Рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность. Читательская грамотность» для учащихся 8 классов
рабочая программа по литературе
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность. Читательская грамотность» для учащихся 8 классов составлена с опорой на:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
• Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
• Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
• Учебный план МБОУ СШ № 25.
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1) Читательские умения, связанные с нахождением и извлечением информации из текста:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2) Читательские умения, связанные с интеграцией и интерпретацией текста:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
3) Читательские умения, связанные с осмыслением и оценкой текста:
-оценивать содержание текста и его элементы;
- оценивать форму текста и целесообразность использование автором приемов;
-понимать назначение структурной единицы текста;
-обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах;
-высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
•осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
•готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
- Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
- Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
- В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Функциональная грамотность. Читательская грамотность» в 8 классе отводится 18 часов в год (0,5 час в неделю).
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Содержание программы
1.Введение в курс. Знакомство с понятиями "смысловое чтение", "читательская грамотность", "читательские компетенции". Международные исследования PIRLS, PISA. Сайт РЭШ (Российская электронная школа)
Анкетирование «Хороший ли я читатель?» (самодиагностика учащихся).
2. Знакомство с основными читательскими действиями, необходимыми для формирования и совершенствования читательской грамотности:
∙вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
∙делать прямые умозаключения из этой информации;
∙интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
∙оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Входная диагностическая работа уровня сформированности читательской грамотности обучающихся 8 классов.
3. Способы предъявления информации в тексте. Сплошной текст. Основные виды сплошных текстов: описание; повествование; рассуждение; определение понятия (словарная статья, комментарий); инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). Несплошной текст. Основные виды несплошных текстов: графики; диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии; формы (анкеты и др.); информационные листы и объявления. Смешанный текст. Реклама, комикс, афиша, плакат как виды смешанного текста. Составной текст. Сайт, форум, чат как виды составного текста.
4. Решение комплексных работ по читательской грамотности. Итоговая диагностика уровня сформированности читательских умений обучающихся 8 классов.
Формы контроля
Анкетирование ( самодиагностика) как входящий контроль.
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Контроль и оценка результатов освоения программы курса в динамике.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименования разделов и тем | Содержание |
1 | Введение в курс. | Знакомство с понятиями "смысловое чтение", "читательская грамотность", "читательские компетенции". Международные исследования PIRLS, PISA. Сайт РЭШ (Российская электронная школа). Анкетирование «Хороший ли я читатель?» (самодиагностика учащихся). |
2. | Основные читательские умения. | Что мы можем измерить при оценке читательской грамотности? Читательские действия. 4 группы читательских действий (умений)
Работа над значением терминов. |
3. | Входная диагностическая работа уровня сформированности читательской грамотности обучающихся 8 классов. | |
4. | Форматы текстов и их основные виды. | Знакомство с текстами разных форматов. |
5. | Сплошной текст. Основные виды сплошных текстов: описание; повествование; рассуждение; определение понятия (словарная статья, комментарий); инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). | Изучение основные видов сплошных текстов: описание; повествование; рассуждение; определение понятия (словарная статья, комментарий); инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). |
6-7. | Работа со сплошным текстом. К.Воробьёв "Немец в валенках". | Чтение текста, используя технологию критического мышления, приём чтение с остановками. |
8-9. | Работа со сплошным текстом. В.М.Шукшин " Далекие зимние вечера" ( В.М.Шукшин "Гоголь и Райка" , на выбор учителя) | Чтение текста, используя технологию критического мышления, приём чтение с остановками. |
10-12. | Несплошной текст. Основные виды несплошных текстов: графики; диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии; формы (анкеты и др.); информационные листы и объявления. | Знакомство с основными видами несплошного текста, работа с несплошным текстом ( нахождение и извлечение информации, интеграция и интерпретация текста, осмысление и оценка текста, использование информации из текста). Для работы взята афиша к спектаклю (на выбор учителя), схема музея-заповедника Тарханы ( или другого на выбор учителя) |
13-15. | Смешанный текст. Реклама, комикс, афиша, плакат как виды смешанного текста. | Знакомство с основными видами смешанного текста. Составление смешанного текста по прочитанному ранее сплошному тексту (К.Воробьёв "Немец в валенках" , В.М.Шукшин " Далекие зимние вечера", В.М.Шукшин "Гоголь и Райка"). |
16. | Составной текст. Сайт, форум, чат как виды составного текста. | Знакомство с основными видами составного текста. Приёмы работа с готовым составным тексом. |
17. | Итоговая диагностика уровня сформированности читательских умений обучающихся 8 классов. | |
18. | Анализ диагностической работы. | Обсуждение результатов с обучающимися. Отслеживание динамики сформированности читательских умений. |
Используемая литература
- Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа.
Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования
- Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019
- Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.
- Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020
- Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября”
- Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под редИ.В. Усачевой. М., 2016.
- Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.--Тлн.: Арго, 2017
- Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
- Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018.
- Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
- Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019
- Рождественская Л.В.Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
- Читательская грамотность школьника (5-9кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....

Рабочая программа элективного курса _Функциональная грамотность_ 5-9 классы
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов ко...

Диагностическая работа по функциональной грамотности (читательская грамотность) в 6 классе
Работа расчитана на 20 мин, на примере несплошного текста...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 6 класса...
Рабочая программа коррекционного курса для ТНР "Читательская грамотность и развитие речи".
Программа курса раззработана и адаптирована для обучающихся с ТНР и позволяет повысть уровень читательской грамотности и развивать речь обучающихся начальной школы....