Открытый урок по творчеству В.П. Астафьева. Анализ рассказа "Бойе"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Шулбаева Эльвира Николаевна

Методическая разработка урока в 11 классе в соответствии с современными требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_boye.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 кл по теме: Лексические особенности прозы В.П. Астафьева на примере рассказа «Бойе»

Цель: исследовать язык произведения, понять его особенности с точки зрения употребления лексики, роль необщеупотребительных слов, понимать мастерство писателя из народа.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить лингвистические понятия: диалектизмы, просторечные и разговорные слова; различать их и понимать роль в произведении; уметь проводить комплексный анализ фрагмента: характеризовать образ повествователя, определять проблематику произведения, его идею;

Личностные: понимать выразительную силу народной речи, проявлять сочувствие к беззащитному миру животных; осознавать личную сопричастность к природе сибирского края;

Познавательные: отвечать на вопросы учителя, планировать деятельность и обобщать свои наблюдения;                                                            

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи, оценивать свои достижения на уроке;                                                                                                                                        

Коммуникативные: владеть навыком развернутого ответа, вести диалог, работать в группе; участвовать в коллективном обсуждении; использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей.

Тип урока: интегрированный (русский язык и литература);

Форма работы: групповая

Оборудование: фрагменты из первой части рассказа «Бойе», мультимедиа, проектор, словари Диалектизмов;

Педагогическая технология: РКМЧП: стратегии « Таблица – синтез», «Ромашка Блума»;

Методы: проблемно-поисковый.

План урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1

Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.

Приветствие.

Николай Кобец «Сибирь»: (слайд 1)

Сибирь! Сибирь! Цветущая, родная, я вырос на твоих глазах,

Луга зелёные, поля без края и пенье птиц в берёзовых ветвях -

Всё близко сердцу, я забыть не в силах чарующей красы твоей.

Сибирь! Сибирь! Меня ты окрылила, любовь навек зажгла в груди моей.

 Где б ни был я, ты знай, всегда с тобою, в душе твоё тепло храню.

- Сибирь!Мне это слово дорогое, как мать родную я тебя люблю!                                                                          

Это стихотворение о Сибири, наверное, не может не откликнуться в душе каждого из нас, хотя бы потому, что это слова о нашем родном крае, о Сибири. Не только поэты, но и писатели посвятили свое творчество этому красивому, богатому месту на карте нашей страны, своей малой Родине.

Приветствие

Личностные, коммуникативные

2

Актуализация опорных знаний

100 лет назад, 1 мая 1924 г, в селе Овсянка Красноярского края родился Виктор Петрович Астафьев. Мы по праву можем называть его нашим земляком: (слайд 2) Красноярский край прилегает к Хакасии, да и все мы родом сибиряки. Вы уже знакомы с некоторыми его произведениями, давайте вспомним:

(слайд 3)

5 кл _ рассказ про мальчика, заблудившегося в тайге;

6 кл – про мальчика, обманувшего бабушку ради пряника в виде коня;

7 кл – про мальчика, у которого болели ноги, поэтому он не смог сфотографироваться со всеми и учителем.

 А кто же этот мальчик? (писатель пишет о себе, его рассказы автобиографические).

Отвечают на вопросы

Личностные, коммуникативные, предметные

3

Беседа по прочитанному

Вы прочитали рассказ «Бойе». (слайд 4)

БОЙЕ – персонаж одноименной лирической новеллы из автобиографической повести «Царь-рыба» В. Астафьева. О чем 1-ая часть рассказа?  Кто такое Бойе? Что мы узнали об этой собаке?

Отвечают на вопросы, сообщают сюжет первой части рассказа: («Из породы северных лаек, белый, но с серыми, точно золой припачканными передними лапами, с серенькой же полоской вдоль лба, Бойе не корыстен с виду. Вся красота его и ум были в глазах, пестроватых, мудро-спокойных, что-то постоянно вопрошающих». Бойе был труженик, и труженик безответный. Он любил хозяина, хотя, сам-то хозяин никого, кроме себя, не умел любить)

Коммуникативные, познавательные

4

Переход к теме урока

Произведения В.П. Астафьева узнаваемы, у него свой индивидуальный, авторский стиль. За счет чего это достигается? Посмотрите на цитаты из его рассказов. Какие слова выделяются как необщеупотребительные? Как они называются?

Слайд 5: Левонтьевские ребятишки собираются на увал (диалект) по землянику, и велела сходить с ними. — Наберешь туесок (диалект).  Левонтий заготовлял лес на бадоги (диалект), пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив (просторечие) села, по другую сторону Енисея. Молодой чернявый конвоир в упор прошил ее короткой очередью. (разговорные).  Обутки у него починеты, догляд людской (просторечие).

Итак, по каким признакам можно узнать писательский стиль В.П. Астафьева? В чем роль слов этой группы?

Отвечают на вопросы: использование диалектных, просторечных и разговорных слов – необщеупотребительной лексики.

Познавательные, коммуникативные

5

Формулировка темы урока и целеполагание

Опираясь на ваш вывод, сформулируйте тему урока, что будет предметом нашего обсуждения? В чем заключается цель урока? слайд 6

Формулируют тему урока: Лексические особенности прозы В.П. Астафьева на примере рассказа «Бойе».

Цель: исследовать язык произведения, понять его особенности с точки зрения употребления лексики, роль необщеупотребительных слов.

Коммуникативные, регулятивные

6

Интеграция с предметной областью: Русский язык.

Слайд 7: Повторим понятия: диалектизмы, разговорные и просторечные слова. Диалектизмы — это слова, которые не входят в общелитературный язык, а употребляются в отдельных диалектах — областных разновидностях языка: увал – небольшой холм, бадога – длинные поленья.

Разговорная лексика — это слова, которые не выходят за рамки общелитературного языка. Их используют в непринуждённом, неофициальном общении: укатывалась, срамила.

Просторечие — это периферия языка, существующая за счёт того, что люди с детства не усвоили грамматических норм и лексики литературного языка: обутки, починеты

Отвечают на вопросы, при необходимости обращаясь к помощи словаря (на слайде).

Предметные, коммуникативные

7

Работа в группах

Вам предстоит работа: анализ фрагмента произведения.

Перед вами фрагменты рассказа «Бойе». Каков план комплексного анализа текста? Слайд 9

- тема

- проблема

- основная мысль

- образ героя фрагмента

- диалектизмы, разговорные, просторечные слова (определить категорию необщеупотребительного слова, объяснить лексическое значение, исходя из контекста). Выберите подходящую картинку как наглядность.

Работают в группе: составляют план работы, читают текст, выполняют поставленные задачи.

Регулятивные, коммуникативные, предметные

8

Выступление групп

Корректирует ответы, задает уточняющие вопросы.

Какова их роль? (слайд 8 открывается по мере ответов)

Выступает каждый участник группы

Роль: - для передачи местного колорита при описании деревенской жизни

- для создания речевой характеристики персонажей

-  придают эмоциональную окраску

- привязывают действие к месту и времени

- обогащают картину действия

- указывают на богатство языка автора....

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

9

Творческое задание

Замените необщеупотребительные слова общеупотребительными, т.е. литературной нормой.

Делают вывод о художественной роли слов – диалектизмов, просторечья и разговорных слов в произведении.

Познавательные, коммуникативные

10

Рефлексия

Было ли у кого-нибудь сегодня открытие?

Делятся впечатлениями

Познавательные, коммуникативные

11

Домашнее задание

Слайд 10: Дочитать рассказ, составить проект «Слово в слове» (найти 5 слов, оформить плакат, словарик, рисунок)

Принимают поставленную задачу

Регулятивные, познавательные

Текст 2

Ребятишки, лесные, диковатые от безлюдья, не сразу, но привыкли ко мне, а привыкнув, как водится, и прилипли, показывали удочки, самопалы, тащили на реку и в лес. Коля не отходил от меня ни на шаг. Вот кто умел быть душевно преданным каждому человеку, родне же преданным до болезненности. За братом тенью таскался кобель по кличке Бойе.— по-эвенкийски друг.

Из породы северных лаек, белый, но с серыми, точно золой припачканными передними лапами, с серенькой же полоской вдоль лба, Бойе не корыстен с виду. Вся красота его и ум были в глазах, пестроватых, мудро-спокойных, что-то постоянно вопрошающих. Но о том, какие умные глаза бывают у собак и особенно у лаек, говорить не стоит, о том все сказано. ….Среди собак, как и среди людей, встречаются дармоеды, кусучие злодеи, пустобрехи, рвачи — дворянство здесь так искоренено и не было, оно приняло лишь комнатные виды.

Бойе был труженик, и труженик безответный. Он любил хозяина, хотя сам-то хозяин никого, кроме себя, не умел любить, но так природой назначено собаке — быть привязанной к человеку, быть ему верным другом и помощником. Он валялся в снегу, отряхивался, выбивая из себя застойный дух тесного человеческого жилья. Подвявшие в тепле уши снова ставил топориком и, озырнувшись на избу — не видит ли хозяин, бегал за Колькой, цепляя его зубами за телогрейку. Без охоты Бойе жить не мог. ….. Как-то припер в зубах глухаря, по первому снегу вытропил песца, пригнал его к бараку и ... загонял бедную зверушку вокруг поленницы дров.

Бойе шел по птице, по белке, нырял в воду за подраненной ондатрой. Не раз спасал и выручал Бойе Кольку — друга своего. Тот однова так забегался за подранком-глухарем, что затемняло в тайге и замерз бы лихой охотник в снегу, да Бойе сперва отыскал, затем привел к нему людей.

Текст 2

. Ребятишки, лесные, диковатые от безлюдья, не сразу, но привыкли ко мне, а привыкнув, как водится, и прилипли, показывали удочки, самопалы, тащили на реку и в лес. Коля не отходил от меня ни на шаг. Вот кто умел быть душевно преданным каждому человеку, родне же преданным до болезненности. За братом тенью таскался кобель по кличке Бойе — по-эвенкийски друг.

Из породы северных лаек, белый, но с серыми, точно золой припачканными передними лапами, с серенькой же полоской вдоль лба, Бойе не корыстен с виду. Вся красота его и ум были в глазах, пестроватых, мудро-спокойных, что-то постоянно вопрошающих. Но о том, какие умные глаза бывают у собак и особенно у лаек, говорить не стоит, о том все сказано. ….Среди собак, как и среди людей, встречаются дармоеды, кусучие злодеи, пустобрехи, рвачи — дворянство здесь так искоренено и не было, оно приняло лишь комнатные виды.

Бойе был труженик, и труженик безответный. Он любил хозяина, хотя сам-то хозяин никого, кроме себя, не умел любить, но так природой назначено собаке — быть привязанной к человеку, быть ему верным другом и помощником. Он валялся в снегу, отряхивался, выбивая из себя застойный дух тесного человеческого жилья. Подвявшие в тепле уши снова ставил топориком и, озырнувшись на избу — не видит ли хозяин, бегал за Колькой, цепляя его зубами за телогрейку. Без охоты Бойе жить не мог. …. Как-то припер в зубах глухаря, по первому снегу вытропил песца, пригнал его к бараку и ... загонял бедную зверушку вокруг поленницы дров.

Бойе шел по птице, по белке, нырял в воду за подраненной ондатрой. Не раз спасал и выручал Бойе Кольку — друга своего. Тот однова так забегался за подранком-глухарем, что затемняло в тайге и замерз бы лихой охотник в снегу, да Бойе сперва отыскал, затем привел к нему людей.

Текст 3

Попав на руководящую должность, папа повел бурный образ жизни, да такой, что и не пересказать, будто перед всемирным потопом куролесил, кутил и последнего разума решился.

Однажды поехал он на дальние тундровые озера, на Пясину, где стояли рыболовецкие бригады, сплошь почти женские. Питаясь одной рыбой, они ждали денег и купонов на продукты, хлеб и муку. Но папа так люто загулял с ненцами по пути к озерам, что забыл обо всяком народе, да и о себе тоже. Олени вытащили из тундры нарты к станку Плахино. На нартах, завернутый в сокуй и медвежью полость, обнаружился папа, черный весь с перепоя, заросший диким волосом, с обмороженными ушами и носом. За нартой развевались разноцветные ленточки, деньги из мешка и карманов рыбного начальника сорились. Ребята давай забавляться ленточками, подбрасывать, рвать их, но прибежала мачеха, завыла, стала рвать на себе волосы-ленточки те были продуктовыми талонами, деньги — зарплата рабочим-рыбакам.

Пропита половина. Чем покрывать? Папа пьяный-пьяный, но смикитил: на озера, в бригады ехать ему нельзя — разорвут голодные люди, под лед спустят и рыбам скормят. Вот и повернул оленей вспять. Но все равно хорохорился, изображая отчаянность, кричал сведенным стужей ртом: «Всем господам по сапогам!..», «Мореходов (начальник рыбозавода) друг мой верный! И мы с Мореходовым на урок начихали…» Урками начальник рыбного участка называл бригадников, волохающих на тундряных озерах немыслимо тяжелую работу — добывают ценную рыбу — чира, пелядь, сига.

Видеть папину дурь, слушать его было на этот раз совсем неловко даже детям, все понимали, да и он тоже: несдобровать ему.

Текст 3

Попав на руководящую должность, папа повел бурный образ жизни, да такой, что и не пересказать, будто перед всемирным потопом куролесил, кутил и последнего разума решился.

Однажды поехал он на дальние тундровые озера, на Пясину, где стояли рыболовецкие бригады, сплошь почти женские. Питаясь одной рыбой, они ждали денег и купонов на продукты, хлеб и муку. Но папа так люто загулял с ненцами по пути к озерам, что забыл обо всяком народе, да и о себе тоже. Олени вытащили из тундры нарты к станку Плахино. На нартах, завернутый в сокуй и медвежью полость, обнаружился папа, черный весь с перепоя, заросший диким волосом, с обмороженными ушами и носом. За нартой развевались разноцветные ленточки, деньги из мешка и карманов рыбного начальника сорились. Ребята давай забавляться ленточками, подбрасывать, рвать их, но прибежала мачеха, завыла, стала рвать на себе волосы-ленточки те были продуктовыми талонами, деньги — зарплата рабочим-рыбакам.

Пропита половина. Чем покрывать? Папа пьяный-пьяный, но смикитил: на озера, в бригады ехать ему нельзя — разорвут голодные люди, под лед спустят и рыбам скормят. Вот и повернул оленей вспять. Но все равно хорохорился, изображая отчаянность, кричал сведенным стужей ртом: «Всем господам по сапогам!..», «Мореходов (начальник рыбозавода) друг мой верный! И мы с Мореходовым на урок начихали…» Урками начальник рыбного участка называл бригадников, волохающих на тундряных озерах немыслимо тяжелую работу —добывают ценную рыбу — чира, пелядь, сига.

Видеть папину дурь, слушать его было на этот раз совсем неловко даже детям, все понимали, да и он тоже: несдобровать ему.

Текст 1

По своей воле и охоте редко уж мне приходится ездить на родину. Все чаще зовут туда на похороны и поминки — много родни, много друзей и знакомцев — это хорошо: много любви за жизнь получишь и отдашь, да хорошо, пока не подойдет пора близким тебе людям падать, как падают в старом бору перестоялые сосны, с тяжелым хрустом и долгим выдохом…

Однако доводилось мне бывать на Енисее и без зова кратких скорбных телеграмм, выслушивать не одни причитания. Случались счастливые часы и ночи у костра на берегу реки, подрагивающей огнями бакенов; слушать не только плеск волн, шум ветра, гул тайги, но и неторопливые рассказы людей у костра на природе, по-особенному открытых, рассказы, откровения, воспоминания до темнозори, а то и до утра…. В такие минуты остаешься как бы один на один с природою и с чуть боязной тайной радостью ощутишь: можно и нужно, наконец-то, довериться всему, что есть вокруг, и незаметно для себя отмякнешь, словно лист или травинка под росою, уснешь легко, крепко.

Но так уж устроен человек: пока он жив — растревоженно работают его сердце, голова, вобравшая в себя не только груз собственных воспоминаний, но и память о тех, кто встречался на росстанях жизни и навсегда канул в бурлящий людской водоворот либо прикипел к душе так, что уж не оторвать… Тогда еще действовали орденские проездные билеты, и, получив наградные деньги, скопившиеся за войну, я отправился в Игарку, чтобы вывезти из Заполярья бабушку из Сисима. Бабушка собиралась в дорогу, брюзжала под нос: «Мало имя меня, дак ишшо и пальня сплатируют!».

Текст 1

По своей воле и охоте редко уж мне приходится ездить на родину. Все чаще зовут туда на похороны и поминки — много родни, много друзей и знакомцев — это хорошо: много любви за жизнь получишь и отдашь, да хорошо, пока не подойдет пора близким тебе людям падать, как падают в старом бору перестоялые сосны, с тяжелым хрустом и долгим выдохом…

Однако доводилось мне бывать на Енисее и без зова кратких скорбных телеграмм, выслушивать не одни причитания. Случались счастливые часы и ночи у костра на берегу реки, подрагивающей огнями бакенов; слушать не только плеск волн, шум ветра, гул тайги, но и неторопливые рассказы людей у костра на природе, по-особенному открытых, рассказы, откровения, воспоминания до темнозори, а то и до утра…. В такие минуты остаешься как бы один на один с природою и с чуть боязной тайной радостью ощутишь: можно и нужно, наконец-то, довериться всему, что есть вокруг, и незаметно для себя отмякнешь, словно лист или травинка под росою, уснешь легко, крепко.

Но так уж устроен человек: пока он жив — растревоженно работают его сердце, голова, вобравшая в себя не только груз собственных воспоминаний, но и память о тех, кто встречался на росстанях жизни и навсегда канул в бурлящий людской водоворот либо прикипел к душе так, что уж не оторвать… Тогда еще действовали орденские проездные билеты, и, получив наградные деньги, скопившиеся за войну, я отправился в Игарку, чтобы вывезти из Заполярья бабушку из Сисима. Бабушка собиралась в дорогу, брюзжала под нос: «Мало имя меня, дак ишшо и пальня сплатируют!».

Оргмомент. Мотивация учебной деятельности. Николай Кобец «Сибирь»: (слайд 1)

Сибирь! Сибирь! Цветущая, родная, я вырос на твоих глазах,

Луга зелёные, поля без края и пенье птиц в берёзовых ветвях-

Всё близко сердцу, я забыть не в силах чарующей красы твоей.

Сибирь! Сибирь! Меня ты окрылила, любовь навек зажгла в груди моей.

 Где б ни был я, ты знай, всегда с тобою, в душе твоё тепло храню. Сибирь!

-Мне это слово дорогое, как мать родную я тебя люблю!                                                                          

Это стихотворение о Сибири, наверное, не может не откликнуться в душе каждого из нас, хотя бы потому, что это слова о нашем родном крае, о Сибири. Не только поэты, но и писатели посвятили свое творчество этому красивому, богатому месту на карте нашей страны, своей малой Родине.

  1. Актуализация опорных знаний: 100 лет назад, 1 мая 1924 г, в селе Овсянка Красноярского края родился Виктор Петрович Астафьев. Мы по праву можем называть его нашим земляком: (слайд 2) Красноярский край прилегает к Хакасии, да и все мы родом сибиряки. Вы уже знакомы с некоторыми его произведениями, давайте вспомним:

(слайд 3 ) 5 кл _ рассказ про мальчика, заблудившегося в тайге;

6 кл – про мальчика, обманувшего бабушку ради пряника в виде коня;

7 кл – про мальчика, у которого болели ноги, поэтому он не смог сфотографироваться со всеми и учителем.

 А кто же этот мальчик? (писатель пишет о себе, его рассказы автобиографические).

  1. Беседа по прочитанному: Вы прочитали рассказ «Бойе». (слайд 4)

БОЙЕ – персонаж одноименной лирической новеллы из автобиографической повести «Царь-рыба» В. Астафьева. О чем  1- ая часть рассказа? : Кто такое Бойе? Что мы узнали об этой собаке? («Из породы северных лаек, белый, но с серыми, точно золой припачканными передними лапами, с серенькой же полоской вдоль лба, Бойе не корыстен с виду. Вся красота его и ум были в глазах, пестроватых, мудро-спокойных, что-то постоянно вопрошающих. …». Бойе был труженик, и труженик безответный. Он любил хозяина, хотя, сам-то хозяин никого, кроме себя, не умел любить).                       Как сложилась судьба собаки? (Судьба Бойе складывается трагически: собака погибает по причине человеческой жестокости).

  1. Переход к теме урока: Произведения В.П. Астафьева узнаваемы, у него свой индивидуальный, авторский стиль. За счет чего это достигается? Посмотрите на цитаты из его рассказов:
  2. Слайд 5: Левонтьевские ребятишки собираются на увал (диалект) по землянику, и велела сходить с ними. — Наберешь туесок (диалект).  Левонтий заготовлял лес на бадоги (диалект), пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив (просторечие) села, по другую сторону Енисея. Молодой чернявый конвоир в упор прошил ее короткой очередью. (разговорные).  Обутки у него починеты, догляд людской (просторечие). Итак, по каким признакам можно узнать писательский стиль В.П. Астафьева? (использование диалектных, просторечных и разговорных слов – необщеупотребительной лексики).
  3. Формулировка темы урока и целеполагание (слайд 6): Опираясь на ваш вывод. Сформулируйте тему урока: что будет предметом нашего обсуждения? Тема урока: Лексические особенности прозы В.П. Астафьева на примере рассказа «Бойе». Цель: исследовать язык произведения, понять его особенности с точки зрения употребления лексики, роль необщеупотребительных слов.
  4. Слайд 7: Повторим понятия: диалектизмы, разговорные и просторечные слова. Диалектизмы — это слова, которые не входят в общелитературный язык, а употребляются в отдельных диалектах — областных разновидностях языка: увал – небольшой холм, батога – длинные поленья.

Разговорная лексика — это слова, которые не выходят за рамки общелитературного языка. Их используют в непринуждённом, неофициальном общении: чернявый, прошил.

Просторечие — это периферия языка, существующая за счёт того, что люди с детства не усвоили грамматических норм и лексики литературного языка: обутки, починеты. Какова их роль?

  1. Работа в группах: Перед вами фрагменты из рассказа «Бойе». Исходя из поставленной цели, вы должны найти необщеупотребительные слова, объясните лексическое значение, определить вид. Обсудите их роль в тексте.
  2. Выступление групп.
  3. Дополнительное задание: дать образ повествователя, определить смысловую нагрузку эпизода (проблема и основная мысль)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по творчеству Г. Гейне

Открытый урок на семинаре учителей...

Открытый урок. Прикладное творчество. Валяние.

Занятие по мокрому валянию. Возраст детей от 8 лет.Валяние цветка мака.Прикладное творчество, студия дополнительного образования....

Открытый урок по творчеству А.С.Грибоедова "Неизвестный Грибоедов" с использованием технологии развития критического мышления

Данный урок является отражением моего профессионального кредо: дать шанс каждому ребенку проявить себя. Для этого я использую как основную форму организации деятельности учащихся - групповая, па...

Презентации к урокам по творчеству В.П.Астафьева.

Астафьев Виктор Петрович... В его творчестве особо выделяется тема национального самосохранения, противостояния нравственному распаду, с опорой на корневые устои национальной жизни. Такие произведения...

Презентация к открытому уроку по творчеству М.Цветаевой

Кто создан из глины, кто создан из плоти -Тем гроб и надгробные плиты... В купели морской крещена - и в полетеСвоем - непрестанно разбита!Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сетиПробьется мое сво...

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...

Конспект урока литературы: «Творчество В.М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».

Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи. Оборудование: учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа...