Открытый урок по творчеству В.П. Астафьева. Анализ рассказа "Бойе"
методическая разработка по литературе (11 класс)
Методическая разработка урока в 11 классе в соответствии с современными требованиями ФГОС
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 кл по теме: Лексические особенности прозы В.П. Астафьева на примере рассказа «Бойе»
Цель: исследовать язык произведения, понять его особенности с точки зрения употребления лексики, роль необщеупотребительных слов, понимать мастерство писателя из народа.
Планируемые результаты:
Предметные: повторить лингвистические понятия: диалектизмы, просторечные и разговорные слова; различать их и понимать роль в произведении; уметь проводить комплексный анализ фрагмента: характеризовать образ повествователя, определять проблематику произведения, его идею;
Личностные: понимать выразительную силу народной речи, проявлять сочувствие к беззащитному миру животных; осознавать личную сопричастность к природе сибирского края;
Познавательные: отвечать на вопросы учителя, планировать деятельность и обобщать свои наблюдения;
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи, оценивать свои достижения на уроке;
Коммуникативные: владеть навыком развернутого ответа, вести диалог, работать в группе; участвовать в коллективном обсуждении; использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей.
Тип урока: интегрированный (русский язык и литература);
Форма работы: групповая
Оборудование: фрагменты из первой части рассказа «Бойе», мультимедиа, проектор, словари Диалектизмов;
Педагогическая технология: РКМЧП: стратегии « Таблица – синтез», «Ромашка Блума»;
Методы: проблемно-поисковый.
План урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1 | Оргмомент. Мотивация учебной деятельности. | Приветствие. Николай Кобец «Сибирь»: (слайд 1) Сибирь! Сибирь! Цветущая, родная, я вырос на твоих глазах, Луга зелёные, поля без края и пенье птиц в берёзовых ветвях - Всё близко сердцу, я забыть не в силах чарующей красы твоей. Сибирь! Сибирь! Меня ты окрылила, любовь навек зажгла в груди моей. Где б ни был я, ты знай, всегда с тобою, в душе твоё тепло храню. - Сибирь!Мне это слово дорогое, как мать родную я тебя люблю! Это стихотворение о Сибири, наверное, не может не откликнуться в душе каждого из нас, хотя бы потому, что это слова о нашем родном крае, о Сибири. Не только поэты, но и писатели посвятили свое творчество этому красивому, богатому месту на карте нашей страны, своей малой Родине. | Приветствие | Личностные, коммуникативные |
2 | Актуализация опорных знаний | 100 лет назад, 1 мая 1924 г, в селе Овсянка Красноярского края родился Виктор Петрович Астафьев. Мы по праву можем называть его нашим земляком: (слайд 2) Красноярский край прилегает к Хакасии, да и все мы родом сибиряки. Вы уже знакомы с некоторыми его произведениями, давайте вспомним: (слайд 3) 5 кл _ рассказ про мальчика, заблудившегося в тайге; 6 кл – про мальчика, обманувшего бабушку ради пряника в виде коня; 7 кл – про мальчика, у которого болели ноги, поэтому он не смог сфотографироваться со всеми и учителем. А кто же этот мальчик? (писатель пишет о себе, его рассказы автобиографические). | Отвечают на вопросы | Личностные, коммуникативные, предметные |
3 | Беседа по прочитанному | Вы прочитали рассказ «Бойе». (слайд 4) БОЙЕ – персонаж одноименной лирической новеллы из автобиографической повести «Царь-рыба» В. Астафьева. О чем 1-ая часть рассказа? Кто такое Бойе? Что мы узнали об этой собаке? | Отвечают на вопросы, сообщают сюжет первой части рассказа: («Из породы северных лаек, белый, но с серыми, точно золой припачканными передними лапами, с серенькой же полоской вдоль лба, Бойе не корыстен с виду. Вся красота его и ум были в глазах, пестроватых, мудро-спокойных, что-то постоянно вопрошающих». Бойе был труженик, и труженик безответный. Он любил хозяина, хотя, сам-то хозяин никого, кроме себя, не умел любить) | Коммуникативные, познавательные |
4 | Переход к теме урока | Произведения В.П. Астафьева узнаваемы, у него свой индивидуальный, авторский стиль. За счет чего это достигается? Посмотрите на цитаты из его рассказов. Какие слова выделяются как необщеупотребительные? Как они называются? Слайд 5: Левонтьевские ребятишки собираются на увал (диалект) по землянику, и велела сходить с ними. — Наберешь туесок (диалект). Левонтий заготовлял лес на бадоги (диалект), пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив (просторечие) села, по другую сторону Енисея. Молодой чернявый конвоир в упор прошил ее короткой очередью. (разговорные). Обутки у него починеты, догляд людской (просторечие). Итак, по каким признакам можно узнать писательский стиль В.П. Астафьева? В чем роль слов этой группы? | Отвечают на вопросы: использование диалектных, просторечных и разговорных слов – необщеупотребительной лексики. | Познавательные, коммуникативные |
5 | Формулировка темы урока и целеполагание | Опираясь на ваш вывод, сформулируйте тему урока, что будет предметом нашего обсуждения? В чем заключается цель урока? слайд 6 | Формулируют тему урока: Лексические особенности прозы В.П. Астафьева на примере рассказа «Бойе». Цель: исследовать язык произведения, понять его особенности с точки зрения употребления лексики, роль необщеупотребительных слов. | Коммуникативные, регулятивные |
6 | Интеграция с предметной областью: Русский язык. | Слайд 7: Повторим понятия: диалектизмы, разговорные и просторечные слова. Диалектизмы — это слова, которые не входят в общелитературный язык, а употребляются в отдельных диалектах — областных разновидностях языка: увал – небольшой холм, бадога – длинные поленья. Разговорная лексика — это слова, которые не выходят за рамки общелитературного языка. Их используют в непринуждённом, неофициальном общении: укатывалась, срамила. Просторечие — это периферия языка, существующая за счёт того, что люди с детства не усвоили грамматических норм и лексики литературного языка: обутки, починеты | Отвечают на вопросы, при необходимости обращаясь к помощи словаря (на слайде). | Предметные, коммуникативные |
7 | Работа в группах | Вам предстоит работа: анализ фрагмента произведения. Перед вами фрагменты рассказа «Бойе». Каков план комплексного анализа текста? Слайд 9 - тема - проблема - основная мысль - образ героя фрагмента - диалектизмы, разговорные, просторечные слова (определить категорию необщеупотребительного слова, объяснить лексическое значение, исходя из контекста). Выберите подходящую картинку как наглядность. | Работают в группе: составляют план работы, читают текст, выполняют поставленные задачи. | Регулятивные, коммуникативные, предметные |
8 | Выступление групп | Корректирует ответы, задает уточняющие вопросы. Какова их роль? (слайд 8 открывается по мере ответов) | Выступает каждый участник группы Роль: - для передачи местного колорита при описании деревенской жизни - для создания речевой характеристики персонажей - придают эмоциональную окраску - привязывают действие к месту и времени - обогащают картину действия - указывают на богатство языка автора.... | Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
9 | Творческое задание | Замените необщеупотребительные слова общеупотребительными, т.е. литературной нормой. | Делают вывод о художественной роли слов – диалектизмов, просторечья и разговорных слов в произведении. | Познавательные, коммуникативные |
10 | Рефлексия | Было ли у кого-нибудь сегодня открытие? | Делятся впечатлениями | Познавательные, коммуникативные |
11 | Домашнее задание | Слайд 10: Дочитать рассказ, составить проект «Слово в слове» (найти 5 слов, оформить плакат, словарик, рисунок) | Принимают поставленную задачу | Регулятивные, познавательные |
Текст 2
Ребятишки, лесные, диковатые от безлюдья, не сразу, но привыкли ко мне, а привыкнув, как водится, и прилипли, показывали удочки, самопалы, тащили на реку и в лес. Коля не отходил от меня ни на шаг. Вот кто умел быть душевно преданным каждому человеку, родне же преданным до болезненности. За братом тенью таскался кобель по кличке Бойе.— по-эвенкийски друг.
Из породы северных лаек, белый, но с серыми, точно золой припачканными передними лапами, с серенькой же полоской вдоль лба, Бойе не корыстен с виду. Вся красота его и ум были в глазах, пестроватых, мудро-спокойных, что-то постоянно вопрошающих. Но о том, какие умные глаза бывают у собак и особенно у лаек, говорить не стоит, о том все сказано. ….Среди собак, как и среди людей, встречаются дармоеды, кусучие злодеи, пустобрехи, рвачи — дворянство здесь так искоренено и не было, оно приняло лишь комнатные виды.
Бойе был труженик, и труженик безответный. Он любил хозяина, хотя сам-то хозяин никого, кроме себя, не умел любить, но так природой назначено собаке — быть привязанной к человеку, быть ему верным другом и помощником. Он валялся в снегу, отряхивался, выбивая из себя застойный дух тесного человеческого жилья. Подвявшие в тепле уши снова ставил топориком и, озырнувшись на избу — не видит ли хозяин, бегал за Колькой, цепляя его зубами за телогрейку. Без охоты Бойе жить не мог. ….. Как-то припер в зубах глухаря, по первому снегу вытропил песца, пригнал его к бараку и ... загонял бедную зверушку вокруг поленницы дров.
Бойе шел по птице, по белке, нырял в воду за подраненной ондатрой. Не раз спасал и выручал Бойе Кольку — друга своего. Тот однова так забегался за подранком-глухарем, что затемняло в тайге и замерз бы лихой охотник в снегу, да Бойе сперва отыскал, затем привел к нему людей.
Текст 2
. Ребятишки, лесные, диковатые от безлюдья, не сразу, но привыкли ко мне, а привыкнув, как водится, и прилипли, показывали удочки, самопалы, тащили на реку и в лес. Коля не отходил от меня ни на шаг. Вот кто умел быть душевно преданным каждому человеку, родне же преданным до болезненности. За братом тенью таскался кобель по кличке Бойе — по-эвенкийски друг.
Из породы северных лаек, белый, но с серыми, точно золой припачканными передними лапами, с серенькой же полоской вдоль лба, Бойе не корыстен с виду. Вся красота его и ум были в глазах, пестроватых, мудро-спокойных, что-то постоянно вопрошающих. Но о том, какие умные глаза бывают у собак и особенно у лаек, говорить не стоит, о том все сказано. ….Среди собак, как и среди людей, встречаются дармоеды, кусучие злодеи, пустобрехи, рвачи — дворянство здесь так искоренено и не было, оно приняло лишь комнатные виды.
Бойе был труженик, и труженик безответный. Он любил хозяина, хотя сам-то хозяин никого, кроме себя, не умел любить, но так природой назначено собаке — быть привязанной к человеку, быть ему верным другом и помощником. Он валялся в снегу, отряхивался, выбивая из себя застойный дух тесного человеческого жилья. Подвявшие в тепле уши снова ставил топориком и, озырнувшись на избу — не видит ли хозяин, бегал за Колькой, цепляя его зубами за телогрейку. Без охоты Бойе жить не мог. …. Как-то припер в зубах глухаря, по первому снегу вытропил песца, пригнал его к бараку и ... загонял бедную зверушку вокруг поленницы дров.
Бойе шел по птице, по белке, нырял в воду за подраненной ондатрой. Не раз спасал и выручал Бойе Кольку — друга своего. Тот однова так забегался за подранком-глухарем, что затемняло в тайге и замерз бы лихой охотник в снегу, да Бойе сперва отыскал, затем привел к нему людей.
Текст 3
Попав на руководящую должность, папа повел бурный образ жизни, да такой, что и не пересказать, будто перед всемирным потопом куролесил, кутил и последнего разума решился.
Однажды поехал он на дальние тундровые озера, на Пясину, где стояли рыболовецкие бригады, сплошь почти женские. Питаясь одной рыбой, они ждали денег и купонов на продукты, хлеб и муку. Но папа так люто загулял с ненцами по пути к озерам, что забыл обо всяком народе, да и о себе тоже. Олени вытащили из тундры нарты к станку Плахино. На нартах, завернутый в сокуй и медвежью полость, обнаружился папа, черный весь с перепоя, заросший диким волосом, с обмороженными ушами и носом. За нартой развевались разноцветные ленточки, деньги из мешка и карманов рыбного начальника сорились. Ребята давай забавляться ленточками, подбрасывать, рвать их, но прибежала мачеха, завыла, стала рвать на себе волосы-ленточки те были продуктовыми талонами, деньги — зарплата рабочим-рыбакам.
Пропита половина. Чем покрывать? Папа пьяный-пьяный, но смикитил: на озера, в бригады ехать ему нельзя — разорвут голодные люди, под лед спустят и рыбам скормят. Вот и повернул оленей вспять. Но все равно хорохорился, изображая отчаянность, кричал сведенным стужей ртом: «Всем господам по сапогам!..», «Мореходов (начальник рыбозавода) друг мой верный! И мы с Мореходовым на урок начихали…» Урками начальник рыбного участка называл бригадников, волохающих на тундряных озерах немыслимо тяжелую работу — добывают ценную рыбу — чира, пелядь, сига.
Видеть папину дурь, слушать его было на этот раз совсем неловко даже детям, все понимали, да и он тоже: несдобровать ему.
Текст 3
Попав на руководящую должность, папа повел бурный образ жизни, да такой, что и не пересказать, будто перед всемирным потопом куролесил, кутил и последнего разума решился.
Однажды поехал он на дальние тундровые озера, на Пясину, где стояли рыболовецкие бригады, сплошь почти женские. Питаясь одной рыбой, они ждали денег и купонов на продукты, хлеб и муку. Но папа так люто загулял с ненцами по пути к озерам, что забыл обо всяком народе, да и о себе тоже. Олени вытащили из тундры нарты к станку Плахино. На нартах, завернутый в сокуй и медвежью полость, обнаружился папа, черный весь с перепоя, заросший диким волосом, с обмороженными ушами и носом. За нартой развевались разноцветные ленточки, деньги из мешка и карманов рыбного начальника сорились. Ребята давай забавляться ленточками, подбрасывать, рвать их, но прибежала мачеха, завыла, стала рвать на себе волосы-ленточки те были продуктовыми талонами, деньги — зарплата рабочим-рыбакам.
Пропита половина. Чем покрывать? Папа пьяный-пьяный, но смикитил: на озера, в бригады ехать ему нельзя — разорвут голодные люди, под лед спустят и рыбам скормят. Вот и повернул оленей вспять. Но все равно хорохорился, изображая отчаянность, кричал сведенным стужей ртом: «Всем господам по сапогам!..», «Мореходов (начальник рыбозавода) друг мой верный! И мы с Мореходовым на урок начихали…» Урками начальник рыбного участка называл бригадников, волохающих на тундряных озерах немыслимо тяжелую работу —добывают ценную рыбу — чира, пелядь, сига.
Видеть папину дурь, слушать его было на этот раз совсем неловко даже детям, все понимали, да и он тоже: несдобровать ему.
Текст 1
По своей воле и охоте редко уж мне приходится ездить на родину. Все чаще зовут туда на похороны и поминки — много родни, много друзей и знакомцев — это хорошо: много любви за жизнь получишь и отдашь, да хорошо, пока не подойдет пора близким тебе людям падать, как падают в старом бору перестоялые сосны, с тяжелым хрустом и долгим выдохом…
Однако доводилось мне бывать на Енисее и без зова кратких скорбных телеграмм, выслушивать не одни причитания. Случались счастливые часы и ночи у костра на берегу реки, подрагивающей огнями бакенов; слушать не только плеск волн, шум ветра, гул тайги, но и неторопливые рассказы людей у костра на природе, по-особенному открытых, рассказы, откровения, воспоминания до темнозори, а то и до утра…. В такие минуты остаешься как бы один на один с природою и с чуть боязной тайной радостью ощутишь: можно и нужно, наконец-то, довериться всему, что есть вокруг, и незаметно для себя отмякнешь, словно лист или травинка под росою, уснешь легко, крепко.
Но так уж устроен человек: пока он жив — растревоженно работают его сердце, голова, вобравшая в себя не только груз собственных воспоминаний, но и память о тех, кто встречался на росстанях жизни и навсегда канул в бурлящий людской водоворот либо прикипел к душе так, что уж не оторвать… Тогда еще действовали орденские проездные билеты, и, получив наградные деньги, скопившиеся за войну, я отправился в Игарку, чтобы вывезти из Заполярья бабушку из Сисима. Бабушка собиралась в дорогу, брюзжала под нос: «Мало имя меня, дак ишшо и пальня сплатируют!».
Текст 1
По своей воле и охоте редко уж мне приходится ездить на родину. Все чаще зовут туда на похороны и поминки — много родни, много друзей и знакомцев — это хорошо: много любви за жизнь получишь и отдашь, да хорошо, пока не подойдет пора близким тебе людям падать, как падают в старом бору перестоялые сосны, с тяжелым хрустом и долгим выдохом…
Однако доводилось мне бывать на Енисее и без зова кратких скорбных телеграмм, выслушивать не одни причитания. Случались счастливые часы и ночи у костра на берегу реки, подрагивающей огнями бакенов; слушать не только плеск волн, шум ветра, гул тайги, но и неторопливые рассказы людей у костра на природе, по-особенному открытых, рассказы, откровения, воспоминания до темнозори, а то и до утра…. В такие минуты остаешься как бы один на один с природою и с чуть боязной тайной радостью ощутишь: можно и нужно, наконец-то, довериться всему, что есть вокруг, и незаметно для себя отмякнешь, словно лист или травинка под росою, уснешь легко, крепко.
Но так уж устроен человек: пока он жив — растревоженно работают его сердце, голова, вобравшая в себя не только груз собственных воспоминаний, но и память о тех, кто встречался на росстанях жизни и навсегда канул в бурлящий людской водоворот либо прикипел к душе так, что уж не оторвать… Тогда еще действовали орденские проездные билеты, и, получив наградные деньги, скопившиеся за войну, я отправился в Игарку, чтобы вывезти из Заполярья бабушку из Сисима. Бабушка собиралась в дорогу, брюзжала под нос: «Мало имя меня, дак ишшо и пальня сплатируют!».
Оргмомент. Мотивация учебной деятельности. Николай Кобец «Сибирь»: (слайд 1)
Сибирь! Сибирь! Цветущая, родная, я вырос на твоих глазах,
Луга зелёные, поля без края и пенье птиц в берёзовых ветвях-
Всё близко сердцу, я забыть не в силах чарующей красы твоей.
Сибирь! Сибирь! Меня ты окрылила, любовь навек зажгла в груди моей.
Где б ни был я, ты знай, всегда с тобою, в душе твоё тепло храню. Сибирь!
-Мне это слово дорогое, как мать родную я тебя люблю!
Это стихотворение о Сибири, наверное, не может не откликнуться в душе каждого из нас, хотя бы потому, что это слова о нашем родном крае, о Сибири. Не только поэты, но и писатели посвятили свое творчество этому красивому, богатому месту на карте нашей страны, своей малой Родине.
- Актуализация опорных знаний: 100 лет назад, 1 мая 1924 г, в селе Овсянка Красноярского края родился Виктор Петрович Астафьев. Мы по праву можем называть его нашим земляком: (слайд 2) Красноярский край прилегает к Хакасии, да и все мы родом сибиряки. Вы уже знакомы с некоторыми его произведениями, давайте вспомним:
(слайд 3 ) 5 кл _ рассказ про мальчика, заблудившегося в тайге;
6 кл – про мальчика, обманувшего бабушку ради пряника в виде коня;
7 кл – про мальчика, у которого болели ноги, поэтому он не смог сфотографироваться со всеми и учителем.
А кто же этот мальчик? (писатель пишет о себе, его рассказы автобиографические).
- Беседа по прочитанному: Вы прочитали рассказ «Бойе». (слайд 4)
БОЙЕ – персонаж одноименной лирической новеллы из автобиографической повести «Царь-рыба» В. Астафьева. О чем 1- ая часть рассказа? : Кто такое Бойе? Что мы узнали об этой собаке? («Из породы северных лаек, белый, но с серыми, точно золой припачканными передними лапами, с серенькой же полоской вдоль лба, Бойе не корыстен с виду. Вся красота его и ум были в глазах, пестроватых, мудро-спокойных, что-то постоянно вопрошающих. …». Бойе был труженик, и труженик безответный. Он любил хозяина, хотя, сам-то хозяин никого, кроме себя, не умел любить). Как сложилась судьба собаки? (Судьба Бойе складывается трагически: собака погибает по причине человеческой жестокости).
- Переход к теме урока: Произведения В.П. Астафьева узнаваемы, у него свой индивидуальный, авторский стиль. За счет чего это достигается? Посмотрите на цитаты из его рассказов:
- Слайд 5: Левонтьевские ребятишки собираются на увал (диалект) по землянику, и велела сходить с ними. — Наберешь туесок (диалект). Левонтий заготовлял лес на бадоги (диалект), пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив (просторечие) села, по другую сторону Енисея. Молодой чернявый конвоир в упор прошил ее короткой очередью. (разговорные). Обутки у него починеты, догляд людской (просторечие). Итак, по каким признакам можно узнать писательский стиль В.П. Астафьева? (использование диалектных, просторечных и разговорных слов – необщеупотребительной лексики).
- Формулировка темы урока и целеполагание (слайд 6): Опираясь на ваш вывод. Сформулируйте тему урока: что будет предметом нашего обсуждения? Тема урока: Лексические особенности прозы В.П. Астафьева на примере рассказа «Бойе». Цель: исследовать язык произведения, понять его особенности с точки зрения употребления лексики, роль необщеупотребительных слов.
- Слайд 7: Повторим понятия: диалектизмы, разговорные и просторечные слова. Диалектизмы — это слова, которые не входят в общелитературный язык, а употребляются в отдельных диалектах — областных разновидностях языка: увал – небольшой холм, батога – длинные поленья.
Разговорная лексика — это слова, которые не выходят за рамки общелитературного языка. Их используют в непринуждённом, неофициальном общении: чернявый, прошил.
Просторечие — это периферия языка, существующая за счёт того, что люди с детства не усвоили грамматических норм и лексики литературного языка: обутки, починеты. Какова их роль?
- Работа в группах: Перед вами фрагменты из рассказа «Бойе». Исходя из поставленной цели, вы должны найти необщеупотребительные слова, объясните лексическое значение, определить вид. Обсудите их роль в тексте.
- Выступление групп.
- Дополнительное задание: дать образ повествователя, определить смысловую нагрузку эпизода (проблема и основная мысль)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Прикладное творчество. Валяние.
Занятие по мокрому валянию. Возраст детей от 8 лет.Валяние цветка мака.Прикладное творчество, студия дополнительного образования....

Открытый урок по творчеству А.С.Грибоедова "Неизвестный Грибоедов" с использованием технологии развития критического мышления
Данный урок является отражением моего профессионального кредо: дать шанс каждому ребенку проявить себя. Для этого я использую как основную форму организации деятельности учащихся - групповая, па...

Презентации к урокам по творчеству В.П.Астафьева.
Астафьев Виктор Петрович... В его творчестве особо выделяется тема национального самосохранения, противостояния нравственному распаду, с опорой на корневые устои национальной жизни. Такие произведения...

Презентация к открытому уроку по творчеству М.Цветаевой
Кто создан из глины, кто создан из плоти -Тем гроб и надгробные плиты... В купели морской крещена - и в полетеСвоем - непрестанно разбита!Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сетиПробьется мое сво...

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».
Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...

Конспект урока литературы: «Творчество В.М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».
Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи. Оборудование: учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа...

