковой за жестокое обращение с крепостными, а Митрофан идёт служить, при этом Софья выходит замуж за Милона.
- Софья, Стародум, Простакова, Митрофан, Вральман, Милон, Правдин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист к уроку "Текст. Стили речи"
Рабочий лист – это система заданий по определенной теме урока, разработанная самим учителем с целью обучения детей работе с информацией в разных видах. Учебный материал дробится на несколько лог...

рабочий лист к тексту "fears and phobias" spotlight 9
рабочий лист к тексту "fears and phobias" spotlight 9...

Рабочий лист к тексту "Teenage Fashion in the UK" (Spotlight 10. Culture Corner 1)
Рабочий лист включает в себя 4 задания. Первое задание - вопросы к тексту для развития навыка чтения с полным пониманием прочитанного. Второе задание - вопросы к учащимся...
Рабочий лист к уроку "Текст - рассуждение" 7 класс
Рабочий лист для групповой работы содержит несколько вариантов заданий...




































