Итоговая контрольная работа по литературе за курс 5 класса
тест по литературе (5 класс)

Пахунова Наталия Геннадьевна

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 5 класса даёт возможность проверить знания и умения учащихся в конце года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по литературе за 5 класс

Вариант 1

Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Наиболее известный герой древнегреческих мифов?

1) Геракл  2) Кощей Бессмертный  3) Добрыня Никитич

2. Фольклор – это:

1) Устное народное творчество

 2) Сказки, придуманные народом

3) Краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

3. Глупый, подлый поступок Ивана-царевича, героя сказки «Царевна-лягушка»:

1) Не отправился на поиски Василисы Премудрой,

 2) Сжег лягушачью кожу,  

3)  Помог зайцу, медведю, щуке.

4. Известный русский баснописец: 1) Эзоп,   2) А.С. Пушкин, 3) И.А.Крылов.

5. Из плена смог выбраться и сбежать (по «Кавказскому пленнику» Л.Н.Толстого):

1) Жилин,      2) Костылин,              3) Жилин и Костылин вместе.

6. Какое было прозвище у Фильки, героя произведения «Теплый хлеб»:

1) Да ну тебя,   2) Да я тебя,      3) Филя-простофиля.

7. Каю попали осколки дьявольского зеркала (Андерсен «Снежная королева»):

 1) В глаз;                               2) В глаз и в сердце;                3) Не попали никуда.

8. Ваня Солнцев, герой повести «Сын полка»:

1) Попал в плен к немцам и рассказал немцам о разведчиках;  2) Попал в плен к немцам и его спасли разведчики; 3) В плен к немцам  не попадал.

9. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее:

1) А.С. Пушкин,  2) М.Ю. Лермонтов,  3) Ф.И.Тютчев.

10.ВстихотворенииМ.Ю.Лермонтова  «Бородино»  подчеркнутые словаявляются: «Звучал булат, картечь визжала»: 1) Олицетворением,  2) Сравнением,   3) Эпитетом.  

11. Соотнесите понятие и определение:

1. Стихотворение        А) произведение фантастического характера        

2. Пословица               Б) Небольшое лирическое произведение

3. Сказка                      В)Краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

12. Соотнесите автора и название произведения:

1) А.С.Пушкин                                         А) « Кавказский пленник»

 2) М.Ю.Лермонтов                                Б) «Сказка от мертвой царевне и семи богатырях»                                                                                                                                        3) И.С.Тургенев                                     В)   «Теплый хлеб»

4)   Л.Н.Толстой                                     Г)  «Муму»

5)   К.Г.Паустовский                            Д) ) «Бородино»                                                                                                                                  

13. Определите, из какого произведения взят отрывок:«Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, — а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь».

1) А.П.Чехов«Хирургия»,   2) А.П.Платонов«Никита»,    3) И.С.Тургенев«Муму».

14. Определите, из какого произведения взят отрывок: «Мальчик стоял неподвижно и не спускал глаз с огромной птицы. Вдруг он вспомнил, что глухаря часто берут с собакой. Охотники рассказывали, что глухарь, сидя на дереве, с любопытством смотрит вниз, на заливающуюся лаем собаку, а порой и подразнивает ее. Охотник тем временем незаметно подходит с тыла и стреляет…»  

1) Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» 2) К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»,

3) В.П.Астафьев «Васюткино озеро»        4) В.Катаев «Сын полка»

15. Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок: «Что ребенок, что заяц – все одно, – упрямо пробормотал дед. – Все одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь – бросить!»

16. О каком событии рассказывает М.Ю.Лермонтов в своем стихотворении «Бородино»?

17 .Дайте развернутый ответ на вопрос: «Какое из изученных произведений в 5 классе произвело на вас наибольшее впечатление, почему?»  (5-7 предложений)

Итоговая контрольная работа по литературе за 5 класс

Вариант2

Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.

1.Какой  из перечисленных жанров не является фольклорным:

1) повесть  2) сказка   3) пословица

2. Геракл - герой древнегреческих мифов совершил подвигов:

1) 12         2) 13             3) 1

3. Русская народнаясказка:

1) «Царевна-лягушка»

2 )«Сказка о мертвой царвене и семи богатырях»

3) «Алиса в стране чудес»

4.В какойсказкеесть говорящее зеркальце:

1)  «Журавль и цапля»

 2) «Царевна-лягушка»  

3) А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

5. Герасим, герой рассказа И.С.Тургенева «Муму», спас: 1) щенка   2) собаку     3) котенка

6. Самый ужасный поступок Фильки, героя рассказа «Теплый хлеб»:

 1) нагрубил бабушке,  

 2) ударил коня и бросил хлеб в снег,

 3)  не совершал дурных поступков

7. Дед спасся из лесного пожара («Заячьи лапы»), так как:

1) побежал вслед за лесными зверями;

2) его спасли пожарные;

3) побежал вслед за зайцем    

8.Поэт, учившийся в Царскосельском лицее:

1) М.Ю. Лермонтов   2) Ф.И.Тютчев3) А.С. Пушкин  

9 .Встихотворении А.С.Пушкина «Зимний вечер»

 «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя», подчеркнутые словаявляются:

  1. Олицетворением     2) Сравнением    3 )Эпитетом

10. Соотнеситепонятиеиопределение:

1. Былина                  А)    небольшое прозаическое произведение        

2. Пословица            Б) Произведение, повествующее о богатырях

3. Рассказ                  

                    В)Краткое,крылатое,образное народное изречение,имеющее поучительный смысл.

11. Соотнеситеавтораиназваниепроизведения:

1)Ф.Искандер                 А)« Снежная королева»

2) В.Катаев                           Б)« В дурном обществе»

3)Х. Андерсен                      В)«Тринадцатый подвиг Геракла»

4)В.П.Астафьев             Г)«Сын полка»

5)В.Г.Короленко           Д)«Васюткино озеро»

12.Определите, из какого произведения взят отрывок:«Прожил так Жилин месяц. Днем ходит по аулу или рукодельничает, а как ночь придет, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает. Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть»

1) В.П.Астафьев«Васюткиноозеро»  

2) В.Г.Короленко«Вдурномобществе»

 3) Л.Н.Толстой«Кавказскийпленник»

13.Определите, из какого произведения взят отрывок: «Весело насвистывая, шел он по тайге; следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка»

1)  В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

2) Л.Н.Толстой«Кавказскийпленник»

3) И.С.Тургенев«Муму»

        

14. Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок:

«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
»  

15.О какой королеве идет речь?

«А у них тоже есть королева? — спрашивал мальчик. Он знал, что у настоящих пчел есть такая. — Есть! — отвечала бабушка. — Снежинки окружают ее густым роем, но она больше их всех и никогда не присаживается на землю, вечно носится в черном облаке.

Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки, вот оттого-то и покрываются они морозными узорами, словно цветами...»

16. Какую игрушку принес Вася Марусе (произведение «В дурном обществе»)?

17.  Дайте развернутый ответ на вопрос: «Какое из изученных произведений в 5 классе произвело на вас наибольшее впечатление, почему?»  (5-7 предложений)

Критерии оценивания

№ задания

1 вариант

2 вариант

Балл

Часть 1

1

1

1

1

2

1

1

1

3

2

1

1

4

3

3

1

5

1

1

1

6

1

2

1

7

2

3

1

8

2

2

1

9

1

3

1

10

1

2

1

11

1Б,  2В, 3А

1Б,  2В, 3А

1

12

1В, 2Е, 3А, 4Д, 5Б, 6Г

1В, 2Г, 3А, 4Д, 5Б, 6Е

1

13

3

3

1

14

3

1

1

Часть 2

15

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

2

16

Война 1812 г., Бородинское сражение

ВОВ, освобождение русскими танкистами захваченного немцами  города

2

17

Том Сойер

Снежная королева

2

18

В часовне

куклу

2

Часть 3.

Ответ на поставленный вопрос оценивается  по критериям: правильность ответа  на поставленный вопрос, соблюдение требований к тексту -  тип-рассуждение, наличие аргументов, объем текста - 5-7 предложений и более, грамотность ответа.

Максимальный балл – 5.

Система оценивания задания.

Максимальный балл  − 27

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

        

        

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-13

14-18

19- 23

24-27

Спецификация промежуточной аттестации по литературе. 5 класс

Назначение работы:

  • Определение уровня образовательных достижений в усвоении содержания курса литературы учащимися 5 класса.
  • Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

Материалы промежуточной аттестации составлены в соответствии с ФГОС основного общего образования по литературе. Время выполнения работы: 40 мин.

Содержание работы. Содержание работы охватывает учебный материал, изученный в течение года. Составлено 2 варианта итоговой работы, состоящей из 3-х частей. Первая часть представляет собой тест из 14 вопросов и предусматривает выбор одного ответа из предложенных или соотнесение понятия и определения или автора и произведения. Вторая часть предполагает односложного ответа на вопрос и 3 часть - написание краткого ответа на поставленный вопрос (сочинение).

Основные разделы курса, вынесенные на контроль

Раздел

Содержание

1

Основные теоретико-литературные понятия

Литературные роды и жанры

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, олицетворение, сравнение.

2

Из русской литературы первой половины XIX в.

И.А. Крылов. Басни; А.С. Пушкин пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зелёный...»), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Бородино»

Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

3

Из русской литературы второй половины XIX в.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

И.С. Тургенев. «Муму»

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «На Волге», «Крестьянские дети», поэма «Мороз, Красный нос»» (отрывок)

В.Г.Короленко «В дурном обществе»; Л.А.Андреев «Кусака»;

4

Из русской литературы XX века

В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы», «Теплый хлеб»; В.Катаев «Сын полка»; Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»; А.П.Платонов «Никита», «Цветок на земле»

Л.Андреев «Петька на даче»

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; русских писателей XIX XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения;
  • умение формулировать собственное отношение к героям русской литературы, их оценивать;
  • умение создавать написание развернутый ответ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса

Эта работа проводится в конце 4 четверти. Предназначена для тех, кто работает по УМК Т.Ф.Курдюмовой...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 8 класса

Эта работа проводится в 8 классе по УМК Т.Ф.Курдюмовой...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса по учебнику В.Я.Коровиной...

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса по учебнику Полухиной

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 6 класса...