Конспект урока "М.В. Ломоносов – ученый, поэт, гражданин. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру…»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Асмолова Кристина Васильевна

9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lomonosov.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: М.В. Ломоносов – ученый, поэт, гражданин.

Юмористическое нравоучение «Случились вместе два  астронома в пиру…»

Ход  урока

  1. Организационный момент

Китайская пословица гласит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления. Предлагаю поразмышлять, какой же  путь самый  трудный.

Выслушав всех, учитель  воспроизводит  

Человек может стать умным тремя путями:

путём подражания – это самый лёгкий путь,

путём опыта – это самый трудный путь,

и путём размышления – это самый благородный путь.

  1. Мотивация учебной деятельности

- Как вы думаете, что может объединять такие три вещи, как звезды, кисть художника, перо писателя, колбы и пробирки химика?

- Много ли вы знаете людей, одинаково хорошо разбирающихся в астрономии, физике, рисовании, стихосложении, истории, пишущих научные работы в этих областях?

  1. Сообщение темы и целей урока

А сегодня мы познакомимся с человеком, который не только все это мог делать, но и научился всему этому сам благодаря упорству и необычайному стремлению к знаниям. Зовут этого человека Михаил Васильевич Ломоносов

- Что мы должны будем узнать сегодня на уроке? Чему научиться? (узнать о личности М.В. Ломоносова, его биографию, познакомиться с его произведением).

Запись числа и темы в тетрадь.

  1. Приобретение новых знаний
  1. Слово учителя

Основные достижения Михаила Ломоносова

1уч. Главные достижения Ломоносова коснулись физики, химии и астрономии.

- он создал основы физической химии, чтобы с помощью физических законов объяснить химические явления;

- ему удалось перевести ртуть в твердое состояние, благодаря чему это вещество перешло в категорию «металлы»;

- открыл закон сохранения массы

2 уч. Создал рефлекторный телескоп
• доказал, что на Венере есть атмосфера

• создал химическую лабораторию, первую в России
разработал теорию атмосферного электричества

3 уч. Ломоносов обосновал теорию цветов. 
освоил производство цветного стекла и набор мозаичных картин.

• основал стекольный завод 

4 уч. Ломоносова называют сподвижником просвещения. В Славяно-греко-латинской академии курс обучения составлял 8лет. Ломоносов же прошёл этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках. После окончания академии в числе лучших учеников он был послан в Германию для изучения механики, физики, химии, горного дела. После возвращения в Россию становится профессором химии. В 1754 году М. В. Ломоносов разрабатывает проект создания Московского университета. В 1755 году в Москве открылся университет, который сейчас носит имя М. В. Ломоносова.

5 уч. - Михаил Васильевич активно требовал для низшего сословия права на поступление в высшие учебные заведения.

- сочинил множество стихотворных произведений;

- занимался развитием русского научного языка

- составил «Краткое руководство к риторике» и «Российскую грамматику» а также «Древнюю российскую историю».

6 уч. Интересные факты из жизни Михаила Ломоносова

• Ученый отличался вспыльчивым характером
• Увлекался фехтованием
• Имел почетный титул звание величайшего ученого своего времени
• Любил есть рыбу
• В споре сломал нос немецкому ученому

7 уч. И как ученый, и как поэт Ломоносов отдал все свои знания и силы служению народу и родине. Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве». В своих предсмертных записях Ломоносов писал: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…»

- Какой вывод вы можете сделать о Ломоносове? Каким он был? К чему стремился всю свою жизнь?

ФИЗМИНУТКА

  1. Работа по теме урока
  1. Знакомство с произведением «Случились вместе два астронома в пиру» (читает учитель)

Ребята, для того, чтобы лучше понять это произведение, проведем словарную работу

  1. Словарная работа

- Что значит «случились два астронома»?

- «весьма»?

- «спорили в жару»?

- «круг Солнца ходит»?

- «Как ты о сем сомненье рассуждаешь»?

- «такова»?

- «жаркова»?

  1. Работа с учебником (со сносками). Работа в группах.

- Ребята, кто является главными действующими лицами в произведении?

- Сейчас мы поработаем в группах. Составим диаграмму Венна и сравним главных героев. 1 группа заполнит графу «Коперник», 2 группа – «Птолемей», 3 группа – найдет общее между этими героями. Внимательно работайте со сносками в учебнике, чтобы собрать информацию.

«Диаграмма Венна»

Коперник

Общее

Птолемей

1475-1545гг.

Польша

Земля вращается вокруг Солнца

Астрономы

Учение о строении мира

90-160гг.

Древняя Греция

Солнце вращается вокруг Земли

  1. Беседа

- Итак, главными действующими лицами произведения являются два астронома Птолемей и Коперник.  Могли ли они реально встретиться друг с другом?

- О чем спорили ученые? (о строении мира)

- К кому обращается хозяин дома за разрешением спора?

- Как повар решает этот спор?

- Давайте перечитаем и внимательно прислушаемся к словам повара. Повар говорит: «Кто видел простака…»  От какого прилагательного слово «простак»?

(простой. А есть ещё прилагательное «простоватый», к нему существительное ближе)

- А что значит «простоватый»? (не очень умный,  недалёкий)

    «Простаки»  встречаются везде. И среди поваров тоже. Но такого простака из поваров, который бы вертел очаг  кругом жаркого, не видел никто.

- Каким же образом повар разрешает спор астрономов? (через сравнение: он уподобил Солнце очагу,  а Землю  сковороде)

  - Что вы можете сказать о поваре? (смекалистый, находчивый и не лишён чувства                юмора. Легко и быстро решил жаркий спор учёных)

- В годы жизни Ломоносова все уже понимали, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этого произведения?

Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины, как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждение великим открытиям.

- Почему Ломоносов написал свое произведение в шутливой форме?

     Стихотворение Ломоносова забавно и увлекательно. Но создано оно не для того, чтобы позабавить и  развлечь  читателя. Забавляя, оно несёт истинное знание  о строении Вселенной. Ломоносов был твёрдо убеждён, что поэзия должна служить просвещению людей, а значит, и просвещению Отечества.

  1. Инсценирование произведения «Случились вместе два астронома в пиру»

ФИЗМИНУТКА

  1. Работа со схемой «Роды и жанры литературы»

- Все произведения авторы пишут в стихотворной или прозаической форме. Одни предназначены для чтения, другие для постановки на сцене. Исходя из этого, литературные произведения распределяют по родам и жанрам.

- Рассмотрите схему. Какие три рода литературы выделяют? (эпос, лирика, драма)

Запись терминов в тетрадь

Эпос – повествование о людях и событиях

Лирика – выражение мыслей и чувств автора

Драма – изображение диалогов и поступков героев

- Найдите знакомые жанры. Расскажите, с какими жанрами вы уже знакомы?

- Некоторые исследователи считают произведение М. Ломоносова по жанру басней. К какому роду литературы относится басня?

Выводы по уроку.

Более 300 лет отделяют нас от даты его рождения. (слайды 15-16) Имя и дела Ломоносова шагнули далеко вперед, опережая время. Сменились три века, а дух этого человека стал крепче, вдохновляя людей на новые научные открытия, на успешную образовательную и учебную деятельность, на развитие культуры. Народ воздал должное заслугам Ломоносова перед Родиной и наукой. Именем этого ученого названы города и села. Многие из них украшены памятниками Ломоносову. Имя Ломоносова мы находим не только на Земле, но и на обратной стороне Луны, на картах Северного Ледовитого и Атлантического океанов. С 1940 года имя своего основателя носит Московский государственный университет.

(слайд 17)

- Рассмотрите фотографию необычного памятника М.В. Ломоносову в г. Ломоносове (скульптор Гликман). Что заинтересовало вас? Как вы думаете, почему скульптор изобразил Ломоносова в 2-х вариантах? Что он хотел этим подчеркнуть?

- Теперь мы сможем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: может ли один человек одинаково хорошо разбираться в астрономии и литературе, физике и искусстве?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ломоносов:ученый,поэт,гражданин

Данная разработка может быть использована как в качестве самостоятельного сценария о жизненном пути великого соотечественника,внесшего большой вклад в формирование русского языка и литературы,та...

Конспект урока математики. 9 класс. Тема: «Куб, как частный случай прямоугольного параллелепипеда».

Тип урока: закрепление и коррекция знаний.Образовательная цель: систематизировать знания о параллелепипеде, показать, что куб – это параллелепипед....

М. В. ЛОМОНОСОВ – УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Цели: дать общие сведения о М. В. Ломоносове; Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского языка, стихосложения; познакомить с жанром оды....

План - конспект урока "Атомоход "Ломоносов""

Обобщающий урок в 8 классе по темам: " Атомно-молекулярное учение", "Химические реакции", " Основные классы неорганических соединений"....

Презентация к уроку литературы "М. В. ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" (9 класс)

Презентация к уроку литературы "М. В. ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" в 9 классе....

Конспект урока по басням И.А.Крылова "Люблю, где случай есть, пороки пощипать!"

Изучение творчества И.А. Крылова в 5-м классе включено в программы и учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, М. Кутузова. Данный урок  проводится ...