Программа кружка «В мире слов»
рабочая программа по литературе

Занятия в кружке «Живая классика» дают возможность целенаправленной подготовки учащихся к участию в общероссийском конкурсу «Живая классика».

Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах учащихся 5-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_zhivaya_klassika_6-8_klassy.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                  Администрация города Губкинского

Управление образования Администрации города Губкинского

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9» города Губкинского



  ПРОГРАММА КРУЖКА

«В мире слов»

(живая классика)

Направление  –   общеинтеллектуальное

Программа предназначена для детей 5-8  классов

(11-14 лет)

Составил:

 Вахтомина Н. А.,

учитель русского языка и литературы

1 кв. категории


г.Губкинский, 2023                                                                                                              

Аннотация

В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции «Духовно-нравственного воспитания» возникла необходимость создания программ нового уровня. Определены новые подходы и принципы построения обучения, которые требуют постановку новых целей и задач (особенно воспитательного значения), а соответственно получение результата нового качества. В базисный учебный план общеобразовательной школы в рамках вариативной части введена внеурочная деятельность. Все направления реализуют требования ФГОС.

Настоящая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).

Реализация программы  « Живая классика» осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации», принято в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.СанПиН 2.4.2. 2821 – 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.

3.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373».

4.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Программы «Живой классики»

7.Учебного плана начального общего образования на 2020-2021 учебный год, утвержденного приказом Бобылевской ООШ филиалом Исетской МАОУ СОШ

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становятся новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Развитие универсальных учебных действий учащихся для основного общего образования направлено на создание условий для развития умения учиться, раскрытия личностного и познавательного потенциала учащихся основной школы.

Обеспечивая развивающий потенциал общего среднего образования, была составлена программа курса для учащихся 5-8 классов «Живая классика». Данная программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности подростков11-14 лет.Программа расчитана на 1 год обучения с нагрузкой 1 час в неделю (в год 34 часов).Режим работы пятница  с

Целью занятий является обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей содержания образования в сфере развития личностных,регулятивных и познавательных универсальных учебных действий и реализует следующие задачи:

  • Усовершенствование техники чтения
  • Развитие практических навыков устного речи и выразительного чтения учащихся
  • Улучшение качества усвоения прочитанного текста
  • Тренировка памяти и внимания
  • Активизация творческих способностей;
  • Физическое оздоровление человека

Тематическая направленность программы позволит учащимся, совершенствуя технику чтения, приобрести устойчивый навык осмысленного чтения, получить возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтенияознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, используемые в курсе, направлены на формирование и оценку навыка рефлексии. Это требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитиюоснов читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

Обучение учащихся выразительному чтению происходит в основном в младших и в средних классах. В средних классах на уроках литературы стихи и прозу читают, как правило, лучшие чтецы класса, а остальные учащиеся оказываются в роли слушателей и ценителей. У определенного контингента учащихся интерес к выразительному чтению углубляется: одних выразительное чтение интересует как любимый вид искусства, в котором они могут проявить свои способности, других- как один из путей раскрытия богатства русского языка и литературы. Рассказывание как особая форма выразительной речи дает простор для творчества школьников.

Работа над выразительным чтением и рассказыванием различных произведений значительно расширяет и углубляет знания учащихся по литературе и русскому языку, содействует их общему образованию.

Преподаватель, ведущий кружок, опирается на данные лингвистики и литературоведения, на теорию искусства художественного чтения.

Развитие интереса учащихся к различным видам искусства является одной из задач школы. Искусство художественного чтения (искусство звучащего слова) ближе всего преподавателю русского языка и литературы.

Занятия группы «Живая классика» состоят из нескольких разделов.

  1. Ознакомление с техникой речи. Средствами логической и эмоционально- образной выразительности. Практические упражнения по технике и логике речи. Упражнения по развитию воображения, умению общаться со слушателями, передавать им свои мысли, чувства. Своё «видение».
  2. Практическая работа всей группы над литературными произведениями в целях выразительного чтения их. Практические работы всей группы над рассказыванием литературных произведений.
  3. Индивидуальная работа учащихся над литературными произведениями, выбранными для выразительного чтения. Индивидуальная работа учащихся над выбранными для рассказывания текстами. Индивидуальная работа учащихся над созданием собственных устных рассказов.

Умение читать «по знакам препинания» ученики приобретают еще в младших классах, но суметь почитать предложение сложной конструкции - задача для них весьма нелегкая. Решение ее содействует более глубокому пониманию синтаксиса русского языка. Логическое членение предложения на речевые звенья поможет разобраться в синтаксических связях слов.

Знакомя учащихся со средствами эмоционально- образной выразительности, преподаватель имеет две цели: развить у школьников гибкость голоса и научить их слышать в чтении других изменения голоса. При этом следует помнить, что развивать умение пользоваться силой и высотой звука, темпом речи, изменением тембра можно только на специальных упражнениях. При чтении художественных произведений интонация явится естественным следствием глубокого проникновения в замысел автора, верного и яркого представления изображаемой в произведении жизни, эмоционального к ней отношения и активного желания вызвать у слушателей соответствующие мысли, чувства и «видения».

Практическая работа со всей группой проводится по произведениям различных жанров.

В основе рассказывания лежат те же принципы, что и в основе выразительного чтения (т.е. проявление в процессе рассказывания мыслей, чувств, воссоздание образов и передача их слушателям, стремление вызвать у них определенное отношение к рассказываемому).

Разница между рассказыванием и выразительным чтением заключается в том, что рассказчик не пользуется точным текстом литературного произведения, а пересказывает его или создает собственный рассказ на основе личных впечатлений.

Работая над пересказыванием с сохранением стиля автора, следует обратить особое внимание на изучение языковых средств писателя. Что же касается создания учащимися собственных рассказов, то здесь надо предоставлять им свободу творчества. Интересно рассказать о жизненном факте, пережитом самим или слышанном от других, еще интереснее сочинить рассказ или сказку и, не записывая сюжет полностью, а имея лишь план или просто набросок сначала, развить его в устном изложении, обогащая деталями. У некоторых учащихся может возникнуть желание сначала написать полностью свое сочинение, а потом уже рассказать его. Но надо иметь в виду, что тогда это будет выразительное чтение собственного текста, а не рассказывание.

Материалом для выразительного чтения и рассказывания могут служить произведения как рекомендованные для внеклассного чтения, так и выбранные самим учителем.

Занятия в кружке «Живая классика» дают возможность целенаправленной подготовки учащихся к участию в общероссийском конкурсу «Живая классика».

Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах учащихся 5-8 классов.

Планируемые результаты изучения предмета (внеурочная деятельность по ФГОС)

Предметные результаты.

Метапредметные результаты.

Личностные результаты.

Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;воспитание грамотного читателя со сформированным эстетическим вкусом,способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,создавать развернутые высказывания,участвовать в обсуждении прочитанного;развитие способности понимать литературные произведения отражающие разные культурные традиции;читать стихи и прозу не только на эмоциональном уровне,но и с интеллектуальным осмыслением.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения,ставить и формулировать для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;умение осуществлять контроль своей деятельности;умение определять понятия,устанавливатьаналоги,классифицировать,строить логическое рассуждение и делать выводы;умение сотрудничать с учителем и сверстниками;формулировать,аргументировать и отстаивать своё мнение;владение устной и письменной речью,монологической контекстной речью

воспитание российской гражданственности:патриотизма,уважения к Отечеству,осознание своей этнической принадлежности,знание истории языка,культуры своего народа,своегокрая.;формирование ответственного отношения к учению,готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.;формированиеосознанного,уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,егомнению,мировоззрению,культуре,языку;готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками,детьми старшего и младшего возраста,взрослыми в процессе образовательной,общественнополезной,учебно-исследовательской,творческой и других видов деятельности;Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,творческой деятельности эстетического характера.

Содержание учебного предмета

Название раздела

Содержание программного материала

Количество часов

1.Ознакомление с техникой речи. Средствами логической и эмоционально- образной выразительности. Практические упражнения по технике и логике речи. Упражнения по развитию воображения, умению общаться со слушателями, передавать им свои мысли, чувства. Своё «видение».

Развитие навыков выразительного чтения,овладение техникой речи, ознакомление со средствами логической и образной выразительности.

13

2.Практическая работа всей группы над литературными произведениями в целях выразительного чтения их. Практические работы всей группы над рассказыванием литературных произведений.

Изучение языковых средств писателей, изучение орфографических норм, работа над дикцией.

12

3.Индивидуальная работа учащихся над литературными произведениями, выбранными для выразительного чтения. Индивидуальная работа учащихся над выбранными для рассказывания текстами. Индивидуальная работа учащихся над созданием собственных устных рассказов.

Чтение прозы, басен, стихотворений. Конкурсное чтение произведений А.С. Пушкина, А.П. Чехова, М. Зощенко. Участие в конкурсе «Живая классика».

9

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности ФГОС

Название

раздела

Тема занятий

Кол-

во

часов

Дата

проведения

Основные виды

учебной деятельности

план

факт

        1

Ознакомление с техникой речи. Средствами логической и эмоционально- образной выразительности. Практические упражнения по технике и логике речи. Упражнения по развитию воображения, умению общаться со слушателями, передавать им свои мысли, чувства. Своё «видение».

Введение.

1

10.09

Беседа, инструктажи

Развитие навыка выразительного

чтения и рассказывания.

1

17.09

Беседа, прослушивание чтения, рассказывание

Развитие практических навыков выразительного чтения

1

24.09

Работа над выразительностью речи

Чтение прозаического произведения.

1

01.10

Чтение прозы

Понимание богатства русского языка и

умение пользоваться им в речи.

1

08.10

Работа над ИВС

Чтение прозаического произведения.

1

15.10

Чтение прозы

Овладение техникой речи.

1

12.10

Работа над техникой речи

Выразительное чтение-вид искусства.

1

05.11

Беседа, просмотр фильма

Чтение прозаического произведения.

1

12.11

Выразительное чтение прозы

Искусство звучащего слова.

1

19.11

Беседа, прослушивание записей

Чтение стихов. Особенности чтения.

1

26.11

Групповое прослушивание

Ознакомление с техникой речи.

1

03.12

Работа над техникой речи

2

 Ознакомление со средствами логической иэмоционально-образной

выразительности.

1

10.12

Работа над ИВС

Практическая работа всей группы над литературными произведениями в целях выразительного чтения их. Практические работы всей группы над рассказыванием литературных произведений

Практическая работа над

литературными произведениями.

1

17.12

Чтение произведений

Изучение языковых средств писателя.

1

24.12

ИВС писателей, их роль в произведениях

Значение хорошей дикции в устной речи.

1

14.01

Упражнения на дикцию

Орфоэпические нормы.

1

21.01

Работа над орфоэпическими нормами

Практические упражнения по дыханию и дикции.

1

28.01

Группоаве упражнения на дыхание и дикцию

Чтение стихов. Особенности чтения.

1

04.02

Работа над стихотворными текстами

Средства логической выразительности

речи (ударение, паузы, логическая мелодия).

1

11.02

Работа в группах  

Чтение прозаического произведения.

1

18.02

Чтение прозы

Чтение басни.

1

25.02

Чтение басен  И. Крылова

Умение передать средствами интонации

особенности различных синтаксических конструкций.

1

04.03

Работа над средствами интонации

Основа эмоционально-образной выразительности.

1

11.03

Распознавание ИВС в текстах

Средства выразительности: сила звука, высота звука, тембр, темп,

психологическая пауза.

1

18.03

Работа над ИВС

3

.Индивидуальная работа учащихся над литературными произведениями, выбранными для выразительного чтения. Индивидуальная работа учащихся над выбранными для рассказывания текстами. Индивидуальная работа учащихся над созданием собственных устных рассказов.

Чтение прозаического произведения.

1

25.03

Чтение военной прозы

Чтение стихов. Особенности чтения.

1

01.04

Чтение стихотворений

Составление исполнительской

партитуры.

1

08.04

Выбор и составления прозы для чтения

Употребление отдельных выражений и слов, своеобразной интонации

произведения.

1

15.04

Работа над фразами и интонацией

Повести А.С.Пушкина

1

22.04

Чтение повестей

Рассказы А.П.Чехова

1

29.04

Чтение рассказа

Рассказы М. Зощенко

1

13.05

Чтение рассказа

Произведения современных поэтов

1

20.05

Чтение произведений

Итоговое занятие. Участие в конкурсе «Живая классика».

1

27.05

Выступление на конкурсе

Список литературы

  1. Аванесов Р.И. Ударение в современном русском литературном языке. М., Учпедгиз, 2014
  2. Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. М.,2014 «Искусство»,
  3. Арго А.М. Восторги и вдохновения. М., «Детская литература», 2010.
  4. Артобелевский Г.В. Очерки по художественному чтению, М., Учпедгиз, 2016.
  5. Блинов И.Я. Выразительное слово учителя-словесника. М., Учпедгиз, 2013.
  6. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. М., «Просвещение», 2015.
  7. Завадская Т.Ф. Искусство чтения в художественном развитии подростка.М.,

«Просвещение», 2013.

  1. «Звучащее слово». М., «Искусство», 2010.
  2. Найденов Б.С, Выразительность речи и чтения.М., «Просвещение», 2016.
  3. Розенталь Д.Э. Культура речи. Изд-во МГУ, 2013.
  4. Стракевич М.М. Работа над выразительным чтением». М., «Просвещение», 2014.
  5. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. М., Изд-во АПН 2012.
  6. Шевелев Н.Н. Выразительное чтение в 5-8 классах. М., АПН 1961.
  7. Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. Л., Учпедгиз, 2013.
  8. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. М.-Л., «Просвещение», 2014.

6 класс

Русская классика (18 часов)

1. А.Р.Беляев «Человек-амфибия» 2. Кир Булычёв «Девочка с Земли» 3. Б.С.Житков. Сборник «Морские истории», «Рассказы о животных» 4. В.П.Катаев «Белеет парус одинокий» 5. А.И.Куприн «Изумруд» 6. А.А.Лиханов «Последние холода» 7. Л.Пантелеев «Ленька Пантелеев»
8. М.М.Пришвин. Рассказы и повести в сборнике «Моим молодым друзьям» 9. Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

10. А.Н.Рыбаков 
«Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел» 11. Ю.В.Сотник баллады о Робин Гуде (в переводе С.Я.Маршака)

Зарубежная классика (16 часов)

1. Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан» 2. Ч.Диккенс «Оливер Твист» 3. А.Конан Дойл «Красным по белому» 4. Э.По «Золотой жук»

5. Р.Стивенсон «Остров сокровищ» 6. А.Линдгрен «Расмус-бродяга» 7. Дж. Лондон «Зов предков» 8. Э.Сетон-Томпсон «Маленькие дикари»
9. М.Твен «Принц и нищий» 10. Р.Киплинг «Арест лейтенанта Голайтли»

7 класс.

Русская классика

1. Тургенев И.С. «Первая любовь» 2. Короленко В. «Слепой музыкант». 3. Астафьев В.П. «Родные берёзы» , «Весенней порой»

4. Алексин А. «А тем временем где – то». 5. Солоухин В.А. «Ножичек с костяной ручкой» 6. Булычёв К. «Белое платье Золушки»

7. Шукшин В.М. «Забуксовал» 8. Нагибин Ю. «Эхо». 9. Яковлев Ю. «Корзинка» 10.Шефнер В. «Человек с пятью «не»», «Счастливый неудачник». 11. Фраерман Р. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». 12. Стругацкие А. и Б. «Понедельник начинается в субботу»;

Зарубежная классика 

1. Лондон Д. «Бурый волк» 2.Сетон –Томпсон Э. «Рассказы о животных». 3. Бредбери Р. Рассказы. Роман «451 по Фаренгейту». 4. Азимов А. «Я робот» 5 .Рид М. «Всадник без головы» 6. Верн Ж. «Дети капитана Гранта». «Таинственный остров» 7. Линдгрен А. «Мио, мой Мио»

8 класс

Русская классика

1. Алданов М. «Чертов мост» 2. Васильев Б. «Завтра была война». «В списках не значился». 3. Леонов Л. «Золотая карета»

4. Островский А. «Свои люди — сочтемся». «За двумя зайцами» «На всякого мудреца довольно простоты». «Не все коту масленица». (по выбору) 5. Достоевский Ф. «НеточкаНезванова» 6. Толстой Л. «Детство. Отрочество. Юность» 7. Грин А. «Бегущая по волнам.»

Зарубежная классика

1. Диккенс Ч. «Оливер Твист» 2. Андерсен Г.Х. «Три льва и три сердца» 3. Желязны Р. «Джек из тени» 4. Саймак К. «Все живое».. 5. Твен М. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». 6. Голдинг У. «Повелитель мух».7. По Э. «Колодец и маятник». 8. Томас Т. «Целитель» 9. Шекли Р. «Ордер на убийство» 10. Браун Ф. «Арена» 11. Байрон ДЖ. Г. «Паломничество Чайльд-Гарольда».

Приключения и фантастика 

1. Азимов А. «Стальные пещеры». 2. Шварц Е. Тень. «Обыкновенное чудо». 3. Узллс Г. «Когда спящий проснется».

4. Грин Р. «Приключения короля Артура и рыцарей круглого стола». 5. К. Де Труа. «Ивейн, или Рыцарь со львом»

6. Гофман Э.Т.А. « Песочный человек» 7. Лем С. «Магелланово облако»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "В мире сказок"

Пояснительная  запискаПотребность в удовлетворении духовных запросов каждого человека определяется духовными запросами общества. Однако в наш век, в век дефицита общения и приоритета во вре...

Программа кружка "В мире сказок" для учащихся 5-6 классов

Потребность в удовлетворении духовных запросов каждого человека определяется духовными запросами общества. Однако в наш век, в век дефицита общения и приоритета во времяпрепровождении детей и по...

Программа кружка "В мире прекрасного"

Программа кружка "В мире прекрасного"...

Программа кружка "В мире фантазии"

Представленна программа кружка по бисероплетению....

Программа кружка "В мире русского языка"

Направленность программы: расширение и углубление знаний по предмету.Актуальность: развитие творческих и исследовательских навыков учащихся  предполагает получение дополнительной информации и зак...

Программа кружка "В мире английского языка" для 5 класса

Программа кружка по английскому языку включает пояснительную записку, тематическое планирование и список источников...